ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
Эпоха |
Основная идея/идеи |
Представители и школы |
Высказывания об обществе, о мире |
Высказывания о человеке, о Боге |
Философия древности Философия Древней Индии
Философия Древнего Китая |
Космосоцент-ризм - система философских взглядов, в которых космос (как философское понятие) занимает центральное место.
Даосизм, Моизм, Легизм
Конфуцианство |
Адживика Джанизм Буддизм, Будда
Лао-Цзы «Дао Дэ Цзин», Школа инь и ян
Конфуций, «И-цзин», «Ши-цзин», «Чунь-цу», «Лунь-Юй», Кун-цзы
|
4 благородные истины Будды:
Дао – Великий путь, которому следует Вселенная, как космический закон. Дао – это субстанция, основа, носитель этого закона. «О несчастье оно является опорой счастья. О счастье. В нем притаилось, несчастье», «Легче зажечь одну свечу, чем клясть темноту».
«Не ведая еще, что такое жизнь как можно знать, что такое смерть? Не умея служить людям как можно служить духам?» |
Восьмиричный путь:
Принцип не деления. «Лучший правитель тот, о ком народ знает лишь то, что он существует», «Человек легко умирает от того, что у него слишком сильно стремление к жизни».
Основные качества «благородного мужа»: Жень (гуманность), Сяо (сыновья, почтительность), Ли (этикет), И (долг, справедливость), Мин (знание судьбы, Воли небес) |
Философия Античности Философия Древней Греции
«Досократи-ки»
Античная философская классика Софисты и Сократ
Платон
Аристотель
Философия эпохи эллинизма Эпикур
Философия Стои
Скептицизм
Философия в Средние века Патристика
Схоластика
|
Космосоцент-ризм
Космосоцент-ризм
Космосоцент-ризм
Диалектика
Начало Пантеизма – «н в вещах»
Теоцентризм – философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога, как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага.
|
Гомер, Гесиод
Милетская школа. Фалес (ок. 625 — 547 гг. до н. э.),
Анаксимандр (ок. 610 — 546 гг. до н. э.)
Анаксимен (ок. 588 — ок. 525 гг. до н. э.).
Эффейская Школа Гераклид (ок. 540 — ок. 480 гг. до н. э.).
Школа Пифагора Пифагор Самоссонский (ок. 570 — ок. 497 гг. до н. э.)
Элейская школа Ксенофан (ок. 570 — после 478 гг. до н. э.)
Парменид (род. ок. 540 / 515 г. до н. э.).
Зенон Элейский (род. ок. 500 / 490 гг. до н. э.).
Мелисс (род. ок. 480 г. до н. э.)
Школа Атомистов Левкипп и Демокрит (ок. 460 — 370 гг. до н. э.).
Протагор Абдерский (ок. 480 — 410 гг. до н. э.) Горгий (ок. 480 — 380 гг. до н. э.)
Сократ (ок. 470 - 399 гг. до н. э.)
Сократические школы (философские учения, сложившиеся под влиянием идей Сократа и развитые его учениками): 1) Мегарская Евклид (ум. после 369 г. до н. э.), Диодор Крон 2) Элидо-эретрийская Федон
3) Киренская Аристипп(ок. 435 — после 366 до н. э.), Гегесий
4) Киническая Антисфен Афинский (ок. 455 — ок. 360 гг. до н. э.), Диоген Синопский (ок. 404 — ок. 323 гг. до н. э.).
Платон (родился в 428/427 г. до н. э.) Академия Платона религиозно-философская школа, созданная Платоном в 385 г . до н. э
Аристотель (родился в 384/383 г. до н. э.) Перипатетики (ученики и последователи Аристотеля, его философская школа.
Эпикур (родился в январе или феврале 341 г. до н. э.)
Зенон, Хрисипп (?281 — 208 гг. до н. э.), Панеций (? 185 — 108 гг. до н. э.), Посидоний (? 135 — 51 гг. до н. э.), Сенека, Мусониа Руфа, Эпиктет и императора Марк Аврелий.
Пиррон (360 — 270 гг. до н. э.), Тимон, Карнеад, Клитомах, Энесидем, Агриппина.
Аврелий Августин (354 — 430 гг.), Иоанн Дамаскин (ум. 753 г.), Иустин Философ (ум. 165 г.), Тит Флавий Климент Александрийский (ок. 150 — 216 гг.), Ориген (ок. 185 — 263/264 гг.), и др.
