ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.05.2024
Просмотров: 181
Скачиваний: 0
Иофан Н.А. Синдром Вавилонской башни ...-ж.Человек, 1996, № 1.
Манхейм К. Идеология и утопия, ч.2 // Диагноз нашего времени. -М.,1994. Поппер К. Открытое общество и его враги.В 2 т., т.2. - М.,1992.
Шафаревич И. Социализм как явление мировой истории// Есть ли у России будущее ? - М.,1991.
Кантор К.М. Два проекта всемирной истории. - ж.В.Ф..1990, № 2. Умер ли марксизм ? /материалы дисскусии/. - ж.В.Ф.,1990, № 10. Введение в философию,ч.2, гл.6,10,14,15. - М.,1989.
Марксистская философия в XIX веке. Кн.1-2. - М.,1979. Стоянович С. От марксизма к постмарксизму. - ж.В.Ф.,1990, № 1.
Общая литература к теме № 13.
Горский Д.П. Ошибки гения самые опасные...- М.,1995.
Красиков В.И. Метафизика самоопределения.- Кемерово,1995,гл.3,§ 1. Маркс. Философия, Современность. - М.,1988.
Рассел Б. История западной философии. - М.,1993.
Альтюссер Л. Просто ли быть марксистом в философии ?-ж.Ф,Н.,1990,.№ 7. Ильенков Э.В. Маркс и западный мир. - ж.В.Ф.,1988, № 10.
Гароди Р. Марксизм XX века. - М.,1994.
О
Тема № 14. Философский иррационализм Х1Х века
ВАРИАНТ "А". Ранний экзистенциализм Серена Кьеркегора
1.Духовная атмосфера началаXIX века в Европе и философская судьба Кьеркегора.
2.Бог, Вера и мироздание у Кьеркегора.
3.Человеческое переживание мира: тревога, страх, надежда, греховность. Зкзистенциалы Кьеркегора и категории традиционной рационалистической философии.
4.Учение о стадиях человеческого существования: эстетическая, этическая и религиозная.
Литература
Кьеркегор С. Болезнь к смерти // Этическая мысль,1991.- М.,1991.
Кьеркегор С. Или - или // Квинтэссенция. Философский альмонах.-М,1990. Кьеркегор С. Страх и трепет. — М.,1993.
Быховский Б.Э. Кьеркегор. - М.,1972. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма...- М.,1970. Долгов К.М. От Киркегора до Камю. - М.,1990.
Красиков В.И. Метафизика самоопределения. - Кемерово,1995,гл.4,§ 2. Ницше Ф. Шопенгауэр как воспитатель // Странник его тень.-М.,1994. Тиллих П. Кьеркегор ...// Избранное. Теология культуры. - М.,1995.. Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия – М., 1993.
Исаев С.А. Бог-инкогнито и Бог-аноним в теологии Серена Кьекегора. - ж.Вестник МГУ, сер.7, 1992, № 1.
Мудрагей Н.С. Проблема человека в иррационалистическом учении Серена Кьеркегора. - ж.В.Ф.,1979,№ 10.
Эфендиева Н.М. Проблема времени в филос. Кьеркегора. - ж.В.Ф.,1980, № 5.
ВАРИАНТ "Б". Учение о мировой Воле Артура Шопенгауэра
1.Источники философии Шопенгауэра, его судьба. Шопенгауэр и Гегель. 2.Субъективизм Шопенгауэра /"все что есть - есть только для субъекта"/.
Шопенгауэр и Беркли.
3.Субстанциализация мировой Воли. Основные формы восходящей самореализации Воли.
4.Смысл человеческого существования и бессмысленность мировой . Воли Познание и нирвана. Этика Шопенгауэра.
Литература
Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. - М.,1990. Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. - .Л.,1991. Шопенгауэр А. Избранные произведения. - М.,1992. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность - М.,1992. Шопенгауэр А. Сочинения в двух томах. - М.,1993. Быховский Б. Шопенгауэр. - М.,1975.
Чанышев А.А. Человек и мир в философии Артура Шопенгауэра.-М.,1990. Чанышев А.А. Этика Шопенгауэра: теоретические и мировоззренческие аспекты. - ж.В.Ф.,1986, № 2.
Рюмина М.Т. Теория смешного А.Шопенгауэра.-ж.Вестник МГУ,1989, № 4.
Общая литература к теме № 14.
