Файл: экономика билеты ответы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.05.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.Предмет эконом. теор. Её функции. Методы исследования.

1. Экономи́ческая тео́рия — дисциплина экономической науки, представляющая собой её теоретическое и философское основание. Состоит из множества школ и направлений. Экономическая теория развивается и пополняется новыми данными со временем, поэтому её развитием в исторической перспективе занимается такое направление как история экономических учений. Основная задача экономической теории — дать объяснение происходящих событий в экономической жизни с помощью моделей действительности, отразить в себе реальную экономику.

Функции и методы

Методы экономической теории:

Метод анализа и синтеза — анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом.

Метод индукции и дедукции — при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.

Метод системного подхода — рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определённого количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.

Метод математического моделирования — предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощённом виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.

Метод научной абстракции — позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов.

Функции экономической теории:

Познавательная — позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов экономики (финансово-кредитные учреждения, предприятия, государство, население).

Методологическая — позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование).

Образовательная — позволяет формировать у граждан экономическую культуру, логику, основные понятия о рынке.


Практическая — рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового национального продукта и т. д., разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства.

Прогностическая — на основе анализа экономических явлений и процессов разрабатывать направления перспективного развития.

2.Основные шк.ЭТ.

2. Меркантилизм (итал. il mercante, торговец от лат. mercanti, торговать) — система доктрин, выдвигавшихся авторами трактатов XV—XVIII вв., обосновывавших необходимость активного вмешательства государства в хозяйственную деятельность, в основном, в форме протекционизма — установления высоких импортных пошлин, выдачи субсидий национальным производителям и т. д.

3. Проблема эффективности - основная проблема экономической теории, которая исследует пути наилучшего использования или применения ограниченных ресурсов с тем, чтобы достичь наибольшего или максимально возможного удовлетворения безграничных потребностей общества (цель производства). Таким образом, экономическая наука - это наука об эффективном использовании ресурсов. Таково одно из ее определений.

Экономическая эффективность характеризует связь между количеством единиц ограниченных ресурсов, которые применяются в процессе производства, и получаемым в результате этого процесса количеством какого-либо продукта, т.е. охватывает проблему «затраты-выпуск». Большее количество продуктов, получаемых от данного объема затрат, означает повышение эффективности. Меньший объем продукта от данного количества затрат указывает на снижение эффективности.

4. Главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности возможностей, которая обусловлена беспредельными потребностями общества и ограниченностью ресурсов. Располагая информацией о своих производственных возможностях, любое общество должно найти ответы на следующие три вопроса.

- Что из товаров и услуг должно быть произведено и в каком количестве?

- Как эти товары и услуги надо производить?

- Кто купит и сможет потребить (использовать) эти товары и услуги?

5.Традиционная- Традиции, передающиеся из поколения в поколение, определяют, какие товары и услуги как и для кого производить,Отсталая технология производства Преобладание ручного труда,Многоукладность экономики,Консерватизм и неприятие нововведений


Командная-Экономические решения принимают в основном представители государственной власти,Отсутствие у производителей свободы выбора,

Отсутствие у производителей заинтересованности в повышении эффективности производства

Рыночная-Свободное решение основных экономических вопросов на основе рыночных механизмов регулирования,Преобладание частной собственности

Экономические субъекты осуществляют деятельность в соответствии со своими личными экономическими интересами.Свободная конкуренция.Минимальное влияние государства.

Смешанная-Одновременное сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и госу-дарственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни.Недостатки рыночной экономики сглаживаются государственным регулированием.

Непосредственное участие государства в предоставлении социальных благ.

6. Сущность товарного производства. Товарное производство – это форма общественного производства, при которой продукты изготавливаются для обмена. Цель товарного производства – получение денежной прибыли. При товарном производстве возникают товарно-денежные отношения. Это отношения между людьми в процессе производства и обмена товаров.

Одни вещи и блага люди и предприятия производят для собственных нужд, другие предназначаются для обмена, продажи. Такое различие имеет важное значение. Те блага, которые производятся для того, чтобы их продать (обменять), можно назвать товаром. Деньги же – это какие-то ценности, которые признаются в обществе и на которые можно приобрести любой товар.

Причины возникновения товарного производства. В эпоху первобытности товар обменивался на товар. Иногда так поступают и сегодня. Это называется бартер. Но такой обмен удобен только в отдельных случаях. Ведь часто нужная тебе вещь есть у того, кому твоя ни к чему. Иногда продавцу вообще не требуется никакой товар, так как он просто хочет сберечь деньги. И уже с древности стали выделяться наиболее ходовые блага, которые играли бы роль стоимости, позволяя измерять ценность остальных. В такой роли выступали шкуры, зерно, куски металла, скот. Так, деньгами стали драгоценные металлы и медь, из которых позже начали чеканить монеты. По мере того как росли объемы торговли и дальность расстояний, возникло немало сложностей с перевозкой и охраной денег. Так постепенно родились банки, бравшие на сохранение деньги, и кредит, когда владелец давал их взаймы за определенное вознаграждение. Но требовалась мера в их производстве, чтобы они не обесценились и не привели к росту цен. Денежное обращение все усложнялось: вместо наличных денег часто выписывают чеки, которые можно предъявить в банк.


