ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эпоха

Основная идея/идеи

Представители и школы

Высказывания об обществе, о мире

Высказывания о человеке, о Боге

Философия древности

Философия Древней Индии

Философия

Древнего Китая

Космосоцент-ризм - система философских взглядов, в которых космос (как философское понятие) занимает центральное место.

Даосизм, Моизм, Легизм

Конфуцианство

Адживика

Джанизм

Буддизм, Будда

Лао-Цзы «Дао Дэ Цзин»,

Школа инь и ян

Конфуций, «И-цзин», «Ши-цзин», «Чунь-цу», «Лунь-Юй», Кун-цзы

4 благородные истины Будды:

  1. Существует страдание;

  2. Существует причина страдания – желание;

  3. Существует прекращение страдания – нирвана;

  4. Существует путь, ведущий к прекращению страдания – Восьмиричный путь.

Дао – Великий путь, которому следует Вселенная, как космический закон. Дао – это субстанция, основа, носитель этого закона. «О несчастье оно является опорой счастья. О счастье. В нем притаилось, несчастье», «Легче зажечь одну свечу, чем клясть темноту».

«Не ведая еще, что такое жизнь как можно знать, что такое смерть? Не умея служить людям как можно служить духам?»

Восьмиричный путь:

  1. Мудрость

    1. Правильное воззрение

    2. Правильное намерение

  2. Нравственность

    1. Правильная речь

    2. Правильное поведение

    3. Правильный образ жизни

  3. Духовная дисциплина

    1. Правильное усилие

    2. Правильное помятование

    3. Правильное сосредоточение

Принцип не деления. «Лучший правитель тот, о ком народ знает лишь то, что он существует», «Человек легко умирает от того, что у него слишком сильно стремление к жизни».

Основные качества «благородного мужа»:

Жень (гуманность), Сяо (сыновья, почтительность),

Ли (этикет),

И (долг, справедливость),

Мин (знание судьбы, Воли небес)

Философия Античности

Философия Древней Греции

«Досократи-ки»

Античная философская классика

Софисты и Сократ

Платон

Аристотель

Философия эпохи эллинизма

Эпикур

Философия Стои

Скептицизм

Философия в Средние века

Патристика

Схоластика

Космосоцент-ризм

Космосоцент-ризм

Космосоцент-ризм

Диалектика

Начало Пантеизма – «н в вещах»

Теоцентризм – философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога, как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага.

Гомер, Гесиод

Милетская школа.

Фалес (ок. 625 — 547 гг. до н. э.),

Анаксимандр (ок. 610 — 546 гг. до н. э.)

Анаксимен (ок. 588 — ок. 525 гг. до н. э.).

Эффейская Школа

Гераклид (ок. 540 — ок. 480 гг. до н. э.).

Школа Пифагора

Пифагор Самоссонский (ок. 570 — ок. 497 гг. до н. э.)

Элейская школа

Ксенофан (ок. 570 — после 478 гг. до н. э.)

Парменид (род. ок. 540 / 515 г. до н. э.).

Зенон Элейский (род. ок. 500 / 490 гг. до н. э.).

Мелисс (род. ок. 480 г. до н. э.)

Школа Атомистов

Левкипп и Демокрит (ок. 460 — 370 гг. до н. э.).

Протагор Абдерский (ок. 480 — 410 гг. до н. э.)

Горгий (ок. 480 — 380 гг. до н. э.)

Сократ (ок. 470 - 399 гг. до н. э.)

Сократические школы (философские учения, сложившиеся под влиянием идей Сократа и развитые его учениками):

1) Мегарская Евклид (ум. после 369 г. до н. э.), Диодор Крон

2) Элидо-эретрийская

Федон

3) Киренская

Аристипп(ок. 435 — после 366 до н. э.), Гегесий

4) Киническая

Антисфен Афинский (ок. 455 — ок. 360 гг. до н. э.), Диоген Синопский (ок. 404 — ок. 323 гг. до н. э.).

Платон (родился в 428/427 г. до н. э.)

Академия Платона религиозно-философская школа, созданная Платоном в 385 г . до н. э

Аристотель (родился в 384/383 г. до н. э.)

Перипатетики (ученики и последователи Аристотеля, его философская школа.

Эпикур (родился в январе или феврале 341 г. до н. э.)

Зенон, Хрисипп (?281 — 208 гг. до н. э.), Панеций (? 185 — 108 гг. до н. э.), Посидоний (? 135 — 51 гг. до н. э.), Сенека, Мусониа Руфа, Эпиктет и императора Марк Аврелий.

Пиррон (360 — 270 гг. до н. э.), Тимон, Карнеад, Клитомах, Энесидем, Агриппина.

Аврелий Августин (354 — 430 гг.), Иоанн Дамаскин (ум. 753 г.), Иустин Философ (ум. 165 г.), Тит Флавий Климент Александрийский (ок. 150 — 216 гг.), Ориген (ок. 185 — 263/264 гг.), и др.