Мудрагей Н.С. Рациональное и иррациональноефилософская проблема /читая А.Шопенгауэра/. - ж.В.Ф.,1994, № 9.
Красиков В.И. Философия как концептуальная рефлексия(философская пропедевтика). Кемерово, 1999, ч.2, разд. 4, § 1.
Нарский И.О. Западноевропейская философия XIX века. - М.,1976. Рассел Б. История западной философии. - М.,1993.
История философии в кратком изложении. - М.,1994.
П
Тема № 15. Философия жизни
ВАРИАНТ "А" Учение Фридриха Ницше
1.Воля к власти как ключевая категория метафизики Ницше. 2.Прагматистская интерпретация природы познания. Категории как орудия приспособления вида.
3.Концепция переоценки всех ценностей. Критика христианства как "морали рабов". Нигизизм. Понятие "сверхчеловека".
4.История как борьба активистско-творческих и усредненно-стадных начал в человечестве на пути к"сверхчеловечеству". Миф о вечном возвращении и его метафизический смысл.
Литература
Ницше Ф. Воля к власти. - М.,1994.
Ницше Ф. Сочинения в двух томах. - М.,1990. Ницще Ф. Странник и его тень.- М.,1994.
Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. - СПб,1993. Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. - Новосибирск, 1992. Деррида Ж. Шпоры: стили Ницше. - ж.Ф.Н.,1991, №№ 2-3. Визгин В.П. Ницше глазами Делеза. -ж.В.Ф.,1993, № 4.
Кутлунин А.Г.,Малышев М.А. Эстетизм как способ понимания в философии Ницше. - ж.Ф.Н.,1990, № 3.
Красиков В.И. Предельные значения в филос. – Кемерово, 1997, - С.115-121. Лаврова А.А. Философия Ницше. –ж.Ф.Н., 1997, № 1.
Мочкин А.Н. Вокруг идейной эволюции Ницше. – ж.В.Ф., 1978, № 11. Свасьян К.А. Фридрих Ницше... // Ницше Ф. Соч.т.1. - М.,1990. Рачинский Г. Предисловие // Ницше Ф. Воля к власти. - М.,1994. Хайдеггер М. Европейский нигилизм //Время и бытие. - М.,1993. Хайдеггер М. Слова Ницше "Бог мертв".- ж.В.Ф.,1990, № 7.
ВАРИАНТ "Б".Вильгельм Дильтей и Георг Зиммель.
1.Категории "жизни" и "мировоззрения" у Дильтея.
2.Дильтей и о различии "наук о духе" и наук о природе". Дильтей и становление герменевтики.
З.Зиммель о конфликте между"жизнью" и "культурой". Теория познания. 4. Дильтей и Зиммель об интуиции. Критика "механицизма" и формального интеллекта.
Литература
Дильтей В. Категории s жизни. - ж.В.Ф.,1995, № 10.
Дильтей В. Наброски к критике исторического разума.-Ж.В.Ф.,1988,№ 4. Дильтей В. Сон.Воображение доэта.Элементы поэтики.- ж.В.Ф.,1995,.№ 5. Дильтей В. Типы мировоззрений и обнаружение их в метафизических -сис темах // Культурология. XX в. - М.,1955.
Зиммель Г. Избранное: т.2. Созерцание жизни. - М.,1996.
Зиммель Г. Конфликт современной культуры // .Культурология. XX в.-М.,1996 Зиммель Г. Микельанджело.Истина и личность //Лики культуры,т.1.-М.,1995 Михаэль Ландман Георг Зиммель: контуры его мышления; Юрген Хабер-мас Зиммель как диагност времени; Леонид Ионин Зиммель: Жизнь и философия // Зиммель Г. Избранное, т.2. Созерцание жизни. - М.,1996.
Плотников Н.С. Жизнь и история. Философское наследие Вильгельма Дильтея. - ж.В.Ф.,1995, № 5.
ВАРИАНТ "В".Философия Анри Бергсона.
1.Категории "жизни", "материи", "жизненного порыва" у Бергсона. 2.Учение с"творческой эволюции".
3.Понятие "длительности". Проблема субъективного времени.
4.Интеллект и интуиция. Теория познания.
Литература
Бергсон А. Два источника морали и религии. - М.,1994. Бергсон А. Длительность и одновременность. - СПб, 1923.
Бергсон А. Здравый смысл и классическое образование. -ж.В.Ф.,1990, №1. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. - М.,1992.
