Файл: Методические рекомендации по выполнению реферата, переутверждение за сентябрь 2011.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.05.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
Кемеровский государственный университет
культуры и искусств
Социально-гуманитарный институт
Кафедра педагогики и психологии
Методические рекомендации
по выполнению самостоятельной (контрольной) работы
Утверждено на заседании
кафедры педагогики и психологии
01.09.11 г., протокол № 1
Составитель: Бугрова Н.А.,
ст. преподаватель
Кемерово
2011
Общие положения1
Реферат является одним из основных видов самостоятельной работы студентов в вузе, направленной на закрепление, углубление и обобщение знаний по учебным дисциплинам профессиональной подготовки, представляет собой аналитический обзор, полученный в результате отбора и анализа источников научной литературы по изучаемой теме. Данная работа должна продемонстрировать степень владения технологией работы с литературой, уровень усвоения изученного (или изучаемого) материала.
Целью написания реферата является выработка навыков работы с литературой, в том числе поиска и отбора документов, критического анализа их содержания и самостоятельного творческого представления изученного материала.
Задачами написания реферата являются овладение методами работы с литературой, сравнительный анализ объектов, процессов, явлений, а также систематизация, закрепление, углубление и расширение приобретенных студентом знаний, умений, навыков по соответствующей дисциплине.
При написании реферата студент должен продемонстрировать следующие способности:
- определить предмет изучения в соответствии с темой и целью работы;
- подобрать и обработать информацию по теме;
- изучить и проанализировать полученные материалы;
- систематизировать и обобщить имеющуюся информацию;
- самостоятельно решить поставленные творческие задачи;
- логически обосновать и сформулировать выводы.
Структура реферата
К основным структурным компонентам реферата относятся: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения.
Титульный лист реферата должен содержать следующие сведения:
- полное наименование министерства, вуза, факультета, кафедры;
- название темы реферата;
- название вида документа (реферат, сопоставительная таблица и т. д.);
- сведения об исполнителе (Ф. И. О. студента, номер группы, подпись);
- сведения о научном руководителе (Ф. И. О., ученая степень, ученое звание, подпись);
-наименование места и года выполнения.
Содержание должно включать перечень структурных элементов реферата с указанием номеров страниц, с которых начинается их месторасположение в тексте, в том числе:
- введение:
- параграфы, пункты, подпункты;
- заключение;
- список литературы;
- приложения (если имеются в наличии).
Введение характеризует актуальность и социальную значимость темы, степень ее разработанности в отечественной и мировой теории и практике, цель и задачи, предмет изучения, композиционные особенности и краткое содержание параграфов основной части работы.
Основную часть реферата следует делить на параграфы, пункты и подпункты. Каждый элемент основной части должен представлять собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы.
В структуре основной части должно быть выделено не менее трех параграфов, в составе которых может быть выделено несколько пунктов и подпунктов.
Обязательным структурным элементом основной части реферата является аналитический обзор темы, представляющий собой результат аналитико-синтетической переработки совокупности документов по определенной теме. Здесь должны содержаться сведения об истории, современном состоянии, тенденциях и перспективах развития предмета обзора.
К тексту аналитического обзора предъявляются следующие основные требования:
- полнота и достоверность информации;
- наличие критической оценки использованной информации;
- логичность структуры;
- композиционная целостность;
- ясность, четкость и лаконичность изложения.
В Заключении раскрывается значимость рассмотренных вопросов темы для научной теории и практики и для учебно-профессиональной деятельности будущего специалиста; приводятся главные выводы по итогам выполненной работы; рассматривается перспектива дальнейшего изучения темы в ходе выполнения курсовой, дипломной работы и т. д. В «Заключении» не допускается повторения содержания введения и основной части.
Список литературы
Основные требования, предъявляемые к списку литературы:
- соответствие теме реферата и полнота отражения всех аспектов ее рассмотрения;
- наличие опубликованных и неопубликованных отечественных и зарубежных документов;
- разнообразие видов изданий: справочные, учебные, научные и др.
- отсутствие морально устаревших документов.
Библиографические описания документов в списке литературы оформляются в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1, ГОСТ 7.16, ГОСТ 7.34, ГОСТ 7.40.
Библиографические описания документов располагаются в алфавитном порядке по первым элементам – авторским заголовкам (фамилии и инициалов авторов) или по основным заглавиям.
Упорядоченный список литературы должен быть пронумерован по порядку записей арабскими цифрами с точкой.
Приложения призваны облегчить восприятие содержания работы. В приложения могут быть включены: материалы, дополняющие текст, таблицы вспомогательных данных, иллюстрации вспомогательного характера. Следует учитывать следующие правила представления приложений:
- приложения помещают в конце работы
- каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок;
-приложения нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерацией.
Номер приложения помещают в правом верхнем углу над заголовком приложения после слова «Приложение».
Приложения должны иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц.
На все приложения в основной части работы должны быть ссылки.
Требования к представлению содержания текстовой части реферата
Текст реферата должен отвечать следующим основным формальным требованиям:
- четкость структуры;
- логичность и последовательность;
- точность приводимых сведений;
- ясность и лаконичность изложения материала;
- соответствие изложения материала нормам литературного русского языка.
В тексте реферата могут использоваться следующие виды ссылок:
- ссылки на структурные элементы работы, таблицы, иллюстрации, перечисления, приложения и т. п.;
- ссылки на документы (библиографические ссылки).
Ссылки на структурные элементы и фрагменты текста оформляются по следующим правилам:
- при ссылках в тексте на структурные элементы реферата или другие формы представления материала необходимо указывать их названия и порядковые номера. Например: «… в параграфе 1 были рассмотрены…», «…на рисунке 1» (рисунок 1), «…в приложении 1», (приложение 1) и т.п.
- если в тексте приводится только одна иллюстрация, одна таблица, одно приложение, то в ссылке следует указывать: «…на рисунке», «…в приложении».
Ссылки на документы (библиографические ссылки). Допускаются следующие формы ссылок: на документ в целом, на определенный фрагмент документа, на группу документов. Ссылки на документ в целом приводятся в виде порядкового номера этого документа в списке литературы, который указывается в скобках без точки, например: «А. Н. Леонтьев в работе «Проблемы развития психики» представил данные своего теоретического исследования по проблеме происхождения и эволюции психического отражения (7)».
Ссылки на определенный фрагмент документа отличаются от предыдущих обязательным указанием страниц рассматриваемого или цитируемого документа. Ссылки на фрагмент документа следует приводить в скобках, в виде порядкового номера документа по списку литературы с отделенным от него запятой порядковым номером страницы, содержащей данный фрагмент, перед которым записывается буква «с» с точкой. Например: (1, с.3). Если фрагмент в источнике размещается на нескольких страницах, их номера записываются через тире. Например: (5, с.260-263).
Ссылки на мнение, разделяемое рядом авторов либо аргументированное в нескольких работах одного и того же автора, оформляются путем указания в скобках всех порядковых номеров документов в списке литературы, которые разделяются точкой с запятой. Например: «Результаты исследований (3; 9 – 12; 37) доказали, что…».
1 Методические рекомендации составлены на основе сборника Н.И. Гендиной и Н.И. Колковой «Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе. Стандарты высшего учебного заведения». – Кемерово, 2002. – 170 с.