Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 213
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Развитие системы регулирования авторского права в Российской Федерации
1.1 История возникновения авторского права в России
1.2 Источники регулирования авторского права в Российской Федерации
Основные положения авторского права
Функции авторского права, его объекты
3.2 Ограничение авторских прав
Наибольшее значение имеют акты Министерства образования и науки Российской Федерации и Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере интеллектуальной собственности.
Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации и осуществляет функции [13]:
- по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков, и результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот;
- по соблюдению интересов Российской Федерации, российских физических и юридических лиц при распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе создаваемые в рамках международного научно-технического сотрудничества [13].
Судебная и арбитражная практика не является источником гражданского права, таким образом, она не может создавать нормы авторского права, а лишь призвана толковать нормы по их применению [14].
Современное авторское право – самая развивающаяся во всем мире отрасль права, она представляет собой сложную иерархию разноуровневых нормативных актов.
Нормы международного права имеют существенное значение регулирования авторских прав в Российской Федерации. Международные договоры и конвенции, являются составной частью правовой системы Российской Федерации[1]. В Гражданском кодексе Российской Федерации установлено, что если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила, чем те, которые установлены гражданским законодательством, то применяются правила международного договора[2].
Российская Федерация в настоящее время является участницей следующих международных договоров:
- Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г., в редакции от 2 октября 1979 г.; вступила в силу для СССР 26 апреля 1970 г.);
- Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений (Берн, 9 сентября 1886 г.; вступила в силу для Российской Федерации 13 марта 1995 г.);
- Всемирной конвенции об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 г.; пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.; вступила в силу для СССР 27 мая 1973 г.);
- Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав, заключенные в Москве 24 сентября 1993 г.;
- Всемирная декларация по интеллектуальной собственности от 26 июня 2000 г.;
- Договор ВОИС по авторскому праву (WCT) (принят Дипломатической конференцией) (Женева, 20 декабря 1996г.), а также множество других[7].
А также Российская Федерация состоит в двухсторонних соглашениях о взаимной охране авторских прав с Австрией, Арменией, Болгарией, Грузией, Польшей, Венгрией, Швецией и другими странами [7].
Тем не менее все эти соглашения не означают, что автор издавший произведение на территории одного государства будет обладать авторскими правами в другой стране. Это связано с тем, что авторское право различных стран отличается. В этом случае применяются унифицированные международные соглашения.
В тоже время необходимо обратить внимание на нормы делового оборота призванные регулировать предпринимательскую деятельность в сфере науки, литературы и искусства[3]. Нормы делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.
Таким образом, изучив историю возникновения и развития авторского права на территории Российской Федерации, можно сделать вывод, что существовавшие международные тенденции регулирования авторского права минимально отразились на российском законодательстве об интеллектуальной собственности. Следует отметить, что законодательство об интеллектуальной собственности в России значительно отставало от основных международных соглашений, принятых в области авторского права.
Мы выяснили, что в настоящее время нормы авторского права регулируются Гражданским кодексом (часть четвертая) Российской Федерации от 18.12.2006 года 230-ФЗ, Федеральными законами, подзаконными нормативными актами, Указами Президента и международными соглашениями.
Проанализировав современные источники регулирования авторского права в Российской Федерации, можно сказать, что в настоящее время не существует единого системообразующего нормативно-правового акта, призванного отразить нормы государственного, административного, финансового, трудового, процессуального и даже уголовного права в сфере авторского права.
Именно создание целостной системы законов и подзаконных нормативных актов позволит преодолеть разрозненность правового регулирования и обеспечивать надежную правовую охрану.
На данный момент известно, что подготовлена редакция с изменениями Гражданского кодекса Российской Федерации (часть четвертая) от 23.05.2018 г., которая не вступила в силу [13]. Возможно именно в ней будет отражена единая система регулирования авторского права в Российской Федерации.
Основные положения авторского права
Функции авторского права, его объекты
Авторское право является самостоятельным институтом гражданского права Российской Федерации.
Понятие «авторское право» понимается в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле авторское право — это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. В субъективном смысле авторское право — совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства [11].
