ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.05.2024
Просмотров: 185
Скачиваний: 0
Современная философия науки. - М.,1993.
Хилл Т. Современные теории познания, гл.13,14. -М.,1965. Заиченко Г.А. Судьбы неопозитивизма...-ж.В.Ф.,Н., 1988, № 2.
Касавин И..Т Наука и идеология "эпистемологическомв анархизме" П.Фейерабенда. - ж.Вестник МГУ, сер.7,1983, № 1.
Касавин И.Т. Традиции и плюрализм: к критике культурологии П.Фейерабенда. - ж.В.Ф.,1984, №5.
Никифоров А.Л. Методолог. концепция П.Фейерабенда.-ж.В.Ф., 1976, №8. Микулинский С.Р.,Маркова Д.А. Чем интересна книга Т.Куна "Структура ...// Кун Т. Структура научных революций. - М.,1975.
Нарский И.О. Пол Фейерабенд и кризис "постпозитивистской" методологии // Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки.-М.,1986.
Порус В.Н. "Структура научных революций"...- ж.Ф.Н., 1977, №2.
Тальягамбе С. Зрительное восприятие как метафора/По поводу концепции П.Фейерабенда/."'- ж.В.Ф.,1985, № 10.
Общая литература к теме № 24.
Зиневич Ю.А. Неопозитивизм и экзистенциализм.- ж.Ф.Н., 1997, № 3\4. Концепции науки в буржуазной философии и социологии. - М.,1973.
Красиков В.И. Философия как концептуальная рефлексия(философская пропедевтика). – Кемерово, 1999, ч.2, разд. 7.
Никифоров А.Л. От формальной логики к истории науки. - М.,1983. Хилл Т. Современные теории познания. -М.,1965.
Современная буржуазная философия.гл.2. - М.,1978.
Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия. — М.,1996.
Щ
Тема 25. Западноевропейская философия второй половины ХХ в.
Франкфуртская школа: Г.Маркузе и Ю.Хабермас
1.Первое |
поколение |
Франкфуртской школы: Макс Хоркхаймер, Теодор |
Адорно, |
Философия |
Герберта Маркузе: а/амбивалентность человеческой |
природы; |
б/критика |
современного общества и культуры, "одномерный |
человек"; в/пути освобождения /"Великий Отказ , революция аутсайдеров/. 2.Второе поколение франкфуртцев: Альфред Шмидт, Курт Ленк и др. Философия Юргена Хабермаса: а/"критика идеологии" в 60-х годах; б/теория "коммуникативного действия"; в/ идея "коммуникативного разума".
Первоисточники к теме № 25.
Веллмер А. Модели свободы в современном мире// Социологос: Социология. Антропология. Метафизика. Вып.1. Общество и сферы смысла. -М,1991. Адорно Т. К логике социальных наук. - ж.В.Ф.,1992, № 10.
Маркузе Г. Одномерный человек. - М.,1994. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. - Киев. 1995.
Современная социал. теория:Бурдье,Гидденс,Хабермас.-Новосибирск,1995. Хабермас Ю. Демократия.Разум.Ответственность. - М.,1995.
Хабермас Ю. Модерное сознание времени и его потребность самоудостоверении. – ж.Ф.Н., 1997, № 2.
Хабермас Ю.Примирение через публичное употребление разума. Замечания о пллитическсм либерализме Джона Роулза. - ж.В.Ф.,1994, № 10.
Хабермас Ю. Познание и интерес. - ж.Ф.Н.,1990, № 1.
Хабермас Ю. Понятие индивидуальности//Человеческое в чел-ке. - М.,1991. Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия. - ж.Вест.МГУ, 1993, № 4.
Литература к теме № 25.
Барский И.С. Проблема отрицания и "негативная диалектика Т.Адорно.- - ж.Ф.Н.,1973, № 3.
Буцениеце |
Э..А Традиции |
рационализма |
"инегативная |
диалектика* |
Т.В.Адорно. - ж.В.Ф.,1982, №4. |
как концептуальная рефлексия(философская |
|||
Красиков |
В.И. Философия |
пропедевтика). – Кемерово, 1999, ч.2, разд. 12, § 1. Современная буржуазная философия. - М.,1978. Социальная философия франкфуртской школы. - М.,1977.
