ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2024

Просмотров: 455

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формула художника – функциональное определение творческой личности как таланта-мировоззрения-воли.

Финальное событие пьесы (сценария) театрализованного представления, праздника – событие, в котором заканчивается борьба по сквозному действию, исчерпывается конфликт, устанавливаются новые отношения персонажей.

Финальное событие соответствует композиционному элементу

– развязке.

Художественный образ – воплощенная художественными средствами идея произведения, его зримая, чувствуемая мысль.

Центральное событие пьесы (сценария) театрализованного представления, праздника – событие, выражающее наивысший накал борьбы по сквозному действию.

В композиционном понимании соответствует кульминации.

Частные (конкретные) предпраздничные организационные мероприятия театрализованного массового праздника – мероприятия, осуществляемые с момента утверждения сценарного плана и продолжающиеся в течении всего времени постановки праздника.

Экспозиция – раздел представления, сценария, пьесы, открывающий, показывающий, знакомящий зрителя (читателя, слушателя) с предлагаемыми обстоятельствами, происшедшими и происходящими событиями, действующими лицами, их взаимоотношениями.

Элементы композиции – структурные составляющие, основные части композиционного построения художественного произведения.

Основных элементов композиции семь. А именно:

– Пролог.

– Экспозиция.

– Завязка. – Развитие действия. – Кульминация. – Развязка. – Эпилог.

Эортология – наука о праздниках, праздниковедение. Эпилог – элемент композиции, представляющий собой заклю-

чительную часть художественного произведения.

241

Эпилог театрализованного представления – это, как правило, небольшой, эмоциональный, зрелищный эпизод, утверждающий, демонстрирующий торжество обобщающей главной мысли, идеи представления, которым и завершается праздник.

Язычество – народное верование, обожествляющее творение в целом и отдельные его части (явления, события, факты, существа), наделяющее их всемогуществом, вочеловечивающее их, вменяющее творению славу Творца.

242


ПРИМЕЧАНИЯ

1. К стр. 7. «В научных исследованиях осмысление феномена праздника позволило выстроить некоторые теоретические модели праздника в пространственно-временном контексте культуры. Наиболее интересные модели праздника, на наш взгляд, были предложены исследователем И. Н. Прониной [308, с. 8–11]. Выявляя культурологические параметры праздника в различных социокультурных контекстах, обозначив при этом исходную точку соотношения в оппозиции «праздник – жизнь», И. Н. Пронина выделяет следующие теоретические модели праздника.

Перваямодель«Жизнь –непраздник,праздник –нежизнь».Ру- ководствуясь теоретической концепцией М. М. Бахтина, трактующего карнавал как проявление двумирности средневековой жизни (официальной и народной), И. Н. Пронина рассматривает праздник как сферу, противопоставленную реальности. Будучи «второй жизнью», праздник создаёт свой иллюзорный мир. Отрицая действующие в жизни запреты и предписания, социальную иерархию и мир социальных статусов, праздник является реализацией надежды, идеалов. Фрагменты обыденной жизни, сохраняя свою форму, обретают в праздничном контексте иной смысл, что проявляется в оппозициях: Король – шут, верх – низ, мужское – женское, молодое – старое и т. п.

Вторая модель «Жизнь как праздник, праздник как жизнь» даёт основание И. Н. Прониной рассматривать праздник и жизнь как две взаимопроницаемые сферы бытия, которые, несмотря на принципиальноепротивопоставление,находятсявпостоянномвзаимодействии. Как праздник обогащает некоторыми элементами обыденную жизнь (ритуальные предметы, вещи, различные мероприятия, зрелища, игры, вокальные произведения и т. п.), которые прочно укореняются в повседневной жизни, так и некоторые символические действия, предметы повседневного обихода нередко включаются в праздник…

В третьей модели «Жизнь – в празднике, праздник – в жизни» И. Н. Пронина рассматривает праздник как сферу, увеличивающую разрыв между объективными реалиями и идеальными устремлениями. Понятие «праздничная свобода» служит для И. Н. Прониной отправной точкой в исследовании праздника как пространства возможностей. Совмещая сразу два аспекта поведения: идеально-

243

условного и реально-практического, праздник проявляет себя как область непредсказуемых импровизационных начал. Моделируя особый мир, праздник предоставляет человеку возможность действовать. Именно здесь, считает И. Н. Пронина, скрыта возможность конфликта. Общественные и культурные роли проявляются в это время так, как никогда они не проявляются в обыденной жизни. Обнажая истинное положение индивида в обществе, его ранг, богатство или нищету, праздник не снимает, а, наоборот, усиливает противоречие между реальной ситуацией и ожиданиями социальных перемен. Возникает качественно новая социально-психологическая ситуация, дающая импульс к массовым действиям. Проявление таких эмоций в уличных шествиях или процессиях не снимает напряжения, а, наоборот, усиливает его.