Боэций (ок. 480 — 524 гг.), Иоанн Скот Эриугена (ок. 810 — после 877 гг.), Ансельм Кентерберийский (ок. 1033 — 1109 гг.), Петр Абеляр (1079— 1142 гг.), Фома Аквинский (1224 / 1225—1274 гг.) и др.

Прежде всего во вселенной

Хаос зародился, а следом

Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный,

Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких,

И, между вечными всеми богами прекраснейший, — Эрос

Сладкоистоменный — у всех он богов и людей земнородных

Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает.

(Гесиод. Теогония, 116— 122. Пер. В. В. Вересаева).

Согласно Фалесу, все многообразие природы, вещей и явлений можно свести к одной основе (первостихии или первоначалу), в качестве которой он рассматривал “влажную природу”, или воду.

Фалес: «Не наживай богатства нечестным путем».

В качестве первоначала всего сущего Анаксимандр считает апейрон (беспредельное). В его интерпретации апейрон не является ни водой, ни воздухом, ни огнем. “Апейрон есть не что иное, как материя”, которая находится в вечном движении и порождает бесконечное множество и многообразие всего существующего.

Все вещи, согласно Анаксимену, являются той или иной модификацией воздуха. Земля представляет собой уплотнение воздуха и находится в центре космической полусферы.

В качестве первоосновы вещей Гераклит выбрал огонь. Огонь в философии Гераклита — не столько одна из мировых стихий, сколько образ вечного движения и изменения. Периоды «возгорания» и «угасания» огня чередуются друг за другом, и это чередование продолжается вечно.

С точки зрения пифагорейцев, космос и вещи — это не просто материя и вещество, но вещество с определенной структурой, подчиненное соразмерности и числовым отношениям. Пифагор утверждал, что «все есть число».

Элеаты в качестве субстанции всего сущего выдвинули бытие. Они же поставили вопрос о соотношении бытия и мышления, т. е. основной вопрос философии. 1) бытие есть, а небытия нет;2) бытие едино, неделимо;3) бытие познаваемо, а небытие непознаваемо: его нет для разума, а значит, оно не существует.

«Мыслить и быть — одно и то же» (фр. 3); «одно и то же мышление и то, о чем мысль, ибо без сущего, в котором она высказана, тебе не застать мышления» (фр. 8, 34 — 36). «Небытие» — немыслимо, и «то, чего нет» — невозможно.

Сущее, по Зенону, имеет материальный характер, оно находится в единстве и неподвижности.

«Небытие» существует нисколько не менее чем «бытие», и это «небытие» есть пустота.

«Ничто не происходит случайно»

"То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога; значит, ты их имеешь".

Горгий в трактате "О том, чего нет, или О природе" рассматривает три тезиса:    1) ничего нет;    2) если что-то и есть, то оно непознаваемо;    3) но если оно и познаваемо, то оно все равно невыразимо в слове и не может быть передано другому.

Согласно Сократу, мир является творением божества «великого и всемогущего, вездесущего и обо всем пекущегося», а основой, сущностью мира — «духовный принцип» как в логическом, так и в историческом смысле слова.

Сократ: «Я знаю только то, что ничего не знаю»

Диодор Крон доказывал тождество бытия в возможности с бытием в действительности (Эпиктет. Беседы, II, 119, 1) и отрицал сам феномен движения: он полагал, что «ничто не движется, но всегда бывает продвинувшимся» (Секст Эмпирик, Против ученых, X, 85).

Аритипп утверждал, что все существует ради какого-то блага или зла и единственным, что имеет значение, является либо «хорошее», либо «плохое».

Антисфен: «Об одном может быть высказано только одно, а именно только его собственное наименование» — тезис о невозможности противоречия.

"Истинное бытие - это определенные бестелесные идеи, которые могут постичь только умом"

«Бытие — это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания».

Девиз Эпикура: «Живи уединённо!»

Бесконечно число и разнообразие спонтанно развивающихся миров, представляющих собой результат столкновения и разъединения атомов, помимо которых не существует ничего, кроме пустого пространства.

Сенека: «Где будем после кончины? Там же где нерожденные», «Поступай в отношении другого так, как он на твой взгляд должен поступать по отношению к тебе».

Скептики ставили под сомнение само качество мышления, особенно сомнение в существовании и достоверности догм - истин, которые должны приниматься как данность и не должны требовать для себя каких бы то ни было доказательств.

«Бог — источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Мир существует благодаря непрерывному творению Бога, который перерождает всё умирающее в мире. Мир один и несколько миров быть не может».

Познавая мир, человек понимает величие Бога, необходимость служения ему и следования его заповедям.

Согласно Аквинскому - Мир — совокупность субстанций, зависимых своим существованием от Бога. Только в Боге сущность и существование нераздельны и тождественны.

Если бы мог я не жить с поколением пятого века!

