ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.05.2024
Просмотров: 509
Скачиваний: 0
Стиренко А. С.
3ds Max2009
3ds Max Design 2009
Самоучитель
Москва, 2008
УДК 004.4 ББК 32.973.26 018.2
С80
Стиренко А. С.
С80 3ds Max 2009/3ds Max Design 2009. Самоучитель. — М.: ДМК Пресс, 2008, 544 с., ил. (Серия «Самоучитель»).
ISBN 978 5 94074 443 6
Книга представляет собой вводный курс по работе в системе 3ds Max 2009/3ds Max Design 2009. Она предназначена для тех пользователей 3ds Max, которые не имеют никаких навыков трехмерного моделирования и опыта работы с 3ds Max. После прочтения данной книги читатель сможет самостоятельно создавать сцены средней сложности, создавать в этих сценах источники освещения, применять материалы, управлять камерами и выполнять визуализацию как статичных изоб' ражений, так и компьютерной анимации.
Книга начинается описанием пользовательского интерфейса 3ds Max в объеме, достаточном для того, чтобы быстро приступить к работе с ситемой. Затем вы узна' ете, как создавать простые 3D'объекты, используя сплайны, NURBS'моделирова' ние, примитивы и сетки, как их перемещать и преобразовывать в трехмерном про' странстве для получения нужной трехмерной сцены. Достаточно подробно объясняются принципы применения модификаторов ' мощнейщего средства моде' лирования 3ds Max. После того, как читатель освоит навыки моделирования, он приступит к визуализации трехмерной сцены, используя встроенный построчный
визуализатор, встроенный визуализатор Mental Ray, а также дополнительный визу' ализатор V'Ray 1.50 SP2 for 3ds Max 2009. В книге описаны принципы настройки материалов, камер и различные варианты трехмерной компьютерной анимации.
УДК 004.4
ББК 32.973.26'018.2
Все права защищены. Любая часть этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного разрешения владельцев авторских прав.
Материал, изложенный в данной книге, многократно проверен. Но, поскольку вероятность технических ошибок все равно существует, издательство не может гарантировать абсолютную точность и правильность приводимых сведений. В связи с этим издательство не несет ответ' ственности за возможные ошибки, связанные с использованием книги.
|
© Стиренко А. С., 2008 |
ISBN 978'5'94074'443'6 |
© Оформление ДМК Пресс, 2008 |
Оглавление |
|
Введение .................................................................................................. |
15 |
Часть I. Начало работы в 3ds Max 2009 ........................................ |
17 |
Глава 1. Пользовательский интерфейс ...................................................... |
19 |
Глава 2. Базовые методы работы с 3D сценами ........................................ |
51 |
Глава 3. Управление режимами просмотра ...................................... |
59 |
Часть II. Основные приемы создания объектов ............................. |
77 |
Глава 4. Создание сплайнов ........................................................ |
79 |
Глава 5. Получение объектов из сплайнов ................................................. |
93 |
Глава 6. NURBS моделирование ............................................................. |
109 |
Глава 7. 3D примитивы ........................................................................... |
127 |
Глава 8. С етки и специализированные объекты ...................................... |
147 |
Часть III. Преобразования объектов ......................................... |
159 |
Глава 9. Выделение объектов .................................................................. |
161 |
Глава 10. Параметры объектов и объектная привязка ............................. |
181 |
Глава 11. Основные методы преобразования объектов ........................... |
203 |
Часть IV. Использование модификаторов .................................. |
235 |
Глава 12. Принципы работы с модификаторами ...................................... |
237 |
Глава 13. Базовые модификаторы ........................................................... |
257 |
Глава 14. Усложненные модификаторы ................................................... |
283 |
Часть V. Визуализация 3D"сцен ............................................... |
305 |
Глава 15. Методы визуализации сцены ................................................... |
307 |
Глава 16. Управление источниками света ................................................ |
325 |
Глава 17. Настройка фона и эффектов .................................................... |
365 |
Глава 18. Визуализатор Mental Ray ......................................................... |
395 |
Глава 19. Визуализатор V Ray ................................................................. |
413 |
Часть VI. Настройка материалов и камер ................................... |
421 |
Глава 20. Работа с редактором материалов ............................................ |
423 |
Глава 21. Использование схем в материалах ........................................... |
433 |
Глава 22. Создание камер ....................................................................... |
459 |
Глава 23. Настройка камер ...................................................................... |
467 |
Часть VII. Анимация ............................................................... |
475 |
Глава 24. Создание ключевых кадров ...................................................... |
477 |
Глава 25. Визуализация анимации .......................................................... |
487 |
Глава 26. Варианты анимации ................................................................. |
505 |
Предметный указатель ............................................................................ |
523 |
Содержание |
|
Введение .............................................................. |
15 |
Часть I. Начало работы в 3ds Max 2009.... |
17 |
Глава 1. Пользовательский интерфейс ...................... |
19 |
Запуск 3ds Max 2009 ............................................................. |
19 |
Видовые экраны.................................................................... |
20 |
Цветовая настройка ........................................................ |
23 |
Настройка вида ............................................................... |
25 |
Настройка размеров и расположения видовых экранов .. |
26 |
Настройка основной сетки .............................................. |
28 |
Панели инструментов ........................................................... |
34 |
Пульт управления объектами Command Panel........................ |
35 |
Настройка пользовательского интерфейса ........................... |
41 |
