ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.05.2024
Просмотров: 907
Скачиваний: 2
Г.Е. Крейдлин
НЕВЕРБАЛЬНАЯ
СЕМИОТИКА
М осква Новое литературное обозрение
2002
ББК 88.53 УДК 159.9 К9
НОВОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Научное приложение. Вып. XXXIX
Художник
Д. Балабуха
КреЦдпоГ.Е.
К9 Н см р б ш ш са д о тм ч: Язык тела ■ естественны! язык. —
М.: Новое литературное обозрение, 2002. — 592 с.
Кинетические стороны поведения людей —их жесты и позы, как люди стоят или сидят, как располагаются по отношению друг к другу, как обмениваются взглядами — играют решающую роль в устной коммуникации. В центре монографии —человек и осо бенности его невербального поведения в акте коммуникации. Автор анализирует разнообразные невербальные и вербальные единицы, описывает русскую жестовую систему и кинетическое поведение, ищет новые подходы к этой до сих лор малоисследо ванной теме, привлекая для этого данные разных частных наук, входящих в состав невербальной семиотики.
ББК 88.53 УДК 159.9
№ВК5-86793-194-3
©Г.Е. Крейдлин, 2002
©Художественное оформление. «Новоелитературное обозрение», 2002
Памятимоего отца, Крейдлина Ефима Григорьевича
ВВЕДЕНИЕ
Предмет книги
Более тридцати лет тому назад мне в руки попала статья вы дающегося русского лингвиста А. А. Реформатского «О пере кодировании и трансформации коммуникативных систем» (Реформатский 1963). В этой замечательной работе речь шла о характере и способах совместного существования в одном ком муникативном акте нескольких знаковых систем и затрагивались различные проблемы, относящиеся к особенностям функцио нирования в речи знаков разной природы и к анализу их пове дения в интерактивном общении.
А. А. Реформатский считал, что без решения вопросов о том, как происходит невербальная коммуникативная деятель ность человека и каково ее соотношение с вербальной деятель ностью, «немыслимо моделирование коммуникативных систем и самого мыслительного процесса». Опираясь на исследования детского психолога, физиолога и педагога Й. А. Соколянского, в которых рассматривались особенности усвоения грамма тики языка слепоглухонемым ребенком, ученый подчеркивает исключительную важность жеста и жестового, или, иначе, кинетического, поведения в целом как связующих звеньев меж ду тактильной и речевой деятельностью человека. По мнению А. А. Реформатского, в акте устного общения никогда не осу ществляется простое кодирование смысла или перекодирование информации. В нем сосуществуют параллельно разные систе мы обработки знаковой информации, и — позволю себе еще раз процитировать учёного — «хотя они как-то и конкурируют в принципе, но не накладываются друг на друга, а представля ют собой более сложное соотношение».
В настоящей монографии речь пойдет о различных сторо нах такого соотношения. В центре ее шимдотся человек я осо бенности wo невербального поведения в акте коммуникации.
О коммуникативном поведении людей и способах их рече вого общения до сих пор известно крайне мало. Наши представ
ления о мотивах, целях и характере даже собственных действий, мыслей, слов и чувств, не говоря уже о поведении реального или воображаемого собеседника, по сей день удивительно не четкие, наивные и путаные, а сумма и глубина наших знаний о речевом диалогическом поведении никак не соответствуют сегодняшнему уровню развития и возможностям лингвистичес кой науки. Что же касается невербальных аспектов человеческого поведения в ситуации коммуникативного взаимодействия и про блем соотношения невербальных языковых кодов с естественным языком, которые составляют основной предмет нашего исследо вания, то они не только не описаны систематически, но в це лом раде отношений просто не затронуты.
