Файл: К тестированию по социологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Повторяющееся, регулярное и регулируемое взаимодействие порождает социальные отношения. Они формальны во вторичных группах, неформальны – в первичных (Ч. Кули).

Личность - субъект общественных отношений и сознательной деятельности (И.Кон).

Трактовки структуры личности: психоаналитическая теория З. Фрейда, целостности П. Сорокина (распадается на целый ряд Я) и может быть идеациональной (аскетизм), сенситивной (чувственность) и смешанной.

Л.Н. Гумилёв рассматривал личность с позиций теории пассионарности как социально активную или пассивную.

Социальный антрополог Р. Линтон ввёл понятие модальной и нормативной личности.

Р. Мертон выделил пять моделей социальной адаптации личности к выработанным культурным нормам: конформную, инновационную, ритуализм, ретретизм, эскейпизм – отстранение, уход от социальной реальности в свои экстравагантные миры, бунт, мятеж – активное противостояние нормам общества.

Социальный статус - социальное положение, занимаемое индивидом. Обусловлен естественными (раса, пол, национальность) и социальными (профессия, доход, образование) характеристиками.

Виды социального статуса:

  • предписанный и достигаемый,

  • смешанный (нищий) и интегративный (обобщённый),

  • социально-групповой (в социально-стратификационной системе общества) и личностный (индивидуальные особенности человека).

Социальная роль (Р. Линтон) - ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом человека; роль - модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в соответствии с её ожиданиями и обусловленная местом личности в системе межличностных и общественных отношений.

Структура роли: ролевое предписание и ролевое ожидание.

Ролевой конфликт - ситуация, в которой необходимо играть две и более роли (Р. Мертон).

Социализация - двусторонний процесс, состоящий, с одной стороны, в передаче обществом социально-исторического опыта, символов, ценностей и норм, а с другой – в их усвоении индивидом, интериоризации (переход внешних по своей форме процессов общественной жизни во внутренние процессы сознания). Социализация трактуется как становление социального Я.

Десоциализация - процесс отучения от старых норм, ролей, правил.


Ресоциализация - процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям взамен старых.

Стадии социализации как процесса освоения ролей (М. Мид и Ч. Кули):

1) имитация – механическое повторение наблюдаемых действий,

2) игра - переход из роли в роль, отстранение от сыгранной роли,

3) групповое членство – освоение своей роли глазами группы.

Социализация подразделяется на первичную и вторичную (межличностные и социальные отношения). Первичная протекает от младенчества до зрелости, вторичная – в зрелости.

Фазы социализации – адаптация и интериоризация (интернализацию).

Макро-, мезо- и микрофакторы социадизации.

В социологии принято выделять агенты и институты социализации: люди и организации.

Социальную общность описал первым Ф. Тённис. Социальная общность устойчивая совокупность людей, характеризующаяся более или менее одинаковыми чертами условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, интересов и ценностей.

Типы общностей: массовые, групповые, социально-территориальные, этнические, профессиональные, поло-возрастные.

Существует три вида коллективной деятельности: массовые действия, коллективное поведение и коллективные действия (социальные движения). Г.Блумер. Социальные движения – разновидность коллективных действий; реформаторские, радикальные, революционные, антиглобалистские.

Массовые общности: аудитория, толпа, масса. Гюстав Лебон и Габриэль Тард - концепции психологии толпы и теории подражания.

Т. Гоббс определил понятие группа. Р. Мертон: социальная группа - совокупность определённым образом взаимодействующих друг с другом индивидов, осознающих свою принадлежность к группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других.

Структура группы: групповые процессы, групповые ценности, нормы и санкции.

Типы группа: номинальная / реальная, аутгруппа/ингруппа, референтные/группы членства, большие/малые, формальные-неформальные, первичные/вторичные (Ч. Кули).

Групповые процессы изучает метод социометрии (19 век, Д. Морено).

Социальный институт – устойчивый комплекс формальных и неформальных норм, принципов, правил, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.


Макс Вебер: семья не является институтом, поскольку она лишена рациональных установлений. К числу институтов он относит политические структуры, государство, религиозные сообщества (церковь).

Под устойчивостью социального института Т. Парсонс подразумевал стабильность самих нормативных стандартов.

Роберт Мёртон различал явные и латентные функции социальных институтов.

Томас Лукман, Р. Бергер, «Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания»: социальные институты и отношения – продукты человеческого сознания.

Институционализация – процесс осознания общественной потребности и возникновения новых социальных институтов.

Социальная организация (Ч. Барнард – основоположник американской теории управления) - вид кооперации людей, отличающейся от других социальных групп сознательностью, предсказуемостью, целенаправленностью.

Структура организации, по Г. Ливитту: цели, социальная структура, технологии, культура и персонал.

Формальная и неформальная структуры в организации. 

Макс Вебер: организации становятся всё более рациональными. Макс Вебер исследовал социальную организацию и описал мир бюрократических организаций: иерархия, специализация, обезличенность, правила и установления, техническая компетентность, формальная коммуникация.

Организационная культура - совокупность идей, корпоративных ценностей и норм поведения, которые присущи только данной организации и формируются в ходе совместной деятельности ради достижения общей цели.