7. Товар - это предмет или услуги, производимые для продажи, для взаимного эквивалентного обмена между собственниками благ.

Товар обладает двумя свойствами. Первое свойство - это потребительная ценность товара, или полезность его. Потребительская ценность это - способность данного товара удовлетворять какую-либо потребность человека, быть нужным для потребителя. Выражением общественной полезности является спрос покупателей на конкретные товары.

Второе свойство - это меновая ценность товара. Любой продукт превращается в товар лишь в процессе возмездного эквивалентного обмена ценностями между различными собственниками. Способность разных продуктов обмениваться в определенных количественных соотношениях (пропорциях) есть меновая ценность. Однако товарный обмен формирует важнейшую проблему экономической науки - что лежит в основе соизмерения различных обмениваемых товаров. Торговля предполагает возмездность и эквивалентность обмена. А что может служить показателями эквивалентности при обмене мяса на бензин, одежды на хлеб и пр.? Для ответа на этот вопрос экономическая наука последовательно сформировала трудовую теорию стоимости и теорию предельной стоимости.

8. Трудовая теория стоимости (ттс) — экономическая теория, в соответствии с которой стоимость товара зависит от труда, необходимого для его производства.

МАРЖИНАЛИЗМ (от франц. marginal - предельный) - экономическая теория, исследующая закономерности экономических процессов на основе использования предельных величин. Соответственно все основные категории в маржиналистской теории основаны на применении количественного анализа, при котором ведущая роль отводится использованию понятия пределов. Это такие категории, как предельная производительность, предельные издержки, предельная полезность и пр.

К маржиналистской школе политэкономии относятся экономисты австрийской школы К.Менгер, Ф. Везер, Э. Бем-Баверк, которые использовали категорию предельной полезности для определения величины стоимости товара.

Представители неоклассической теории У. Джевонс, Л. Варес, В.Парето в своей теории рыночного равновесия использовали предельные величины при анализе зависимости между спросом и предложением и ценами при построении кривых спроса и предложения. Дж. Б Кларк объединил маржиналистские концепции, создав теорию предельной производительности.

Маржиналистская теория позволила применить к исследованию экономических процессов количественные методы, эффективно использовать в экономической науке математический аппарат; позволила создать экономические модели; проанализировать эластичность спроса и поставить проблему оптимума.


9. Существуют две основные концепции появления денег:

рационалистическая концепция: происхождение денег как результат соглашения между людьми;

эволюционно-историческая концепция: происхождение денег как длительный исторический процесс развития экономического сотрудничества, как результат развития процесса обмена.

Большинство экономистов склоняются к эволюционно-исторической концепции. Деньги возникают при определенных условиях осуществления производства и экономических отношений в обществе.

К предпосылкам появления денег относятся:

1) переход от натурального хозяйства к товарному производству;

2) возникновение частной собственности;

3) появление государства как основы институционального устройства, формирующего национальную экономику.

ДЕНЕЖНЫЙ АГРЕГАТ - показатель количества денег или финансовых активов, классифицируемых как денежная масса (их ликвидность близка к единичной).

В экономической теории выделяются следующие агрегаты денежной массы:

M0 - наличные деньги;

М1 - финансовые активы, которые могут быть немедленно задействованы для осуществления расчетов (наличные деньги и вклады до востребования);

М2 - образуется путем сложения агрегата М и наиболее распространенных видов срочных вкладов;

М3 - образуется путем учета агрегата М и некоторых видов крупных срочных вкладов и срочных соглашений об обратном выпуске (депозитные сертификаты, облигации госзаймов);

L — наиболее широкий из всех денежных агрегатов, обобщающий все денежные средства и финансовые активы.

Состав денежных агрегатов неодинаков в различных странах.

ДЕНЕЖНАЯ МАССА - сумма наличных и безналичных денежных средств, а также других средств платежа.

10Рыночная экономика — форма экономической организации, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей.

Исходные основы возникновения рыночных отношений. В процессе общественного воспроизводства целостность народного хозяйства обеспечивается системой хозяйственных связей между его структурными подразделениями, с помощью которых осуществляется движение продуктов труда от производителя к потребителю. В результате происходит многосторонний обмен между производителями, с одной стороны, и потребителями – с другой.