Книга, которую держит в руках читатель, ставит своей це лью в известной степени восполнить указанный пробел. В ней принят подход, заключающийся в параллельном анализе разно образных невербальных и вербальных единиц. Такой анализ предполагает изучение богатого арсенала знаковых средств, используемых в человеческом общении, описание разнообраз ных семантических, прагматических и синтаксических соот ношений между невербальными и вербальными знаковыми единицами и выявление особенностей их совместного функци онирования в коммуникативном акте, о которых писал А. А. Ре форматский.
Невербальная коммуникация является одной из важнейших областей функционирования знаков и знаковой информации и занимает значительное место в жизни человека и общества. Подчеркивая важность невербальной коммуникации, кто-то заметил: «Words may be what men use when all else fails» — «Сло ва, быть может, это то, чем пользуются люди, когда все ос тальные средства общения оказались безуспешными (букв. <...> когда все остальное терпит неудачу)». Науку, предметом ко торой являются невербальная коммуникация и, шире, невер бальное поведение и взаимодействие людей, я предлагаю на зывать невербальной семиотикой. Невербальная семиотика как целостная научная дисциплина еще только складывается, она очень молодая. Входящие в невербальную семиотику частные науки, или отдельные подсистемы, изучены в разной мере и нередко вообще не связаны одна с другой. По целому ряду объективных и субъективных причин, к которым можно отне сти: (а) фрагментарность и плохо мотивированную избиратель ность объектов изучения; (б) недостаточное количество устой чивых и проверенных на практике теоретических понятий, методов и инструментов анализа, а отсюда по преимуществу дескриптивный характер исследований во всех разделах невер
бальной семиотики; (в) малую разработанность и практическую несовместимость языков описания предметных областей невер бальной семиотики; (г) отсутствие надежной методологической и эмпирической базы в части, касающейся семантики, праг матики и синтаксического поведения невербальных единиц;
(д) нередко гадательный, плохо обоснованный и в высшей сте пени проблематичный характер отдельных научных утвержде ний и полученных результатов, — приходится констатировать, что многие задачи и положения, формулируемые в рамках не вербальных подсистем, требуют существенной корректировки,
ав ряде случаев и полного пересмотра.
Втакой ситуации особенно остро ощущается потребность
ведином семиотическом подходе к исследованию невербальных
ивербальных средств поведения людей в коммуникативном акте, поскольку только в рамках такого подхода невербальное поведение человека и, в частности, русская невербальная тра диция могут получить максимально многостороннее и адекват ное объяснение. В книге предлагается интегральное описание основных подсистем невербальной семиотики в рамках единой научной идеологии и общих концетуалышх и методологических установок, в их соотношении друг с другом и с естественным языком. Определяются состав этих подсистем, характерные особенности их внутренней организации и закономерности функционирования, проводится практическое изучение и те оретическое осмысление важнейших механизмов взаимодей ствия невербальных подсистем друг с другом и с естественным языком, описываются нетривиальные ситуации невербально го общения людей и связанные с ними явления.