Социальная структура - система взаимосвязанных социальных позиций, обладающих различными измеряемыми признаками, - профессией, возрастом, образованием, доходами и т.д.

Четыре аспекта структуры, по П. Штомпке, - это 1) социальные роли, 2) типичные для данной позиции взгляды и убеждения, 3) характерные интересы или жизненные шансы, 4) типичные направления взаимодействия, предпринимаемого лицами, занимающими соответствующие позиции.

Социальная стратификация означает социальную дифференциацию и неравенство на основе таких критериев как доход, социальный престиж, образование, самоидентификация, участие во властных отношениях, постоянное ранжирование социальных статусов и ролей в социальной системе. Под равенством понимают 1) равенство личностное, 2) равенство возможностей, 3) равенство условий жизни, 4) равенство результатов.


Социальное неравенство необходимо обществу, чтобы общество могло развиваться.

Различают ряд типов стратификационных систем: физико-генетическая, социально-профессиональная, рабовладельческая, классовая, кастовая, культурно-символическая, сословная, культурно-нормативная, этакратическая.

Социально-экономический статус - категория для обозначения сложной классификации, основанной на различных измерениях социального неравенства.

В российском обществе выделяются группы, различающиеся по материальному положению:

  • состоятельные (материальные средства достаточны для обеспечения высокого уровня жизни),

  • обеспеченные (средств достаточно для обновления предметов длительного пользования, улучшения жилищных условий с помощью кредита,

  • малообеспеченные (средств хватает только на повседневные расходы),

  • неимущие (имеют минимальные средства только для поддержания жизни).

Социальная мобильность – перемещение между позициями и группами, находящимися на разных уровнях стратификационных иерархий.

Виды мобильности: индивидуальная и групповая, вертикальная - восходящая и нисходящая и горизонтальная, межпоколенная и внутрипоколенная.

«Социальные лифты», каналы социальной мобильности – типичные сценарии продвижения, или карьеры, возможные в данном обществе, - семья, профессия, общественно-политическая деятельность, образование.

Социальный контроль - термин ввёл Г. Тард. Означает целенаправленное влияние общества на индивида ради создания и обеспечения в обществе социального порядка (Парк Р.) формы: принуждение, групповое давление и социализация. В связи с этим он подразделяется на формальный и неформальный. Функции – регулятивная, охранительная, стабилизирующая. Способы – дозволение, предписание, запрет.

Социальные нормы – правила, выражающие требования общества, социальной группы к поведению личности, группы во взаимоотношениях друг с другом, обществом в целом.

Девиантное поведение – поведение, отклоняющееся от нормы. Отклонения могут иметь как позитивный, так и негативный характер и угрожать стабильности общества. К основным формам девиантного поведения относятся преступность, алкоголизм, наркомания, суицид.


Культура (П. Сорокин) - общая совокупность того, что создано или модифицировано путём сознательной или несознательной активности индивидов, взаимодействующих друг с другом или обусловливающих поведение друг друга.

Термин «социология культуры» ввёл в действие немецкий социолог М. Вебер в 1917 г.

Функции культуры таковы: адаптивная, гуманистическая, социализирующая, познавательная, нормативная, социокультурного контроля, информационная, коммуникативная, ценностно-ориентационная, аксиологическая, интегративная.

Типология культуры: П. Сорокин различал культуру трёх типов: идеациональную, сенситивную и идеалистическую.

Выделяют три формы мировой культуры: элитарную, народную, массовую.

Культура отдельных социальных групп (молодёжной, пожилых людей, национальной, профессиональной и т.д.) называется субкультурой. Субкультура отличается от доминирующей культуры, но их базовые ценности не противостоят друг другу.

Контркультура – часть культуры, которая находится в конфликте с господствующей культурой (делинквентная культура). Это культура преступников, имеющих свои нормы, ценности, обряды, традиции, обычаи, жаргон, клички и т.д.

Мультикультурализм – сглаживание культурного многообразия.

М. Мид изучала процессы ассимиляции культур (культурного поглощения), аккомодации культур (вынужденного приспособительного освоения языка другой культуры) и культурного отбора (избирательного добровольного освоения ценностей другой культуры).

Культурный лаг, по Уильяму Огберну, - факт, когда некоторые элементы культуры изменяются быстрее других, в результате чего может быть подорвана система культуры.

Этноцентризм – практика оценки чужой культуры по стандартам родной демонстрируют все культуры, что порождает непонимание, а порой и конфликты. Культурный релятивизм - логическая альтернатива этноцентризму, практика оценки культуры исходя из её стандартов.

Информационным называется общество, в котором обеспечен доступ к информации благодаря компьютеризации. Человек здесь отчуждается от общества (Э. Тоффлер). Информация давит на людей (Э. Фромм).

Индустриальная цивилизация ( Герберт Маркузе) означает тотальный контроль над человеком.

Институт культуры – организованное объединение людей, которые выполняют определённые социально значимые функции, обеспечивают совместное достижение целей на основе своих социальных ролей, задаваемых культурными ценностями, нормами, образцами поведения.