Файл: 12Организация психодиагностического обследования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12Организация психодиагностического обследования. Психологический диагноз. Причины диагностических ошибок.

Психодиагностическое обследование — деятельность психолога, конечным результатом которой является диагноз психологический. Выделяют три основных этапа П. о.: сбор данных в соответствии с задачей исследования; переработка и интерпретация полученных данных; вынесение решения (диагноз или прогноз).

Сбору данных с помощью психодиагностических методик (тестов) должен предшествовать период ознакомления с некоторым комплексом объективной и субъективной информации об обследуемом (напр. история болезни, заключения других специалистов и т. д.). С этой целью могут быть использованы и опросники-анкеты. Авторы всех известных тестов обращают особое внимание на предварительное изучение обследуемого. Этим создается основной фон П. о., намечаются элементы рабочей картины личности, необходимые для диагноза и прогноза.

Поскольку П. о. всегда образует систему взаимодействия «экспериментатор-обследуемый», необходимо учитывать влияние различных переменных, включенных в эту систему (ситуационные переменные, к которым в первую очередь относятся психодиагностические ситуации, переменные цели обследования и задания, переменные исследователя и обследуемого). При выборе психодиагностических методик следует руководствоваться сведениями об их надежности и валидности по отношению к диагностической задаче (см. Область применения теста): Этап сбора данных завершается представлением полученных результатов в виде, который задан типом методики (построение «профиля личности», перевод «сырых» оценок в стандартные величины, расчет интеллекта коэффициента и т. д.).

В процессе переработки и интерпретации диагностических данных традиционно выделяют два пути: клинический и статистический. Клинический подход ориентирован прежде всего на опыт исследователя, интуицию; его особенностью является доверие к «субъективному суждению» (АгАнастази, 1982).

Статистический подход предусматривает учет объективных (количественных) показателей, их статистическую обработку, напр., в виде уравнения регрессии. В зарубежной литературе неоднократно проводилось сравнительное изучение клинических и статистических прогнозов. Во многих исследованиях была продемонстрирована более высокая эффективность статистического прогноза. Однако вопрос об эффективности этих подходов не может быть решен альтернативно. В полноценном П. о. необходимо гармоничное сочетание клинического и статистического подходов, а не их противопоставление.


На определенном этапе П. о. нередко возникает необходимость упорядочения диагностических показателей, сведение их в систему. Эта задача многократно усложняется в случае, когда используемые диагностические методики опираются на различные теоретические положения, а полученные результаты выражаются не в общепринятых терминах. Интеграция разнородных данных может осуществляться на эмпирическом и теоретическом уровнях. В первом случае разрабатывается какая-либо схема сопоставления результатов отдельных методик без обращения к их теоретическим концепциям. Это может быть, напр., 5-балльная шкала, крайние значения которой характеризуют «высокий» и «низкий» показатели каждой методики. Теоретический уровень обобщения диагностических данных значительно сложнее. Здесь требуется систематизация полученных результатов на основе какой-либо теории и выражение их в понятиях этой теории.

На этапе принятия решения выделяют 3 уровня диагностических заключений (см. Диагноз психологический). Практическая ценность диагноза во многом определяется возможностью осуществления на его основе прогноза психологического, который затруднен или не будет достоверным при отсутствии дополнительных данных, относящихся, в первую очередь, к среде (микросреде) жизнедеятельности личности. П. о. завершается разработкой программы действий, которые необходимо осуществить применительно к данному случаю, напр. дополнительные занятия по развитию тех или иных способностей у учащегося, направленное терапевтическое воздействие с учетом личностных особенностей пациента и т. д. для осуществления связи с полученными результатами. Итоги П. о. должны быть представлены в психологических понятиях, доступных неспециалисту.

В организации и проведении П. о. обязательно соблюдение этических норм психодиагностики. Психолог, проводящий П. о., должен иметь соответствующие задачам цели обследования уровня тестовой компетентности.

