Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Важнейшим понятием в менеджменте является организация. Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае если, среда допускает его осуществление.

Источником ее жизненной силы является внутренняя среда, заключающая в себе потенциал, необходимый для функционирования организации, но в это, же время являясь и источником проблем, даже ее гибели.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания.

Эти моменты, несомненно, должны быть предметом постоянного внимания со стороны менеджера, поэтому основной задачей данной исследовательской работы будет рассмотрение элементов внутренней и внешней среды организации, находящихся в постоянном взаимодействии. А также оценка и анализ этих факторов с помощью различных методов.

Проблема взаимоотношения организации и среды в науке впервые стала рассматриваться в работах А.Богданова и Л. фон Берталанфи в первой половине ХХ века. Однако в менеджменте значение внешней среды для организаций было осознанно только в 50-е годы в условиях усиления динамизма её факторов и нарастания кризисных явлений в экономике. Это послужило отправной точкой для интенсивного использования системного подхода в теории и практике управления, с позиций которого любая организация стала рассматриваться как целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, в свою очередь опутанных связями с внешним миром. Дальнейшее развитие данной концепции привело к возникновению ситуационного подхода, согласно которому, выбор метода управления зависит от конкретной ситуации, характеризуемой в значительной мере определёнными внешними переменными.

Данная тема является актуальной, как и вся теория менеджмента. В новом тысячелетии наша страна должна научиться жить в условиях рыночной экономики, важнейшим условием этого является высококвалифицированные управленцы. Умение выделить и проанализировать элементы организации и внешние факторы является залогом успеха фирмы.

Анализ среды нужен для определения стратегии поведения предприятия и проведения этой стратегии в жизнь.

Таким образом, целью данной работы является изучение внешнего окружения и внутренней среды организации для более эффективного принятия управленческих решений, необходимых для успешной деятельности компании.


Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

- изучить теоретический аспект по данной теме;

- исследовать внутреннюю и внешнюю среду предприятия;

- изучить краткую экономическую характеристику предприятия;

- проанализировать внутренние и внешние переменные предприятия.

Предмет курсовой работы - анализ внутренней и внешней среды предприятия.

Методы, используемые в курсовой работе: сравнительный, аналитический, нормативно-правовой, монографический.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, списка используемых источников и приложений.

1. Теоретические аспекты влияния ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ на деятельность ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Сущность, структура и классификация факторов внешней среды

Все организации по различным аспектам отличаются друг от друга. Вместе с тем они имеют общие для всех организаций характеристики.

Одной из самых значительных характеристик организации является зависимость от внешней и внутренней среды. Ни одна организация не может функционировать изолированно, вне зависимости от внешних ориентиров. Они во многом зависимы от внешней среды. Это условия и факторы, возникающие в окружающей среде независимо от деятельности организации, так или иначе воздействующие на нее.

Рисунок 1. Факторы внешней и внутренней среды

Различают факторы внешней и внутренней среды (см. Рисунок 1).

«Внешняя среда организации — это условия и факторы, возникающие независимо от ее (организации) деятельности и оказывающие существенное воздействие на нее. Кроме того, они способствуют функционированию, выживанию и эффективности ее работы» [2].

Внешние факторы подразделяют на факторы:

- прямого воздействия, к которым относят поставщиков ресурсов, потребителей, конкурентов, трудовые ресурсы, государство, профсоюзы, акционеров (если предприятие является акционерным обществом), которые оказывают непосредственное влияние на деятельность организации;


- косвенного воздействия, куда  относят факторы, которые не оказывают непосредственного влияния на деятельность организации, но их следует учитывать для выработки правильной стратегии:

1) Политические, являющиеся основными направлениями государственной политики и методами ее реализации; возможные изменения в законодательной и нормативно-технической базе; международные соглашения, заключаемые правительством в области тарифов и торговли.

2) Экономические: уровень занятости трудовых ресурсов; темпы инфляции; величина и динамика ВВП; международный платежный баланс; процентные и налоговые ставки; производительность труда.

3) социальные, то есть отношение населения к работе и качеству жизни; менталитет общества; обычаи и традиции, существующие в обществе; уровень образования и другое. 

4) технологические, то есть такие возможности, которые связанны с развитием науки и техники, которые позволяют оперативно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии[19].

Рисунок 2. Структура внешней среды организации

Элементы

Факторы

1

Государство и общественность

- создание рабочих мест, социальный мир;

- конкурентоспособность на мировом рынке;

- получение налоговых доходов;

- стабильность цен;

- поддержание рыночных отношений путем антимонопольных мер;

- защита окружающей среды и интересов потребителя.

