ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сущность фольклора и фольклорности для теоретических дискуссий конца 60-х - начала 70-х годов имела ключевое значение, поскольку фольклор рассматривался (и действительно) был исторически исходной формой народного самовыражения. И если содержание понятий "фольклор" и "фольклорное сознание" оставалось неясным, не поддавалась решению и вся проблема народности искусства вообще. Выход из этой ситуации исследователи видели в том, чтобы вначале концептуально зафиксировать "исторический ряд" фольклора, а затем постепенно "выстроить" вокруг него другие виды творческой деятельности и пласты культуры, реализующие эстетическое качество народности в определенной связи с фольклором (какой - предстояло исследовать), но в иных формах.Решать эту задачу приходилось в весьма сложном теоретическом контексте, реконструировать структуру которого при помощи старой, "классифицирующей" системы понятий было невозможно.

Во-первых, ни один смыслоразличительный признак, до сих пор использовавшийся в науке для характеристики фольклора, не оказывался "закрепленным", все они могли присутствовать не только в фольклоре, но и в каких-то других, отличных от него формах искусства. Поэтому границы "фольклорности" оказывались то очень узкими, оставляя вне ее целый ряд интуитивно неотделимых от фольклора и фольклорного сознания явлений, то, наоборот, чрезмерно расширялись, охватывая буквально все, что могло так или иначе питаться "родниками народного творчества".Во-вторых, став в середине ХХ века объектом социокультурной рефлексии ("Ренессанс этничности"), фольклор как бы разделился на различные слои и потоки, так что само понятие "фольклор" оказывалось очень многозначным, обозначающим разные явления: "омертвевший" фольклор, превратившийся или превращающийся в памятник культуры; живой фольклор традиционного типа, еще сохраняющийся в творчестве своих немногочисленных носителей, воспринявших его от дедов и прадедов; живой, но "подхваченный" фольклор, воспроизводимый в профессиональной среде при помощи особых реконструктивных приемов и нашедший нового потребителя в лице ищущих "корни" образованных горожан; неофольклорное творчество типа "авторских" песен и т.д. В такой ситуации, по-видимому, можно говорить даже не о фольклоре, а о "фольклорах". Правда, до столь радикальной постановки вопроса теоретические дискуссии 60-х - 70-х годов не дошли. Однако многозначность, многоаспектность проблемы народности искусства, не сводимость ее к отработанной в XIX веке схеме, выделяющей лишь две ее формы (непосредственную, но ограниченную по своему идейно-эстетическому потенциалу народность фольклора, и опосредованную, нуждающуюся в поиске адекватной связи с народными интересами, но "открытую" в смысле дальнейшего развития народность "ученого", "художественного" искусства) уже осознавалась (130).


Достаточно четкие границы были проведены в исследованиях конца 60-х - начала 70-х годов, прежде всего между фольклором (фольклорами?) и самодеятельным (любительским) художественным творчеством.Художественную самодеятельность и "классические" виды фольклорного творчества сближают такие характеристики, как тенденция к коллективности творческого процесса и отсутствие специальной систематической подготовки у самих творцов. Однако в контексте осознания многоразличности форм народности сравнительно легко устанавливалось принципиальное несходство фольклора и самодеятельности. Так, в самодеятельности преобладает ориентация на "академические" формы искусства, на усвоение и развитие профессиональных форм исполнительской культуры, на "школу" Профессиональное искусство является для самодеятельного эталоном художественного мастерства, основным источником изобразительных средств и приемов, которым самодеятельные художники обычно подражают.Как и фольклор, художественная самодеятельность есть форма непосредственного художественного самовыражения народной массы. Но, несмотря на наличие определенного сходства, в целом она представляет собой иную форму народности искусства. Если в фольклоре народ рассматривался как творец и художественной традиции, и каждого конкретного произведения (точнее - художественной темы, сюжета, разработка и варьирование которых были обычно уже делом отдельных исполнителей), то в художественной системе самодеятельного искусства сохраняется внимание к авторской личности и ее индивидуализации. Однако принцип авторства ограничен и в некоторых аспектах оказывается несущественным, специально не оговаривается и не фиксируется.Так, самодеятельный театр обычно отдает должное авторству драматурга-литератора, но не обращает особого внимания на специфическое "авторство" актеров, т.е. на авторские индивидуальности исполнителей, занимающихся творчеством не специально, а лишь в часы досуга.