Клавиатурные эквиваленты команд ................................. |
41 |
Панели инструментов ..................................................... |
43 |
Секционные меню ........................................................... |
44 |
Главное меню ................................................................. |
47 |
Сохранение настройки интерфейса ................................ |
47 |
Отображение статистики сцены ............................................ |
48 |
Полноэкранный режим .......................................................... |
49 |
Глава 2. Базовые методы работы с 3D!сценами .......... |
51 |
Сохранение трехмерной сцены и ее элементов ..................... |
51 |
Импорт сцены из файла другого формата ............................. |
52 |
Экспорт сцены в файл другого формата ................................ |
52 |
Создание новой сцены .......................................................... |
53 |
Открытие и внедрение трехмерных сцен и персонажей ......... |
54 |
Внедрение в текущую сцену содержимого внешнего |
|
файла ............................................................................. |
54 |
Замена содержимого текущей сцены содержимым |
|
внешнего файла .............................................................. |
57 |
Сохранение и восстановление текущего состояния сцены .... |
57 |
Содержание |
5 |
Глава 3. Управление режимами просмотра ................. |
59 |
Управление содержимым видового экрана ........................... |
59 |
Зумирование изображения на видовом экране ..................... |
60 |
Инструменты Zoom и Zoom All ......................................... |
61 |
Инструменты выдвижных панелей Zoom Extents и Zoom |
|
Extents All ........................................................................ |
61 |
Инструмент Zoom Region ................................................ |
63 |
Инструмент Maximize Viewport Toggle .................................... |
63 |
Панорамирование изображения на видовом экране ............. |
64 |
Изменение точки наблюдения ............................................... |
64 |
Инструменты выдвижной панели Orbit............................. |
64 |
Инструмент Field of View................................................. |
66 |
Инструмент Walk Through ................................................ |
66 |
Режимы визуализации сцены на видовых экранах ................. |
68 |
Использование проекционного куба и штурвала ................... |
72 |
Часть II. Основные приемы создания |
|
объектов ............................................ |
77 |
Глава 4. Создание сплайнов ..................................... |
79 |
Стандартные сплайны ........................................................... |
79 |
Line ................................................................................. |
80 |
Rectangle ........................................................................ |
82 |
Circle ............................................................................... |
82 |
Ellipse .............................................................................. |
82 |
Arc .................................................................................. |
84 |
Donut .............................................................................. |
84 |
NGon ............................................................................... |
84 |
Star ................................................................................. |
85 |
Text ................................................................................. |
85 |
Helix ................................................................................ |
87 |
Section ............................................................................ |
88 |
Специальные сплайны .......................................................... |
89 |
6 Содержание |
|
Глава 5. Получение объектов из сплайнов .................. |
93 |
Визуализация сплайнов ........................................................ |
93 |
Конвертация сплайна в плоский объект................................. |
97 |
Получение поверхностей из сплайнов с помощью экструзии 98 |
|
Лейсирование сплайнов ..................................................... |
104 |
Глава 6. NURBS!моделирование .............................. |
109 |
Кривые NURBS .................................................................... |
109 |
Модификация NURBS кривой ....................................... |
109 |
Преобразование NURBS кривой в трехмерный объект.. |
111 |
Непосредственное создание поверхности NURBS .............. |
115 |
Изменение формы поверхности NURBS ........................ |
116 |
Создание новых поверхностей NURBS на основе |
|
существующих .............................................................. |
119 |
Преобразование каркасов в модели NURBS ........................ |
120 |
Панель инструментов NURBS .............................................. |
121 |
Глава 7. 3D!примитивы .......................................... |
127 |
Hedra .................................................................................. |
128 |
Torus Knot ........................................................................... |
132 |
Chamfered Box и Chamfered Cylinder .................................... |
135 |
OilTank, Capsule и Spindle..................................................... |
137 |
L Ext и С Ext ........................................................................ |
138 |
Gengon и Prism .................................................................... |
138 |
RingWave ............................................................................. |
139 |
Hose.................................................................................... |
141 |
Глава 8. Сетки и специализированные объекты .......... |
147 |
Лоскутные сетки ................................................................. |
147 |
Динамические объекты ....................................................... |
147 |
Damper ......................................................................... |
147 |
Spring ........................................................................... |
149 |
Архитектурные объекты ...................................................... |
150 |
Двери, окна и лестницы ................................................ |
151 |
Ландшафтные объекты ................................................. |
151 |
Структурные объекты .................................................... |
156 |
Содержание 7 |
|
Часть III. Преобразования объектов ...... |
159 |
