ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.05.2024
Просмотров: 533
Скачиваний: 0
164 Глава 9. Выделение объектов
рованного размера). Выбрать один из этих вариантов можно на выдвижной пане ли Selection Region, которая находится на панели инструментов Main Toolbar (рис. 9.4), или из подменю Edit Selection Region (см. рис. 9.3).
Выделение по имени, слою или цвету
Еще одна группа методов выделения в 3ds Max заключается в выделении объек тов сцены по имени (Name), слою (Layer) или цвету (Color). Для этого следует выбрать из меню команду Edit Select By, а затем из открывшегося подменю (рис. 9.5) выбрать нужный режим.
При выборе объектов по имени на экране появляется диалоговое окно Select From Scene (рис. 9.6). Для выбора объектов сцены по имени следует набрать шаб лон имени (допускается использование символов подстановки «?» и «*», означа ющих, соответственно, одиночный символ и строку символов произвольной дли ны) в поле Find, а затем щелкнуть на кнопке OK.
Выбор объектов с помощью инструментов категории Select 165
Если пользователь решил осуществить выбор объектов по слою, на экране по является диалоговое окно Select By Layer (рис. 9.7), в котором можно выбрать один или несколько (с помощью нажатия Ctrl или Shift) слоев, объекты которых нужно выделить. Сформировав список слоев, щелкните на кнопке OK для закры
тия диалогового окна и выделения объектов в сцене.
Наконец, для выделения объектов по цвету после перехода 3ds Max в соответ ствующий режим, о чем можно судить по изменившейся форме указателя мыши (рис. 9.8), следует подвести указатель к объекту нужного цвета и щелкнуть на нем. В результате 3ds Max выделит все объекты сцены, имеющие такой же цвет.
Рис. 9.4. Выдвижная панель Selection Region |
Рис. 9.6. Диалоговое окно |
Рис. 9.7. Диалоговое окно |
|
Select From Scene |
Select By Layer |
||
|
Рис. 9.5. Команды подменю Select By |
Рис. 9.8. Выделение объектов по цвету |
166 Глава 9. Выделение объектов
Фильтрация выделения объектов
При работе с большими сценами может быть полезна фильтрация выделения, суть которой заключается в ограничении выбора только объектами определенно
го типа. Объекты всех остальных типов становятся недоступными для выбора (хотя их можно выбрать с помощью рассмотренного ниже диалогового окна
Select From Scene).
Фильтр выбирают из раскрывающегося списка Selection Filter, расположен ного на панели инструментов Main Toolbar 3ds Max (рис. 9.9).
Элементу All в этом списке (выбран по умолчанию) соответствует разрешение на выбор всех объектов в сцене. Элементам в верхней части списка Selection Filter соответствует применение следующих фильтров.
Geometry — выделение трехмерных геометрических объектов.
Shapes — выделение двухмерных фигур.
Lights — выделение источников света.
Cameras — выделение камер.
Helpers — выделение вспомогательных объектов.
Warps — выделение пространственных искривлений.
Если в списке выбрать элемент Combos, на экране появится диалоговое окно Filter Combinations (рис. 9.10), в котором можно определить составную фильтра цию. Для этого необходимо установить требуемые флажки в группе Create Combination и щелкнуть на кнопке Add.
Выбор объектов с помощью инструментов категории Select 167
Рис. 9.10. Диалоговое окно Filter Combination
Как видно из рис. 9.10, название созданной комби нации автоматически формируется из первых сим волов ее элементов. Например, если создать фильтр для выбора только трехмерных геометрических объектов и источников света, то он будет называть ся GL и после закрытия диалогового окна Filter Combination отобразится в нижней части раскры вающегося списка Selection Filter (рис. 9.11).
Для того чтобы удалить пользовательский фильтр, необходимо в диалоговом окне Filter Combinations выделить соответствующий элемент в списке
Current Combinations и щелкнуть на кнопке Delete.
Блокировка выделения объектов
На выделение объектов в сложных сценах зачастую уходит немало времени, и все усилия могут оказаться напрасными в результате случайного щелчка мышью. Для того чтобы заблокировать возможность выделять
Рис. 9.9. Список Selection Filter |
Рис. 9.11. Пользовательские фильтры в списке Selection Filter |
168 Глава 9. Выделение объектов
объекты в сцене, используют переключатель Selection Lock Toggle, расположен ный в нижней части окна 3ds Max. Если этот переключатель активен (т.е. кнопка нажата и закрашена желтым цветом), изменить текущее выделение невозможно.
