Файл: Bastrikov_Bastrikova_RYaiKR_biblioteka-1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 371

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Казанский (приволжский) федеральный университет

Программа дисциплины «русский язык и культура речи»

Занятие 1

Тестовый тренинг

1) Твердо, 2) мягко.

Болезнь языка

Тестовый тренинг

Казнить или миловать

Тестовый тренинг

Мутантом можешь ты не быть?

Воздействие музыки

Задание 57. Определите жанр текста. Назовите функцию выделенных клише. Обратите внимание на библиографическое описание книги.

О регламентации смехопроизводства и упорядочении смехопотребления

Заявление.

6. Резюме

Типовые информационные блоки текста резюме

Петрова марина николаевна

Иванов павел фёдорович

Тестовый тренинг

Несколько слов об одном спектакле…

Задания к тексту:

Тестовый тренинг

Язык и личность

Тестовый тренинг

Самостоятельная работа № 2 Фразеологические единицы русского языка

Словник

Акцентологические нормы

Произносительные нормы

Орфографический минимум

Краткий словарь паронимов русского языка

Выборный – выборочный

Героический – геройский

Главный – заглавный

Деловитый – деловой – дельный

Дипломант – дипломат – дипломник

Доходный – доходчивый

Драматический – драматичный – драматургический

Дружеский – дружественный – дружный

Духовный – душевный

Единичный – единственный – единый

Заменить – подменить

Злобный – злой – злостный

Искусный – искусственный

Командированный – командировочный

Лирический – лиричный

Личностный – личный

Логический – логичный

Методический – методичный

Мифический – мифологический

Надеть – одеть

Натуралистический – натуралистичный – натуралистский – натуральный

Невежа – невежда

Опасливый – опасный

Практический – практичный

Предоставить – представить

Проблематический – проблемный

Романический – романтический – романтичный

Скрытный – скрытый

Стилевой – стилистический

Типичный – типовой

Трагический – трагичный

Факт – фактор

Целый – цельный

Эффективность – эффектность

Явный – явственный

Сокращения, принятые в библиографических описаниях и официально-деловых документах

Рекомендуемая и использованная литература

Оглавление

Казанский (приволжский) федеральный университет

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра современного русского языка

Алексей Васильевич Бастриков

Елена Михайловна Бастрикова

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Учебные материалы для

практических занятий

КАЗАНЬ – 2011

УДК 80:81

ББК 81.2Рус-5:81.2Рус-923

Печатается по решению редакционно-издательского совета филологического факультета Казанского (Приволжского) федерального университета.

Рекомендовано кафедрой современного русского языка Казанского (Приволжского) федерального университета.

Рецензенты:

кандидат филологических наук Москалева Л.А.

кандидат филологических наук Палеха Е.С.

Бастриков А.В., Бастрикова Е.М. Русский язык и культура речи: Учебные материалы для практических занятий / Казанский (Привожский) федеральный университет; Филол. фак-т; Каф. совр. рус. яз. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный ун-т, 2011. – 108 с.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта дисциплины «Русский язык и культура речи». Цель пособия – познакомить студентов с основными аспектами культуры речи (нормативным, коммуникативным и этическим), со стилистическими ресурсами русского языка.

Для студентов высших учебных заведений нефилологических специальностей.

УДК 80:81


ББК 81.2Рус-5:81.2Рус-923

© Бастриков А.В., Бастрикова Е.М.

Программа дисциплины «русский язык и культура речи»

Стили современного русского литературного языка.

Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.

Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи.

Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

«Пред вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его… Начните с первоначальных оснований» (Н.В.Гоголь)

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваться, запоминая, читая и изучая. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума» (Д.С.Лихачев)


Занятие 1

1. Язык и речь: функции языка.

2. Особенности коммуникативного акта. Вербальные и невербальные средства общения.

3. Условия успешного общения. Коммуникативные качества речи.

4. Формы существования национального языка.

Дополнительная литература

Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. М.А.Василика. – М.: Гардарики, 2003. – 615 с.

Мечковская Н.Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура. – М.: Академия, 2004. – 432 с.

Стернин И.А. Практическая риторика. – М.: Академия, 2003. – 272 с.

«Когда заговорим, друг друга мы оценим.

Мы все, когда молчим, не более чем тени»

(О.Хайям).

Работа со словарём!

Что такое?

Кто такой?

кворум, менеджмент, брифинг, мониторинг,

дайджест, коррупция, карт-бланш, метранпаж,

парафирование

Задание 1. О каких «лицах» одного языка идет речь в тексте?

Мир слова богат, как растительный мир. И не случайно Н.В.Гоголь охарактеризовал язык фразой, ставшей крылатой, – живой, как жизнь.

