ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2024

Просмотров: 452

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

17. К стр. 102. «Резкой критике позицию Лужкова, который заявил, что не допустит проведения гей-парада в Москве, подвергли мэры Лондона, Парижа и Берлина. Письмо возмущения на имя Владимира Путина направил внук Оскара Уайльда Мерлин Холланд». (Росбалт/Седмица.Ru).

18. К стр. 106. «В основе М. лежит миропонимание, т. е. совокупность определённых знаний о мире. На основе таких знаний и представлений возникли, формировались и развивались традиции во всех сферах человеческой деятельности.

В М. входит также и мировосприятие, которое выражено в определённых идеалах, моделях и образах реальности, формирующихся

впрактической жизни, искусстве, литературе, науке, религии.

М.всегда насыщено чувственными отношениями. Это может быть ощущение гармонии с миром или разлада с ним, удовлетворённость или неудовлетворённость реальностью. Важнейшей оценкой М. является степень его истинности. Но М. можно оценить и с точки зрения его систематичности, широты охвата социальной практики, глубины и всесторонности осмысления жизни, а также с точки зрения эффективности решения проблем конкретного человека». (Педагогический энциклопедический словарь [Текст]/Гл.ред. Б. М. Бим-Бад; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.: ил.) .

19. К стр. 115. «Художников вообще бывает мало. Художники – вне времени, ибо их время – вечность. Художники в любом искусстве составляют особую компанию, своё сообщество, они не определяются властью, званиями, премиями… Они как бы парят над суетой времени и знают друг друга, прежде других, по своим особым приметам». (В. Николаев С. 87).

20. К стр. 140. Так же среди режиссеров постановщиков, практиков театра и даже среди режиссеров педагогов, преподавателей режиссуры, можно встретить довольно расхожее мнение, что сверхзадача – это идея, «повернутая на сегодняшний день». И другие не менее туманные определения на этот счет. Не знаю, как «повернутость на сегодняшний день» можно истолковать иначе, чем актуальность, но то, пожалуй, что сверхзадача должна быть всегда актуальной, не вызывает сомнения. Правда, это совсем не означает, что актуальная идея

258

автоматически становится (и называется) сверхзадачей. А неактуальная? Так и остается идеей? Порою можно услышать и слова о том, что идея – понятие, относящееся к драматургии (сценарному мастерству), а сверхзадача – к постановочной практике. То есть, осуществленная (поставленная) постановщиком драматургическая идея и есть – сверхзадача. И цитату, вроде, подходящую можно из Станиславского привести: «Передача на сцене чувств и мыслей писателя, его мечтаний, мук

ирадостей является главной задачей спектакля». (1., с. 409). Но в данном случае речь идет об ответственности режиссера-постановщика перед драматургом, а не о трансформации одного понятия в другое. Иначе выходило бы, что в драматургии нет понятия сверхзадачи, а в постановочной практике – идеи. Это не так, но непроработанность вопроса явно мешает общему делу.

21. К стр. 174. Мы не соотнесли ещё два элемента композиции («пролог» и «развитие действия») с событийным анализом. Есть ли у этих элементов аналоги (синонимы) в событийной сфере?

Есть.

Пролог, как мы описывали выше, предшествует экспозиции (в событийном понимании – исходному событию) и в этом смысле является отдельным, дополнительным эпизодом (событием) в событийном ряде концерта, представления, праздника. Хотя, о чём мы также говорили, он может видимо почти сливаться с экспозицией

икак бы входить в событийном смысле в исходное событие. Но тем не менее, подчеркнём ещё раз, – пролог в событийном понимании есть отдельное событие, отдельный эпизод со своими специфическими особенностями.

Другой элемент композиции – «развитие действия» может содержать в себе (в событийном понимании) одно, два, три, пять и более событий, располагающихся на цепи событийного ряда от основного события до центрального. Этот элемент включает в себя основной объём праздничного действия, основное количество эпизодов праздника, представления, концерта.

