Файл: Понятие правонарушения ( Правовая характеристика сущности и состава правонарушения ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Например, К. обратилась в Заларин- ский районный суд с иском к муниципальному учреждению здравоохранения «Центральная районная больница» с требованиями о взыскании материаль­ного ущерба, компенсации морального вреда, расходов за услуги представи­теля. По имеющейся в материалах дела экспертизе № от ДД.ММ.ГГГГ уста­новлено, что непосредственной причиной смерти ее дочери явилась дыха­тельная недостаточность, гипоксическая остановка кровообращения, которые возникли в результате ошибочных действий при проведении интенсивной терапии в послеоперационном периоде[20].

В отличие от гражданского, трудово­го, административного права и закона уго­ловное законодательство в виде кодексов нацелено главным образом на упорядо­чение не имущественных, корпоративно­трудовых или служебно-дисциплинарных, или государственно-управленческих право­отношений, которые являются объектом и предметом их регулирования, а наиболее важных социально-государственных право­отношений и общего правопорядка и, в особенности, на душевно-психологическое преображение и исправление осужденной виновной личности преступника, даже если нанесенный им вред и ущерб другим лицам и обществу имеют материальный, имуще­ственный или иной неимущественный ха­рактер. Иными словами, нормы уголовного законодательства носят общеобязательный (императивный для всех правосубъектных людей) характер, за исключением некото­рых особых случаев по делам так называе­мого «частного обвинения», когда прими­рительное согласие противостоящих друг другу сторон (например, при нанесении потерпевшему лицу оскорбления, легких телесных повреждений и т.п.) является до­статочным основанием для прекращения начатого разбирательства уголовного дела соответствующим судом.

В тех случаях, когда гражданско- правовые нарушения по своим признакам и своему составу формально совпадают с некоторыми видами законодательно предусмотренных и уголовно наказуемых преступлений (ст.ст. 129 и 130 Ук РФ), по­следние все же ощутимо отличаются от них примененными способами и фактиче­скими обстоятельствами своего соверше­ния.

Например, предусмотренное ст. 167 Ук РФ преступление в виде умышленно­го уничтожения или повреждения чужого имущества отличается от соответствующего гражданского правонарушения в виде по­вреждения чужого имущества в основном содержанием объективной стороны (пра­воохраняемого объекта) состава уголовно наказуемого правонарушения и обязатель­но предполагает причинение вменяемым совершеннолетним лицом значительного морального и материального вреда и ущерба[21]. То же противоправное и обще­ственно опасное деяние, предусмотренное ст. 168 Ук РФ, совершенное без умысла и по неосторожности (субъективная сторо­на), для правильной своей юридической квалификации предполагает уже иные фактические последствия, т.е. причинение ущерба в значительно большем размере.


гражданское и уголовное право и за­конодательство отличаются друг от друга не только характерными особенностями пра­воохраняемых объектов и предметов регу­лируемых ими правоотношений, но также правомерными целями и способами госу­дарственно-правового воздействия на лич­ность самих нарушителей запретов, огра­ничений и иных требований гражданского и уголовного законодательства. В связи с этим гражданско-правовая мера по спра­ведливому восстановлению нарушенного права в форме реституции («restitution») и компенсации («compensation»), в отли­чие от уголовно-правового воздействия, имеющего цели возмездия, кары, пред­упреждения, исправления личности право­нарушителя и восстановления нарушен­ного законного права потерпевшего лица, не имеет конечной цели преобразования личного склада и характера, духовно-нрав­ственной, ценностно-мировоззренческой установки и психологической предраспо­ложенности личности правонарушителя, а только преследует цель правовосстановле- ния и исполнения добровольно взятых на себя сторонами гражданских правоотноше­ний конкретных договорных обязательств между равноправными участниками граж­данского оборота, либо добровольное или принудительное заглаживание личного имущественного или иного неимуществен­ного вреда в пользу ущемленной стороны. Здесь правоотношения носят в основном имущественный характер и потому обычно разрешаются имущественной компенсаци­ей нанесенного лицу имущественного или неимущественного (достоинство, честь, имя) вреда.

Полагаем уместным заметить, что согласно законодательству некоторых со­временных европейских государств (на­пример, Великобритании, германии, Ита­лии) цели уголовного законодательства нередко сочетаются с исполнением целей гражданского законодательства. В этих случаях осужденные в уголовном порядке лица обязываются выплатить потерпевше­му лицу справедливую денежную компен­сацию в размере причиненного совершен­ным преступлением вреда, включая оплату расходов на лечение, усиленное питание потерпевшего либо на погребение погиб­шего лица. очевидно, что такая форма ма­териально-правового возмещения (ком­пенсации) причиненного преступлением вреда не может быть применена при со­вершении виновным лицом того или ино­го сугубо гражданского, дисциплинарного или административного правонарушения.

