Файл: лекции программирование ОЗО.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.05.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Язык объектного программирования Object Pascal лежит в основе системы программирования Delphi для создания Windows-приложений. Первая версия Delphi была выпушена фирмой Borland International в 1995 г. Ей предшествовали несколько версий системы Turbo Pascal для MS DOS, Turbo Pascal for Windows и Borland Pascal. Таким образом, Delphi является развитием языка программирования Turbo Pascal для современных условий. Поэтому в Delphi сохранилось многое из того, что можно было делать в системе Turbo Pascal.

Delphi - это система объектно-ориентированного визуального программирования. Delphi использует язык Object Pascal в среде визуальной разработки.

Алфавит

Алфавит языка Object Pascal включает в себя буквы, цифры, специальные символы и зарезервированные слова. В языке нет различия между прописными и строчными буквами алфавита, если только они не входят в символьные и строковые выражения. Специальные символы Object Pascal: + - * / = , ' . : ; < > [ ] { } ^ @ $ # и т.д.

Зарезервированные слова: and, array, as, begin, case, class, const, constructor, destructor, div, do, downto, else, end, except, exports, file, finalization, finally, for, function, goto, if, implementation, in, inherited, initialization, inline, interface, is, label, library, mod, nil, not, object, of, or, out, packed, procedure, program, property, record, repeat, set, shl, shr, string, then, try, type, unit, until, uses, var, while, with, xor и др.

Идентификаторы

Идентификатор - это последовательность символов произвольной длины, которая может содержать латинские буквы, цифры, символы подчеркивания и начинается с буквы или символа подчеркивания. Имя программы или любого определяемого в ней объекта является идентификатором. Например, последовательности символов а, аb, c1, program_1 являются идентификаторами; а последовательности 1a, program 1, программа – идентификаторами не являются.

Создание консольных приложений

Первые программы в среде Delphi удобно создавать как консольные приложения. Консоль — это монитор и клавиатура, рассматриваемые как единое устройство. Консольное приложение — программа, предназначенная для работы в операционной системе MS-DOS (или в окне DOS), для которой устройством ввода является клавиатура, а устройством вывода — монитор, работающий в режиме отображения символьной информации.

Для создания консольного приложения нужно выполнить команду меню

File — > New —> Other.... На вкладке New окна диалога выбрать пиктограмму Console Application. В результате появится следующий шаблон приложения:

programProject1;

{$APPTYPE CONSOLE}

uses SysUtils;


begin

{TODO -oUser-cConsole Main : Insert code here}

end.

Структура программы

Программа состоит из заголовка, директив компилятора, строки uses и блока программы.

Заголовок программы имеет вид:

program имя программы; например, program Projectl;

Блок состоит из раздела описаний и раздела операторов. Раздел описаний состоит из описаний меток, констант, типов, переменных, процедур и функций. Раздел операторов имеет вид:

begin

операторы

end.

Раздел операторов программы на языке Object Pascal представляет собой последовательность инструкций (операторов), заключенную в операторные скобки begin end. Один оператор от другого отделяется точкой с запятой. Комментарии к программе пишутся либо в фигурных скобках {}, либо внутри пар символов (* и *). Если комментарий однострочный, то перед комментарием можно поставить две наклонные черты //.

Примеры комментариев:

{заголовок программы} (* ввод данных *)

// вывод результата

В консольном приложении после строки заголовка следует строка {$APPTYPE CONSOLE}, которая, хотя и похожа на комментарий, таковой не является, так как сразу за открывающей скобкой следует знак $. Эта директива предназначена для компилятора. Следуя ее указаниям, компилятор генерирует исполняемую программу как консольное приложение.

В следующей строке после служебного слова uses указано имя подключаемою к программе модуля.

usesSysUtils;

Для ввода данных в консольных приложениях используются операторы read, readln, а для вывода — write, writeln. Оператор readln; (без аргументов) используется для задержки (до нажатия клавиши Enter) DOS-окна с сообщениями консольного приложения. В консольном приложении при выводе сообщений используются буквы лишь латинского алфавита.


Типы данных

Любые данные, то есть константы, переменные, свойства, значения функций или выражения, в Object Pascal характеризуются своими типами. Тип определяет множество допустимых значений, которые может иметь тот или иной объект, а также множество допустимых операций, которые применимы к нему. Кроме того, тип определяет так же формат внутреннего представления данных в памяти ПК.