Психодиагностическое обследование может состоять из двух этапов:

  1. Первичное обследование (разведывательное). Если нет чёткого представления об объекте исследования, необходимо уточнение проблемы и формулировка гипотез, дополнительное изучение различных источников (литература, личные дела, письма...), определение общих личностных особенностей человека, на основе которых определяются «проблемные зоны», качества, которые требуют более глубокого изучения. В ходе первичного обследования может выясниться, что ранее поставленные задачи и выдвинутые гипотезы были недостаточно верны.

  2. Специализированное обследование Углублённое изучение тех или иных психологических особенностей с целью установления причинно-следственных связей или получения более или менее полного психологического портрета обследуемого лица (группы лиц).


В ситуации, в которой проводится обследование, должны быть исключены все помехи, обследуемый должен чувствовать себя достаточно комфортно. Обследование должно проводиться в отдельном помещении, в которое никто не должен входить. Ни психолог, ни обследуемый не должны никуда спешить. Обследуемый не должен быть уставшим, голодным или под влиянием аффекта. Если он находится в состоянии острой тревоги, обследование противопоказано. Оптимальное положение психолога – сбоку, так, чтобы обследуемый видел его периферическим зрением, но не заглядывал в записи. Считается оптимальным проведение обследования вечером после ужина, когда человек несколько расслабляется и ослабевают механизмы психологической защиты. Перед тем, как проводить более сложные методики, желательно провести более простые, которые помогут втянуться в работу (например, рисуночный тест, методику Дембо - Рубинштейна...).

Наименее эффективен путь проведения обследования, в котором психолог без предварительной подготовки испытуемого начинает проводить тестирование, делает акцент на процедуре, а не на непосредственном взаимодействии с обследуемым. И при проведении тестирования важно не просто выступать в роли нейтрального регистратора ответов испытуемого, а быть его партнёром, доброжелательным и понимающим собеседником.

Необходимо уделять особое внимание формированию мотивации на психологическое обследование, для чего следует:

  1. по возможности маскировать позицию исследователя, чтобы снизить эффект присутствия наблюдателя; с этой целью моделируется ситуация простой беседы, обращения за какой-либо помощью или советом к обследуемому и т.д.;

  2. в определённой мере занижать значимость обследования, чтобы исключить страх перед последствиями изучения личности;

  3. нейтрализовать «миф», будто цель психологического тестирования – выявление психической патологии (смешение понятий «психолог» – «психиатр») или сбор «компромата»;

  4. исключать из поля зрения обследуемого результаты обследований, карты психодиагностического обследования, психологические портреты и прочую документацию;

  5. определять цель обследования, прежде всего, как самопознание, помощь обследуемому;

  6. объяснять, что обследование полезно для самого человека, так как предохраняет его от поверхностной, предубеждённой его оценки со стороны;

  7. преуменьшать различие задач, стоящих перед испытуемым и психологом, если задачи обследования находятся в определённом резонансе с задачами клиента, мотивационное напряжение может несколько снижаться;

  8. использовать результаты обследований в индивидуально-психологической работе с человеком;

  9. гарантировать обследуемому ознакомление с результатами обследования с целью формирования интереса к особенностям своей личности;

  10. если заказчиком является сам обследуемый, необходимо гарантировать неразглашение результатов обследования;

  11. следить за тем, каким образом подаётся обследование другими сотрудниками, следует всячески пресекать любые попытки запугивания («Вот направлю вас к психологу, он быстро с вами разберётся»), использования психодиагностического обследования в контексте различных мер наказания.


Необходимо помнить, что если обследуемые будут считать, что полученная в результате обследования информация будет направлена против них, то вряд ли она может считаться достоверной. Поэтому важным моментом в работе психодиагноста является постоянное внимание к тому, как обследуемый воспринимает ситуацию, поскольку, в конечном счёте, от этого зависят результаты обследования. В этой связи большое значение имеет объяснение назначения проводимых мероприятий. Чаще всего сообщать обследуемому об их истинном назначении перед началом работы не рекомендуется. Поскольку явный уход от ответа также может спровоцировать негативные ожидания, лучше всего использовать нейтральную причину, а более детальные объяснения, - если такие необходимы, - перенести на потом. Содержание легенды зависит от ситуации, от индивидуальных особенностей обследуемого. Важно, чтобы она была правдоподобной. Если это возможно, цель обследования может описываться как изучение работоспособности, утомляемости, воображения (для проективных методов). При этом нельзя называть полное название теста и его шкал, разрешать просматривать какие-либо методические материалы, а также просматривать заранее задания теста.