Боэций (ок. 480 — 524 гг.), Иоанн Скот Эриугена (ок. 810 — после 877 гг.), Ансельм Кентерберийский (ок. 1033 — 1109 гг.), Петр Абеляр (1079— 1142 гг.), Фома Аквинский (1224 / 1225—1274 гг.) и др. |
Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный, Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких, И, между вечными всеми богами прекраснейший, — Эрос Сладкоистоменный — у всех он богов и людей земнородных Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает. (Гесиод. Теогония, 116— 122. Пер. В. В. Вересаева).
Согласно Фалесу, все многообразие природы, вещей и явлений можно свести к одной основе (первостихии или первоначалу), в качестве которой он рассматривал “влажную природу”, или воду. Фалес: «Не наживай богатства нечестным путем».
В качестве первоначала всего сущего Анаксимандр считает апейрон (беспредельное). В его интерпретации апейрон не является ни водой, ни воздухом, ни огнем. “Апейрон есть не что иное, как материя”, которая находится в вечном движении и порождает бесконечное множество и многообразие всего существующего.
Все вещи, согласно Анаксимену, являются той или иной модификацией воздуха. Земля представляет собой уплотнение воздуха и находится в центре космической полусферы.
В качестве первоосновы вещей Гераклит выбрал огонь. Огонь в философии Гераклита — не столько одна из мировых стихий, сколько образ вечного движения и изменения. Периоды «возгорания» и «угасания» огня чередуются друг за другом, и это чередование продолжается вечно.
С точки зрения пифагорейцев, космос и вещи — это не просто материя и вещество, но вещество с определенной структурой, подчиненное соразмерности и числовым отношениям. Пифагор утверждал, что «все есть число».
Элеаты в качестве субстанции всего сущего выдвинули бытие. Они же поставили вопрос о соотношении бытия и мышления, т. е. основной вопрос философии. 1) бытие есть, а небытия нет;2) бытие едино, неделимо;3) бытие познаваемо, а небытие непознаваемо: его нет для разума, а значит, оно не существует.
«Мыслить и быть — одно и то же» (фр. 3); «одно и то же мышление и то, о чем мысль, ибо без сущего, в котором она высказана, тебе не застать мышления» (фр. 8, 34 — 36). «Небытие» — немыслимо, и «то, чего нет» — невозможно.
Сущее, по Зенону, имеет материальный характер, оно находится в единстве и неподвижности.
«Небытие» существует нисколько не менее чем «бытие», и это «небытие» есть пустота. «Ничто не происходит случайно»
"То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога; значит, ты их имеешь". Горгий в трактате "О том, чего нет, или О природе" рассматривает три тезиса: 1) ничего нет; 2) если что-то и есть, то оно непознаваемо; 3) но если оно и познаваемо, то оно все равно невыразимо в слове и не может быть передано другому.
Согласно Сократу, мир является творением божества «великого и всемогущего, вездесущего и обо всем пекущегося», а основой, сущностью мира — «духовный принцип» как в логическом, так и в историческом смысле слова. Сократ: «Я знаю только то, что ничего не знаю»
Диодор Крон доказывал тождество бытия в возможности с бытием в действительности (Эпиктет. Беседы, II, 119, 1) и отрицал сам феномен движения: он полагал, что «ничто не движется, но всегда бывает продвинувшимся» (Секст Эмпирик, Против ученых, X, 85).
Аритипп утверждал, что все существует ради какого-то блага или зла и единственным, что имеет значение, является либо «хорошее», либо «плохое».
Антисфен: «Об одном может быть высказано только одно, а именно только его собственное наименование» — тезис о невозможности противоречия.
"Истинное бытие - это определенные бестелесные идеи, которые могут постичь только умом"
«Бытие — это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания».
Девиз Эпикура: «Живи уединённо!» Бесконечно число и разнообразие спонтанно развивающихся миров, представляющих собой результат столкновения и разъединения атомов, помимо которых не существует ничего, кроме пустого пространства.
Сенека: «Где будем после кончины? Там же где нерожденные», «Поступай в отношении другого так, как он на твой взгляд должен поступать по отношению к тебе».
Скептики ставили под сомнение само качество мышления, особенно сомнение в существовании и достоверности догм - истин, которые должны приниматься как данность и не должны требовать для себя каких бы то ни было доказательств.
«Бог — источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Мир существует благодаря непрерывному творению Бога, который перерождает всё умирающее в мире. Мир один и несколько миров быть не может». Познавая мир, человек понимает величие Бога, необходимость служения ему и следования его заповедям.
