Файл: 11Психодиагностика как наука.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11Психодиагностика как наука. Предмет психодиагностики. Принципы психодиагностики.

Психодиагностика (от греч. ψυχή — душа, и греч. διαγνωστικός — способный распознавать) — отрасль психологии, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.[1

Предмет психодиагностики –  Предмет психодиагностики – индивидуально-психологические особенности человека и способы их измерения (исследования).

Принцип отражения – адекватное отражение окружающего мира обеспечивает

человеку эффективную регуляцию его деятельности;

Принцип развития – ориентирует изучение условий возникновения психических

явлений, тенденции их изменения, качественные и количественные характеристики

этих изменений;

Принцип диалектической связи сущности и явления – позволяет увидеть

взаимное обуславливание этих философских категорий на материале психической

реальности при условии их нетождественности;

Принцип единства сознания и деятельности – сознание и психика формируются

в деятельности человека, деятельность одновременно регулируется сознанием и

психикой;

Личностный принцип – требует от психолога анализа индивидуальных

особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза.

Эти принципы положены в основу разработки психодиагностических методик –

способов получения достоверных данных о содержании переменных психической

реальности. Современная психодиагностика выделилась в отдельную область

научных и практических психодиагностических знаний.

Принцип соблюдения тайны психодиагностики предполагает неразглашение её результатов без персонального согласия на это того лица, на котором проводилась психодиагностика. Если речь идёт о несовершеннолетних, то на разглашение результатов их психодиагностики обязательно требуется согласие родителей. Исключения составляют лишь случаи, когда психодиагностика проводится в научных целях как часть экспериментально исследования, но и в этом случае, как правило, не рекомендуется указывать в публикациях имена и фамилии испытуемых.

Принцип научной обоснованности психодиагностической методики требует того, чтобы она, как минимум, была валидной и надёжной, то есть давала такие результаты, которым вполне можно доверять.


Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается психодиагностике.

Принцип объективности выводов из результатов тестирования требует, чтобы они были научно обоснованными, т.е. вытекали из результатов тестирования, проведенного при помощи валидных и надёжных методик, а не определялись и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит тестирование или пользуется его итогами.

Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что такие рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются. Не разрешается, например, предлагать человеку такие практические рекомендации из результатов тестирования, которые для него бесполезны или могут привести к нежелательным, непредсказуемым последствиям.