Файл: Типичные ошибки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Типичные ошибки

Как уже говорилось, научиться монтажу можно в процессе внимательного просмотра фильмов великих мастеров или неудачных сериалов (чтобы понять, как делать не надо). Но еще более полезным окажется анализ чересчур любительских фильмов (критику высказывайте только по просьбе автора, избыточная деликатность здесь никогда не будет слишком приторной, найдите хоть что-то положительное и выразите это вслух). Почти все, кто впервые взял в руки видеокамеру, допускают одни и те же ошибки, в то же время:

  • профессионал, передавая впечатление от события, выберет сжатый масштаб времени и никогда не станет представлять действия в реальном темпе их развития, надоедая зрителю демонстрацией череды не относящихся к делу деталей (отчетов). Домашний видеофильм у него будет длиться не больше получаса;

  • профессионал всегда имеет двойной запас по количеству и тройной запас по длительности кадров, хотя статичный кадр, снятый с одной точки, он не сделает длиннее 8, а динамичный длиннее 15 секунд;

  • профессионал не станет выстраивать кадры в той последовательности, в которой они записаны на видеопленке, он переставит их для получения наибольшей выразительности, у него всегда найдутся кадры с деталями окружения сцены и с картинами параллельного действия;

  • профессионал покажет объект или явление с разных (со всех доступных) сторон, не ограничится показом только главного героя (ведь короля делает его окружение) и при этом не дезориентирует зрителя в пространстве, хотя большинство кадров у него будут сняты крупными планами. В сцене будет показано и то, на что смотрит герой, нередко герой будет виден со спины (о «восьмерке» см. далее);

  • у профессионала почти все кадры будут сняты со штатива. Он не станет возить камерой вправо-влево, вверх-вниз для уточнения пространственной ориентации предметов, а предпочтет монтажный кадр, в крайнем случае, лишь наметит движение камерой или трансфокатором, чтобы в следующем кадре показать объект под требуемым углом зрения и в нужном масштабе;

  • у профессионала направление панорамирования или движения в сценах будет подчинено общему замыслу эпизода (согласовываться с направлением и скоростью движения в других сценах), его герои не будут удаляться параллельными курсами в бесконечность, а когда-нибудь встретятся;

  • профессионал не будет злоупотреблять кадрами с синхронно звучащими словами («синхронами»), он сделает звук сцены непрерывным, независимым от видеоряда, то есть не станет нарезать кадры вместе со звуком, каждый раз заглядывая в рот собеседнику;

  • профессионал удалит все незначащие (не относящиеся к сюжету) реплики, затянутые кадры без внятных звуков окружения, всякая пауза у него будет оправдана;

  • профессионал не станет злоупотреблять кадрами с искаженной перспективой, получаемой при крайних положениях трансфокатора, он лучше подойдет или отойдет от героя, одновременно изменяя угол съемки.


Первая черновая сборка обычно превышает по длительности готовый фильм в несколько раз, возможны повторы, экранное время распределено с большими перекосами. В процессе работы некоторые части придется переставить местами, чтобы улучшить структуру повествования, некоторые фрагменты надо будет удалить, чтобы достичь сбалансированности (второстепенные персонажи не должны затмевать главных героев). Сцены и эпизоды надо выстраивать, исходя из общего замысла фильма (изменяя акценты, из одного и того же исходного материала можно сделать разные фильмы).

Так как за полчаса можно показать несколько лет жизни, то масштаб времени должен быть принят зрителем с первых сцен. Пространственно-временные скачки возможны только на стыке кадров, у самого кадра нет ни прошлого, ни будущего времени, зритель сопереживает герою в момент просмотра, даже если демонстрируется исторический фильм или фантастика.

Просмотры лучше делать с друзьями, и если вам хочется что-то объяснить им, значит, придется что-то переделать, по крайней мере, в этом месте надо вставить комментарий. Следующий после переделок просмотр лучше проводить вместе с новыми людьми, так легче стать на позицию зрителя, смотрящего фильм впервые, для которого не должно быть неясностей в развитии сюжета. Полезно исподтишка поглядывать на своих друзей, если они отвлекаются от экрана, значит, фрагмент скучноват. Предложите вашим зрителям оценить длительность фильма, и если они ошибутся в большую сторону, значит, фильм придется сокращать.

