Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В связи с этим менеджмент должен строить свою работу с кадрами таким образом, чтобы способствовать развитию положительных результатов поведения и деятельности каждого отдельного человека и стараться устранять отрицательные последствия его действий.

Однако, несмотря на огромное разнообразие действий и процессов, можно выделить пять групп функциональных процессов, которые охватывают деятельность любой организации и которые являются объектом управления со стороны менеджмента: финансы, маркетинг, производство, работа с кадрами, эккаунтинг.

Эккаунтинг – учет и анализ хозяйственной деятельности.

Менеджмент осуществляет следующие операции:

- управление разработкой и проектированием продукта;

- выбор технологического процесса,

- расстановку кадров и техники по процессу с целью оптимизации затрат на изготовление и выбор методов изготовления продукта;

- управление закупкой сырья, материалов и полуфабрикатов;

- управление запасами на складах, включающее в себя управление хранением закупленных товаров, полуфабрикатов собственного изготовления для внутреннего пользования и конечной продукции;

- контроль качества.

Управление маркетингом призвано посредством маркетинговой деятельности по реализации, созданного организацией продукта увязать в единый непротиворечивый процесс удовлетворение потребностей клиентов организации и достижение целей организации[7].

Для этого осуществляется управление такими процессами и действиями, как: изучение рынка, реклама, ценообразование, создание систем сбыта, распределение созданной продукции, сбыт.

Управление финансами состоит в том, что менеджмент осуществляет управление процессом движения финансовых средств в организации.

Для этого осуществляется:

а) составление бюджета и финансового плана;

б) формирование денежных ресурсов;

в) распределение денег между различными сторонами, определяющими жизнь организации;

г) оценка финансового потенциала организации.

Следует помнить, что в управлении эти переменные никогда не должны рассматриваться отдельно. Никто не будет отрицать, что задачи организации влияют на выработку целей. Точно так и все остальные внутренние переменные взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Внутренние переменные обычно называют социотехническими подсистемами, потому, что они имеют социальный компонент (людей) и технический компонент (другие внутренние переменные).


3. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

3.1 Анализ внутренней среды организации

Чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внутренняя среда и внешнее окружение изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей при их достижении.

Внутренняя среда организации оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.

Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация (см. Таблица 3).

Таблица 3. Классификация ключевых процессов и элементов

Вид среза

Набор ключевых процессов и элементов организации

1

Кадровый срез

Охватывает такие процессы, как: взаимодействие менеджеров и рабочих; найм; обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками.

2

Организационный срез 

Включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения.

3

Производственный срез 

В него входят изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок.

Маркетинговый срез 

охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения.

4

Финансовый срез 

включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности, это поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей.


Внутренняя среда как бы полностью пронизывается организационной культурой, которая так же, как вышеперечисленные срезы, должна подвергаться самому серьезному изучению в процессе анализа внутренней среды организации.

Для того чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе организация должна уметь прогнозировать то, какие трудно могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому стратегическое управление, изучая внешнюю среду, концентрирует внимание на выяснении какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда.

Чтобы успешно справляться с угрозами и действенно использовать возможности, отнюдь не достаточно только одного знания о них. Можно знать об угрозе, но не иметь возможности противостоять ей и тем самым потерпеть поражение.

Также можно знать об открывающихся новых возможностях, но не обладать потенциалом для их использования и, следовательно, не суметь их использовать.

Сильные и слабые стороны внутренней среды организации в такой же мере, как угрозы и возможности, определяют условия успешного существования организации. Поэтому стратегическое управление при анализе внутренней среды интересует выявление именно того, какие силы и слабые стороны имеют отдельные составляющие организации и организация в целом.

Суммируя вышесказанное, можно констатировать, что анализ среды, как он проводится в стратегическом управлении, направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, а также сильных и слабых сторон, которыми обладает организация.