Блауберг И.И. Анри Бергсон ...// Бергсон А.Соч.,т.1. - М.,1992.
Гофман А.Б. Общество, мораль и религия в философии Анри Бергсона // Чанышев А.Н. Философия Анри Бергсона. - М.,1960.
Общая литература к теме № 15.
Буржуазная философия кануна и начала империализма. - М.,1977. История философии в кратком изложении. - М.,1994.
Красиков В.И. Философия как концептуальная рефлексия(философская пропедевтика) – Кемерово, 1999, ч.2, разд.4, §§ 2-3.
Трелъч Э. Психологизирующие философы жизни // Историзм и его проблемы. - М.,1994. - С.390-415.
Р
Тема № 16. Русская философия в Х1Х-начале ХХ вв.
ВАРИАНТ "А" Проблема специфики русской философии.
1.Своеобразие историко-культурного развития России и Запада. 2.Основные черты российской ментальности и философия
3.Когда появляется философия в России и каковы ее особенности?
Литература
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М.,1991.
Лосев А.Ф. Русская философия // Страсть к диалектике. - М.,1990. О России и русской философской культуре. - М.,1990.
Барабанов Е.В. Русская фил-фия и кризис идентичности.-ж..В.Ф.,1991,№ 8. Валицкий А. По поводу "русской идеи" в русской филос. - ж.В.Ф. 1994 № 1. Власенко К.О национ. характере русс. филос. - ж.Вест. МГУ, сер.7, 1990, № 4. Вейдле В.В. Россия и Запад. - ж.В.Ф.,1991, № 10.
Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры.- ж.В.Ф.,1994, № 1. Карасев Л.В. Русская идея /символика и смысл/. - ж.В.Ф.,1992,№ 8. Павлов А.Т. К вопросу о своеобразии рус. филос. - ж.Вест.МГУ,1992,№6. Российская ментальность. - ж.В.Ф.,1994, № 1.
Франк С.Д. Сущность и ведущие мотивы рус. филос. -ж.Ф.Н.,1990,№ 5.
ВАРИАНТ "Б". Русская философия в Х1Х веке: западники и славянофилы
1.Западники о перспективах России.
2.Иван Киреевский о Западе и России.
3.Философия Алексея Хомякова /"цельное познание" , "соборность"/.
|
|
Литература |
|
|
|
|
|
Бердяев Н.А. Алексей Степанович Хомяков. - Томск, 1996. |
Киреевского |
и |
ег |
||||
Гвоздев |
А..В Концепция |
цельного |
духа |
Ивана |
|||
педагогические взгляды. – ж. Человек, 1998, № 2. |
|
|
|
|
|||
Гершензон М.О. Славянофильство. – ж.В.Ф., 1997, № 12. |
|
|
|
||||
Дудзинская Е.А. Славянофилы в обществ. борьбе. – М., 1983. |
|
|
|
||||
Кавелин К.Д. Наш умственный строй. - М.,1989. |
|
|
|
|
|||
Кантор В.К. Западничество как проблема "русского пути".-ж.В.Ф.,1993, № 4. |
|
|
|||||
Мюллер Э. И.В.Киреевский и немецкая философия. - ж.В.Ф.,1993, № 5. |
|
|
|||||
Страда |
В. Западничество |
и славянофильство |
в обратной перспективе. - |
|
|
ж.В.Ф.,1993, № 7.
Славянофильство и современность. - СПб.1994.
Смирнова З.В. К вопросам о славянофильстве. - ж.В.Ф.,1987, № 11.
Сидоркина М.А. Т.Н.Грановский и образование московского кружказа падников. - ж.Вестник МГУ, сер.3,История, 1995, № 1.
Трубецкой Н.И. Славянофильство. - И.,1986.
Платова Т.Н. Философия ранних славянофилов. И.В.Киреевский о цельности духа.- ж.Вестник МГУ, сер.7, 1991, № 5.
Письмо С.Н.Трубецкого о славянофильстве.- ж.В.Ф.,1996, № 1.
Хоружий С.С. Трансформация славянофил. идеи в XX в.-ж.В.Ф., 1992, № 11.
ВАРИАНТ "В". Философия всеединства Владимира Соловьева
1.Взгляды Соловьева на характер реальности: Бог, Абсолют,всеединство. Идеал-реализм.