После первых просмотров надо подавить в себе желание отточить детали сцен. На этом этапе главные усилия должны быть направлены на отработку общей структуры фильма, иначе получится пустая трата времени. Во-первых, потому что мысли передаются только правильным подбором чередования кадров, во-вторых, детали потом могут измениться, целые сцены и даже эпизоды, став лишними, будут вредить фильму, а выбрасывать то, над чем трудился несколько дней, совсем не просто. В-третьих, если по структуре фильм динамичный и ясный, то зритель не станет отвлекаться на шероховатости в деталях, он может попросту их не заметить.

Прежде, чем продолжить чтение этой книги, выполните упражнение. Его лучше проделать в детской или холостяцкой комнате перед уборкой. Упражнение. Попробуйте сейчас за 5-7 секунд запомнить подробное расположение максимального числа окружающих вас предметов. Наверное, вы заметили, что ваш взгляд прыгал, а не последовательно сканировал пространство. Теперь проделайте следующее упражнение, которое лучше выполнить около окна. Следующее упражнение. Постарайтесь медленно за 10-15 секунд осмотреться вокруг себя неотрывным взглядом, не пропуская ни одного предмета, попавшего в поле зрения. Объекты, расположенные далеко на линии горизонта и перед самым носом должны быть в фокусе. Сравните количество запомнившихся предметов в первом и во втором случае, зная, что второе упражнение выполнялось в два раза дольше. Теперь выполните еще одно упражнение. Еще одно упражнение. Понаблюдайте, как прыгают ваши глаза при бесцельном осматривании помещения, в котором вы сейчас находитесь. Теперь нетрудно понять, что зрителю будет гораздо комфортнее смотреть сцену смонтированную, а не панорамную, то есть такую, где есть разрывы между кадрами (разрывы планов и ракурсов), а не только снятую единым кадром с проводкой и разворотом камеры.


Выбор последовательности кадров и способов их стыковки в значительной степени зависит от метода компоновки данной сцены или эпизода (см. раздел «Постановка фильма» данной главы). Отметим, что в интересном рассказе не пережевываются всякие мелочи, а правильно подбирается последовательность изложения, да и скупость на слова (некоторая недосказанность) повредить не может. Так и для раскрытия звукозрительного образа в нужном ключе требуется не простое копирование скачков взгляда и перевода слухового внимания, а целенаправленный выбор последовательности представления самых необходимых деталей и планов. Например, чтобы заинтриговать и даже испугать зрителя, сцену можно начать с малопонятного детального плана, ведь неизвестность не только привлекает внимание, но и пугает. В сцене должна прослеживаться логика событий, но часто опущение главной их фазы может повысить напряжение и динамику (причину и следствие, как правило, опускать не стоит).

Переход на новый кадр должен привносить новое содержание в звукозрительный образ. Но стыкуемые кадры должны быть связаны между собой или сюжетной линией по развитию действия (например, старания мастера и радость ребенка, получившего интересную игрушку), или взаимодействием героев (оратор и слушатель), или пространством и временем (надевание кольца на палец невесты и внешний вид дворца бракосочетания). Лучше, конечно, стыковать, контрастные кадры (богатство и нищета, свет и тьма), когда сам переход вызывает у зрителя некоторые ассоциации при восприятии представляемого образа.

Надо помнить, что зритель редко присутствует в местах съемки, поэтому при монтаже его надо сориентировать в пространстве и не сбивать с толку неудачными стыками между кадрами. Зритель также имеет право ощутить продолжительность показанных на экране событий за разумное время просмотра, ведь отрываться надолго от дел он не обязан (не ориентируйтесь при постановке своего фильма на некоторые сериалы, которые демонстрируются дольше представленных в них событий). Стыки между кадрами при этом не должны бросаться в глаза, так же как и скачки времени. В этом поможет выполнение ниже приведенных ограничений или показ окружения при сохранении непрерывности звукового сопровождения сцены


Монтажный кадр

Искусство монтажа, в частности, заключается в том, чтобы сцена, эпизод и весь фильм развивались плавно, без рывков и скачков. О развитии сюжета и построении эпизода, об общих правилах компоновки фильма и стыковки кадров мы уже говорили, остановимся более подробно на компоновке сцены. Проблема здесь заключается в следующем. Если кадры сняты в одном месте и в одно время, обладают общностью композиции, единым световым и тональным решением, то это еще не значит, что зритель воспримет их, как элементы единой сцены. Некоторые кадры легко стыкуются между собой, а другие могут быть совершенно несовместимыми.