Штейгервальд Р. "Третий путь" Герберта Маркузе. - М.,1971.
Розенбергс Р. Проблема социального консенсуса в работах Ю.Хабермаса. - ж.Обществ, науки и современность., 1995, № 5.
Соловьев Э.В. Экзистенциализм и Франкфуртская школа. - ж.В.Ф.,1975,№4. Подорога В.A. Проблема языка в "негативной"философии Т.В.Адорно. -
ж.В.Ф.,1979, № 2.
Э,Ю
Тема № 26. Англо-американская философия начала ХХ века
ВАРИАНТ "А". Реалистская философия Р.Перри и Дж.Сантаяны
1.Метафизические особенности американской мысли: симбиоз реализма, прагматизма и веры.
2.Реалистские движения: "неореализм" и "критический реализм". |
|
|||
3.Взгляды |
Ралфа |
Бартона |
: Перриа/эгоцентрическое |
затруднение; |
б/концепция "имманентности независимого".
4,Платонизм Джорджа Сантаяны: а/радикальное сомнение, интуиция и вера; б/онтологическая модель мира: "царства бытия".
Литература
Сантаяна Дж. Прогресс в философии. - ж.В.Ф.,1992, № 4.
Ендовицкий В.Д. Критика философии американского критического реализма /философия культуры Дж.Сантаяны/. - М.,1968.
Ендовицкий В.Д. "Созерцание сущности" и "животная вера" в философии Дж.Сантаяны. - ж.В.Ф.,1964, № 11.
Епоян Т. Философская концепция Джорджа Сантаяны "вСкептицизме и животной вере". - ж.Вестник МГУ, сер.7,1995, № 3.
Луканов Д.В. Джордж Сантаяна и экзистенциализм.- ж.Б.Ф.,1981, № 7. Шохин В.К. Дж.Сантаяна и индийская философия. - ж.В.Ф.,1992,№ 4.
Юлина И..О Дж.Сантаяна и американский"реализм" //Современный объективный идеализм. - М.,1963.
Богомолов А.С. Философия англо-американского неореализма.- М.,1962.
ВАРИАНТ "Б".Прагматизм.
1.История прагматизма. Принцип Пирса.
2.Радикальный эмпиризм Уильяма Джемса.
3.Контекстуализм Джона Дьюи.
4.Интерпретация "истины" в прагматизме.
Литература
Джемс У. Многообразие религиозного опыта. - М.,1993.
Джемс У. Что такое прагматизм ?- ж.Вестник МГУ, сер.7,1994, № 4. Быховский Б.Э. Философия неопрагматзма. - М.,1959.
Гевин У. Понятие "смутности" в философии У.Джемса.-ж.В.Ф.,1996,№3. Кроссер П. Нигилизм Джона Дьюи. - М.,1953.
Лингарт И. М Американский прагматизм. - М.,1957. Мелъвиль Ю.К. Философия Чарлза Сандерса Пирса. - М.,1964.
Мельвиль Ю.К. Уильям Джемс. - ж.Вестник МГУ,сер.7,1993, № 3.
Порус В.Н. Чарлз Пирс и современная "философия науки*.-ж.В.Ф.,1982,№3. Рассел Б. История западной философии. - М.,1993.
Фредерик .Р,Петри Э. Деловая этика и философский прагматизм. - -
ж.В.Ф.,1996, № 3.
Хук С. Философия американского прагматизма. - ж.Америка,1963, № 80.
Общая литература к теме № 26.
Буржуазная философия кануна и начала империализма. - М.,1977. Ермоленко.Современная буржуазная философия в США. - М.,1971.
Епоян Т. Уильям Джемс и Джордж Сантаяна: два видения философии.- ж.Вестник МГУ, сер.7, 1994, № 4.
Красиков В.И. Философия как концептуальная рефлексия(философская пропедевтика) – Кемерово, 1999, ч.2, разд. 9.
Луканов Д.М. Гносеология американского "реализма". - М.,1968. Хилл Т. Современные теории познания. -М.,1965.
Современная буржуазная философия. - М.,1978.
Юлина Н.С. Проблема метафизики в американской философии XX в.-М.,1987.