Object Pascal характеризуется разветвленной структурой типов данных (смотрите рисунок). В языке предусмотрен механизм создания новых типов, благодаря чему общее количество используемых в программе типов может быть сколь угодно большим.

Программа может оперировать данными различных типов: целыми и дробными числами, символами, строками символов, логическими величинами.

Простой тип: одно имя – одно значение.

Структурированный тип: одно имя – совокупность значений.

Каждый из структурированных типов характеризуется своим способом объединения значений в совокупность и своим способом доступа к отдельным элементам.

Целый тип

Язык Delphi поддерживает семь целых типов данных: shortint, smallint, Longint, Int64, Byte, word и Longword, описание которых приведено в табл.

Таблица. Целые типы

Тип

Диапазон

Формат

Shortint

-128-127

8 битов

Smallint

-32 768 - 32 767

16 битов

Longint

-2 147 483 648 - 2 147 483 647

32 бита

Int64

-263- 263 - 1

64 бита

Byte

0-255

8 битов, беззнаковый

Word

0-65 535

16 битов, беззнаковый

Longword

0 - 4 294 967 295

32 бита, беззнаковый


Object Pascal поддерживает и наиболее универсальный целый тип - Integer, который эквивалентен Longint.

Вещественный тип

Язык Delphi поддерживает шесть вещественных типов: Real48, single, Double, Extended, comp, Currency. Типы различаются между собой диапазоном допустимых значений, количеством значащих цифр и количеством байтов, необходимых для хранения данных в памяти компьютера.

Таблица. Вещественные (дробные) типы

Тип

Диапазон

Значащих цифр

Байтов

Real48

2.9x 10-39-1.7x1038

11-12

06

Single

1.5 x 10-45-3.4х 1038

7-8

04

Double

5.0x10-324 -1.7x10308

15-16

08

Extended

3.6x10-4951 -1.1 х104932

19-20

10

Comp

263+1 - 263-1

19-20

08

Currency

-922 337 203 685 477.5808 --922 337 203 685 477.5807

19-20

08

Язык Delphi поддерживает и наиболее универсальный вещественный тип - Real, который эквивалентен Double.


Символьный тип

Язык Delphi поддерживает два символьных типа: Ansichar и Widechar:

тип Ansichar — это символы в кодировке ANSI, которым соответствуют числа в диапазоне от 0 до 255;

тип widechar — это символы в кодировке Unicode, им соответствуют числа от 0 до 65 535.

Object Pascal поддерживает и наиболее универсальный символьный тип - Char, который эквивалентен Ansichar.

Строковый тип

Язык Delphi поддерживает три строковых типа: shortstring, Longstring,WideString:

  • тип shortstring представляет собой статически размещаемые в памяти компьютера строки длиной от 0 до 255 символов;

  • тип Longstring представляет собой динамически размещаемые в памяти строки, длина которых ограничена только объемом свободной памяти;

  • тип WideString представляет собой динамически размещаемые в памяти строки, длина которых ограничена только объемом свободной памяти. Каждый символ строки типа WideString является Unicode-символом.

В языке Delphi для обозначения строкового типа допускается использование типа string. Тип string эквивалентен типу shortstring.

Логический тип

Логическая величина может принимать одно из двух значений True (истина) или False (ложь). В языке Delphi логические величины относят к типу Boolean.

Виды данных Переменная

Переменная — это область памяти, в которой находятся данные, которыми оперирует программа. Когда программа манипулирует с данными, она, фактически, оперирует содержимым ячеек памяти, т. е. переменными.

Чтобы программа могла обратиться к переменной (области памяти), например, для того, чтобы получить исходные данные для расчета по формуле или сохранить результат, переменная должна иметь имя. Имя переменной придумывает программист.

В качестве имени переменной можно использовать последовательность из букв латинского алфавита, цифр и некоторых специальных символов. Первым символом в имени переменной должна быть буква. Пробел в имени переменной использовать нельзя.

Следует обратить внимание на то, что компилятор языка Delphi не различает прописные и строчные буквы в именах переменных, поэтому имена SUMMA, Summa и summa обозначают одну и ту же переменную.

Желательно, чтобы имя переменной было логически связано с ее назначением. Например, переменным, предназначенным для хранения коэффициентов и корней квадратного уравнения, которое в общем виде традиционно записывают

ах2 + bх + с = 0

вполне логично присвоить имена а, b, с, x1 и х2. Другой пример. Если в программе есть переменные, предназначенные для хранения суммы покупки и величины скидки, то этим переменным можно присвоить имена