Раньше его умереть я хотел бы или позже родиться.

Землю теперь населяют железные люди. Не будет

Им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя,

И от несчастий. Заботы тяжелые боги дадут им.

(Гесиод. Труды и дни, 174- 178. Пер. В. В. Вересаева).

Фалес: «Счастлив тот, кто телом здоров, натурой богат, душой благовоспитан», «Древнее всего сущего – Бог, ибо он не рожден».

У Анаксимандра Бог - первопричина, а Боги становятся мирами, универсумами, коих множество, и они-то циклически возникают и гибнут. 

«Подобно тому, как душа, будучи воздухом, сдерживает нас, так дыхание и воздух объемлет весь мир». В этих словах выражается идея пантеизма, в соответствии с которым Бог равен природе, т.е. воздуху, выступающему началом всего сущего.

«Этот космос (порядок, греч. κόσμος), — говорит Гераклит, — один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами вспыхивающим и мерами погасающим»

Все происходящее в мире управляется определенными математическими отношениями; задача философа заключается в том, чтобы эти отношения вскрыть.

«Один бог, наивеличайший среди богов и людей, не похожий на смертных ни телом, ни разумом» (фр. 23). Он «весь целиком видит, весь целиком мыслит и весь целиком слышит» (фр. 24). Он пребывает неподвижным, ибо «ему не пристало двигаться то туда, то сюда» (фр. 26), и одной лишь «силой ума» он «все потрясает» (фр. 25).

Боги трактуются Парменидом как аллегории небесных светил, стихий, страстей и т. д. Традиционная мифология и религия, с точки зрения Парменида, также является следствием ложного допущения существования небытия, или «множества»: подлинно существует только одно «бытие», а многоликие олимпийские божества — только «мнятся».

Согласно Зенону, человек состоит и души и тела, душа есть тонкая горячая пневма, особым образом организованная. В душе есть 8 частей (основная – разумная «ведущая», располагается в области сердца) и 4 «способности» (представление, влечение, согласие и разумность).

"Телесная красота человека, — согласно Демокриту, — есть нечто скотоподобное, если под ней не скрывается ум"

«Человек есть мера всех вещей: существующих — насколько они существуют, несуществующих насколько они не существуют» (Протагор, фр. 1).

«О богах я не могу знать ни того, что они есть, ни того, что их нет, ни как они выглядят, ибо многое препятствует этому: и неясность предмета, и краткость человеческой жизни» (фр. 4).

Сократ: «Познай самого себя и стань тем, кто ты есть», «Человек – существо без перьев, двуногое, с плоскими ногтями»

Евклид утверждал, что «существует одно только благо, называемое различными именами: иногда разумением, иногда богом, а иногда умом и прочими наименованиями, а противоположное благу отрицал, заявляя, что оно не существует»

Человек Аристиппом уподоблялся осажденному городу: он как будто бы пребывает в плену своих ощущений, не получая известий извне. Ощущения суть восприятия наших собственных состояний, а не самих вещей природного мира.

На вопрос, откуда он родом, Диоген отвечал: «Я — гражданин мира».

Подлинно «собственным» для человека является его внутренняя свобода.

"Истинное бытие - это определенные бестелесные идеи, которые могут постичь только умом"

Душа есть проявление идеи (Платон)

Аристотель: «Человек – политическое животное», «...душа есть причина и начало живого тела... душа есть причина как то, откуда движение, как цель и как сущность одушевленных тел».

Счастье человека как наслаждение.

В пространстве между мирами (в «междумириях»), бессмертные и счастливые, живут боги, не заботясь о мире и людях.. Душа человека смертна, как и тело.

Марк Аврелий считал, что основной целью человеческих стремлений должно быть достижение добродетели, т е. подчинение «разумным законам природы в согласии с человеческим естеством».

Согласно учению Пиррона, философ — человек, который стремится к счастью. Оно, по его мнению, заключается только в невозмутимом спокойствии, сочетающемся с отсутствием страдания.

«Главная цель человека — спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение церкви».

Августин считает, что душа должна обращаться к Богу, поскольку он единственный, кто может озарить знанием, так как обладает бытием прежде всех вещей и идей.

Бог, согласно Боэцию, это сущность, лишенная материи, множественности и акциденций. Он — чистая форма, что отличает Его от чувственно воспринимаемых вещей, состоящих из формы и материи, поскольку Он един и абсолютно прост.

5 доказательств бытия Бога Фомы Аквинского:

  1. Все, что движется чем-то другим Именно и есть Бог.

  2. Причина всех причин – Бог.

  3. Существует то, что имеет собственную необходимость в самом себе.

  4. Должна быть причина совершенства, доброты, благородства. Это Бог.

  5. Сила, направляющая природные существа к цели – Бог.

Философия эпохи возрожде-ния

Антропоцентризм - воззрение, согласно которому человек есть центр Вселеннойи цель всех совершающихся в мире событий.

Гуманизм -мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности