Файл: нормативно-правовое обоеспечение выс обр.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.05.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Создание нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности в высшем учебном заведении в настоящее время является одним из основополагающих факторов, которые обеспечивают повышение качества высшего профессионального образования, инновационность, эффективность, прогностичность самого образовательного процесса.

Актуальность данной темы заключается в том, что необходимость совершенствования нормативно-правовой базы в системе высшего профессионального образования обусловлена радикальными изменениями, происходящими в обществе, связаны с политическими, социально-экономическими, образовательно-прогностическими условиями в России.

Эти изменения, а также введение в образовательный процесс новых направлений деятельности, требуют совершенствования нормативно-правового обеспечения, принятия более прогрессивных законодательных актов, направленных на устойчивое развитие образовательного процесса и обеспечивающих получение качественного образования.

Практика создания нормативно-правового обеспечения управленческой деятельности в вузе свидетельствует о необходимости основательного системного изучения и учета особенностей функционирования и развития объекта правового регулирования, в данном случае образовательной деятельности в высшем учебном заведении.

С этих позиций создание нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности в вузе является педагогической проблемой, а педагогическое обоснование правового регулирования управленческой деятельности системы высшего образования - актуальным вопросом в педагогической науке. Из имеющихся авторов, которые занимались данной проблемой следует отметить работы Е.В. Буслаева, С.А. Емельяновой, А.П. Лиферова, К.А. Черненко и других.

Цель контрольной работы: осуществить анализ нормативно-правового обеспечения управленческой деятельности в системе высшего образования, его структуру и содержание, обеспечивающие повышение качества образовательной деятельности в вузе.

Объект контрольной работы: нормативно-правовое обеспечение управленческой деятельности в вузе.

Предмет контрольной работы: структура и содержание нормативно-правового обеспечения управленческой деятельности в вузе.

В соответствии с целью, предметом контрольной работы предполагается решить следующие задачи:


1. Раскрыть сущность нормативно-правового обеспечения управленческой деятельности в вузе и необходимости его совершенствования.

2. Разработать структуру нормативно-правового обеспечения управленческой деятельности в вузе.

3. Осуществить анализ содержания нормативно-правового обеспечения управленческой деятельности в вузе.

Теоретико-методологическую основу контрольной работы составили: -идеи непрерывного образования - С.Я. Батышев, B.C. Безруков, Б.С. Гершунский, A.M. Новиков, Ю.Н. Петров, В.Д. Шадриков и др. идеи целостности педагогического процесса — Ю.К. Бабанский, П.Ф. Каптерев, В.А. Сластенин, К.Д. Ушинский и др. дидактические основы педагогического процесса — I С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.П. Бесполько и др. теория социального управления - И.П. Радченко, В.Н. Садовский и др. —теория управления образовательным учреждением — И.Ф. Исаева, B.C. Лазарев, С.М. Маркова, Ю.Н. Петров, Е.Н. Шиянова и др. научные основы образовательного права — Г.К. Сафаралиев, М.Ю. Федорова, В.И. Шкатулла, и др. педагогические основы нормативно-правового обеспечения B.C. Баблер, М.М. Бахтин, Е.В. Бондаревский, М.А. Викулина, В.И. Добреньков, В.Я. Нечаев, и др. —концепция системного построения процесса воспитания —В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др. технологии и условия осуществления инновационных процессов в образовании - В.И. Андреев, А.А. Климов, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый и др.

  1. Структура и содержание нормативно-правового регулирования управленческой деятельности в системе высшего образования

Управление высшим учебным заведением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) и уставом высшего учебного заведения на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности.

Устав высшего учебного заведения (изменения устава и дополнения к нему) принимается общим собранием (конференцией) педагогических работников, научных работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся высшего учебного заведения (далее - общее собрание (конференция)).


Существующая в настоящий момент система источников права, которыми регулируются управленческая деятельность в области высшего образования, включает два уровня нормативно-правового регулирования: «внутренние», российские нормативные правовые акты, и «внешние», международно-правовые акты.[5, C. 25]

В свою очередь, система «внутренних» российских актов представлена нормативными правовыми актами, принятыми на федеральном уровне и включающими федеральные законы и подзаконные нормативные акты.

Законодательная основа правового регулирования управленческой деятельности в системе высшего образования представлена в следующем:

- типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) от 14 февраля 2008 г. №7;

- конституцией РФ;

- федеральным законом от 24 апреля 2008 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;

- законом РФ от 2 февраля 2011 г. № 2 «Об образовании»;

- иными «профильными» федеральными законами, т.е. законами, принятыми для регулирования отношений, складывающихся исключительно в области образования;

- «непрофильными» законами, содержащими отдельные нормы, регулирующие отношения в сфере образования.[10, C.155]

2. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования

Согласно типовому положению об образовательном учреждении высшего профессионального образования высшее учебное заведение обладает автономией и несет ответственность за свою деятельность перед каждым обучающимся, обществом и государством.

