ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.05.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА
Одно из интереснейших явлений социальной жизни человека представляет беседа в том значении этого слова, как оно толкуется в словаре В.И.Даля: «Беседа – взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их сообщение, размен чувств и мыслей на словах».
Сперва зададимся вопросом: В каких беседах мы с Вами участвуем или, вероятно, будем делать это настолько часто, что нам полезно было бы узнать, как лучше себя вести при этом? Попробуем выделить типы таких важных для нас «разговоров» с окружающими.
Вероятно, мы не ошибемся, если предположим, что на первое место Вы поставите беседу... с родителями. Затем назовете беседу с друзьями. Потом вспомните о том, что возникают трудности, когда нужно начать и вести разговор с незнакомым человеком. Время от времени каждый из Вас беседует с преподавателями. Наконец, бывает, беседы за общим праздничным столом по торжественному случаю или Вы участвуете в застолье в компании ровесников. Вот тот круг ситуаций, который приблизительно очерчивает Ваши потребности в области риторики беседы.
Итак, перечисленные нами ситуации бесед можно объединить в несколько типов:
-
Непринужденная беседа с близкими или хорошо знакомыми людьми.
-
Первая беседа с незнакомым человеком – «беседа – разведка». К ней близка «беседа – игра», или «светская беседа».
-
деловая беседа, тема и ход которой определены профессиональными и деловыми интересами и задачами, официально, часто с иерархией участников (начальник – подчиненный).
-
Застольная беседа – организованное по особому случаю речевое событие (разной степени официальности, нередко сложное по структуре, часто с ведущим).
Первые два типа беседы, выделенные нами выше, могут иметь любую произвольную тему; это неофициальные беседы, подлинную (глубинную) тему которых прекрасно определил английский писатель 19 века Р.Л.Стивенсон: «У всякой беседу, сказал он, имея ввиду беседу непринужденную, - есть только три темы: Я – это я, Вы – это Вы, все прочие – это чужие».
Прежде чем давать конкретные риторические рекомендации к ведению беседы названных нами типов, отметим следующее.
То, как должна «выглядеть» та или иная беседа (то, какие ожидания по отношению к речевому поведению собеседника имеет человек, вступающий в разговор в той или иной ситуации), определяется речевой культурой и традицией народа, его риторическим идеалом.
В настоящий момент в нашей стране культура и традиция беседы, складывающиеся веками и представлявшая собой каждую часть русской культуры, значительно нарушена.
Истинные связи между людьми рушатся, торжествует имитация общения, симуляция взаимопонимания в беседе.
Часто отдельные монологи в процессе такой «беседы» практически друг с другом не взаимодействуют, не перекрещиваются, а просто чередуются, «сосуществуют».
Приведем один пример. Это будет художественное обобщение – модель «детской беседы». Заметим, что, чем младше дети, тем менее они способны беседовать на «общую тему» и тем более склонны «говорить о своем», как бы не замечая, игнорируя высказывания собеседника.
Вспомните: - А у меня в кармане гвоздь. А у Вас? - А у нас сегодня гость. А у Вас? - А нас сегодня кошка родила вчера котят. Котята выросли немножко. А есть из блюдца не хотят.
Беда в том, что эта «детская модель» разговора может сохраняться у взрослых, если подлинная культура беседы в обществе утрачена.
Известно, что 80% рабочего времени руководителей всех уровней расходуется на те или иные виды служебного общения. И чаще всего таким видом является деловая беседа.
Она строится на диалоге двух беседующих. Самой характерной чертой диалога в беседе является возможность взаимного прерывания. Этим обусловлена чередуемость периодов, когда человек говорит и слушает, а также этим обусловлен и быстрый темп речи – говорящий торопится досказать мысль, пока его не прерывали.
По этой же причине он стареется в определенных ситуациях общения поменьше колебаться, так как паузой может воспользоваться собеседник. При сокращении пауз страдает тщательность подбора слов, реплики кратки и не завершены. Но понимание, в свою очередь, облегчается тем, что реплики партнеров взаимно обусловлены и тесно связаны с контекстом беседы.
В зонах молчания собеседник наблюдает, слушает, воспринимает партнера, оценивает получаемую информацию, накапливает познания, затем готовится к возражению, к поправкам, которые он не может не сделать.
Беседы могут различаться по форме, но все они обязательно имеют речевую окраску и разнообразие жестов. Поднятие бровей, взмах рук, выпрямление спины, поворот туловища, движение плеч, ног, кистей рук, головы – одни из них ровно ничего не значат в деловой беседе, другие столь «красноречивы», что сплошь да рядом изменяют смысл произносимых слов на противоположение. Позой выражают и почтительность, и насмешку.
Деловая беседа может вызвать у ее участников целую гамму разнообразных чувств – приятных и неприятных. Причем возбудителем этих чувств служит не только содержание разговора, но и его стиль, манера.
Эффективность ведения беседы – чрезвычайно сложное дело. Известно, что специальная методика ведения деловых бесед помогают лишь в 7 случаях из 10 достигнуть максимального успеха, а в остальных – хорошего результата. Некоторые зарубежные фирмы имеют даже в своих штатах специалистов-беседников, идеально владеющих искусством деловой беседы.
Практика управления в нашей стране свидетельствует, что в любом деле, на всех должностях, во всех инстанциях успех более чем на 50% зависит от умения налаживать личные контакты и вести деловую беседу.
Именно от результатов деловых встреч зачастую зависит достижение цели, стоящей перед организацией.
