ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методология и методика научного исследования в скд

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплиныМетодология и методика научных исследований в социально-культурной деятельностиявляютсясформировать у аспирантов системные представления об организации и методике исследований в сфере теории, методики и организации социально-культурной деятельности. Курс призван подготовить аспирантов к осуществлению теоретических и прикладных исследований.

Задачи курса:

  • усвоить цели структурные компоненты и алгоритм осуществления исследования в сфере социально-культурной деятельности:

  • приобрести навыки разработки и реализации программы исследования

  • знакомство с методологическим аппаратом исследования

  • освоить технологию прикладных исследований социально-культурной деятельности

2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) Курс «Методология и методика научных исследований в социально-культурной деятельности»

является дисциплиной по выбору образовательной программы послевузовского профессионального образованияпо специальности 13.00.05 – теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Курс взаимосвязан с «Историей и методологией теории социально-культурной деятельности», История и философия науки», а также с производственной практикой аспиранта. Входными знаниями умениями аспиранта являются:

проведение самостоятельной научно-исследовательской работы, руководство научно-исследовательской работой научных коллективов по вопросам истории, теории и технологии социально-культурной деятельности;

проведение социологических и педагогических исследований в связи с задачами совершенствования производственной деятельности учреждений культуры, оптимизации процессов личностного роста участников социально-культурной деятельности;

сбор эмпирической информации, проведение экспериментальных мероприятий и диагностика их педагогической эффективности в процессе социально-культурной деятельности;

самостоятельная авторская работа и редакционная подготовка научных текстов, работа в редакционных коллективах средств массовой информации.


3. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • -основы методологии исследований в сфере социально-культурной деятельности знать понятийный аппарат учебной дисциплины, принципы функционирования психолого-педагогического исследования в области социально-культурной деятельности;

  • -основные этапы и тенденции развития исследовательских процессов;

  • -научный аппарат отрасли

  • - этапы технологию технику и приемы исследовательской деятельности

  • - требования к организации экспериментальной работы.

  • -

  • - разрабатывать и реализовывать программу исследования.

Уметь:

  • - использовать современные психолого-педагогические технологии в исследовании социально-культурной деятельности.

  • грамотно применять полученные теоретические знания в практической исследовательской работе

  • выполнять прикладные исследования социально-культурной направленности

Владетьнавыками и инструментарием теоретических и эмпирических методов исследования


Тема 1. Виды научных исследований в области социально-культурной деятельности

Понятие о методологических, теоретических и прикладных исследованиях.

Методологические основы научных исследований. Труды выдающихся отечественных мыслителей (П.А.Сорокина, Н.А.Пригожина, В.В.Сластенина и других) в философском осмыслении роли социально-культурной деятельности в истории России и ее современной жизни. Роль методологии в определении концептуальных основ и выборе методов исследования. Понятие «концепция».

Теоретические исследования социально-культурной деятельности и их основные задачи (выявление сущности, принципов, функций, закономерностей развития педагогики досуга и т.д.).

Прикладные исследования, их роль в изучении конкретных процессов и явлений в практике развития социально-культурной деятельности, а также различных технологий организации досуга (как традиционных, так и инновационных).

Тема 2. Проблематика исследований социально-культурной деятельности

Педагогические исследования социально-культурной деятельности, их основное «проблемное поле» - формирование и развитие духовно-нравственной сферы и творческих способностей личности в процессе досуговой деятельности, разработка концептуальных основ и современных моделей организации отдыха, социальной реабилитации и адаптации.

Социологические исследования, позволяющие выявить роль и место социально-культурной деятельности, организации досуга в современном социуме, тенденции и социальные факторы их развития.

Социально-педагогические исследования, раскрывающие своеобразие адаптационных, реабилитационных и коррекционных процессах в сфере социально-культурной деятельности.

Фольклористические исследования, позволяющие выявить, зафиксировать Межпредметные исследования, осуществляемые на стыке нескольких отраслей научного знания.

Тема 3. Методика разработки программы исследования

Требования к формулировке темы исследования. Понятие «программа исследования». Основные компоненты программы: обоснование актуальности темы исследования, формулировки его цели и задач, раскрытие методологических и теоретических основ, определение основных этапов исследования и их содержания, выбор методов исследования и базы его проведения.

Разработка плана реализации программы исследования.

Тема 4. Теоретические методы исследований

Анализ научной литературы. Значение данного метода в выявлении степени научной разработанности исследуемой проблемы, круга занимающихся ею авторов и достигнутых ими результатов.


Системный анализ. Понятие «система». Роль системного анализа в целостном, всестороннем анализе изучаемого явления (процесса), во взаимосвязи всех его основных компонентов.

Педагогическое моделирование. Понятие «модель» в педагогике. Виды педагогических моделей: реальная и перспективная. Возможности педагогического моделирования в разработке перспективных направлений развития объединений и организаций (коллективов, студий, центров народных ремесел и др.), занимающихся народным художественным творчеством.

Тема 5.Эмпирические методы исследования

Понятие об эмпирических методах и их роли в исследованиях народного творчества.

Метод анкетирования, его особенности и преимущества в исследованиях народной художественной культуры (возможность получения большого массива данных и др.). Требования к разработке анкеты. Основные виды вопросов (открытые и закрытые). Выборка объектов анкетирования. Репрезентативность выборки. Методы обработки анкетного материала. Интерпретация данных анкетирования.

Метод наблюдения, используемый для изучения педагогического процесса в любительском художественном коллективе, для исследования творчества народных мастеров и произведений декоративно-прикладного искусства, и т.д. Виды наблюдений (включенное и невключенное). Требования к составлению плана наблюдения, анализ полученных данных.

Метод беседы, роль этого метода в выявлении индивидуальных особенностей личности участника или руководителя художественно-творческого коллектива, их отношения к различным аспектам народного художественного творчества и т.д.

Метод тестирования. Графические методы диагностики личности. Цветовой тест Люшера. Методы тестирования творческих способностей личности.

Метод контент-анализа - целенаправленный анализ текстов на основе выделения в нем конкретных смысловых единиц. Возможности метода контент-анализа при изучении документации художественно-творческих коллективов (планов, отчетов и т.д.), а также фольклорных текстов, авторских произведений любителей искусства.

Метод социометрии, используемый для «измерения» психологического климата в коллективе, для выявления в нем лидеров, для изучения реальных проблем межличностного общения.

Метод анализа результатов художественно-творческой деятельности (произведений декоративно-прикладного искусства, спектаклей, концертов любительских коллективов и т.д.), позволяющий раскрыть художественно-эстетические особенности народного творчества, а также уровень исполнительского мастерства личности или творческого коллектива.


Метод педагогического эксперимента. Сущность педагогического эксперимента. Обоснование актуальности эксперимента, постановка его целей и задач. Понятие о гипотезе исследования. Моделирование содержания, форм и методов экспериментального педагогического процесса. Требования к контрольной и экспериментальной базам (группам) исследования. Критерии и методы диагностики эффективности педагогического эксперимента.

Оформление результатов эксперимента (текстов, графиков, таблиц, диаграмм и т.д.).

Использование компьютерных средств при проведении эмпирических исследований.