Несмотря на свои подчас весьма тонкие характерные и содержательные различия, некоторые нормы гражданско­го, дисциплинарного, административного и уголовного права и законодательства имеют довольно тесную генетическую вза­имозависимость и степени взаимного пе­рехода друг в друга. Дело в том, что граж­данское, административное и уголовное право и закон упорядочивают отношения в сфере осуществления как хозяйственной и предпринимательской деятельности, так и обязательной уплаты государственных налогов и таможенных пошлин. Меры уголовного воздействия на нарушителей дисциплинарного и административного законодательства усиливают уровень не­обходимой личной ответственности по­тенциальных правонарушителей [6, с. 77­83] посредством применения к виновным лицам соответствующих карательных санкций и наказаний за осуществление незаконной предпринимательской дея­тельности, уклонение от уплаты налогов и таможенных пошлин. И это как правомер­но, так и целесообразно для поддержания устойчивого социального правопорядка.


При внимательном рассмотрении можно заметить, что между целями и со­держанием административных правона­рушений (проступков) и преступлений имеется намного больше сходных призна­ков и черт, нежели между характером и составами гражданского правонарушения и преступления. Подобно преступлению административное правонарушение пред­ставляет собой противоправное, виновное умышленное или неосторожное деяние (действие или бездействие), посягающее на общественный или государственный по­рядок (порядок осуществления публичной власти и управления), личные и имуще­ственные права и свободы граждан, по­рядок осуществления трудовой или иной служебной деятельности, а также на за­конодательно установленный социальный правопорядок в целом.

При этом общее между характером и содержанием административного право­нарушения и преступления состоит также в том, что одни и те же общественные правоотношения могут регулироваться нормами как уголовного, так и админи­стративного законодательства, особенно если объекты правового регулирования по своему характеру и содержанию (составу и элементам) очевидно совпадают друг с другом. Так, нарушение правил безопасно­сти дорожного движения предусматрива­ется нормами как административного, так и уголовного законодательства. однако в одном случае особое внимание зако­нодателя уделяется правомерной защите жизни, здоровья и собственности людей, а в другом случае - строгому соблюдению законодательно установленного поряд­ка дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. В подобных случаях административное правонарушение мо­жет перерасти в соответствующее престу­пление, если оно связано с неосторожным причинением среднего или тяжкого вре­да здоровью людей либо с причинением крупного материального или иного вида вреда многим пострадавшим людям.

Поскольку в отличие от понятия «противоправность» (противоречие над­лежащей идее права и закона) понятие «степени общественной опасности» или понятие «значительности» причиненного вреда относительны и могут существенно различаться в разных государствах или в одном и том же государстве в разное вре­мя, то всегда сохраняется скрытая (потен­циальная) и явная (реальная) возможность взаимного превращения (трансформации) некоторых видов гражданско-право­вых, дисциплинарных, административных правонарушений в соответствующие виды преступлений, и наоборот, в зависимо­сти от уровня устойчивости общества и правопорядка в нем, а также духовного, нравственного, идеологического, экономи­ческого и политического состояния дан­ного общества в целом. В этом и состоит существенная относительность понятий правонарушения и преступления в разных странах в разное время.


В этих случаях правомерные и целе­сообразные критерии и процессы кримина­лизации или декриминализации отдельных человеческих деяний и поступков опреде­ляются духовно-нравственным характе­ром, зрелостью и уровнем национального правосознания и официальной государ­ственной оценкой правоохраняемых объ­ектов и общественных правоотношений. Например, в связи с так называемой по­литико-идеологической «либерализацией» и «демократизацией» прежних обществен­ных правоотношений в постсоветской Рос­сии и производной от нее существенной реформой действующего гражданского, трудового, административного и уголов­ного законодательства было декрими­нализировано (исключено из текста УК) деяние, связанное с «потравой посевов», которое впоследствии «перекочевало» в ст. 96 Кодекса РСФСР об административ­ных правонарушениях. С другой стороны, такое административное правонарушение, как «необоснованное массовое отключение электроэнергии, которое угрожает нор­мальному жизнеобеспечению общества», ввиду возросшей степени общественной опасности и тяжести его фактических и воз­можных последствий, было криминализи­ровано (введено и предусмотрено в тексте УК) и стало рассматриваться российским законодателем в качестве противоправно­го, общественно опасного и уголовно на­казуемого деяния, т.е. преступления.

