ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты организации музейных экспозиций………………6
Научные основы создания музейных экспозиций……………………………...6
Методы построения музейных экспозиций……………………………………16
Виртуальный музей. Организация работы над экспозицией…………………24
Глава 2. Проектирование виртуальной экспозиции «Берлин - город с мировым именем»…………………………………………………………………………………32
2.1. Предпосылки для формирования тематико-экспозиционного плана виртуальной экспозиции «Берлин - город с мировым именем»……………………32
2.2. Виртуальная композиция. ТЭП…………………………………………………..37
Заключение……………………………………………………………………………..48
Список литературы…………………………………………………………………….52
Введение
Музей - (лат. museum от гр. museion – храм муз), культурная форма, исторически выработанная человечеством для сохранения, актуализации и трансляции последующим поколениям наиболее ценной части культурного и природного наследия. В процессе генезиса и исторической эволюции музей реализовался как открытое для публики некоммерческое учреждение, осуществляющее свои социальные функции на благо общества. Являясь институтом социальной памяти, музей отбирает, хранит, исследует, экспонирует и интерпретирует первоисточники знаний о развитии общества и природы – музейные предметы, их коллекции и другие виды движимого и недвижимого, материального и нематериального культурного наследия.
В современном мире ежедневно обновляющихся технических ресурсов большое значение для дальнейшего развития музейного дела имеют музейные технологии.
Музейные технологии - совокупность ресурсов, методов, стратегий и профессиональных действий, позволяющих музею выполнять социальные функции музея. Применение музейных технологий открывает широкие возможности для развития экспозиционно-выставочной, учётно-фондовой, научно-исследовательской деятельности (информационные технологии в музее), совершенствования управления музеями (технологии менеджмента музейного), реализации потенциала культурно-образовательной деятельности (технологии маркетинга музейного, интерактивность музейная), привлечения ресурсов для реализации некоммерческих проектов (фандрайзинг) и др.
Научная концепция экспозиции (от лат. conceptio – понимание, система) представляет собой теоретическое обоснование экспозиции музейной, документ, содержащий изложение основ экспозиционного замысла и научную трактовку темы экспозиции. Создается на основе исследований в области музееведения и профильных научных дисциплин. Научная концепция экспозиции содержит аналитическую и проектную части. В аналитической части дается научная проработка проблемы, анализ коллекционного, памятникового и научно-исторического потенциала музея, определяется обеспеченность будущей экспозиции предметным материалом и ее место среди экспозиций той же профильной группы и в музейной сети региона. Развернутая научная концепция экспозиции включает анализ социокультурной ситуации в населенном пункте и социологический прогноз. На основе аналитической части создается проектная часть научной концепции экспозиции, в которой обосновывается тема экспозиции, формулируются цели, задачи, основные принципы и методы ее построения, структура, адресат (предполагаемая аудитория музейная) и др. Научная концепция экспозиции служит основой для художественного проектирования экспозиции и содержит основные требования к художественной концепции экспозиции. Положения научной концепции экспозиции находят дальнейшую конкретизацию в развернутой тематической структуре и тематико-экспозиционном плане экспозиции. Теоретическая проработанность и структура научной концепции экспозиции определяются сложностью и масштабностью экспозиционного замысла.
Все вышесказанное определяет актуальность темы курсовой работы.
Целью курсовой работы является изучение и применение на практике знаний об организации музейных экспозиций, в частности, виртуальных экспозиций как современной технической части музейного дела.
В соответствии с целью, задачами курсовой работы являются:
- изучить теоретические аспекты организации музейных экспозиций, в частности: - научные основы создания музейных экспозиций;
- методы построения музейных экспозиций;
- виртуальный музей,организация работы над виртуальной экспозицией;
- выполнить проектирование виртуальной экспозиции на тему «Берлин - город с мировым именем», где также указать:
- предпосылки для формирования тематико-экспозиционного плана виртуальной экспозиции «Берлин - город с мировым именем»;
- привести виртуальную композицию на основании ТЭП;
- сделать выводы.
Хронологическими рамками исследования является период: от создания города Берлина до сегодняшнего времени.
Территориальные рамки: столица Германии – город Берлин.
Степень изученности темы достаточно обширна. Так, вопросам организации музейных экспозиций посвящены труды известных авторов: Полякова Т.П., Пищулина Ю.П., Крейн А.З. Заславец Н.Н. представил анализ современных информационных технологий в организации музейных экспозиций.
Объект исследования: историческо-архитектурное наследие г. Берлина.
Предмет исследования курсовой работы: процесс создания виртуальной экспозиции.