Я
Тема № 27. Отечественная философия 50-70-х годов
ВАРИАНТ "А". Философия Э.В.Ильенкова
1.Творческий путь Ильенкова.
2.Проблема продуктивного воображения. Учение и обучение /тифлосурдопедагогика/.
3.Противоречия, их природа и формы бытия. Проблема взаимоперохода абстрактного и конкретного в мысли.
4.Концепция "идеального" Э.Ильенкова.
Литература
Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале"-М,1960. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. - М.,1984.
Ильенков Э.В. Идеальное // Философ, энциклопедия, т.2. - М.,1962. Ильенков Э.В. Маркс и западный мир.-ж.В.Ф.,1988, № 10. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. - М.,1968.
Ильенков Э.В. С чего начинается личность ? - М.,1984. Ильенков Э.В. Свобода воли. - ж.В.Ф.,1990. № 2.
Ильенков Э.В. Проблема идеального. - ж.В.Ф.,1979. №№ 6-7. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.,1991.
Мареев С.Н. Несколько слов об Ильенкове.-ж.Вестник МГУ.сер.3,1990,№4. Мареев С.Н. Встречи с философом Э.Ильенковым.- М..1994.
Михайлов Ф.Т. Слово об Ильенкове. -ж.В.Ф., 1990, № 2.
Суворов А.В. Мужество сознания (Э.В.Ильенков о тефлосурдопедагогике). -
ж.В.Ф.,1988,№ 4.
Философия в СССР: версии и реалии. – ж.В.Ф., 1997, № 11.
ВАРИАНТ "Б". Философия М.К.Мамардашвили
1.Творческий путь Мамардашвили.
2.Понимание особенностей философии и философской деятельности.
3.Концепция человека у Мамардашвили.
4.Мамардашвили о Прусте и Декарте.
Литература
Мамардашвили М.К. Анализ сознания в рабртах К.Маркса. -ж.В.Ф.,1968,№5. Мамардашвили М.К. К пространственно-временной феноменологии событий
/сознания/. - ж.В.Ф.,1994, № 1.
Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М.,1990.
Мамардашвили М.К. Кантианские вариации // Квинтэссенция.1991. -М.,1992. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. - М.,1993.
Мамардашвили М.К. Мысль в культуре. - ж.Ф.Н.,1989, № 11.э Мамардашвили М.К. Мысль под под запретом. - ж.В.Ф.,1992, № 4.
Мамардашвили М.К. Проблема сознания и филос. призвание.-ж.В.Ф.,1988.№8. Мамардашвили М.К. Проблема чел-ка в филос.//О человеческом....-М.,1991. Мамардашвили М.К. Сознание как философ, проблема. -ж.В.Ф.,1990,^ 10. Мамардашвили М.К. Философия и личность. - ж.Человек, 1994, № 5. Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления. - М.,1968.
"Философ не может быть пророком..."/последнее интервью М.К.М/-ж.Че-
ловек, 1991, № 2.
Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. – М.,1998. Мамардашвили М.К. Стрела познания. – М.,1996.
Ахутин А.В. В стране Мамардашвили. -Ж.В.Ф..1996, № 7. Вернан Ж.-П. Грузинский Сократ. - ж.В.Ф., 1992, № 5.
Мотрошилова Н.В. "Картезианские медитации" Гуссерля и "Картезианские размышления" Мамардашвили /двуединый путь к трансцендентальному Эго/-
ж. В.Ф., 1995, № 6.
Подорога В. Начало в пространстве мысли. Мераб Мамардашвили читает Марселя Пруста // Феноменология тела. Введение в философскую антро-
пологию. - М.,1995.
Пятигорский А. День Мераба продолжается. - ж.Новая юность,1993,№3. Твадчрелидзе А.Г. Мераб Мамардашвили и современная физика. -ж.В.Ф.. 1991. № 5.
Интервью с М.К.Мамардашвили. - ж.В.Ф.,1989, № 7.
Философия: часть 2
А
Тема№ 1. Структура философского знания
1.Практическое, |
познавательное, |
эстетическое, |
ценностное |
и |
экзистенциальное отношение человека к миру. 2.Природа и специфика философских проблем.
3. Онтология, гносеология, антропология, социальная философия как разделы философии
Литература
Библер В.С. Что есть философия ? - В.Ф.,1995г.№1.