Основной задачей авторского права является с одной стороны обеспечение интересов авторов и их правопреемников, а с другой стороны — интересы общества в целом, предоставляя доступ к мировой культуре.
Авторские права дают возможность их обладателям использовать результаты своей творческой деятельности, распоряжаться ими по своему усмотрению и запрещать совершать указанные действия всем другим лицам.
Авторское право, как и любой другой правовой институт, имеет определенные функции:
- признание авторства и охрана произведений науки, литературы и искусства. Гражданский кодекс Российской Федерации закрепляет право авторства - право признаваться автором произведения[4] и устанавливает охрану произведений с момента их создания.
При этом до сих пор нет конкретного определения понятия «произведение». В Гражданском кодексе РФ даются лишь определения отдельных видов произведений: «служебное произведение»[5], «аудиовизуальное произведение»[6];
- установление режима использования произведений (кто и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение). Согласно Гражданскому кодексу гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности (правообладатель), вправе использовать его по своему усмотрению любым способом, не противоречащим закону[7]. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать использование произведения другим лицам. При этом отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Другие лица не могут использовать произведение без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ[8];
- наделение авторов интеллектуальными правами на произведения науки, литературы и искусства (авторскими правами). Интеллектуальные права включают в себя: исключительное право на произведение, являющееся имущественным правом и позволяющее автору произведения или иному правообладателю использовать произведение в любой форме и любым способом, не противоречащим закону[9]. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение[10]; личные неимущественные права;
- защита прав авторов и других правообладателей. Необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты[11].
Законодателем закреплено, что авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения, к ним относятся[12]:
- литературные произведения;
- драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
- хореографические произведения и пантомимы;
- музыкальные произведения с текстом или без текста;
- аудиовизуальные произведения;
- произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
- произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
- произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
- фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
- географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
- другие произведения[13].
К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения[14].
К объектам авторских прав относятся:
- производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;
- составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда[15].
Таким образом, объект авторского права, в широком понимании – это произведение. Законодатель не определяет понятие «произведения», но дает четкие признаки, которыми «произведение» должно обладать:
- оно должно относиться к науке, литературе или искусству. Это условный знак, так как законодатель акцентирует внимание на том, что не имеет значения достоинство произведения, а также способ его выражения;
- произведение должно быть результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения[16];
- произведение должно быть выражено в какой-либо объективной форме[17].
Объективная форма – внешнее выражение авторского творчества в любой материальной форме:
- письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);
- устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);
- звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);
- изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);
- объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);
- в других формах[18].
Данный документ не ограничивает возможные способы выражения произведений, ведь в современном мире все чаще появляются новые виды воплощения творческой деятельности.
Для осознания понятия «произведение», рассмотрим его с точки зрения ряда авторов.
Наибольшее распространение получило определение произведения, которое сформулировал Серебровский В.И.: «произведение можно было бы определить, как совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения» [17].
Г.Ф. Шершеневич рассматривал «литературное произведение, как продукт духовного творчества, облеченный в письменную или словесную форму и предназначенный к обращению в обществе. Отчеты о заседаниях суда, ученых обществ, земств и т. п., не выражающие духовного творчества их составителей, не могут считаться такими объектами» [20].
А.Я. Канторович считал, что «умственное произведение не деятельность духа, а продукт этой деятельности, который со своей стороны предназначен к воздействию на человеческий дух. Объектом авторского права является продукт духовного творчества облеченный в определенную форму и предназначенный к обращению в обществе» [12].
Таким образом, произведение — это результат творческой деятельности автора, его творческого мышления, продукт человеческого мозга. Но мозг человека может производить только нематериальные объекты. Объектом авторского права следует считать не просто работу автора и не идеи, выраженные автором, а произведение, как комплекс идей и образов, получивших свое выражение в готовом труде, как индивидуальное и неповторимое творческое отражение объективной действительности.
Произведение, признаваемое объектом авторского права, возникает в результате творческой деятельности, но не всякой, а лишь той, которая непосредственно относится к области литературы, науки и искусства.
Правом охраняются лишь те произведения, которые обладают определенными признаками, отличающими их от иных результатов творческой деятельности.