Теоретическая и практическая значимость курсовой работы определяется тем, что на базе данного исследования создается виртуальная экспозиция на тему: «Берлин – город с мировым именем», которая дает общее представление об историко-архитектурном наследии Германии через изучение её столицы – Берлина.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, и, непосредственно, виртуальной экспозиции, сформированной в форме слайдов. Первая глава посвящена теоретическим аспектам организации музейных экспозиций. Во второй главе практически сформирована виртуальная экспозиция по исследуемой теме.
Глава 1. Теоретические аспекты организации музейных экспозиций
Научные основы создания музейных экспозиций
Любая целенаправленная демонстрация каких-либо предметов может быть названа экспозицией. Музейная экспозиция имеет свои особенности.
Во-первых, в ней выставляются не предметы вообще, а музейные предметы, которые могут дать посетителю разнообразную информацию, возбудить чувство контакта с отраженными в них событиями, явлениями, оказать эмоциональное воздействие.
Во-вторых, в основе музейных экспозиций лежит научная концепция, разработанная коллективом музея. Эта концепция определяет идейное содержание экспозиции, принципы отбора предметов из музейного собрания, их группировку, композицию, интерпретацию и, подчеркнем особо, обосновывает требования к художественным решениям, которые в музее имеют свои специфические черты.
Знакомясь с музейной экспозицией, посетители музея, несмотря на различие в восприятии выставленных материалов, получают разнообразную информацию. Отвлекаясь от каждодневного труда, музейный зритель может также провести здесь свой досуг, рассматривая пребывание в музее как активный отдых и развлечение. Все эти черты роднят музейные экспозиции с другими видами массовой коммуникации.
В музейной экспозиции музейные предметы представляют собой научно организованную совокупность, однако качественно иную по сравнению с музейным собранием или коллекцией. Музейные предметы, отражая, конечно, состав музейного собрания, служат раскрытию определенных тем. В организации выставленного материала учитывается восприятие музейного зрителя, характер информации, которую он может из него извлечь, возможность его использования для пропагандистской, учебной и воспитательной работы, для эстетического воздействия. Поэтому для экспонирования необходим тщательный отбор музейных предметов как источников информации, определение их места в экспозиции и характера их художественного оформления, снабжение необходимыми пояснениями [6, с. 7].
Вместе с тем выставленные предметы должны быть отремонтированы, отреставрированы, подготовлены к долговременному пребыванию в музейных залах, отличающихся по условиям хранения от фондохранилищ. Так, музейный предмет из источника для добывания знаний превращается в активно воздействующий элемент экспозиции (передающий знания, возбуждающий эмоции) - музейный экспонат.
Имея в своей основе музейные предметы, экспозиция может включать и вспомогательные наглядные экспонаты - экспозиционный научно-вспомогательный материал, нужный для выполнения музеями образовательных и воспитательных функций (некоторые музееведы предлагают термином «экспонат» обозначать лишь демонстрируемые музейные предметы). Постоянным спутником экспозиции является слово - письменные тексты разного характера и назначения (иногда они заменяются или дополняются фотоматериалами). Все эти элементы экспозиции называются экспозиционным материалом. Они группируются, организуются и размещаются в соответствии с научной концепцией, задачами и тематикой экспозиции, с художественно-эстетическими требованиями.
Совокупность взаимосвязанных и соподчиненных частей экспозиции составляют ее тематическую структуру. В соответствии с ней экспозиционные материалы объединяются в группы - экспозиционные комплексы, каждый из которых размещается на определенной, ограниченной экспозиционной площади и представляет собою тематическое и зрительное единство.
Внутри каждого комплекса выставленные материалы как бы вступают во взаимодействие, «помогают» друг другу, могут взаимно подтвердить достоверность, содействовать выявлению заключенной в них информации, содержательных, а иногда и эстетических связей между разнородными предметами. Группировка, композиция и художественное оформление экспонатов может усилить, а в случае необходимости ослабить впечатление от каждого из них, поднять познавательную и эмоциональную ценность экспозиции.
В экспозиции материал группируется по-разному. Он может воспроизводить (в определенном приближении) элементы реальной действительности (например, интерьер, ландшафтная диорама) или отражать ее при посредстве подбора музейных предметов, удостоверяющих эту действительность; можно размещать музейные предметы в определенной системе, способствующей их пониманию как продуктов труда, предметов искусства, объектов природы. Применение научно обоснованного, исходящего из содержания экспозиции, порядка группировки и организации экспозиционных материалов является методом построения экспозиции.
Экспозиция располагается в специально отведенных для нее помещениях - экспозиционных залах. Они требуют не только особого оборудования и приспособлений для наиболее доступного осмотра. В них создается эстетически полноценная, эмоционально воздействующая среда, для чего используется целая система средств и приемов. Каждый элемент экспозиции, каждая группа экспонатов и экспозиционный зал в целом получает свое, обусловленное содержанием архитектурно-художественное решение.