Иногда можно встретить слишком упрощённое (если не сказать неправильное) понимание элемента композиции «развитие действия» в событийном смысле. Даже от преподавателей, слишком увлечённых теоретическим соотношением элементов композиции

259


с основными событиями, можно услышать, что элемент «развитие действия» в событийном понимании содержат одно событие, хотя по всем событийным характеристикам в «развитие действия» порою входят пять-семь и более событий, но тем не менее, вопреки очевидности и ради мнимой теоретической стройности, их считают за одно своеобразно развивающееся событие.

Это ошибка.

22. К стр. 204. На обложке настоящей книги приведён рисунок, сконструированных автором пособия передвижных балаганных подмостков. Идея задумки проста: занимающие мало места, лёгкие в сборке и перемещении, многофункциональные подмостки – хорошее подспорье любому передвижному театру, любому профессиональному и любительскому коллективу. Подмостки легко

иестественно размещаются на любом игровом пространстве: площади, улице, поле, стационарной театральной сцене и т. п. Основу подмостков составляет сцена, состоящая из двенадцати одинаковых параллелепипедов ящиков длиною по полтора метра каждый, в высоту и ширину – по пятьдесят сантиметров. (Размеры могут быть

идругие, но данные – выверены практикой. Именно по этим размерам изготовленные ящики удобны при транспортировке, сборке и достаточны для любого игрового пространства, выбранного для представления). Функционально сценические ящики дополнительно ещё представляют собой удобные вместилища для декораций, костюмов, другой объёмной театральной утвари. Маленькие параллелепипедыящики, представляющие в собранной сцене ступени, также приспособлены для хранения и перевоза более мелких театральных атрибутов: бутафории, париков, грима и т. п. Таких ступеней-ящиков – четыре, по одной ступени с каждой из сторон помоста. Размеры их – метр в длину, по 25 сантиметров в высоту и ширину. Ящики (и сцена

иступени) скрепляются между собой простейшей системой вставных

илегко вынимающихся скоб. Каждый из ящиков имеет с торцов ручки (или же прорези) для удобства переноса ящиков.

Подмостки имеют укреплённый на вертикальном шесте задник, в форме двух больших и двух малых (наверху) полотнищ. Изза больших полотнищ на подмостки выходят (и за них уходят) исполнители. При необходимости два малых полотнища открываются

260


и в пространстве-вертепе разыгрываются кукольные сцены. Для удобства кукловодам за задником установлена стремянка.

Для защиты от дождя (если предсталение проходит на открытом месте) предусмотрена установка шестов в центре и углам помоста

вспециальные крепления-стаканы. На шесты в качестве крыши набрасывается полиэтилен.

Таким образом, мы имеем лёгкий в эксплуатации, удобный передвижной балаган.

23. К стр. 235. В пособии дается более двадцати авторских определений праздника как такового. Некоторые из них мы приводим

впримечаниях.

Праздник – высокий труд.

Праздник – время радостного существования. Время желаемой, осуществляемой и осуществленной радости.

Праздник – особая форма радостного труда, духовного и телесного напряжения.

Праздник – демонстрация высших духовных ценностей народа посредством традиционных религиозно-культурных обрядов и широкого комплекса художественных выразительных средств.

Праздник – главная ценность народа, духовное его бытие, выраженное в традициях и обрядах.

Праздник – самобытное достояние народа, эмоциальносмысловая доминанта его, способ и цель достижения праздничного бытия, как высшей реальности человеческого существования.

Праздник – цель и средство достижения мира иного, жизни Вечной. Праздник – утверждение высокого мироощущения, миропони-

мания Бытия.

Праздник есть гармония формы и содержания жизни. Праздник есть постоянно воскрешаемый, восстанавливаемый,

утверждаемый народом порядок бытия, смысл человеческого существования.

Праздник – восстановление нарушенного порядка, возвращение из быта в бытие, прорыв из времени в Вечность.

Праздник – уникальный феномен человеческой жизни, входящий в ее состав и одновременно объемлющий ее, сопровождающий человека на всем его историческом пути.

261

Праздник – ликующий, радостный, свободный день. Праздник – живое ощущение вечного, абсолютного счастья,

осуществленного жизненного Идеала, смысла жизни.

Праздник – осуществленная претензия человека на его праздничное существование.

Праздник – концентрированное представление о жизни, идеальный образ ее, формула счастья и форма человеческого существования.

