Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты влияния ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ на деятельность ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Сущность, структура и классификация факторов внешней среды
1.2. Система мониторинга внешней среды
1.3. Анализ компонентов непосредственного окружения организации
2.Теоретические аспекты ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Сущность основных составляющих внутренней среды
2.2. Внутренние переменные организации и их взаимосвязь
3. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
3.1 Анализ внутренней среды организации
Конкурентная сила поставщика зависит от следующих факторов:
• уровень специализации поставщика;
• величина стоимости для поставщика переключения на других
клиентов;
• степень специализации клиента в приобретении определенных ресурсов;
• концентрированность поставщика на работе с конкретными клиентами;
• значительность объема продаж для поставщика.
Анализ поставщиков материалов и комплектующих в первую очередь заостряет внимание на следующих характеристиках их деятельности:
• цена поставляемого товара;
• гарантия качества поставляемого товара;
• сроки, периодичность поставки товаров;
• пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки товара.
2.Теоретические аспекты ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Сущность основных составляющих внутренней среды
В стране возникает необходимость в проведении мониторинга и оценки факторов внутренней среды организации в период нестабильной экономической ситуации. Исследование тенденций факторов внутренней среды является важным и актуальным направлением диагностики организации, поскольку кризис может формироваться как во внешней, так и во внутренней среде. Известный исследователь А.Н.Головков подтверждает значимость внутреннейсреды, указывая на то, что ее факторы оказывают влияние на функционирование организации и создают условия для ее работы, а также являются результатом управленческих решений. В целях раскрытия аспекта о влиянии факторов внутренней среды на эффективное функционирование предприятия проанализируем теоретические взгляды российских и зарубежных исследователей. « Несомненно, заслуживает значительного внимания позиция Э.А. Смирнова, определяющего микросреду предприятия как систему организации, включающей ряд составляющих, а по составу выделяет заинтересованность, имидж, производительность, организационную культуру в коллективе, научный потенциал, технический потенциал, кадровый потенциал, отношение к внешней среде, перспективы развития» [9]. «М.В. Власова, предполагает, что микросреда определяется интересами, возникающими внутри организации, а под главными элементами подразумевает производственников, руководителей, финансово- экономических работников сбыта, работников снабжения. Она рассматривает данное понятие на первоначальном уровне управления» [2]. Исследованию внутренней среды и значимости слабых и сильных сторон неоднократно уделял внимание ученый О.А. Леонтьев. Он акцентировал внимание на то, что внутренняя среда оказывает непосредственное влияниена «жизнедеятельность» организации[6].
Наиболее важным при изучении внутренней среды являются знания о сильных и слабых сторонах организации, так как первые являются базой, на которой она руководствуется в борьбе с организациями конкурентами, а вторая является предметом пристального внимания и детального изучения со стороны руководства, которое должно направить все возможные ресурсы, чтобы их ликвидировать.
Немаловажным является выделение исследователем, Л.К. Шаминой, внутренних факторов, влияющих на инновационное развитие предприятия.
Внутренняя среда организации является результатом управленческих решений и определяет технические и организационные условия работы организации.
«Любая организация подходит к анализу своей внутренней среды с целью выявления слабых и сильных сторон ее деятельности. Это необходимо для того, чтобы определить наличия внутреннего потенциала, так без него организация не может воспользоваться внешними возможностями. Однако, при этом ей необходимо знать свои слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность» [14, с.878].
« Внутренняя среда организаций состоит из следующих основных элементов:
1. Производство, к которому относятся: номенклатура продукции, наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности, экология производства, обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования, объем, структура, темпы производства, контроль качества, патенты, торговые марки и так далее.
2. Персонал, включающий в себя текучесть кадров, стоимость рабочей силы, структура, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, интересы и потребности работников.
3. Организация управления, включающая организационную структуру, методы управления, уровень менеджмента, квалификацию, способности и интересы высшего руководства, престиж и имидж предприятия.
4. Маркетинг, охватывающий все процессы, связанные с планированием производства и реализацией продукции ( производимые товары, доля рынка, каналы распределения и сбыта продукции, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование)» [3].
5. Финансы являются показателем, позволяющим увидеть всю производственно-хозяйственную деятельность организации. Финансовый анализ позволяет вскрыть и оценить источники проблем на качественном и количественном уровне.
6. Культура и имидж предприятия- это факторы, создающие образ фирмы, позволяющие привлечь работников высокой квалификации, стимулировать потребителей к покупке товаров.
Каждый вовлеченный в производственный процесс имеет свои собственные интересы:
1. Собственник капитала интересуется сохранением и умножением капитала, получение постоянных и устойчивых доходов, право принимать окончательные решения;
2. Менеджеры панируют получение прибыли и развитие фирмы, собственные интересы (вознаграждение, независимость, власть);
3.Наемные работники нацелены на высокую заработную плату, надежность рабочего места, хорошие условия труда и высокий уровень социальной защищенности.