Четвёртая модель «Жизнь есть праздник, праздник есть жизнь». В этой модели И. Н. Пронина рассматривает праздник как звено действительности. Постоянно стремясь к идеальному, праздник не может оторваться от эмпирических реалий. К абсолютной идеальности, в том числе к условности, праздник никогда не может приблизить человека. Полное же отвлечение от жизненных проблем чревато для праздника смертельным исходом – искусственностью, фальшью. Таким образом, утверждает И. Н. Пронина, праздник есть звено действительности, ибо источник его возникновения – сама действительность, те общественные коллизии, которые в ней складываются. Следовательно, праздник – жизнь, а искусство лишь её подобие». [Суртаев, Василий Яковлевич. Игра как социокультурный феномен [Текст]: учебное пособие/В. Я. Суртаев. – Санкт-Петербург, 2005. – 272 с. – С. 153–156].

2. К стр. 14. «Праздники достаточно полно исследованы философами, культурологами, искусствоведами, этнографами, фольклористами, педагогами. Исследования сущности и предназначение праздников началось по существу в античной философии. В платоновских «Законах» говорится о том, что «из сострадания к человеческому роду, рождённому для трудов, установили взамен передышки от этих трудов, божественные празднества, даровали Муз, Аполлона, их предводителя, и Диониса как участников этих празднеств, чтобы можно было исправит недостатки воспитания на празднествах с помощью богов». (Платон. Законы//Соч. в трёх томах/Под. Общей ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. – Т. 3. – Часть 2. – М.: Мысль, 1972.- 678 с.).

244


Вфилософии и культурологи праздник исследовался в рамках следующих проблем: праздник и культура (М. М. Бахтин, А. Я. Гуревич, К. Жигульский, Е. Э. Келлер, Ю. М. Лотман, Э. В. Соколов, Н. А. Хренов и др.); праздник и игра (Й. Хейзинга); карнавальная культура (М. М. Бахтин, В. П. Даркевич и др.); эволюция тоталитарного праздника (И. Н. Голомшток, А. В. Захаров, Е. А. Ермолин, И. Н. Пронина, А. И. Щербинин, Ю. М. Лотман, А. М. Панченко, Н. В. Понырко, Б. А. Успенский и др.).

Вфольклористике наибольший вклад в исследование праздников внесли работы В. Е. Гусева, В. Я. Проппа, Б. Н. Путилова и др.

Художественно-эстетические и технологические аспекты праздников исследовали Б. Н. Глан, Л. С. Лаптева, А. И. Мазаев, О. В. Немиро, Н. В. Петров, И. М. Туманов, И. Г. Шароев и др.

Вэтнографических исследованиях праздников и праздничной культуры особый интерес представляют работы М. М. Громыко, А. Ф. Некрыловой, И. М. Снегирёва, В. И. Чичерова и др.

Социально-педагогические и технологические аспекты подготовки и проведения праздников наиболее полно и обстоятельно были исследованы в работах Д. М. Генкина, Э. В. Вершковского, А. Д. Жаркова, А. А. Коновича, Н. Ф. Максютина, О. И. Маркова, Е. В. Руденского, А. Д. Силина, Д. В. Тихомирова, А. И. Чечётина, В. Г. Шабалина и др.» (Суртаев С. 145–146).

3.К стр. 15. Праздник есть постоянно воскрешаемый, восстанавливаемый, утверждаемый народом порядок бытия, смысл человеческого существования.

Смысловая высота и эмоциональная напряженность праздника определяют в целом характер народа и каждое отдельное праздничное событие в частности.

4.К стр. 16. Религиозно-культурный архетип народа – это основное, сущностное, знаковое проявление его генотипа. Культурный архетип проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека – и в быту, и (особенно) в праздниках.