24. К стр. 236. Праздничное существование (праздничное бытие) – существование на Земле по законам Неба.

25. К стр. 237. Реально-событийная и художественнооформительская стороны праздника, выражающие его духовную сущность, слиты в нем в единое гармоничное целое и вместе с празднующей массой людей составляют по сути сам праздник.

26. К стр. 238. Сверхидея Праздника отражается во всех без исключения праздниках, существовавших, существующих и будущих существовать в истории человечества.

Идеальное Праздника (сверхидея) есть высшая ценность из абсолютных ценностей, содержащая и объемлющая их в себе. Таковой является Любовь.

Любовь – сверхидея любого Праздника, его главная эмоция, чувствуемый смысл.

27. К стр. 239. Сценарий театрализованного массового праздника (представления) – особый вид драматургии с подробным описанием элементов постановочного видения развивающейся идеи.

Сценарий театрализованного массового праздника (представления) – драматургическая основа праздника.

Сценарий театрализованного массового праздника (представления) – это зримое, яркое, точное представление о празднике, выраженное в слове.

Сценарий театрализованного массового праздника (представления) – своеобразное режиссерско-драматургическое произведение.

Сценарий театрализованного массового праздника (представления) – материализованная в слове постановочная модель (макет) будущего представления.

28. К стр. 240. Театрализованный массовый праздник – высшая, сложная, полифоническая форма театрализованного представления.

262


«Являясь наиболее сложной полифонической формой театрализованного представления, массовое театрализованное празднество требует и более сложной комплексной формы литературного выражения и оформления» (Чечётин, А. И. Основы драматургии театрализованных представлений: История и теория [Текст]: учебник для студентов институтов культуры/А. И. Чечётин. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с. С. 183).

263

ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Аверьянов, В. Природа русской экспансии [Текст]/В. Аверьянов.- М.: Лепта-Пресс.- 2003.– 512 с.

2.Александр Новопашин (протоиерей) Школа дураков [Текст]/протоиерей Александр Новопашин//Прокопьевск. – Встреча.- 2006.- № 1 (7).- С. 6.

3.Алексий II (Святейший Патриарх Московский и всея Руси) Найти путь к единству [Текст]: из ответов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II/Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II//Русь Державная.– 2006.-

05 (143).– С. 2.

4.Алексий II. (Святейший Патриарх Московский и всея Руси) Из ответов Предстоятеля Русской Православной Церкви на вопросы греческой газеты «Вима» [Текст]/Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II//Русь Державная.– 2006.-

02 (140).

5.Алексий II. (Святейший Патриарх Московский и всея Руси) Наша страна остается великой державой… [Текст]: слово Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при открытии Х Всемирного Русского Народного Собора/Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II//Русь Державная.- 2006.- 04 (142).

6.Алексий II. (Святейший Патриарх Московский и всея Руси) Россия. Духовное возрождение [Текст]/Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.- М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1999, – 217 с.

7.Аристотель. Поэтика [Текст]: сочинения. В 4 т./Аристотель.– М.: Мысль, 1975–1984.- (Философское наследие).

8.Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса [Текст]/М. М. Бахтин.– М.: Художественная литература, 1990.– 543 с.

9.Бахтин, М. М. Эпос и роман [Текст]/М. М. Бахтин.– СПб.: Азбука, 2000.– С. 215.

10.Белецкий, А. Воскресение Христово [Текст]: некоторые замечания по поводу атеистической литературы последних лет/А. Белецкий//Протоиерей Стефан (Ляшевский). Библия и наука.– М., 1996 г.

264


11.Бердяев, Н. А. Смысл истории [Текст]/Н. А. Бердяев.– М.: Мысль, 1990.– 176 с.

12.Борев, Ю. Б. Эстетика [Текст]/Ю. Б. Борев.– 3 е изд.– М.: Политиздат, 1981.– 399 с.

13.Бояджиев, Г. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров [Текст]: книга для учащихся/Г. Бояджиев. – М.: Просвещение, 1988. – 352 с.

14.Бурмистров, Б. В. Вера дана нам от Бога, верность –

от русской Земли [Текст]: вступ. статья/Б. В. Бурмистров//Собор стихов.- Кемерово, 2003.– 447 с.