Искусству вести беседу можно научиться так же, как и искусству выступлений перед большой аудиторией. Существует некоторые рекомендации, которые в процессе их реализации позволяют добиваться результативного эффекта в деловой беседе.
Для того, чтобы общение в деловой беседе было двусторонним, необходимо придерживаться следующих правил, которые являются значимыми как для общения вообще, так и для делового в частности:
-
Информированность, согласно которой сообщения беседующих должны быть интересными друг для друга, а не общеизвестными.
-
Тождество, согласно которому партнеры должны исходить из одной и той же тождественной хотя бы в течение беседы действительности.
Беседу лучше всего вести на основе взаимности.
Очень важно, чтобы темп мышления и речи был у собеседников примерно одинаковым: у людей с быстрым темпом мышления вызывают досаду флегматики. А медлительных раздражают слишком активные, быстро соображающие.
Если темп мышления у обоих собеседников достаточно высок или один из них начал передавать информацию, а другой догадался, к чему тот клонит, он короткой фразой или одним вставным словом, не прерывая мысли партнера, дает понять, что уловил суть дела.
Собеседник оценивает и не продолжает того, что ясно обоим, а переходит к другой мысли или дает высказаться партнеру, если же тот заблуждается и не уловил идеи, ему говорят: «Нет, не то», - и продолжают речь.
Такая манера общения, требующая сосредоточенности и внимания к словам и жестам собеседника, наиболее интересна и приятна.
В ситуации, когда деловая беседа становится одним из средств достижения цели, наиболее отчетливо проявляется важность психологического понимания собеседника, их взаимного расположения, доверительного отношения друг к другу.
В деловой беседе более чем в другом виде общения проявляется личность собеседника, ее особенности, богатство натуры, внутренняя и внешняя культура.
Вместе с тем при деловой беседе обязательно всплывают на поверхность и отрицательные черты личности, качества характера, плохие манеры, если они есть у человека. И это приводит к возникновению барьера неконтактности.
Как разрушить барьер неконтактности во время беседы?
Даже если удастся удержать собеседника за пуговицу и вовлечь его в разговор, где гарантия, что содержание слов действительно дойдет до него?
Ведь вполне может быть, что во время разговоров он вовсе не прислушивался к Вашим словам, а обдумывал эффектную фразу с целью оправдания своих действий, поступков, намерений или желая поразить собеседника своими познаниями и остроумием.
Беседа должна быть обязательно в той ли иной степени интересной для собеседника: активизировать беседу можно не только содержательностью. Нужно показать собеседнику, как положительные последствия его действий, так и отрицательные. Очень важно, чтобы сообщаемые сведения были достоверными и убедительными.
Поддержать беседу, устранить скованность можно и через такие элементы установления контакта, как кивнуть слегка головой, посмотреть на говорящего, сделать замечание на ходу беседы или каким-то иным способом показать заинтересованность в разговоре. Это необходимо для того, чтобы цель, поставленная Вами перед беседой, была достигнута. Поэтому необходимо тщательно подготовиться к предстоящей встрече.
Деловая беседа состоит из некоторых этапов.
-
Подготовительный этап
Мы в большинстве своем, как правило, договариваясь с кем-либо о деловой встрече, серьезно к ней не готовимся, надеясь на свой опыт, интуицию и здравый смысл.
Вместе с тем высокие требования, предъявляемые в современных условиях к качеству работы, ее эффективности, вызывают необходимость тщательной подготовки к каждой деловой встрече.
Прежде всего, подготовка к беседе начинается с продумывания перспективных целей.
В зависимости от назначения беседы мы может варьировать перспективные цели, например:
-
побудить человека к определенным действиям;
-
обеспечит лучшее взаимопонимание;
-
создать хорошие отношения с собеседником;
-
обеспечить коллективное сотрудничество.
Перспективные цели должны непременно лежать в основе всех наших деловых контактов.
Для повышения результативности беседы необходимо продумать ее ближайшие цели, например:
-
выяснить конкретные факты;
-
обсудить какой-то вопрос, (производственную) проблему.
Тщательная подготовка к деловой беседе предполагает составление ее плана и разработку примерных вопросов к собеседнику.
План деловой беседы может включать в себя:
-
решение о том, как ее начать;
-
основные вопросы (по существу) обсуждаемой проблемы;
-
необходимый справочный материал (полезно вспомнить даты и номера документов, прочие официальнее материалы, которые могут аргументировать Ваше сообщение);
-
предварительные заключительные замечания;
-
время и место проведения беседы с учетом возможностей своих и собеседника, регламент беседы.
Залогом успешного начала деловой беседы является пунктуальность. Только чрезвычайнее обстоятельства могут в какой-то степени оправдать ваше опоздание к началу назначенной встречи.
Особое внимание при составлении плана подготовки и проведения беседы следует обратить внимание на вопросы.
Замечено, что беседа приобретает непринужденный характер, если перед собеседником поставлены конкретные вопросы.
Правильная постановка вопроса делает обсуждение свободным и откровенным, позволяет подойти к теме с любой точки зрения, более четко сформулировать идеи, мнение или опыт.
Тем самым достигается более полное понимание между Вами и собеседником, выявляются важные факты, вносящие ясность в решение конкретной проблемы, делаются более аргументированные выводы и четче формируются рекомендации.
Вы, готовясь к встречи, должны попытаться угадать и учесть психологический склад собеседника, его внутренний мир, его темперамент, особенности характера, настроение собеседника.
Поэтому, готовясь уже непосредственно к самой беседе, необходимо тщательно разработать ее блок-схему или будущую модель. Для этого Вам следует задуматься и ответить на следующие вопросы: