Файл: К тестированию по социологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Институты культуры: наука, искусство, религия, кино, театр, музей и т.д.

Социальная система – это особый класс систем, элементный состав которой составляют люди, а также возникающие между ними отношения.

Общество представляет собой не просто социальную систему, но сложноорганизованную систему высшего «органического» типа, совокупность систем (социальная группа, социальный институт, личность), суперсистему (социетальную), необходимую для удовлетворения всех основных потребностей людей, стабильную, саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся.

Общество – многоуровневая система. Первый уровень – социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий, второй уровень различные социальные институты и общности.

О. Конт понимал под обществом функциональную систему, включающую в себя государство, классы, семью, подчёркивал примат общества над индивидом, его объективность по отношению к индивиду.

Н. Смелзер определяет общество как объединение людей, имеющее определённые географические границы, общую законодательную систему и определённую национальную идентичность. Это понятие, не тождественное понятиям «государство» и «страна». Страна – географическая характеристика части планеты, государство – категория политологии, политической системы страны, общество – понятие, характеризующее социальную организацию страны.


По Конту, общество – это специфическая социальная реальность, часть объективного мира, имеющая двойственный характер. Во-первых, в обществе происходит продолжение биологического рода, во-вторых, общество обладает особым качеством – социальностью.

К. Маркс и его последователи трактуют общество как особый социальный организм, являющийся продуктом взаимодействия людей и подчинённый собственным законам функционирования и развития. Согласно марксистской традиции, тип общества определяется способом производства, т.е. тем, как используются и контролируются экономические ресурсы, которыми оно владеет. В связи с этим различают феодальное, капиталистическое, социалистическое, коммунистическое общества.

Г. Спенсер опирался на идею эволюции обществ от простого к сложному и рассматривал общество как биологический организм, усложняющийся по мере развития. Для изучения общество он ввёл в оборот такие понятия как социальный институт, функция, структура, система, организация. Разделил общества на военные (низшая точка эволюции) и промышленные (высшая точка эволюции).

Э. Дюргейм рассматривает общества, основанные на механической солидарности (простые общества) и органической солидарности (сложные общества).

Ф. Тённис видит в обществе социальную общность. Он характеризует два типа отношений – общинные (родовые, соседские и дружеские) и общественные (строятся на основе полезности одного человека для другого). Тённис анализирует три типа обществ – допромышленное, традиционное и современное.

Микросоциологическая традиция: П. Сорокин утверждал, в отличие от них, что общество – результат взаимодействия индивидов в контексте широких социокультурных отношений и процессов. Зиммель представлял общество как комплекс обобществлённых индивидов.

По наличию письменности различают общества бесписьменные, дописьменные, письменные, где есть алфавит.

По господствующей религии общества подразделяют на мусульманское, христианское и т.д.

По языку выделяют общества франкоязычное, русскоязычное и т.д.

По способам получения средств к существованию вычленяют общества, живущие охотой и собирательством (аборигены Африки, Австралии), живущие родственными связями; садоводческие (Ближний Восток, юг Сахары), не прибегающие к плугу; аграрные (Древний Египет), с использованием животных в качестве рабочей силы, семья – основная производственная единица; промышленные (индустриальные), в современной эпохе (Северная Америка, Восточная Европа, Восточная Азия (Япония, Тайвань, Гонконг, Корея Южная), научные знания, тепловая и атомная энергия, совершенствование технологий.


Гражданское общество – термин Аристотеля. Т. Гоббс полагал, что естественным состоянием людей до объединения в общество была война, и не просто война, а «война всех против всех», когда всем всё позволено. Но такое состояние не является благом для человека, который заинтересован в мире. Достичь мира можно только искусственным путём – через договор. Именно на нём основывается государство как олицетворение власти и справедливости. Ж.Ж. Руссо разработал концепцию естественного порядка: естественный порядок превращается в порядок позитивный, гражданское общество также противопоставляется природному состоянию человека. Центральная фигура гражданского общества – свободная и независимая личность.

Общества подразделяют также на доиндустриальное (традиционное), индустриальное и постиндустриальное (современное). В доиндустриальном обществе определяющий фактор развития - сельское хозяйство, в индустриальном - промышленность, а в постиндустриальном - информация (теоретическое знание).

Конфликт выступает как одна из распространённых форм социальных действий. В основе конфликтов лежит отсутствие согласия людей.

Аристотель, Гоббс, Гегель, Маркс, Вебер, Дарендорф, Рэкс рассматривают конфликты не как отклонение от нормы, а как нормы социальных отношений, нормальное состояние общества, источник общественного развития.

В теории социального конфликта конфликт – борьба по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти, средств, когда цели противника нейтрализуются, ущемляются соперниками. Конфликт поддерживает динамическое равновесие в системе.

Типы конфликтов: когнитивный конфликт – борьба точек зрения людей, межличностный конфликт – противостояние двух личностей, конфликт между личностью и группой, межгрупповой конфликт, социальный конфликт.

Три основные стадии развития конфликта: 1) латентную стадию (предконфликтная ситуация), 2) стадию открытого конфликта, 3) стадию разрешения (завершения) конфликта.

Социальное изменение - различие между состоянием социальной системы в другой момент, на другом отрезке времени. Меняются состав системы, состояние системы, структура, функции, границы, окружение. Факторы экзогенные (внутренние) и эндогенные (внешние). Развитие может быть однолинейное, многолинейное, скачкообразное.

Социокультурные изменения своим источником имеют изобретения, дающие начало новому объекту, идее, социальному образцу, а также


иммигранты.

Идея прогресса – Ксенофонт (2-3 века до н.э.), термин – от Лукреция. Это движение к лучшему, счастливому будущему, регресс – обратное.

Социальные утопии, воображаемые образцы доброго, счастливого, совершенного общества будущего (Государство Солнца и Аркадия, миллениум и коммунизм).

Огюст Конт: закон интеллектуальной эволюции человечества указывает на направление и критерий социального прогресса — степень продвижения к высшей в его концепции, научной (позитивной) стадии развития.

Г. Спенсер, разделяя представление о нелинейном характере эволюции, предполагал измерять социальный прогресс достигнутой степенью сложности обществ. Социальная эволюция аналогична биологической и приводит постепенно к тому, что мир становится лучше.

Фердинанд Тённис в своей теории общности и общества (Gemeinschaft und Gesellschaft) дал объяснение процессу модернизации, как прогрессирующей утраты Gemeinschaft, или человеческой общности.

Дюркгейм писал, что традиционные общества объединены механической солидарностью, общими моральными взглядами.

О. Конт, Г. Спенсер и Э. Дюркгейм конструировали понятие прогресса в виде двустороннего процесса дифференциации и интеграции безотносительно к его благодетельным последствиям.

Макс Вебер видел суть современности в замене традиционного мировоззрения рациональным мышлением. В доиндустриальных обществах традиции препятствуют изменениям.

Вебер изучал типы людей – капиталистов, учёных, бюрократов, мировоззрение которых можно назвать рационалистическим, и именно они, по мнению Вебера, - примета современности.

Карл Маркс видел в современном обществе капиталистическое устройство. Индустриальную революцию он считал капиталистической. Беря по контроль систему производства, буржуазия заменяла феодальную аристократию. Вопрос социального прогресса решался через достижение высшей ступени человеческого развития — построения бесклассового коммунистического общества, где будет властвовать свободный труд свободных людей, — неизбежно, хотя и отдалено во времени.

Л. Уорд, Н. Михайловский: прогресс заключается в увеличении человеческого счастья или уменьшении человеческого страдания.

П.Сорокин: оба течения – социологическое и психологическое недостаточны, их необходимо синтезировать. В противном случае теория прогресса рискует дать вместо формулы прогресса формулу застоя.


В конце ХХ века британский индус Кришан Кумар соединил основные мотивы рассуждений Конта и Вебера с идеями Парсонса о современности: 1) принцип индивидуализма, свободы от групповых связей и зависимостей, прав личности,

2) принцип дифференциации, выбора из множества вариантов во всех сферах жизни и несения ответственности за выборы,

3) принцип рациональности, апофеоза разума, логики, расчёта, объективности, эффективности,

4) принцип экономизма вопреки традиционным семейным, религиозным, военным или рыцарским ценностям,

5) принцип экспансивности, расширения в пространстве современного образа жизни, что носит название глобализации.

Роналд Робертсон определил глобализацию как совокупность процессов, делающих единым социальный мир.

Теория модернизации обретает громкую известность в 1950-60-х годах. Высокоразвитые и отсталые, постколониальные страны сосуществуют друг с другом. Мир делится на центр (метрополию) и периферию. Образцы современности воплощаются в цивилизации Запада и распространяются по всему миру.

В настоящее время в мире насчитывается 1 млрд нищих людей. Теория модернизации утверждает, что когда-то все были бедны, технологические изменения повысили производительность труда подняли жизненный уровень в некоторых странах.

Теория зависимости предполагает, что современные бедные общества не смогут модернизироваться, даже если пожелают.

Теория социального эволюционизма: интеллектуальный и технический прогресс расходится с моральным прогрессом. Эволюция не является однонаправленной, а может идти по многим направлениям.

Немецкий ученый Освальд Шпенглер в книге «Закат Европы» (1918) обосновывал периодизацию развития и упадка культур по аналогии с этапами жизненного цикла человека, включая закат и смерть.

Английский историк Арнольд Тойнби также считал, что развитие цивилизаций происходит по одному пути, совершенствуясь и продвигаясь к упадку по сходным этапам.

Циклическая теория социокультурной динамики П.Сорокина - пессимистичная оценка перспектив развития современного западного общества. О том же - концепция «мир-экономики» И. Уоллерстайна, согласно которой страны третьего мира не смогут повторить путь, пройденный государствами — лидерами современной экономики. Капиталистическая мир-экономика, зародившаяся более 500 лет назад, в 1967-1973 гг. вступила в неизбежную завершающую фазу жизненного цикла — фазу кризиса.