5. К стр. 21. «Россия потому и оставалась в течение многих веков великой державой, что русский народ свято хранил православную веру

иосуществлял самостоятельное независимое духовное, культурное

иматериальное развитие. Именно народ в его многомиллионной массе

245


оставался их хранителем, тогда как просвещённые «водители» в лице аристократии и интеллигенции нередко отступали от отечественных ценностей, предпочитая им призрачные блага зарубежного образа жизни». (Михаил Лемешев, доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН.//Русь Державная. № 5 (155), май 2007. С. 3.).

«Смыслом западничества оказывается деструкция Востока, размывание традиции, раскалывание её цивилизованного средоточия». (Аверьянов, В. Природа русской экспансии [Текст]/В. Аверьянов.- М.: «Лепта-Пресс». – 2003. – 512 с.- С. 17.) .

«Теперь, обладая огромным трагическим опытом десятилетий сатанинского пленения, нам особенно важно заново осмыслить пройденный путь, научиться отличать добро от зла, истину от лжи, настоящую духовность от лукавой подделки. Так заново учится ходить больной после долгой и тяжелой болезни. Лишь восстановив благодатную преемственность русского религиозно-национального самосознания, можем мы рассчитывать на успешное выздоровление. Иного пути нет!» (Печерский, Андрей. Но избави нас от лукавого [Текст]: статья. – «Русь Державная». – 2005.- № 11 (137) 2005 г.)

6. К стр. 22. «Основополагающие документы в сфере образования во многом не соответствуют интересам России как независимой державы. В общих документах по средней школе доныне декларируются некии несуществующие «общечеловеческие» ценности и забыта великая национальная идея – служения, без которой никогда не существовала и невозможна национальная школа в России. В установочных школьных документах мы не найдём и основополагающих нравственных понятий Бог, народ, долг, служение, честь, Родина, святыня.

Поэтому все действия, вследствие которых разрушается устойчивое соответствующее традиционным национальным духовным ценностям состояние духовной среды обитания народа, повреждающие социально-здоровое мировосприятие личности, в сущности, являются государственными преступлениями.

Эти государственные преступления, открыто и безнаказанно совершаемые «вражеской силой» при полном содействии руководства страны, направлены на разрушение её образования, на разрушение культуры и разрушение личности».

246

«Недавно, сидя у зубного врача, я вынужден был слушать так называемое «Русское радио». За 1,5 часа невозможно было обнаружить в передаче ровно ничего русского, кроме, остатков испорченного скороговоркой, болтовнёй и вульгарно-издевательскими интонациями жалкого подобия русской речи. Пошлость, цинизм, плоские шутки, гаденькие остроты, суетливое местечковое бормотанье и жаргон, звуки псевдомузыки… И через каждые 10 минут хриплый, поганый, полублатной, полутюремный голос произносил «Рррусское радио». Как нужно ненавидеть Россию и русский народ, чтобы всё это «стряпать». Каким нужно быть мерзавцем, чтобы так издеваться над русским народом, создателем одной из высочайших мировых культур, великого языка и чудных песен…

Почему же мы молчим? Неужели не ясно, что это оскорбление народа, что это – русофобия. И эта русофобия мутным потоком заливает Россию! Доколе? До каких пор мы будем толпой без достоинства? Почему не кричим ежедневно, ежечасно, ежеминутно против осквернителей наших святынь, нашей веры, нашей истории, нашего русского слова, нашей музыки, нашей великой русской культуры? А ведь, если вдуматься, всё это – духовно-информационный терроризм и разгул духовно-информационного русофобского фашизма на всей территории России. Всё это работает на уничтожение русской духовности – существа нации».

«Нас, одну из самых духовных наций, судят по законам бездуховного мира». (Троицкий, В. Ю., доктор филологических наук, профессор. Корни русской силы [Текст]: статья. – «Русь Державная». – 2005. – № 04 (130) С. 3.).

«Сегодня мы живём в оккупированной стране, в этом не может быть никакого сомнения. То, чего врагам нашего Отечества не удавалось добиться на полях сражения, предательски содеялось под видом демократических реформ, которые вот уже пятнадцать лет непрерывно продолжают бомбить Россию. Разрушения и жертвы – как на войне, запущенные поля и оставленные в спешке территории – как при отступлении, нищета и беспризорничество, бандитизм и произвол – как при чужеземцах. Что такое оккупация? Это устройство чужого порядка на занятой противником территории. Отвечает ли нынешнее положение России этому условию? Ещё как! Чужие способы управ-

247


ления и хозяйствования, вывоз национальных богатств, коренное население на положении людей третьего сорта, чужая культура и чужое образование, чужие песни и нравы, чужие законы и праздники, чужие голоса в средствах информации, чужая любовь и чужая архитектура городов и посёлков – всё почти чужое, и если что позволяется своё, то в скудных нормах оккупационного режима». (В. Распутин, Вся тысячелетняя Русь//Русь Державная, № 04 (130), 2005 г.).