2

Контрагенты

- поставщики (высокие доходы и низкие расходы, стабильность договорных связей).

- потребители ( широкий выбор, высокое качество, низкие цены, высокий уровень сервисных услуг).

3

Кредиторы

- высокие проценты;

- гарантированность возврата кредита;

-возможность влияния на фирмы.

«Внешняя среда является источником, подпитывающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне.

Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания» [9, с.87]. Однако, ресурсы, получаемые от внешней среды небезграничны. И на них, так же, претендуют многие другие компании, находящиеся в этой же среде, поэтому всегда существует возможность, что организация не сможет получить нужные ресурсы, тем самым запускается процесс ослабления ее потенциала, приводя ко многим негативным для организации последствиям. Следовательно, взаимодействие организации со средой должно поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.


1.2. Система мониторинга внешней среды

Для результативного изучения состояния компонент макроокружения в организации создается специальная система отслеживания внешней среды.

Как пишут многие изветные экономисты и аналитики : «данная система должна осуществлять как проведение специальных наблюдений, связанных с какими-то особыми событиями, так и проведение регулярных (обычно один раз в год) наблюдений за состоянием важных для организации внешних факторов» [6].

Существуют многочисленные способы проведения наблюдений:

• анализ материалов, опубликованных в периодической печати, книгах,

других информационных изданиях;

• участие в профессиональных конференциях;

• изучение и анализ опыта деятельности организации;

• анализ мнения сотрудников организации;

• проведение собраний и обсуждений внутри организации. 

Изучение состовляющих макроокружения не должно заканчиваться только констатацией того, в каком состоянии они пребывали ранее или пребывают сейчас.

Грамотные маркетологи отмечают : «важно также вскрыть тенденции, которые характерны для изменения состояния отдельных важных факторов, и попытаться предсказать тенденции развития этих факторов, чтобы предвидеть то, какие угрозы могут ожидать организацию и какие возможности могут открыться перед ней в будущем.  Система анализа макроокружения дает необходимый эффект, если она поддерживается высшим руководством и обеспечивает его необходимой информацией, если она тесно связана с системой планирования в организации» [1].

Таким образом, если работа аналитиков, работающих в этой системе, сочетается с работой специалистов по стратегическим вопросам, которые в состоянии проследить связь между данными о состоянии макроокружения и стратегическими задачами организации и оценить эту информацию с точки зрения угроз и дополнительных возможностей реализации стратегии организации.

1.3. Анализ компонентов непосредственного окружения организации

Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии.


«При этом важно подчеркнуть, что организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия и тем самым активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении угроз ее дальнейшему существованию» [18].

Анализ клиентов как основной компоненты непосредственного окружения организации в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией.

« Изучение мнений и спроса покупателей позволяет фирме выгодно проанализировать то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж можно рассчитывать, в какой мере покупатели привержены товару именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое» [15].

« Анализируя клиента, фирма отмечает для себя, насколько сильны его позиции по отношению к ней в процессе торга. Если, например, клиент имеет ограниченную возможность выбора поставщика нужного ему товара, то его сила при торге существенно ниже» [22].

Также от того, насколько существенно для клиента качество покупаемой продукции, зависит его торговая сила.

Существует ряд значительных факторов, определяющих торговую силу клиента, которые обязательно должны быть выявлены, изучены и апробированы в процессе анализа. К числу таких факторов можно отнести:

• соотношение степени зависимости покупателя от поставщика со степенью зависимости продавца от покупателя;

• осуществляемых покупателем объем закупок;

• информированность покупателя;

• наличие замещающих продуктов, изделий, услуг;

• стоимость для покупателя перехода к другому продавцу;

• чувствительность к цене покупателя, зависящая от общей стоимости осуществляемых им закупок, от его ориентации на определенную марку, от наличия определенных требований к качеству продукта, от величины его дохода.

Важно обращать внимание, при измерении показателя, на то, кто платит, кто покупает и кто потребляет, так как необязательно все три функции выполняет одно и то же лицо.

« Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами, от которых зависит эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого организацией продукта» [21].

Поставщики материалов и комплектующих изделий могут поставить организацию в очень высокую зависимость от себя, если они обладают большой конкурентной силой, поэтому при выборе поставщиков важно всесторонне проанализировать их деятельность и потенциал, для того, чтобы суметь построить такие отношения с ними, которые бы обеспечивали организации максимум силы во взаимодействии.