3.2. Анализ внешней среды организации

Угрозы и возможности, с которыми сталкивается предприятие, обычно можно выделить в семь компонент (см. рисунок 4).

Рисунок 4. Компоненты, составляющие угрозы и возможности организации

Как формируются и распределяются ресурсы, позволяет понять изучение экономической компоненты макроокружения. Оно предполагает анализ темпа инфляции, величины валового национального продукта, уровень безработицы и другое.

Каждый из этих факторов может представлять либо угрозу, либо новую возможность для фирмы. Что для одной организации представляется экономической угрозой, другая воспринимает как возможность.


Анализ технологии позволяет своевременно обнаружить те возможности, открывающиеся развитием науки и техники для производства инновационной продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции.

Многие организации не в состоянии для осуществления значительных изменений , увидеть открывающиеся новые перспективы, так как технические возможности преимущественно создаются за пределами отрасли, где они функционируют. Они начинают стремительно терять свою долю рынка, опоздав с модернизацией, что постепенно приводит к крайне негативным последствиям.

« Политическая составляющая внешней среды должна изучаться в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. В изучение политической обстановки входит выяснение какие программы водворяют в жизнь различные партии, какое отношение у правительства существует по отношению к различным отраслям экономики и регионам страны» [17].

Занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении изучение конкурентов, то есть тех, с кем организации приходится бороться за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование. Данное изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы.

Не только внутриотраслевыми конкурентами формируется конкурентная борьба, производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на одном и том же рынке.

Субъектами конкурентной среды являются также и те фирмы, которые могут войти на рынок, а также те фирмы, которые производят замещающий продукт.

Так же, оказывают заметное влияние на конкурентную среду организации ее покупатели и поставщики, обладающие силой к торгу, могут заметно ослабить позицию организации на поле конкуренции.

Изменчивая рыночная среда представляет собой область постоянного беспокойства для организаций. В анализ рыночной внешней среды входят многочисленные факторы, которые могут оказать непосредственное воздействие на успехи или провалы организации.

К этим факторам относятся изменяющиеся демографические условия, жизненные циклы различных изделий или услуг, легкость проникновения на рынок, распределение доходов населения и уровень конкуренции в отрасли.


Заключение

Рассмотрев и проанализировав внешнюю и внутреннюю среду организации были сделаны следующие основные выводы по данной теме.

Внутренние переменные являются ситуационными факторами внутри любой организации, которые в основном являются контролируемыми и регулируемыми.

Значительными переменными внутренней среды организации, требующие внимания руководства, являются цели, задачи, структура, технология и люди. Все внутренние переменные между собой взаимосвязаны.

Изменение какой то из них в определенной степени влияет на другие. Совершенствование одной переменной, не обязательно может вести к увеличению производительности, если эти изменения сказываются отрицательно на другой переменной.

Внутренние переменные, от которых напрямую зависит внутреннее благосостояние организации, и их взаимодействие способствует достижению общих целей компании.

Однако, зависит от внешнего окружения организации и ее успех также, без которого не возможен жизненный цикл любой организации, поэтому руководитель должен учитывать внешнее окружение.

Факторы, оказывающие немедленное влияние на организацию, относятся к среде прямого воздействия, остальные факторы можно отнести к среде косвенного воздействия. Так же как и внутренние переменные, факторы внешнего окружения взаимосвязаны и взаимодействуют между собой.

Внешняя среда имеет свойства сложности и неопределенности.

Таким образом, главное, что необходимо усвоить – то, что внешние факторы в совокупности с факторами внутренней среды оказывают решающее воздействие на функционирование организации. Все переменные тесно переплетаются и влияют друг на друга.

Менеджер должен уметь анализировать все эти факторы в совокупности, не упуская ни одного из виду, и принимать верное решение.