Таким образом, внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы, заключающая в себе потенциал, дающий возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени.
Но внутренняя среда может быть также и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации [17].
2.2. Внутренние переменные организации и их взаимосвязь
Внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание ее внутренних переменных формирует и изменяет, когда это необходимо менеджер. Но для этого он должен уметь выделять и знать их.
Внутренние переменные являются ситуационными факторами внутри организации.
« Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, соответственно внутренние переменные в значительной степени являются результатом управленческих решений. Однако, это вовсе не означает, что все внутренние переменные полностью находятся под контролем руководства. Часто внутренний фактор есть нечто «данное», что руководство должно преодолеть в своей работе» [12, с.82-89].
Основными переменными организации, требующие внимания со стороны руководства являются (смотреть рис.3):
Рисунок 3. Внутренние переменные организации
1. Цели.
Организацию можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнить коллективно то, чего они не могли бы выполнить индивидуально. Организация, по определению, это, по крайней мере, два человека с осознанными общими целями.
Существуют цели конкретные, конечные или же желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. Специалисты утверждают, что правильное формулирование целей и постановка задач на пятьдесят процентов предопределяют успешность решения.
Основной целью работы большинства организаций является получение прибыли. Прибыль это ключевой показатель организации.
Некоммерческие организации тоже имеют разнообразные цели, но, вероятно, будут больше уделять внимания социальной ответственности.
Ориентация, определяемая целями, пронизывает все последующие управленческие решения руководства.
В подразделениях, так же как и во всей организации необходима выработка целей. Цели подразделений в различных организациях, имеющие сходную деятельность, будут ближе между собой, чем цели подразделений в одной организации, занимающихся различными видами деятельности[16].
2. Структура
Структура организации отражает сложившееся в организации выделение отдельных подразделений, связи между этими подразделениями и объединение подразделений в единое целое. Структура организации является логическим взаимоотношением уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.
Одной из основных концепций, имеющих отношение к структуре, является специализированное разделение труда. В большинстве современных организаций разделение труда вовсе не означает случайного разделения работ между имеющимися людьми.
Характерной особенностью является специализированное разделение труда – закрепление данной работы за специалистами, то есть теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого.
На данный момент во всех компаниях, за исключением самых мелких, имеет место горизонтальное разделение труда по специализированным линиям, однако, если организация достаточно велика по размеру, специалистов обычно группируют вместе в пределах функциональной области.
Вертикальное разделение труда необходимо для успешной групповой работы. Центральной характеристикой вертикальной иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне.
« Не существует идеальной сферы контроля. Многие переменные внутри организации и снаружи могут влиять на нее. Кроме того, ни сфера контроля, ни «высота» структуры не показатель величины самой организации» [11, с.456].
Каждая функция управления играет определенную роль в координировании специализированного разделения труда.
Формулирование и сообщение целей организации в целом и каждого ее подразделения представляет собой лишь один из многочисленных механизмов координирования.
3. Задачи.
Еще одним направлением разделения труда в организации является формулирование задач, то есть формулирование предписанной работы, серии работ или часть работ, которые должны быть выполнены заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.
С технической точки зрения задачи предписываются не работнику, а его должности. На основе решения руководства о структуре каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Считается, что, если задача выполнится таким способом и в такие сроки, как это предписано, организация будет действовать успешно.
работа с людьми
Задачи организации
работа с предметами
работа с информацией
4. Технология
Технология как фактор внутренней среды имеет гораздо большее значение, чем многие думают. Большинство людей рассматривают технологию как нечто, связанное с изобретениями и машинам.
Технология, как фактор, сильно влияющий на организационную эффективность, требует тщательного изучения и классификации(см. таблица 2)
Таблица 2. Классификация технологий
№ |
Классификация технологии |
Назначение |
1 |
Единичное мелкосерийное или индивидуальное производство |
одновременно изготавливается только одно изделие |
2 |
Массовое или крупносерийное производство |
применяется при изготовлении большого количества изделий, которые идентичны друг другу или очень похожи |
3 |
Непрерывное производство |
использует автоматизированное оборудование, которое работает круглые сутки для непрерывного изготовления одинакового по характеристикам продукта в больших объемах |
5. Люди
Люди являются основой любой организации. Без людей нет организации. Люди в организации создают ее продукт, они формируют культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит то, чем является организация.
В силу такого положения люди для менеджера являются «предметом номер один». Менеджер формирует кадры, устанавливает систему отношений между ними, включает их в созидательный процесс совместной работы, способствует их развитию, обучению и продвижению по работе.
Люди, работающие в организации, очень сильно отличаются друг от друга по многим параметрам: пол, возраст, образование, национальность, семейное положение, его способности и т.п. Все эти отличия могут оказывать серьезное влияние как на характеристики работы и поведение отдельного работника, так и на действия и поведение других членов организации.