Следует отметить, что в силу разных, по большей части околонаучных, обстоятельств в существующей литературе по невербальной семиотике почти полностью игнорируются дан ные русской лингвосемиотической традиции, между тем как ее культурная и этнолингвистическая значимость едва ли нужда ются в особом обосновании. Наша книга впервые обращается
ксистемному исследованию русского невербального материа ла: в ней содержится детальный разбор совсем новых для не вербальной семиотики фактов и привлекается новая информа ция для установления сходств, расхождений и перекличек русского и других невербальных языков. Проведенный широ кий анализ мировой и отечественной литературы, а также лич ные научные контакты со многими крупными учеными, рабо тающими в разных областях невербальной семиотики, дают основание утверждать, что настоящая книга представляет со бой первое систематическое научное изложение основ невербаль
ной семиотики в ее соотношении с лингвистикой. В ней впер вые в отечественной и, как кажется, в мировой лингвосемио тической традиции ставится и решается ряд важных задач, ко торые были выдвинуты в рамках отдельных наук, входящих в состав невербальной семиотики1. Назову лишь некоторые из обсуждаемых в книге проблем:
(1) усовершенствование понятийного аппарата и метаязы ка невербальной семиотики, в частности приведение его в со ответствие с понятийным аппаратом и метаязыком лингвисти ки; обоснование теоретической необходимости вводимых новых понятий и демонстрация их практической полезности;
(2)выявление и описание ранее не изучавшихся или не до конца изученных единиц, категорий и оппозиций паралингви стики, кинесики, проксемики и некоторых других частных наук, образующих ядро невербальной семиотики; установление аналогий и структурных сходств между достаточно удаленны ми друг от друга невербальными и вербальными феноменами;
(3)разграничение жестов и физиологических движений; инвентаризация основных жестовых противопоставлений и фун кций жестов в разных языках тела и коммуникативных си туациях;
(4)выделение семантических типов и построение семанти ческой типологии бытовых эмблематических жестов;
(5)лингвистический и концептуальный анализ голоса и тона —основных инструментов языковой и параязыковой ком муникации;
(6)построение оснований теории лексикографии жестов: разработка общей идеологии и структуры толковых словарей жестов, определение строения отдельных зон и способа пред ставления в них необходимой информации;
(7)анализ наиболее примечательных особенностей создан ного нами (в соавторстве) толкового словаря языка русских жестов, ориентированного на интегральное описание русской невербальной и вербальной семиотических систем, и представ ление решения ряда практических лексикографических задач, связанных с этим словарем (определение количества и соста ва зон словаря, раскрытие содержания и структуры каждой зоны, анализ ряда конкретных словарных статей и их фрагмен тов) и др.;
(8)разработка принципов и способов сопоставительного семантического описания жестов и языковых единиц — так называемых жестовых фразеологизмов, а также жестов и их язы ковых имен; проверка выдвигаемых гипотез и допущений на
•ксперимеитальном языковом (русском) материале:
(9) постановка и решение некоторых частных проблем межкультурного и межъязыкового соответствия жестовых эмблема тических систем и перевода одной системы в другую (способы
ивиды перевода, проблемы интерпретации, нейтрализации и потери смысла, типология коммуникативных неудач и др.);
(10)построение внутриязыковой типологии семиотических актов касания в их соотношении с русскими глаголами каса ния и выражаемыми ими смыслами;
( 11) описание универсальных стратегий, обнаружение и анализ закономерностей, а также формулировка конкретных правил невербального (жестового, визуального, тактильного и проксемного) поведения, относящихся к русской повседнев ной коммуникации и русской культуре.
Помимо теоретических и практических вопросов в книге ставятся и обсуждаются некоторые методологические вопросы, связанные с проблемами выделения единиц и категорий невер бальной семиотики и их соотношения с единицами и катего риями лингвистики.
В силу указанных выше сложившихся обстоятельств решать большинство поставленных нами задач по аналогии с ранее уже решенными было невозможно. Почти каждая из них потребо вала рассмотрения новых теоретических вопросов, восполне ния имеющихся концептуальных и терминологических пробе лов, использования оригинальных исследовательских приемов
иразбора методологических оснований анализа с их последу ющей эмпирической проверкой. Сразу же скажу: постановку
ипредставленные на суд читателя выводы и решения отдель ных проблем кто-то может счесть сомнительными или недоста точно убедительными, однако, как мне представляется, это не только субъективная вина автора книги (которую он, впрочем,
ссебя отнюдь не снимает), но и неизбежный объективный итог всех исследований в новых областях знаний, русло которых лишь только начали прокладывать.
История создания книги
Серьезный исследовательский интерес к невербальной се миотике у меня возник довольно неожиданно и много лет спу стя после знакомства с упомянутой выше статьей А. А. Рефор матского. На первой летней Лингвистической школе (июль 1992 года, город Дубна, Московская обл.), где слушателями были ученики ряда московских и дубненских школ и студенты иыспшх учебных ъшедений. н оснонном Российского тсу к ф