Зотов А.Ф. Феномен философии: о чем говорит плюрализм философских учений? - В.Ф.,1991г. №12.
Красиков В.И. Философия как концептуальная рефлексия(философская пропедевтика). – Кемерово, 1999, ч.1, разд.1, §§ 2,4.
Мамардашвили М.К. О философии. -ж.В.Ф.,1991г. №5.
Миронов В.В. О понимании философии как мудрость. - ж.Ф.Н., 1986г.,№6. Что такое философия? /Материалы «Круглого стола»,МГУ, май 1994г./-ж. Вестник МГУ, сер.7,1995г.,№2,№3.
Юшкевич П.С. О сущности философии. - ж.В.Ф.,1991г.№5. Туровский М.Б. и С.В. Предмет философии. -ж.Ф.Н.,1991г.№5.
Свинцов В. Основной вопрос философии: миф или реальность? -ж.Общест. науки и современность, 1995г. №4.
Рикер П. Человек как предмет философии. -ж.В.Ф.,1989г.,№2.
Б
Тема № 2 Онтология как учение о бытии
1.Философское (метафизическое) и физическое понимание бытия. Бытие как "сущность" и как "существование".
2.Что такое философские категории?
3.Что понимали под "реальностью" в истории человеческой мысли?
Литература
Абрамян А.А. Понятие реальности. - ж.В.Ф.,1980, № 11. Власов А.Д. Приключения объективной реальности. - М.,1993.
Доброхотов А.А. Категория бытия в классич. западноевр. филос. -М.,^986. Кант И. Критика чистого разума. ч.1,гл.1-2. – М., 1994.
Красиков В.И Философия как концептуальная рефлекс( илософская пропедевтика) – Кемерово, 1999, ч.3,разд.1, § 2.
Кутырев В.А. О континууме реальности.-ж.Вестник МГУ,сер.7,1994,№5. Кучевский В.Б. Философ, учение о бытии и субстанции. - М.,1993. Хайдеггер М. Время и бытие. - М.,1993. - С.391-407.
Франкфорт Г. и др. В преддверии философии, гл.1. - М.,1984.
В
Тема № 3 Фундаментальные категории онтологии: "материя"
1.Развитие представлений о материи в истории философии. Субстратное, субстанциональное, реляционное понимание.
2.Категория "материи" в марксистской философии. Гносеологический подход: плюсы и минусы.
3.Релятивистская модель материи в современной научной картине мира.
Литература
Алексеев П.В. Понятие "материя". - ж.В.Ф.,1990, №12.
Балашов Ю.В. "Антропные" аргументы в современной космологии.-
ж.В.Ф.,1988, № 7.
Вяккерев Ф.Ф., Орлов С.В. Исторический и логический аспекты определения понятия материи. - ж. Ф.Н., 1981.№ 6.
Диалектика в науках о природе и человека: эволюция материи и ее структурные уровни. М., 1983.
Кузнецов Б.Г. Разум и бытие. М., 1972.
Кучевский В.Б. Анализ категории "материя". М., 1983.
Марков М.А. О единстве и многообразии форм материи в физической картине мира.- ж. В.Ф., 1980. №11.
Марков М.А. О природе материи. М., 1976.
Орлов В. В. Материя, развитие, человек. Пермь, 1974.
Петров Ю.А., Французова Н.П. Категория материи: логико-методологические и научно-прикладные программы.- Ф.Н., 1988. № 7.
Г
Тема № 4 Фундаментальные категории онтологии: "движение"
1.Апории Зенона и их современное значение. Соотношение движения и покоя. Понимание сущности движения в объективно-идеалистической, материалистической и субъективно-идеалистической философии. 2.Движение как способ существования материи. Механицизм. Редукционизм (физикализм). Современное естествознание о природе движения, его видах и субординации форм. Движение и энергия. Соотношение понятий изменения, развития, эволюции (прогресса и регресса).
Литература
Аристотель. Метафизика // Соч., т.1. – М., 1976. т.1. С.85-86.
Цицерон О судьбе // Философские трактаты. – М., 1985. С305-308,312-316. Гоббс Т. О теле // Избран. произв-я. – М., 1964. т.1. С.141-142.