При объяснениях предпочтительнее слова «задание», а не «тест», «умения», а не «способности», «характер», а не «особенности личности». Другими словами, необходимо всячески избегать определений и оценок ситуации обследования, которые могут вызвать повышенное мотивационное напряжение. В момент проведения обследования нельзя давать клиенту обратную связь, пока результаты не обработаны. Не следует влиять на процесс выполнения задания, направляя его усилия в определённое русло. Необходимо объяснить обследуемому, что вся информация в полном объёме будет доведена до него в своё время. Допускается лишь ободряющие реакции, похвала, удовлетворение работой обследуемого. Качественные аспекты тестового поведения обследуемого часто сами служат для аргументации выводов, основанных на количественных оценках. Например, чрезмерное увеличение среднего времени выполнения методики может быть показателем нерешительности, психомоторной заторможенности, замешательства, излишней педантичности или пассивного сопротивления процедуре тестирования. Чрезмерно быстрое выполнение теста предполагает, что испытуемый либо очень импульсивен, либо не читал и не обдумывал каждый вопрос или задание. При ответе на вопросы опросника проблемы типа «не могу сказать» могут означать нерешительность, двойственность или попытку избегать принятия негативных сторон в самом себе без умышленной лжи.


Необходимо помнить, что применение даже самых надёжных тестовых методик не может дать полной гарантии всесторонней оценки личности. Вывод по тесту является надёжным только при подтверждении его другими тестами, результатами наблюдения, беседы, а также другими источниками анамнеза.

Важно иметь ввиду, что ширина и глубина, а также правильность психологического заключения являются не только функцией удачно подобранных и валидных психодиагностических методов, но в большой степени также результатом успешного личного взаимодействия психолога с обследуемым, что требует от диагноста терпения, находчивость, умения контролировать своё поведение, способность вызывать к себе положительное отношение, чувство симпатии и доверия. В числе профессионально важных качеств психолога отмечаются [4]:

  1. общительность, эмпатия, доброжелательность по отношению к обследуемому;

  2. высокая общая культура, выражающаяся не только в общей профессиональной эрудиции, но и в наличии широкого круга интересов;

  3. тактичность и деликатность, в частности, в вопросах, связанных с интимными сторонами жизни и отношениями обследуемого, соблюдением профессиональной тайны;

  4. терпимость к чужим мнениям и оценкам, выражающаяся в умении выслушать, понять и успокоить клиента;

  5. свободное владение речью;

  6. критичность и гибкость мышления.

При проведении тестирования психологу необходимо учитывать влияние на обследование неблагоприятных факторов: напряжённость и враждебность, негативизм и циничное равнодушие, страх и неуверенность, а также другие эмоциональные проявления обследуемых. Поэтому необходимо использовать коммуникативные приёмы и навыки для установления доверительного контакта с тестируемым. Проводящий обследование, с одной стороны, не должен выглядеть развязно, фамильярно, как «свой парень», а с другой стороны, держать себя надменно, ставить себя «над обследуемым» или проявлять излишнюю настойчивость.

Диагносту необходимо проявлять интерес, но этот интерес не должен быть чрезмерным; обследуемый не должен чувствовать себя средством удовлетворения любознательности психолога. Не следует проявлять излишнее любопытство, вести себя подобно детективу. Важна лишь та информация о человеке, которая необходима для понимания его личности. Если психолог вынуждает человека чрезмерно раскрываться, это вызывает у него дискомфорт. Специалист должен чётко чувствовать то психологическое расстояние, на которое обследуемый готов подпустить, иначе его поведение, пусть даже дружелюбное, будет воспринято как агрессивно-наступательное.