Список литературы

  1. Блинов, А. О. Управление изменениями: учебник / А. О. Блинов, Н. В. Угрюмова. — М.: Дашков и К°, 2014. — 304 с.
  2. Богданова, Э. Н. К вопросу об управлении изменениями в современной организации / Э. Н. Богданова // Управление экономическими системами. – 2016. - №11. – С. 8 – 18.
  3. Божко, Л. М. Комбинированные научные подходы к управлению изменениями / Л. М. Божко // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». – 2015. - №2. – С. 77 – 83.
  4. Божко, Л. М. Организационные изменения и организационное развитие: взаимосвязь категорий / Л. М. Божко // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. – 2017. - №3. – С. 79 – 91.
  5. Божко, Л. М. Риск-менеджмент в управлении организационными изменениями на основе маркетингового подхода / Л. М. Божко // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. – 2014. - №1. – С. 22 – 28.
  6. Бражников, М. А. Управление изменениями: учеб. пособие / М. А. Бражников, И. В. Хорина. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2015. – 238 с.
  7. Горшкова, Л. А. О методике проведения организационных изменений в бизнесе / Л. А. Горшкова, В. А. Поплавская // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2017. - № 4. - С. 180 - 183.
  8. Горшкова, Л. А. Современный подход к организационному развитию / Л. А. Горшкова, Б. Н. Поплавский, В. А. Поплавская // Науковедение. – 2014. – Выпуск 2. – С. 11 – 35.
  9. Данилюк, А. А. Управление изменениями: учебное пособие / А. А. Данилюк. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. - 288 с.
  10. Кожевина, О. В. Управление развитием и организационными изменениями в системе менеджмента компании / О. В. Кожевина // Вестник университета. – 2015. - №11. – С. 117 – 120.
  11. Колбина, О. В. Принципы стратегического планирования на предприятии / О. В. Колбина // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». – 2013. – Выпуск 2. – С. 52 – 57.
  12. Медведева, Н. В. Управление изменениями в организации: учебное пособие / Н. В. Медведева. – Саратов: СГУ, 2016. – 119 с.
  13. Морозова, К. В. Сравнительный анализ методов изучения внешней среды предприятий / К. В. Морозова // Инновационная наука. – 2016. - №5. – С. 141 – 143.
  14. Полунина, Н. Л. Факторы внешней и внутренней среды, оказывающие влияние на социальную и экономическую эффективность предпринимательской деятельности / Н. Л. Полунина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. – Выпуск 3 (119). – С. 167 – 175.
  15. Попова, Л. Ф. Оценка влияния факторов внешней среды предприятия на характеристики организационной структуры / Л. Ф. Попова // Вестник Волгоградского государственного университета. – 2014. - №2 (25). – С. 55 – 60.
  16. Рудакова, О. Ю. Антикризисное управление организационными изменениями / О. Ю. Рудакова // Известия Алтайского государственного университета. – 2015. – С. 151 – 157.
  17. Сидорин, А. В. Процессный подход к разработке адаптивной стратегии организации на основе ее внешней и внутренней среды / А. В. Сидорин // Организатор производства. – 2016. – С. 29 – 43.
  18. Силютин, В. И. Сущность организационных изменений и их роль в динамике развития предприятия / В. И. Силютин // Основы экономики, управления и права. – 2012. - №4 (4). – С. 67 – 70.
  19. Управление изменениями: учебное пособие / Сост. Т. А. Галынчик. — Нижневартовск: Изд-во НВГУ, 2016. — 120 с.
  20. Федюкова, Г. Х. Организационные структуры управления малых предприятий: проблемы управления и поддержка развития / Г. Х. Федюкова // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. - № 15. – С. 76 – 83.
  21. Царенко, А. С. Управление организационными изменениями: развитие теории и инструментария / А. С. Царенко // Государственное управление. – 2013. – Выпуск 39. – С. 163 – 179.
  22. Чурлей, Э. Г. Методические подходы к оценке внутренней среды предприятия / Э. Г. Чурлей, Т. М. Братенкова // Труды БГТУ. – 2014. - №7. – С. 189 – 193.