Под автономией понимается степень самоуправления, которая необходима высшему учебному заведению для эффективного принятия решения в отношении своей уставной деятельности.[17]

Управление высшим учебным заведением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Типовым положением, уставом высшего учебного заведения и договором, заключенным с учредителем, на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности.

Устав высшего учебного заведения и изменения к нему принимаются общим собранием (конференцией) научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся (далее - общее собрание (конференция)) и утверждаются учредителем.

Порядок избрания делегатов на общее собрание (конференцию), предусматривающий участие всех категорий работников, обучающихся и членов общественных организаций, определяется ученым советом высшего учебного заведения. При этом члены ученого совета должны составлять не более 50 процентов общего числа делегатов.


В высшем учебном заведении должны быть созданы условия всем работникам и обучающимся для ознакомления с уставом высшего учебного заведения, предложениями о внесении в него изменений и для свободного обсуждения этих предложений.

Высшее учебное заведение, а также изменения, вносимые в его устав, подлежат регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Общее руководство высшим учебным заведением осуществляет выборный представительный орган - ученый совет высшего учебного заведения.

В состав ученого совета высшего учебного заведения входят ректор, который является его председателем, проректоры, президент, если такая должность предусмотрена уставом высшего учебного заведения, а также по решению ученого совета высшего учебного заведения - деканы факультетов. Другие члены ученого совета высшего учебного заведения избираются на общем собрании (конференции) путем тайного голосования.

Количество членов ученого совета высшего учебного заведения определяется на общем собрании (конференции).

Нормы представительства в ученом совете высшего учебного заведения от структурных подразделений высшего учебного заведения и обучающихся определяются ученым советом высшего учебного заведения.

Представители структурных подразделений и обучающихся считаются избранными в состав ученого совета высшего учебного заведения или отозванными из него, если за них проголосовали более 50 процентов делегатов, присутствующих на общем собрании (конференции) (при наличии не менее двух третей списочного состава делегатов). Состав ученого совета высшего учебного заведения объявляется приказом ректора.

В случае увольнения (отчисления) из высшего учебного заведения члена ученого совета высшего учебного заведения он автоматически выбывает из состава этого ученого совета.

Срок полномочий ученого совета высшего учебного заведения не может превышать 5 лет. Досрочные выборы членов ученого совета высшего учебного заведения проводятся по требованию не менее половины его членов, а также в случаях, предусмотренных уставом высшего учебного заведения.

В высшем учебном заведении могут создаваться попечительский и другие советы по различным направлениям деятельности. Порядок создания и деятельности, состав и полномочия этих советов определяются уставом высшего учебного заведения или положениями, принятыми ученым советом высшего учебного заведения.


Устав создаваемого или реорганизуемого высшего учебного заведения до формирования ученого совета высшего учебного заведения утверждается органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, в ведении которого оно находится, на срок, не превышающий 1 года. Ректор такого высшего учебного заведения принимается на работу соответствующим органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа по трудовому договору на тот же срок.

Непосредственное управление деятельностью высшего учебного заведения осуществляет ректор.

Ректор в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения, избирается из числа кандидатур, согласованных с аттестационной комиссией соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти или исполнительно-распорядительного органа городского округа, тайным голосованием на общем собрании (конференции) на срок, не превышающий 5 лет, по результатам обсуждения программ претендентов (претендента).

Порядок выдвижения кандидатур на должность ректора, сроки и процедура проведения выборов ректора определяются ученым советом высшего учебного заведения. Порядок выдвижения кандидатур на должность ректора должен предусматривать возможность их самовыдвижения. Дата проведения выборов ректора согласовывается с органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, в ведении которого находится высшее учебное заведение. Кандидатуры на должность ректора, прошедшие выдвижение в соответствии с уставом высшего учебного заведения, представляются на рассмотрение действующей на общественных началах аттестационной комиссии соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти или исполнительно-распорядительного органа городского округа.

После избрания ректора между ним и органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, в ведении которых находится такое высшее учебное заведение, заключается трудовой договор на срок, не превышающий 5 лет.

Повторные выборы ректора проводятся в случае нарушения установленной законодательством Российской Федерации и (или) уставом высшего учебного заведения процедуры выборов ректора либо в случае признания выборов ректора несостоявшимися или недействительными.

При наличии вакантной должности ректора исполнение его обязанностей возлагается на лицо, определяемое органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, в ведении которого находится высшее учебное заведение.