А жизнь бесконечно разнообразна, и поэтому живой язык может быть еще и веселым, и детским, и волшебным, и заумным, и суконным, и дипломатичным, и канцелярским, и бессмертным, и сухим, и авторским… Вряд ли можно исчерпать список прилагательных, которые легко присоединяются к слову язык. А ведь есть еще и существительные: язык цифр, язык трепетной осторожности, язык вражды, язык любви, язык взгляда, язык лжи, язык родных полей, язык современной технологии и т.п. Ни одно из этих словосочетаний не придумано (Михневич А.Е.)

Задание 2. О каких функциях языка говорится в данных высказываниях.

1. «Язык – дом бытия» (М.Хайдеггер).

2. «Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли» (Л.Н.Толстой).

3. «Язык – вечный источник знания» (В.Хлебников).

4. «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения» (К.Ушинский)

5. «Язык – достояние, наиболее существенным образом принадлежащее народу, самое живое выражение его характера, самая энергичная связь его общей культуры» (И.-К. Блунчли).


6. «Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которым он обладает, другим людям» (В.Короленко)

7. «Помилуй нас, Сварог! Покарай его, Перун! Пощади меня, Морана, пощади воинов!»

8. «Слова умеют плакать и смеяться, / Приказывать, молить и заклинать, / И, словно сердце, кровью обливаться, / И равнодушным холодом дышать, / Добры они бывают и жестоки, / Призывом стать и отзывом, и зовом способно слово …/ И проклинают и клянутся словом» (Я.Козловский).

Задание 3. Распределите этапы речевой деятельности в логической последовательности:

Исполнительный (подготовка или восприятие текста и осуществление определенного вида речевой деятельности);

Мотивационно-побудительный (осознание мотива, побуждающего к определенному виду речевой деятельности);

Контрольно-оценочный (конечный результат может быть мотивом, побуждением к совершенствованию речевой деятельности);

Аналитико-синтетический (анализ ситуации общения, формулирование целей и задач определенного вида речевой деятельности).

Задание 4. По каким признакам выделены следующие типы общения?

1. Непосредственное (прямое) – разговор, объяснительная записка.

Опосредованное – выступление в телевизионном шоу, телефонный разговор.

2. Контактное (личностное).

Дистантное (на расстоянии).

3. Монолог – выступление одного человека.

Диалог – разговор двух и более человек.

4. Познавательное – получить или передать информацию.

Регулятивное – побудить к какому-либо действию, вызвать у адресата определенную реакцию.

Ценностно-ориентированное – выразить отношение к чему-либо, выяснить отношение адресата к предмету речи.

Этикетное – соблюсти правила речевого этикета.

Развлекательное – привлечь внимание собеседников к занимательным историям.

5. Официальное (например, деловое).

Неофициальное (например, бытовое).

Слова для справок: манера общения; форма организации общения; цель общения; отношения между участниками общения; количество участников общения.

Задание 5. Дайте характеристику следующим речевым ситуациям.


Ситуация: Вы звоните подруге, чтобы пригласить ее в театр.

Образец рассуждения: Это беседа, представляющая собой прямое, дистантное, диалогическое, регулятивное, неофициальное (бытовое) общение.

Ситуации:

1. Вы отправляете резюме в фирму по производству продуктов питания.

2. Вы выступаете с докладом на студенческой научной конференции.

3. Вы размещаете в газете сообщение о пропаже вашей любимой собаки.

4. Вы обсуждаете программу Дня Первокурсника.

5. Вы хотите приобрести новый телефон. Поговорите с родителями.

Задание 6. Расскажите о невербальных средствах общения по следующему плану. Приведите примеры.

1) Кинесические (зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию общения): поза, жесты (ритмические, эмоционально-оценочные, указательные, изобразительные, символические, риторические, магические), мимика, взгляд, походка, направление движения;

2) Просодические (ритмико-интонационные особенности речи): высота голоса, громкость, тембр голоса, ударение;

3) Экстралингвистические (включенные в речь психофизиологические проявления): паузы, вздохи, кашель, смех, плач;

4) Такесические (прикосновения): рукопожатия, похлопывание по спине, поцелуи, прикосновение телом;

5) Проксемические (проксемика – «ближайший») – пространственная организация общения; антрополог Э.Холл выделил 4 зоны межличностного общения: интимная (от соприкосновения до 45 см), персональная (45-120 см), социальная (официальная) – 1,2-4 м, публичная (4-7,5 м).

Задание 7. Соотнесите информацию.

1) паралингвистика –

а) наука о пространстве коммуникации, его структуре и функциях

2) кинесика –

б) наука о языке глаз и визуальном поведении людей во время общения

3) окулесика –

в) наука о жестах и жестовых движениях, о жестовых процессах и жестовых системах

4) гаптика –

г) наука о языке касаний, тактильной коммуникации и тактильном взаимодействии людей

5) проксемика –

д) наука о звуковых кодах невербальной коммуникации