19)Специфика руководства фольклорной самодеятельностью.

Перед каждым самодеятельным коллективом, как и перед каждым его членом, открыта перспектива творческого роста. Она заключается в том, что, достигнув достаточно высокого уровня мастерства, коллектив или человек получают широкое признание, и дальнейшее их творчество в значительной степени профессионализируется. На базе самодеятельности выросли многие профессиональные драматические и музыкальные театры, ансамбли. За счёт талантливых участников художественной самодеятельности пополняются крупнейшие профессиональные коллективы.  И всё же основное назначение самодеятельности в другом. Она даёт возможность творческого самовыражения, проявления себя в интересующем виде искусства тем людям, которые, по каким-либо причинам, не смогли или не захотели заниматься им профессионально. Самодеятельное искусство не требует от его участников определённого уровня способностей или предшествующей подготовки. Оно доступно практически всем желающим.  Выбор творческой деятельности, само участие в том или ином коллективе исключительно добровольны и движимы прежде всего интересами самих участников.  Если профессиональное искусство можно назвать работой, то самодеятельность носит безвозмездный характер. Людей привлекает не материальная выгода от занятий тем или иным видом творчества, а само участие, удовольствие, получаемое от творческого процесса. Для системы воспитания немаловажное значение имеет и принцип дифференцированного подхода к участникам, позволяющий создать гибкую систему воздействия на массы, тем самым лучше и действенно показать свои возможности в любом виде искусства.

20)Художественные элементы обрядово-магических и ритуальных форм весенних народных праздников.

Радостно встречалась весна. Языческие весенние праздники приурочивались к благовещению (25 марта), к пасхе и к фоминой неделе (первая после пасхи). Воскресенье фоминой недели называлось красной горкой, понедельник — радуницей, вторник — навьим днём. С красной горки начинали водить хороводы. В дни весенних праздников закликали весну, разжигали костры и прыгали через них, а в егорьев день (23 апреля) выгоняли скотину после зимы в поле и во многих местах прогоняли её через костры; водили хороводы, поминали умерших, сопровождая эти обряды и игры пением песен. Весной пелись веснянки, хороводные и егорьевские песни. Веснянки — это короткие «закликания», т. е. призывы, обращения и вопросы к весне, имевшие когда-то значение магических заклинаний. Их начинали петь в начале марта, когда — в связи с прилётом первых птиц — в деревнях пекли особые хлебцы — «жаворонки». В некоторых местах веснянки пелись с 25 марта, т. е. с «благовещенья». Девичьи хоры пели их, перекликаясь друг с другом: кончал один, вдали начинал другой, и песни звенели из конца улицы в другой, от села к селу. Веснянки, как и заговоры, имеют якобы принудительный смысл: они «зиму замыкают», «землю отмыкают», «траву выпущают». В другой группе веснянок обращения к Весне переплетались с мотивами любви и будущего брака. Известные детские песенки: «Солнышко, вёдрышко, выгляни в окошечко» и «Дождик, дождик припусти, мы поедем во кусты», возможно, являются по происхождению веснянками. Радость встречи весны, как начала основных сельскохозяйственных работ, и радостные тревоги любви — вот два чувства, выражающиеся в веснянках. Поэтические образы веснянок взяты из мира природы: ласточки, жаворонки, соловьи, кудрявые вербы, белая берёзонька, калина, зелёная трава-мурава, солнышко-вёдрышко, первый благодатный весенний дождь. Хороводные песни бывали сборные, игровые и раз­борные. Сборные песенки — это призывы к молодёжи собираться в хоровод: «Размолодчик молодой, бери девицу с собой!» Игро­вые песни пелись, когда все сходились в круг и начинали играть. Песня и игра здесь нерасторжимы. Это зачатки народной драмы. Многие из этих игр носили подражательно-мимический характер и являлись воспроизведением трудовых процессов (сеяние проса, обработка льна) или повадок и движений животных и птиц («заинька», «воробышек» и др.). В некоторых весенних играх символически изображались сватовство и брак, похищение или выбор молодцом невесты («бояре и княгини», «князь выбирает княгиню» и др.). Разборные, или разводные, песни, очень короткие, часто состояли из приглашения целоваться. Егорьевские песни пелись в день выгона скота на пастбища. Егорьевские песни возникли из языческих заклинаний, приблизившихся к христианским молитвам. Сады и улицы украшались зеленью, чаще всего березками. В среду перед троицей наряженные девушки шли в лес выбирать и «заламывать» берёзки, а в семик (или в субботу) ходили «завивать» отмеченные берёзки — перепоясывать их шелковыми поясами или лентами. Эти ленты сохранялись потом для перевязывания венчальных свечей. В троицын день после церковной обедни девушки ходили «развивать» березку. Завивание и развивание берёзки сопровождались хороводными играми и песнями. Языческий характер обрядов и песен в эти дни выступал главным образом в культе растительного мира, в обычае гадать по венкам, бросавшимся в воду. Христианское влияние, вообще слабое в русских праздничных песнях, сказалось здесь лишь в смешанном олицетворении «троицы-богородицы». В песнях чаще всего правдиво описывается обряд, почти утративший культовое значение и превратившийся в игру. Тонкое чувство природы, любовь к родным полям, лугам и лесам составляют главную поэтическую прелесть народных песен конца весны.Многие приметы научно не обоснованны, но вызывают интерес: «Из березы течет много сока - к дождливому лету. Когда береза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое; если ольха наперед - мокрое. Поздний расцвет рябины. - к долгой осени. Птицы вьют гнезда на солнечной стороне - к холод­ному лету. Снег по весне тает на полночь (с северной стороны) от муравьиных куч - лето будет теплое и долгое, а ко­ли на полдень (с южной стороны) - холодное и ко­роткое» и многие другие.