Диалоговоеокно Select From Scene
Уже упоминавшееся выше диалоговое окно Select From Scene заслуживает от дельного рассмотрения, поскольку его возможности далеко не ограничиваются выделением объектов по имени. Попутно следует заметить, что помимо указанных выше методов открытия этого диало гового окна, пользователь может также щелкнуть на кнопке
Select by Name панели инструментов Main Toolbar.
Для того чтобы выбрать отдельный объект, следует щелкнуть на нем мышью в списке открывшегося диалогового окна Select From Scene, а затем щелкнуть на кнопке ОК. Для выбора нескольких объектов можно воспользоваться одним из следующих способов.
Щелкать последовательно на отдельных элементах списка, удерживая нажатой клавишу Ctrl.
Для выделения диапазона последовательно расположенных элементов — щелкнуть на первом элементе, а затем, удерживая нажатой клавишу Shift, — на последнем элементе диапазона.
Провести указателем по списку, удерживая нажатой левую кнопку мыши (это также приведет к выбору диапазону элементов);
Ввести первые символы в названии объектов — в результате будут выбраны все объекты, имена которых начинаются с этих символов (если при этом
необходимо учитывать регистр символов, установите флажок Find Case Sensitive).
Щелкнуть на кнопке Select All, расположенной справа от списка Selection Set, чтобы выбрать все объекты.
Щелкнуть на кнопке Select None для отмены выделения всех выбранных объектов.
Щелкнуть на кнопке Select Invert для выделения всех невы бранных объектов и сброса выделения с выбранных объектов.
Для фильтрации объектов в списке используются кнопки панели Display. На пример, если в случае, показанном на рис. 9.12, отключить режим Display Geometry, то список объектов окажется пустым, поскольку в сцене присутствуют только геометрические объекты. Кнопки панели Display (в том числе кнопки
Display All, Display None и Invert Display) не влияют на текущий набор выделен ных объектов, а лишь позволяют управлять отображением списка в окне Select From Scene.
Кроме того, объекты в списке можно отсортировать по именам (столбец Na me), по типу (столбец Type), по цвету (столбец Color) и по количеству граней (столбец Faces), щелкая на заголовках соответствующих столбцов. При повтор
Выделение с помощью команд меню и клавиатурных эквивалентов 169
Рис. 9.12. Управление видимостью геометрических объектов
ном щелчке на заголовке порядок сор тировки изменяется на обратный. Щелкнув на кнопке Ad
vanced Filter Setup, мож но открыть диалоговое окно Advanced Filter, которое позволяет настроить дополнительные
фильтры по другим свойствам объектов (рис. 9.13). Выбрав свойство в списке Property и определив условие с помощью списка Condition, а также задав гранич ное значение в поле Reference Value, пользователь может щелкнуть на кнопке Add для добавления нового фильтра.
Настроив фильтры (рис. 9.14), следует выбрать режим их совме стного применения (переключатель Match All) или применения по отдельности (переключатель Match Any), а затем щелкнуть на
кнопке OK. После этого в диалоговом окне Select From Scene станет доступной кнопка Toggle Advanced Filter On/Off. По умолчанию она включена, что означает, что пользовательские фильтры применяются к списку объектов. Для их отключе ния достаточно щелкнуть на этой кнопке.
Для того чтобы подтвердить выбор в сцене объектов, выделенных в списке диа логового окна Select From Scene, необходимо щелкнуть на кнопке OK. В результа те щелчка на кнопке Cancelокно будет закрыто без изменения выделения в сцене.
Выделение с помощью команд меню и клавиатурных эквивалентов
Еще один метод выделения заключается в использовании команд меню. Этот ме тод позволяет воспользоваться такими инструментами выделения, которые не представлены кнопками на панелях инструментов. Кроме того, пользователю до ступны клавиатурные эквиваленты многих инструментов выделения. Использо вание таких клавиатурных эквивалентов позволяет во многих случаях быстро по
лучить нужный результат.
К инструментам выделения, доступным через меню Edit (см. рис. 9.5), отно сятся следующие.
Select All — выбор всех объектов в сцене.
Select Invert — инвертирования выделения, т.е. все выбранные объекты
становятся невыбранными, и наоборот.