Согласно Аквинскому - Мир — совокупность субстанций, зависимых своим существованием от Бога. Только в Боге сущность и существование нераздельны и тождественны. |
Если бы мог я не жить с поколением пятого века! Раньше его умереть я хотел бы или позже родиться. Землю теперь населяют железные люди. Не будет Им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя, И от несчастий. Заботы тяжелые боги дадут им. (Гесиод. Труды и дни, 174- 178. Пер. В. В. Вересаева).
Фалес: «Счастлив тот, кто телом здоров, натурой богат, душой благовоспитан», «Древнее всего сущего – Бог, ибо он не рожден».
У Анаксимандра Бог - первопричина, а Боги становятся мирами, универсумами, коих множество, и они-то циклически возникают и гибнут.
«Подобно тому, как душа, будучи воздухом, сдерживает нас, так дыхание и воздух объемлет весь мир». В этих словах выражается идея пантеизма, в соответствии с которым Бог равен природе, т.е. воздуху, выступающему началом всего сущего.
«Этот космос (порядок, греч. κόσμος), — говорит Гераклит, — один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами вспыхивающим и мерами погасающим»
Все происходящее в мире управляется определенными математическими отношениями; задача философа заключается в том, чтобы эти отношения вскрыть.
«Один бог, наивеличайший среди богов и людей, не похожий на смертных ни телом, ни разумом» (фр. 23). Он «весь целиком видит, весь целиком мыслит и весь целиком слышит» (фр. 24). Он пребывает неподвижным, ибо «ему не пристало двигаться то туда, то сюда» (фр. 26), и одной лишь «силой ума» он «все потрясает» (фр. 25).
Боги трактуются Парменидом как аллегории небесных светил, стихий, страстей и т. д. Традиционная мифология и религия, с точки зрения Парменида, также является следствием ложного допущения существования небытия, или «множества»: подлинно существует только одно «бытие», а многоликие олимпийские божества — только «мнятся».
Согласно Зенону, человек состоит и души и тела, душа есть тонкая горячая пневма, особым образом организованная. В душе есть 8 частей (основная – разумная «ведущая», располагается в области сердца) и 4 «способности» (представление, влечение, согласие и разумность).
"Телесная красота человека, — согласно Демокриту, — есть нечто скотоподобное, если под ней не скрывается ум"
«Человек есть мера всех вещей: существующих — насколько они существуют, несуществующих насколько они не существуют» (Протагор, фр. 1). «О богах я не могу знать ни того, что они есть, ни того, что их нет, ни как они выглядят, ибо многое препятствует этому: и неясность предмета, и краткость человеческой жизни» (фр. 4).
Сократ: «Познай самого себя и стань тем, кто ты есть», «Человек – существо без перьев, двуногое, с плоскими ногтями»
Евклид утверждал, что «существует одно только благо, называемое различными именами: иногда разумением, иногда богом, а иногда умом и прочими наименованиями, а противоположное благу отрицал, заявляя, что оно не существует»
Человек Аристиппом уподоблялся осажденному городу: он как будто бы пребывает в плену своих ощущений, не получая известий извне. Ощущения суть восприятия наших собственных состояний, а не самих вещей природного мира. На вопрос, откуда он родом, Диоген отвечал: «Я — гражданин мира». Подлинно «собственным» для человека является его внутренняя свобода.
"Истинное бытие - это определенные бестелесные идеи, которые могут постичь только умом" Душа есть проявление идеи (Платон)
Аристотель: «Человек – политическое животное», «...душа есть причина и начало живого тела... душа есть причина как то, откуда движение, как цель и как сущность одушевленных тел».
Счастье человека как наслаждение. В пространстве между мирами (в «междумириях»), бессмертные и счастливые, живут боги, не заботясь о мире и людях.. Душа человека смертна, как и тело.
Марк Аврелий считал, что основной целью человеческих стремлений должно быть достижение добродетели, т е. подчинение «разумным законам природы в согласии с человеческим естеством».
Согласно учению Пиррона, философ — человек, который стремится к счастью. Оно, по его мнению, заключается только в невозмутимом спокойствии, сочетающемся с отсутствием страдания.
«Главная цель человека — спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение церкви». Августин считает, что душа должна обращаться к Богу, поскольку он единственный, кто может озарить знанием, так как обладает бытием прежде всех вещей и идей.
Бог, согласно Боэцию, это сущность, лишенная материи, множественности и акциденций. Он — чистая форма, что отличает Его от чувственно воспринимаемых вещей, состоящих из формы и материи, поскольку Он един и абсолютно прост. 5 доказательств бытия Бога Фомы Аквинского:
|
Философия эпохи возрожде-ния |
Антропоцентризм - воззрение, согласно которому человек есть центр Вселеннойи цель всех совершающихся в мире событий.
Гуманизм -мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|