Март – протальник. Первый месяц весны ещё обманчив. Не зря, знать, и пословица толкует: «Февраль воду подпустит, март подберет. Март зиму ломает, новому сезо­ну дорожку торит».О марте народная молва говорила так: «Март-позимье сшибает рог зиме. Раненько март веснянку затягивает - ненадежное тепло. С марта пролетье, весна начинается (пролетье — теплый сезон). Февраль силен метелью, а март - капелью. Февраль зиму выдувает, а март ломает».

Месяц - зимобор открывает теплое время года, начинается подготовка к горячим полевым работам, прибавляются хлопоты в хозяйстве по прокорму скота и починке инвентаря.Свое имя март получил от римлян, назвавших его в честь Марса - бога войны. Древнерусское название марта - сухий (по одной гипотезе – месяц с малым количеством осадков, по другой - сохнущий срублен­ный лес). При подсечной системе земледелия на Руси поля отвоевывали у леса: поваленные в феврале де­ревья после подсушки сжигали и на гарях - палах (вот откуда и произошло слово «поле»).По народному численнику 6 марта - Тимофей-весновей, 12-го - Прокоп перезимний дорогу рушит, 13-го - Ва­силий-капельник - с крыш каплет.14-го - Евдокия (или Евдокея) - плющиха. Вокруг этого дня бытовало много примет и присло­вий: «Пришли Евдокея - мужику затеи: соху точить, бо­рону чинить», «Авдотья - весновка весну сряжает», «Евдокия - замочи подол, под порогом мокро», «Евдокия красна, и весна красна», «С Евдокии - плющихи первые оттепели».Авдотьин день слыл летоуказателем: «Какова Евдокея, таково и лето», «На Евдокею погоже - все лето пригоже», «Отколе ветер с Евдокеи, оттуда и во все лето», «Смотри лето по Евдокеи: на Евдокею снег с дождем и теплый ветер - к мокрому лету, а мороз и северный ветер - к лету холодному».

За Евдокией следовал Федот: «На Федота занос - долго травы не будет». А через день – Герасим – грачевник. «Грач на горе - весна на дворе».18 марта - Конон-огородник. Искусники гряд пере­бивают парниковый грунт, меняют гнилые парубни, замачивают семена для высева.