Глава 9. Выделение объектов .................................. |
161 |
Выбор объектов с помощью инструментов категории Select 161 |
|
Использование рамки выделения ................................. |
163 |
Выделение по имени, слою или цвету ........................... |
164 |
Фильтрация выделения объектов .................................. |
166 |
Блокировка выделения объектов .................................. |
167 |
Диалоговое окно Select From Scene .................................. |
168 |
Выделение с помощью команд меню и клавиатурных |
|
эквивалентов ................................................................. |
169 |
Группы и совокупности ....................................................... |
171 |
Группы .......................................................................... |
171 |
Совокупности ............................................................... |
173 |
Сокрытие выбранных объектов ........................................... |
176 |
Инструменты сокрытия объектов .................................. |
176 |
Инструменты отображения объектов ............................ |
177 |
Режим изоляции ........................................................... |
178 |
Фиксация выбранных объектов ........................................... |
178 |
Глава 10. Параметры объектов и объектная привязка .. |
181 |
Изменение параметров объектов ........................................ |
181 |
Переименование объектов............................................ |
181 |
Изменение цвета объектов ........................................... |
184 |
Базовые параметры объектов ....................................... |
185 |
Системы координат ............................................................ |
187 |
View .............................................................................. |
189 |
Screen ........................................................................... |
189 |
World ............................................................................. |
191 |
Local ............................................................................. |
191 |
Pick ............................................................................... |
191 |
Привязки ............................................................................ |
194 |
Объектная привязка ...................................................... |
195 |
Угловая привязка .......................................................... |
200 |
Процентная привязка .................................................... |
200 |
Привязка значений в числовых полях ............................ |
200 |
8 Содержание |
|
Глава 11. Основные методы преобразования |
|
объектов .......................................................... |
203 |
Базовые трансформации объектов ..................................... |
203 |
Опорная точка ............................................................... |
203 |
Перемещение объектов ................................................ |
206 |
Вращение объектов ...................................................... |
208 |
Изменение размеров объектов ..................................... |
211 |
Ограничения по осям .................................................... |
214 |
Выбор базовой точки трансформаций........................... |
215 |
Выравнивание объектов...................................................... |
216 |
Инструмент Align ........................................................... |
217 |
Инструмент Quick Align .................................................. |
220 |
Клонирование объектов ...................................................... |
220 |
Клонирование с выравниванием ................................... |
225 |
Создание массивов ...................................................... |
226 |
Распределение клонов вдоль сплайна........................... |
229 |
Создание зеркального отображения объекта ...................... |
232 |
Часть IV. Использование |
|
модификаторов.................................. |
235 |
Глава 12. Принципы работы с модификаторами ......... |
237 |
Элементы трехмерной геометрии ....................................... |
237 |
Назначение модификаторов объекту .................................. |
239 |
Использование модификаторов .......................................... |
240 |
Управление стеком модификаторов .............................. |
245 |
Копирование модификаторов ....................................... |
247 |
Кнопки модификаторов................................................. |
250 |
Свертывание стека модификаторов .............................. |
251 |
Применение стандартных модификаторов к |
|
выделенным субобъектам ............................................. |
252 |
Клонирование выделенных субобъектов ....................... |
254 |
Клонирование объектов с модификаторами ................. |
255 |
|
Содержание 9 |
Глава 13. Базовые модификаторы ........................... |
257 |
Bend ................................................................................... |
257 |
Taper ................................................................................... |
258 |
Twist .................................................................................... |
261 |
Noise ................................................................................... |
262 |
Stretch................................................................................. |
264 |
Squeeze .............................................................................. |
265 |
Push .................................................................................... |
267 |
Ripple .................................................................................. |
267 |
Wave.................................................................................... |
269 |
Skew ................................................................................... |
269 |
Affect Region ....................................................................... |
270 |
Lattice ................................................................................. |
273 |
Mirror .................................................................................. |
276 |
Melt ..................................................................................... |
277 |
FFD ..................................................................................... |
278 |
Optimize .............................................................................. |
280 |
Глава 14. Усложненные модификаторы ..................... |