По своему характеру администра­тивно-правовые нарушения отличаются от предусмотренных в УК РФ преступлений не только естественными особенностями пра­воохраняемых объектов и размерами при­чиненного отдельным людям и обществу вреда, но и способами, средствами, местом и временем их фактического совершения.

Как видим, между некоторыми со­ставами гражданско-правовых правона­рушений, административных проступков и преступлений границы достаточно относи­тельны и подвижны (например, в случаях мелкого хищения имущества, мелкого ху­лиганства или контрабанды).

Предусмотренные законом составы определенных видов дисциплинарных проступков, административных правона­рушений и преступлений могут отличаться друг от друга не только характером право­охраняемых ценностей (объектов и целей), но и возрастными особенностями виновно­го субъекта конкретного правонарушения, поскольку субъектами административного правонарушения могут быть только лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста, тогда как субъектами некоторых видов пре­ступлений (например, убийства, грабежа и т.д.) могут быть также лица более раннего возраста, например, четырнадцатилетние подростки. Между процессами привлечения к административной и уголовно-правовой ответственности, а также в порядке назна­чения и применения административного и уголовного наказания имеются существен­ные различия как по их характеру, целям и содержанию, так и по процедурам и срокам их применения и отбывания. Привлечение к административной ответственности осу­ществляется в большинстве случаев в про­токольной форме и не только судебными, но и другими органами государственной власти и управления.


Дисциплинарные проступки, граждан­ско-правовые и административные право­нарушения предусматриваются нормами и положениями соответствующей отрасли законодательства: уставами, положениями, кодексами и законами, конституционными положениями, нормативными актами о го­сударственной службе, о правовом положе­нии (статусе) и полномочиях (компетенции) органов государственной власти и управ­ления. За совершение административного правонарушения виновное лицо привлека­ется к административной ответственности как со стороны суда, так и со стороны опре­деленных органов: специальных инспек­ций, комиссий, служб, которые по закону правомочны наложить на правонарушителя различные виды административного нака­зания: административный арест сроком до пятнадцати суток, штраф, предупреждение, изъятие (конфискацию) у него предмета или орудия правонарушения, лишение его специального права (личного права на охоту, права на управление транспортны­ми средствами), исправительные работы, административно-правовое выдворение (депортация) незаконопослушных ино­странных граждан и лиц без гражданства (апатридов) за пределы национально-госу­дарственной территории и иные правомер­ные способы поддержания надлежащего социального правопорядка.

Как правило, административные санк­ции и наказания, подобно соответствую­щим видам уголовного наказания, имеют основной целью применения к правона­рушителям необходимого и достаточного правового воздействия на личность самого правонарушителя для общего и частного предупреждения (превенции), гарантии социальной безопасности и поддержания устойчивого правопорядка, но не их ду­шевного исправления или духовно-нрав­ственного перевоспитания. что касается содержания внешне сходных друг с другом административных и уголовных наказаний, т.е. денежного штрафа, личного ареста, применения исправительных работ, то они, естественно, отличаются друг от друга по характеру, целям, режимам, размерам и срокам применения. Так, размер штрафа как уголовного наказания, как правило, существенно превосходит размер адми­нистративного штрафа, а двухнедельный административный арест правонарушителя гораздо короче шестимесячного уголовно­правового ареста осужденного преступника.

Дисциплинарные проступки отли­чаются от иных правонарушений прежде всего особенностями правоохраняемого объекта и целями своего законодательно­го регулирования. они связаны главным образом с соподчиненной служебной деятельностью различных правовых субъ­ектов и должностных лиц (начальников и подчиненных), т.е. особой системой от­ношений власти-подчинения, объективной стороной своего состава, выраженного в причинении существенного вреда интере­сам ежедневно выполняемой службы, а также особенностями правового положе­ния (статуса) самих субъектов таких пра­воотношений. Так, если военнослужащий не исполняет правомерного приказа свое­го начальника, отданного в установленном порядке, и при этом наносит существенный вред интересам воинской службы, то такое правонарушение образует состав уголовно наказуемого преступления, предусмотрен­ного ст. 332 Ук РФ. однако если данный противозаконный поступок не причиня­ет существенного вреда установленному служебному и общегосударственному по­рядку, то он рассматривается в качестве дисциплинарного проступка, влекущего за собой, как правило, не лишение вино­вного лица свободы, а содержание его на гауптвахте в течение сравнительно непро­должительного срока.