22 марта - Сороки - день равен ночи. На Сороки молодёжь водила хороводы, распевала «сбор­ные» песни. Их назначение - приглашать в хоровод. Ведь посиделки кончились на Масленицу, и теперь хо­роводные игры способствуют и веселью и встречам.Апрель – снегогон. В начале апреля на Руси бытовали поверья: «Где в апреле река, там в июле лужица», «Февраль богат снегом, апрель — водой», «Апрельские ручьи землю будят». В это время старики предупреждали: «Апрель обманет, под май подведет», «Не ломай печи - еще апрель на дворе», «Апрель сипит да дует, бабам тепло сулит; а мужик глядит: что-то будет?»


Древнерусское название апреля - березозол - означало: зол для берез. Встарь в эту пору, заготавли­вая соковицу — сладкий березовый сок. Кое-где апрель слыл за «цветень» - по времени распускания первых цветиков. Но чаще этот месяц называли снегогон.Открывают народный календарь – численник апреля Дарьи - грязные «пролубницы» или «обгадь проруби». С это­го дня белили холсты: вытканное суровое полотно стелили на снег. От промораживания и снеговой влаги оно умягчалось, становилось носким и белее цветом.

4 апреля - Василий-солнечник, Василий-парник, Василий - капельник - с крыш каплет.7 апреля – Благовещенье. «На Благовещенье - весна зиму поборо­ла», «Коли на Благовещенье снег на крышах лежит, так лежать ему до Егорья (6 мая) в поле», «Покров (14 октября) не лето, Благовещенье - не зима», «На Благовещенье гроза - к теплому лету».9 апреля - день Матрены-настовицы. Срок прилета настовиц - чибисов. «Чибис прилетел, на хвосте воду принес». В этот день говорили, что «щука хвостом лед разби­вает».

Слыла Матрена также «полурепницей». Огородникам пришло время отбирать половину репы на семена. В старое время репа (после капусты) была одним из основных продуктов питания русского крестьянина. Карто­фель на Руси стал известен лишь с конца XVIII века, поэтому забота о семенах репы - это забота о сытости.

14 апреля -  «Марья - зажги снега, заиграй ов­ражки».

21 апреля - «Родивон - ледолом, ревучие воды».

23 апреля: «На Руфа дорога рушится». А следую­щий день - Антипа-половода. Этому дню посвящены приметы: «Коли на Антипу воды не вскрылись, то лето плохим простоит», «Половодье Антипа в овражке топит». А еще день спустя - Василий Парийский. На Василия Парийского весна землю парит. В это время мужики любили говорить: «Антип воду льет на поймы, Василий земле пару под­дает.

Запарил землю Василий - выверни оглобли, закинь сани на поветь». Пора пахать!

Пришёл долгожданный май – травень. Май - торжество весны зеленой. Примечали старые люди: «Соловей запевает, когда может напиться росы с бере­зового листа», «Зяблик рюмит - дождь будет», «Май - коню сена дай, а сам на печь полезай».

Приходит первое тепло. Непродолжительный же возврат холодов обычно приходится на срок цветения черемухи, за что эти холодные дни и называют «черемухиными».

Подходит первый майский народный день: 6мая – Егорий – тёплый..

8 мая – Марков день.  «На другой день - Еремей-запрягальник, яремник. «На Еремея погоже - уборка хороша», «На Еремея непогода - всю зиму промаешься», «Сей неделю после Егорья (6 мая) да другую после Еремея» - поучительно звучат народные приметы.18 мая - Арина-рассадница. Капусту рассаживают на гряды. 19 мая - Иов - горошник, огуречник, россенник. «Иов - россенник росы распутал». В мелкие бороздки сеют обросшие семена огурцов, поливают посев прудо­вой или стоялой колодезной водой.А вот и 22-е мая - Николыцина. Важнейшая аг­рарная дата для дореволюционной Руси. «Овес и пшеницу сей: ранние - с Николина дня, позд­ние - с Пахомиева». Через день после Николы - Мокей. Этому дню тоже отводились свои приметы: «В день Мокея мокро - все лето таково», «Коли на Мокея туманно и багряный восход солнца, а днем дождь - к мокрому, грозному лету».26 мая - Лукерья-комарница: появляются комары». За Сидором (17 мая) - Пахом. «Пришел Пахом - запахло теплом», «На Пахома тепло - все лето теплое», - поговаривали на Руси об этом дне. Приближается лето…