Придерживаясь определенных правил согласования, применяя их и поодиночке, и комплексно, можно состыковать кадры сцены так, что они будут восприниматься зрителем без склеек, образуя монтажный кадр. При таком монтаже отпадает необходимость в частом использовании трансфокации для выделения сюжетно важного элемента и можно выбрать только удачные по композиции картинки, сама сцена и весь фильм будут смотреться более естественно и профессионально. Монтажный кадр значительно сокращает длительность сцены, повышая динамизм повествования при сохранении неразрывности действия.

Рассмотрим правила и ограничения при построении монтажного кадра, которые пригодятся для монтажа и остальных структурных элементов фильма. Здесь самое главное правило - это следование человеческому восприятию действительности. Когда мы видим что-то новое, то в первую очередь воспринимаем общий контур, силуэт объекта, далее рассматриваем характерные детали, возвращаясь по мере необходимости к более дальним планам или отвлекаясь на элементы окружения, вслушиваясь в звучащие слова или шумы, и, наконец, мысленно собираем увиденное в единый образ. Если правильно сделана межкадровая композиция, то зритель не заметит рамок экрана, последовательность кадров будет воспринята как неограниченная панорама.

Чередование крупности планов. Переход на новый план, как отмечалось ранее, должен быть оправдан, привносить новое видение объекта или места действия, он требуется, например, при показе движения, чтобы замаскировать его фазу. Крупные планы делают героя ближе зрителю, да и смотрятся они на телеэкране более эффектно. Средние, общие и дальние планы помогут показать пространственную ориентацию предметов окружения или сделать незаметными скачки времени при вырезании мало значащих фаз действия.


Если масштаб объекта в смежных кадрах меняется на одну ступень и менее, то объект (герой) будет выглядеть прыгающим с места на место, даже если его положение на экране сместилось незначительно. Масштаб удаленных предметов изменяется гораздо медленнее, чем близлежащих, поэтому окружение «прыгает» еще больше. Особенно неприятное впечатление вызывают скачки горизонта.

Если же масштаб объекта меняется резко (более чем в 4 раза), то зритель вовсе теряет ориентацию и ему потребуется некоторое время, чтобы найти героя на экране и восстановить связь с увиденным ранее. При таком стыке может возникнуть ощущение смены места и времени событий, и сцена утратит целостность (связность).

Для смежных кадров оптимальным можно считать увеличение или уменьшение масштаба изображения сюжетно важного объекта в 2,5-3 раза («золотая пропорция» дает число 2,62), то есть на две ступени или через план (табл.1.1, рис.1.9).

Таблица 1.1. Оптимальное чередование планов

Планы

Дальний

Общий

Средний

Половинный

Крупный

Детальный

Дальний

?

+

+

~

~

~

Общий

+

?

~

+

~

~

Средний

+

~

?

~

+

~

Половинный

~

+

~

?

~

+

Крупный

~

~

+

~

?

+

Детальный

~

~

~

+

+

~

«+» - вполне допустимо; «?» - надо резко изменить угол съемки; «~» - оправдано только творческими соображениями.

Рис. 1.9. Допустимое чередование крупности планов (по стрелкам). Средний и нижний кадры в левой колонке (средний и крупный планы) сняты с одной линии, такой переход в кино лишний, ибо не привносит ничего нового, в телевидении его можно оправдать малым разрешением телеэкрана. Средний и нижний кадры в правой колонке (половинный и детальный планы) сняты при разных положениях трансфокатора и имеют разную линейную перспективу, такой стык выглядит несколько искусственным. Верхние (дальний и общий планы) и нижние (крупный и детальный планы) пары кадров вполне стыкуемы, так как точка съемки значительно изменилась, хотя и сняты они при разном фокусном расстоянии объектива.