ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.05.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
Тестовые задания и материалы к Всероссийской олимпиаде по обществознанию
Школьный этап 8 класс
Максимальный балл – 76 баллов
Время проведения – 45 минут
Задание 1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны
— «Нет». Внесите свои ответы в таблицу. (6 баллов)
1.1. Типичными социальным ролями для подростков являются роли избирателя и военнослужащего.
1.2. Государство как социальный институт возникает одновременно с обществом.
1.3. Избыточное предложение на рынке какого-либо блага порождает его дефицит.
1.4. В деятельности происходит становление и самореализация личности.
1.5. Каждый человек рождается личностью.
1.6. Механизация производства иллюстрирует общественный прогресс в социальной сфере.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
Задание 2. Выберите несколько верных ответов в каждом задании и занесите свой ответ в таблицу. (8 баллов)
2.1. Какие из перечисленных обязанностей являются обязанностями гражданина России?
а) соблюдать законы
б) защищать Отечество
в) платить налоги
г) сохранять природу
д) состоять в рядах какой-либо политической партии
е) получить два высших образования.
2.2. Какие из перечисленных ниже ситуаций относятся к деловым межличностным отношениям.
а) знакомство с соседом по квартире
б) представление нового сотрудника коллегам
в) назначение встречи по телефону подчинённому
г) беседа по телефону с приятелем
д) совместное выполнение трудовых обязанностей.
2.3. Что из перечисленного является примером предпринимательской деятельности?
а) покупка телевизора в магазине
б) покупка и продажа акций на фондовой бирже
в) коллекционирование марок и значков
г) ремонт автомобиля перед поездкой на отдых
д) выращивание овощей на приусадебном участке и их реализация
е) посредничество при найме жилья.
2.4. Найдите в приведённом ниже списке примеры, иллюстрирующие применение неформальных позитивных санкций.
а) К. присвоили звание « Заслуженный учитель РФ»
б) друзья похвалили С. За подготовленный праздник
в) В. получил на заводе премию за своё изобретение
г) выступление учеников 8 класса на школьном вечере вызвало аплодисменты
д) заметка в стенгазете получила одобрение коллег
е) Л. получил степень доктора физико-математических наук.
2.1 |
2.2 |
2.3 |
2.4 |
|
|
|
|
Задание 3. Перед вами иллюстрации, отражающие основные права и свободы человека и гражданина РФ. Исходя из смысла и содержания, разделите их на несколько групп. Запишите названия групп в первой колонке таблицы, а входящие в каждую группу права занесите во вторую колонку таблицы, указывая в скобках порядковый номер изображения, обозначающего данное право. (12 баллов)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Основные группы прав и свобод |
Права и свободы |
|
|
|
|
|
|
Задание 4. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином. Ответ впишите в таблицу. (10 баллов)
4.1. В дошкольном возрасте, когда наступает период самоутверждения через преодоление отдельных культурных стереотипов, ребенок обнаруживает и раскрывает много возможностей для деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
4.2. С завершением второй мировой войны, приняв на себя роль гегемона западного «свободного мира», США отказались от экономической политики государства, направленной на защиту от иностранной конкуренции, и обязались способствовать развитию свободной международной торговли.
4.3. Взаимное непонимание, «разговор двух глухих» - одна из важнейших причин постоянных активных столкновений противоположных интересов, взглядов, стремлений и общей неудовлетворенности семейной жизни.
4.4. Люди с заниженным восприятием самих себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей «застревают» на любой, даже незначительной, критике и пропускают мимо ушей позитивные мнения о себе.
4.5. Человек, чтобы быть человеком, должен заниматься самовоспитанием и стараться оценивать свои поступки с точки зрения норм, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости.
4.1. |
|
4.2. |
|
4.3. |
|
4.4 |
|
4.5 |
|
Задание 5. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. (6 баллов)
«В последние десятилетие психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении стиля общения с ребёнком для развития его ____________(А).
Теперь уже стало бесспорной истинной, что _______(Б) так же необходимо ребёнку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишён постоянных _______(В) со взрослыми, плохо развивается не только психологически, но и физически: он не растёт, худеет, теряет интерес к жизни.
Если продолжать сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» ________(Г) ребёнка, ставит под удар его эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.
Основные черты благоприятного стиля общения в семье определились в результате огромной работы психологов — гуманистов, теоретиков и практиков. ________(Д) в воспитании основан прежде всего на понимании ребёнка — его нужд и _______(Е), на знании закономерностей его роста и развития его личности».
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов.
Выбирайте последовательно одно слов за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.
1) потребности 2) психика 3) личность 4) культура 5) общение |
6) семья 7) контакты 8) группа 9) гуманизм
|
В данной ниже таблице указаны буквы, относящиеся к пробелам. Запишите под каждым буквой номер, обозначающий в списке выбранное вами слово.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
Задание 6. Работа с таблицей. (8 баллов)
Известны четыре сферы общественной жизни. Впишите в первую колонку таблицы их названия, а во второй обозначьте цифрами соответствующие каждой из них явления
1) Государственная Дума приняла поправки в закон о гражданстве.
2) В январе-марте 2003 года уровень безработицы снизился на 2% по сравнению с аналогичным периодом в 2002 году.
3) Недавно состоялось открытие воскресной школы для верующих.
4) Семья Петровых отправилась в дом отдыха.
5) В Новгородской области открылся филиал Сбербанка России.
6) Водителя оштрафовали за превышение скорости.
7) В театре состоялась премьера нового спектакля.
8) Студенты поддержали акцию «Защитим лес от пожаров!».
Название сфер общественной жизни |
Явления |
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 7. Составьте из предложенных слов определения известных вам терминов. Слова можно изменять по падежам, добавлять предлоги. На основе полученного определения узнайте термин и назовите его. (12 баллов)
7.1. Только, форма, основное, человек, содержание, взаимодействие, преобразование, люди, присущая, окружающий мир, основное, является, мир, интересы. __________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.2. Единое, усиление, люди, процесс, народы, человечество, связи, становления, государства,
взаимозависимости. ________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.3. Государство, законы, обладающий, сила, отношение, высшая, закон, юридическая, все остальные. ________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.4. Предыдущие, культура, знание, накопленные, человеческое, ценности, поколения, процесс,
общество, приобщение, мир. ______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8. Решите обществоведческий кроссворд. Дайте определение понятия, получившегося в выделенной вертикальной строке. (10 баллов)
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|