283 |
Mesh Select ......................................................................... |
283 |
Выбор вершин .............................................................. |
284 |
Выбор ребер ................................................................. |
284 |
Выбор граней и многоугольников .................................. |
285 |
Edit Mesh ............................................................................. |
285 |
Инструмент Create ........................................................ |
286 |
Инструмент Delete ........................................................ |
287 |
Инструменты Attach и Detach ........................................ |
288 |
Инструмент Divide ......................................................... |
289 |
Инструмент Extrude ....................................................... |
289 |
Инструмент Bevel .......................................................... |
290 |
Инструмент Weld ........................................................... |
290 |
Инструмент Tessellate.................................................... |
291 |
Edit Poly............................................................................... |
292 |
Инструмент Mesh Smooth.............................................. |
293 |
Инструменты Shrink и Grow ........................................... |
294 |
Инструмент Flip ............................................................. |
294 |
10 Содержание |
|
Инструмент Collapse ..................................................... |
295 |
Инструмент Make Planar ................................................ |
295 |
Инструмент Cut ............................................................. |
296 |
Инструменты сокрытия и отображения субобъектов ..... |
296 |
Инструменты раздела Edit Polygons .............................. |
297 |
Edit Patch ............................................................................ |
298 |
Hair and Fur ......................................................................... |
299 |
Часть V. Визуализация 3D сцен ............. |
305 |
Глава 15. Методы визуализации сцены ..................... |
307 |
Способы визуализации сцены ............................................. |
307 |
Диалоговое окно Render Setup ............................................ |
307 |
Параметры Time Output ................................................. |
308 |
Параметры Area to Render ............................................. |
308 |
Параметры Output Size .................................................. |
309 |
Параметры Render Output.............................................. |
310 |
Элементы управления визуализацией ........................... |
312 |
Инструменты выдвижной панели Render ............................. |
313 |
Инструмент Render Production ...................................... |
313 |
Инструмент Render Iterative ........................................... |
313 |
Инструмент ActiveShade ................................................ |
313 |
Окно кадра .......................................................................... |
315 |
Инструменты Quick Render и Render Last ............................. |
319 |
Модели освещения ............................................................. |
320 |
Модель Raytracer .......................................................... |
321 |
Модель Radiosity ........................................................... |
322 |
Модель Light Tracer ....................................................... |
322 |
Глава 16. Управление источниками света .................. |
325 |
Стандартные источники света ............................................. |
325 |
Источники света Omni ................................................... |
328 |
Типы теней 3ds Max....................................................... |
331 |
Установка яркости затенения ........................................ |
333 |
Параметры источников света ........................................ |
334 |
Источники света Spot .................................................... |
340 |
|
Содержание 11 |
Источники света Direct .................................................. |
350 |
Источник света Skylight ................................................. |
351 |
Фотометрические источники света ..................................... |
353 |
Диалоговое окно Light Lister ................................................ |
358 |
Создание ракурса с позиции источника света ..................... |
360 |
Глава 17. Настройка фона и эффектов ...................... |
365 |
Создание фона для сцены ................................................... |
365 |
Заливка фона сплошным цветом ................................... |
365 |
Градиентный фон .......................................................... |
366 |
Использование в качестве фона растровых |
|
изображений ................................................................ |
369 |
Анимационный фон ....................................................... |
369 |
Эффекты окружающей среды.............................................. |
371 |
Управление экспозицией .............................................. |
371 |
Атмосферные эффекты ................................................. |
375 |
Эффект Fog................................................................ |
375 |
Эффект Volume Light .................................................. |
379 |
Эффекты визуализации ...................................................... |
381 |
Эффекты Lens ............................................................... |
383 |
Эффект Blur .................................................................. |
389 |
Глава 18. Визуализатор Mental Ray .......................... |
395 |
Подключение визуализатора Mental Ray.............................. |
395 |
Материал Arch & Design ....................................................... |
398 |
Средства Final Gather и Ambient Occlusion ............................ |
400 |
Система Daylight ................................................................. |
401 |
Использование модификатора Normal ................................ |
406 |
Глава 19. Визуализатор V!Ray ................................. |
413 |
Установка и подключение визуализатора V Ray .................. |
413 |
Установка V Ray ............................................................ |
414 |
Подключение V Ray ....................................................... |
414 |
Использование визуализатора V Ray .................................. |
416 |