15.Ванченко, Т. П. Культуролого-антропологические основания праздника: семантико-семиотические аспекты [Текст]: Автореф. … д-ра философских наук. – Тамбов, 2008. – 37 с.

16.Васильев, Анатолий. Открытый урок [Текст]//Анатолий Васильев//Человек.- 1990.- № 1.- С. 125.

17.Введение в литературоведение [Текст]: учебное пособие для филологических специальностей университетов и пединститутов.– М.: Высшая школа, 1976.– 422 с.

18.Вершковский, Э. В. Режиссура массовых клубных представлений [Текст]: учебное пособие/Э. В. Вершковский.– Л.: ЛГИК, 1981.– 72 с.

19.Вышеславцев, Б. П. Этика преображенного эроса [Текст]/Б. П. Вышеславцев; вступ. ст., сост. и комментарии В. В. Сапова.– М.: Республика, 1994.– 368 с.– (Б-ка этической мысли)

20.Гараджа, В. И. Религиеведение [Текст]: пособие для студентов педагогических вузов/В. И. Гараджа.– М.: Аспект Пресс, 1994.– 286 с.- (Программа обновления гуманитарного образования

вРоссии).

21.Гараджа, В. И. Социология религии [Текст]:

учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей/В. И. Гараджа.– М.: Наука, 1995.– 223 с.

22.Гегель, Г. Эстетика [Текст]: в 4 х томах/Г. Гегель. – М.: Искусство, 1973.

23.Генкин, Д. М. Массовые праздники [Текст]: учебное пособие для студентов институтов культуры/Д. М. Генкин.– М.: Просвещение, 1995.– 140 с.; ил.

265

24.Герасимов, С. В. Массовые праздники как фактор развития социального партнёрства [Текст]: Автореф. …. канд. пед. наук. – Санкт-Петербург, 2007. – 16 с.

25.Глобализация – процесс целенаправленного уничтожения уникальной русской Православной цивилизации [Текст]//Русь Державная.- 2006.- № 02 (140).

26.Гоголь, Н. В. Выбранные места из переписки с друзьями [Текст]/Н. В. Гоголь; сост., вступ. статья и комментарии В. А. Воропаева; художник М. К. Шевцов.– М.: Сов. Россия, 1990.– 432 с.

27.Гоголь, Н. В. Собрание сочинений [Текст]:

в9 томах/Н. В. Гоголь. – М.: Русская книга, 1994.

28.Голубовский, Б. Г. Замысел режиссера – будущее спектакля [Текст]/Б. Г. Голубовский//Подготовка спектакля: сборник статей.– М.: Искусство, 1961.– 104 с.

29.Горчаков, Н. М. Работа режиссера над спектаклем [Текст]/Н. М. Горчаков.– М.: Искусство, 1956.– 464 с.

30.Гришина, Н. В. Психология конфликта [Текст]/Н. В. Гришина.– СПб.: Питер, 2004.– 464 с.: ил.– (Серия «Мастера психологии»).

31.Губанов, В. Примечания [Текст]/В. Губанов//Протоиерей Стефан (Ляшевский). Библия и наука.– М., 1996.– 288 с.

32.Гужова, И. В. Праздник как феномен культуры в контексте целостного подхода [Текст]: Автореф. …. канд. Философских наук. – Томск, 2006. – 18 с.

33.Гуревич, А. Я. Послесловие [Текст]/А. Я. Гуревич//Ле Гофф Ж. Цивилизации средневекового Запада/пер. с фр.; под общ. ред. В. А. Бабинцева.– Екатеринбург; У-фактория, 2005.- 560 с.

34.Давыдова, Ирина. На Куликовом поле жгут кресты [Текст]/Ирина Давыдова//Русь Державная. – 2005.– № 03.

35.Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст]: в 4 т./В. Даль.– М.: Русский язык, 1978–1981.

36.Дворкин, А. Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви [Текст]: курс лекций/А. Л. Дворкин.– изд. 2 е, исправл. и доп.- Нижний Новгород: Издательство Братства во имя Св. князя Александра Невского, 2005.– 927 с.

266