«У всех у нас одна Родина, одна Литература, одна Культура. Пришло время защищать всё это не через Москву и Кремль, а прямо на местах соборными силами, всем миром. Вот какую позицию приспело время занимать сейчас любому, кто гражданин Отечества, кто чувствует себя дома и в доме, где хамят, бесчинствуют, гадят». (Николаев В. А. Свет слова и тоска по мастеру. НООФ Родное пепелище, – Николо-Погост. 2008. – 144 с.- С. 36).

7. К стр. 28. «Во всех уголках земного шара с доисторических времён и до наших дней религии являются подлинным украшением человеческой истории и культуры. А благодаря высказанному предположению известного английского историка Арнолда Тойнби (1889–1975), иногда даже признаётся движущей силой, основой и стержнем всякой культуры и цивилизации». (Энциклопедия для детей [Текст]: Т. 6. Ч. 2. Религии мира. – 3 е изд. перераб. и дол./Гл. ред. М. Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 1997. – 704 с.: ил. С. 12).

«Сфера неведомого издревле притягивала человека. По крайней мере, стремление, тяга к постижению незримого, таинственного иного мира, лежащего в основе всего существующего, устойчиво прослеживается во всех религиях и верованиях под различными именами и в разнообразных формах». (Там же. С. 8).

«История человечества и окружающая нас жизнь преподносят великое множество и разнообразия религий. И точно так же, например, каждая страна имеет собственный неповторимый колорит, национальные обычаи и традиции, так и каждая религия неповторима и своеобразна.

Естественные границы разделяют сущестующий мир религий на несколько больших континентов и бесчисленное число островов. Панорама различных верований, конфессий, направлений, движений и групп безгранично широка. Известнонесколько десятков тысяч различных религиозных традиций и верований». (Там же. С. 8–9).

248

«2,5 млрд. жителей Земли считают себя верующими христианами. Около 40% современного населения Земли – 2,5 млрд. человек – считают себя верующими христианами той или иной конфессии. Таковы данные американских социологов, которые приводит «NBC». При этом, добавляет телекомпания, около 1,7 млрд. жителей планеты исповедуют ислам, 900 млн. – индуизм, 400 млн. – буддизм и 15 млн. – иудаизм. Кроме того, сотни тысяч человек являются приверженцами различных мелких культов – от традиционных африканских и австралийских верований до неоязычества». (Глагол. 2007. –январь, № 1 (4) Молодёжная православная газета. Выпускается

Кемеровской и Новокузнецкой епархией РПЦ.)

«На «религиозном глобусе» особенно выделяются религии, имеющие многочисленных последователей в различных регионах мира: христианство, ислам и буддизм. Но не менее заметны и другие, также исповедуемые многими людьми религии – индуизм, зороастризм, иудаизм, конфуцианство. В середине 80 х гг число последователей этих самых представительных религий составляли: 1 млрд.400 млн. – христиане, около 800 млн. – мусульмане, около 600 млн. – индуисты, около 300 млн. – буддисты и ещё около 250 млн. – зороастрийцы. И это при том, что население Земли тогда насчитывало около 5 млрд. человек. А это далеко не все из числа известных и достаточно распространённых религий. Помимо них существуют сотни других, не столь популярных, иногда даже не выходящих за пределы своего племени или деревни культов и религий.

Каково же число последователей тех или иных религий в современном мире? По расчётам профессора Роберто Чипрано, общее число приверженцев тех или иныхверований на 1992 г. Составило 5 млрд.240 млн. Таким образом, религии являются важной и неотъемлемой частью жизни человечества». (Энциклопедия для детей [Текст]: Т. 6.Ч. 1. Религии мира. – 3 е изд. перераб. и доп./Гл. ред. М. Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 1997, – 704 с.: сил. С. 9).

8. К стр. 34. «Мастер выявляется в переходный период, в момент общественной ломки. Если он действительно мастер – время его не ломает, напротив, всё несовершенное вокруг него ломается, и он остаётся один заметен всеми. Мастер спокоен во времени: его время не так быстротечно и суетно, он идёт по глубинному течению

249