Select None — отмена выделения в сцене.
170 Глава 9. Выделение объектов
Рис. 9.13. Диалоговое окно Advanced Filter
Рис. 9.14. Пользовательские фильтры
Select Similar — выделение объектов того же типа, что и выделенный объекты, и находящиеся на одном слое с выделенным объектом.
Select Instances — выделение объектов, которые являются экземплярами (instances) выделенного объекта.
Примечание
Подробнее о клонировании с созданием экземпляров основного объекта рассказыва ется в главе 11.
В табл. 9.1 представлены клавиатурные эквиваленты инструментов выделе ния, рассмотренных в данной главе.
Таблица 9.1. Клавиатурные эквиваленты инструментов выделения
Группы и совокупности 171
Окончание таблицы 9.1
Группы и совокупности
Группы (group) и совокупности (named selection set) — это два способа организации объектов в сцене 3ds Max в виде именованных наборов. Их отличие заключается в том, что закрытая группа рассматривается как один отдельный объект и работать с ее отдельными составляющими невозможно. В то же время совокупность позволя ет работать с входящими в нее объектами. Другими словами, совокупность — это простоимя,объединяющеенаборобъектовпокакому либопризнаку.
Группы
Для того чтобы создать группу, необходимо выделить требуемый набор объектов и выбрать из меню команду Group Group, в результате чего на экране появится диалоговое окно для ввода имени группы (рис. 9.15).
После щелчка на кнопке ОК группа будет создана, а в разделе Name and Color на вкладках ПУО вместо имен объектов, входящих в состав группы, отобразится имя самой группы, выделенное полужирным шрифтом. Кроме того, теперь щел чок мышью на любом объекте из состава группы при активном инструменте кате гории Select приведет к выбору именно группы, а не самого объекта (рис. 9.16).
Примечание
Всплывающие подсказки с именами объектов группы, над которыми размещен указатель мыши, содержат имя группы и имя объекта.
РассмотримещенекоторыекомандыменюGroup(см.рис. 9.16).
Ungroup — отменяет группировку объектов в выделенных группах (другими словами, выполняет разгруппирование объектов). Вложенные группы остаются не разгруппированными.
Open — открывает выделенные группы для того, чтобы можно было получить доступ к входящим
Рис. 9.15. Диалоговое окно Group
172 Глава 9. Выделение объектов
Рис. 9.16. В сцене выделен не отдельный объект, а группа
в их состав объектам. После этого становится доступной как сама группа, так и входящие в нее объекты (рис. 9.17).
Close — закрывает открытую группу (т.е. опять делает недоступными объекты, входящие в ее состав).
Attach — присоединяет объект к группе. Для этого следует выбрать в сцене присоединяемый объект, выбрать из меню команду Attach и щелкнуть на видовом экране на группе, к которой выполняется присоединение.
Detach — эта команда доступна только при работе с открытой группой. После
ее запуска щелчок на объекте внутри группы приведет к отсоединению этого объекта от группы.
Explode — аналог команды Ungroup за тем отличием, что удаляются также и все вложенные группы.
Assembly — меню, позволяющее создавать так называемые сборки (assemblies) — именованные совокупности объектов и источников света, которые обрабатываются 3ds Max, как единый объект.
Группы и совокупности 173
Рис. 9.17. Группа, открытая с помощью команды Group Open
Совокупности
Для создания именованных совокупностей объектов, выбранных в сцене 3ds Max, используют два подхода.
Ввод имени совокупности в поле Create Selection Sets, расположенном на панели инструментов Main Toolbar.
Использование диалогового окна Named Selection Sets.
Пример
Создайте именованные совокупности с помощью панели инструментов Main Toolbar и диалогового окна Named Selection Sets.
Для создания совокупностей выполните следующие операции.
1.Создайте новую сцену.
2.На видовом экране Perspective создайте по два объекта типа Sphere и Box (рис. 9.18).
3.Вначале создадим совокупность для сфер, для чего воспользуемся полем Create Selection Sets панели инструментов Main Toolbar. Для этого выбе рите в сцене обе сферы (например, с помощью рамки выделения), щелкни те на поле Named Selection Sets, введите в нем Сферы (рис. 9.19) и нажми те Enter.
Теперь создадим совокупность для параллелепипедов с помощью диалогового окна Named Selections Sets.