2.Учение о Софии. Мистическая традиция и личный мистический опыт. 3.Концепция истории. Идея богочеловечества.
4.Философская концепция религии. Идея теократии.
Литература
Соловьев B.C. Сочинения в двух томах. - М.,1988.
Соловьев B.C. Сочинения в двух томах. - М..1989.
Соловьев B.C. Труды по философии, теологии и политике. - М.,1993. Соловьев B.C. Вера, разум и опыт. - ж.В.Ф., 1994, № 1.
Соловьев B.C. Воскресные письма..-ж.Вестник МГУ,сер.7, 1992, № 6. Асмус В.Ф. В.Соловьев: опыт философской биографии. –ж.В.Ф.,1988,№6. Клайн Дж.Л. Гегель и Соловьев. - ж.В.Ф.,1996, № 10.
Пугачев О.С. В.С.Соловьев: этические абсолюты и линии жизненного поведения. - ж.Вестник МГУ.сер.7,1992, № 6.
Борн П. Новое прочтение "Трех разговоров" и повести об антихристе Вл.Соловьева: конфликт двух универсализмов.- ж.Вестник МГУ,1992,№6.
ВАРИАНТ "Г".Русская философия начала ХХ века.
1.Концепция свободы Бердяева. "Дух" и "природа","объективирование". 2.Теория "консубстанциальности" и "онтология любви" Павла Флоренского. 3.Учение о Боге и мире Сергея Булгакова.
4.Иррационализм Льва Шестова.
Литература
Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.,1989. Бердяев Н. Русская идея. - Ж.В.Ф..1990, №№ 1-2.
Бердяев Н. Самопознание. - М.,1991. Бердяев Н. Смысл истории. - М.,1990.
Бердяев Н. Философия свободы.Смысл творчества. - М.,1989. Бердяев Н. Судьба России. - М.,1990.
Булгаков С.Н. Сочинения в двух томах. - М.,1993.
Волкогонова О.Д. Специфика иррационализма Л.И.Шестова. – ж.Вестник МГУ, сер.7, Философия 1997Ю № 3.
Ермичев А.А. Три свободы николая Бердяева. – М., 1990.
Мороз В.В. Взаимосвязь философии и математики в творчестве Павла Флоренского.- ж.Вестник МГУ, сер.7, Философия, 1997, № 3.
Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия. - М.,1992. Шестов Л. Сочинения в двух томах. - М.,1993.
Федорова Л... Слово и символ в эстетике Павла Флоренского. – ж.Вестник МГУ, сер.7, Философия, 1997, № 2.
Флоренский П. Столп и утверждение истины. - М.,1990. Флоренский П. У водоразделов мысли. - М.,1990. Флоренский П. Сочинения в четырех томах, т.1. - М.,1994. Флоренский сегодня: три точки зрения.- ж.В.Ф., 1997, № 5.
Общая литература к теме № 16.
Ванчугов В. Очерки истории "философии самобытно-русской".- М.,1994. Гулыга А. Русская идея и ее творцы. - М.,1995.
Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. - М.,1995. Зеньковский В.В. История русской философии. - Ленинград, 1991.
Красиков В.И. Философия как концептуальная рефлексия(философская пропедевтика) – Кемерово, 1999, ч.2, разд. 5, §§ 1-2.
Зернов Н.М. Три русских пророка: Хомяков, Достоевский,Соловьев.-М.,1995. Лосский И.О. История русской философии. - М.,1991.
Русская душа: тысяча лет отечественного любомудрия. - М.,1994. Русская идея. – М., 1992.
Русская философия словарь. – М., 1995.
Русская философия: Малый энциклопедический словарь. - М.,1995. Сухов А.Д. Русская философия: пути развития. - М.,1989.
Сухов А.Д. Русская философия: особенности, традиции, ист. судьбы.-М., 1995. Философы России Х1Х-ХХ столетий: Биографии, идеи, труды. - М.,1995. Философия в России. - Кемерово, 1994.
Философия в России XIX - начала XX вв. - М 1991
Хоружий С.С. После перерыва: Пути русской философии. - СПб. 1994.
С
Тема № 17. Неоклассические направления
ВАРИАНТ "А" Неокантианство.
1.История направлений в неокантианстве/вторая половина XIX - первая треть XX вв. Физиологическое направление /Г.Гельмгольц.А.Ланге/.
2.Трансцендентальное направление в неокантианстве: Марбургская школа