Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Основания для досрочного назначения страховых пенсий по старости.
Глава 2. Особенности назначения страховой пенсии по старост
2.1 Порядок назначения страховых пенсий по старости.
2.2 Размеры страховой пенсии по старости.
2.3 Пути совершенствования законодательства по назначению страховой пенсии по старости.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнений.
Реформа пенсионной системы в России вызывает интерес как у специалистов, так и у всех граждан нашей страны, так как власть, впервые за весь период действия пенсионной системы в СССР и России, предложила гражданам увеличить пенсионный возраст для назначения пенсии по старости, изменила порядок ее исчисления и назначения.
Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, возникающие в сфере пенсионного обеспечения страховыми пенсиями по старости в современной России.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие порядок назначения и выплаты страховой пенсии по старости.
Целью исследования является анализ нормативно-правовых актов, регулирующих порядок установления, назначения и выплаты страховой пенсии по старости в контексте проведенной пенсионной реформы в России. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- дать понятие страховой пенсии и нормативно-правовых баз, регулирующих назначение и исчисление страховой пенсии по старости;
- изучить основания для досрочного назначения страховых пенсий по старости;
- ознакомиться с порядком назначения страховых пенсий по старости
- рассмотреть размеры страховых пенсий по старости
В ходе написания было проанализировано пенсионное законодательство Российской Федерации, научные точки зрения различных ученых - цивилистов по проблемам регулирования отношений в сфере выплаты пенсий по старости.
Глава 1. Общие положения правового регулирование страховой пенсий по старости в Российской Федерации.
1.1. Понятие страховой пенсии и нормативно-правовые базы, регулирующие назначение и исчисление страховой пенсии по старости.
Пенсия – это обязательная помесячная денежная выплата. Основная цель пенсий – это обеспечение граждан денежными средствами в старости в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы. По мнению некоторых специалистов, страховая пенсия – это ежемесячная денежная выплата, которая возмещает гражданину доход, который он получал в период своей трудовой деятельности, а также восполняет доход который утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованного лица в связи с его смертью.
Современная демографическая ситуация в мире характеризуется старением населения: по прогнозам Отдела народонаселения Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН, по их подсчетам к 2030 году число людей в мире в возрасте 60 лет и старше вырастет на 56% - с 901 млн. человек до 1,4 млрд человек, а к 2050 году достигнет 2,1 млрд. человек.
При этом темпы старения населения мира ускоряются, доля людей в возрасте 60 лет и старше во всем мире в течение последующих лет приведет к увеличению на 4% и к 2030г. достигнет 16,5%.Снижение рождаемости и увеличение продолжительности жизни приводят к значительным сдвигам в возрастной структуре населения, увеличивая показатели демографической нагрузки.
Складывающиеся тенденции старения населения оказывают непосредственное влияние на пенсионные системы государств, обусловливают необходимость проведения реформ пенсионных систем в целях обеспечения адаптации к меняющейся демографической ситуации. Российская Федерация и ряд других стран заключили Договор о Евразийском экономическом союзе, согласно ст. 98 которого пенсионное обеспечение трудящихся государств - членов союза и членов их семей 5 регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами1.
Под страховой пенсией понимают ежемесячную денежную выплату для компенсации застрахованному лицу заработной платы и других выплат и вознаграждений, которые ими утрачены при наступлении нетрудоспособности вследствие старости либо инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и других выплат и вознаграждений кормильца, утраченных по причине смерти этих застрахованных лиц.
Право на данную пенсию определено условиями и нормами Федерального Закона о страховой пенсии.
_______________
1.Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014)
Наступление нетрудоспособности, утрата заработной платы и других вознаграждений и выплат изначально предполагаются и доказательств не требуют2.
Основным нормативно - правовым актам, регулирующие назначение и исчисление страховой пенсии по старости, относятся:
1. Конституция Российской Федерации, которая закрепляет право каждого гражданина на социальное обеспечение, т.е. предоставление ему средств к существованию3.
2. Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях»: «определяет основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии»4;
3. Федеральный закон от 16 июля 1999 года № 165 – ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»: «определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей ответственность регулирования обязательного социального страхования»5;
____________________________
2 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" // Российская газета. № 296. 31.12.2013.
3 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Российская газета. – 25.12.1993г
4 Федеральный закон от 28. 12. 2013 № 400 ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О страховых пенсиях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 1.01.2017
4. Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167 – ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»: «координирует правоотношения в системе обязательного пенсионного
страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования»;
5. Федеральный закон от 1 апреля 1996 года № 27 – ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»: «устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи»
6. Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 424 – ФЗ «О накопительной пенсии»: «устанавливает основания приобретения и порядок реализации права застрахованных лиц на накопительную пенсию»;
7. Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 422 – ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений»: «устанавливает правовые, финансовые и организационные основы
____________________________
5 Федеральный закон от 16 июля 1999 года № 165 – ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»
функционирования системы гарантирования прав застрахованных лиц, 16 Федеральный закон от 16 июля 1999 года № 165 – ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». 16 регулирует отношения между участниками системы гарантирования прав застрахованных лиц, определяет порядок и условия осуществления гарантийного восполнения и выплаты гарантийного возмещения»;
8. Федеральный закон от 30 апреля 2008 года № 56 – ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»: «определяет порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, устанавливает порядок и условия дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, а также предоставления государственной поддержки формирования пенсионных накоплений»
9. Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79 – ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: «устанавливает правовые, организационные и финансово- экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации»; 10. Федеральный закон от 24 июля 2004 года № 111 – ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»: «определяет особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также устанавливает основы государственного регулирования
Страховая часть трудовой пенсии преобразована в самостоятельный вид пенсии - страховую пенсию, которая тоже регулируется специальным Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту - Закон о страховых пенсиях) , большинство норм которого вступили в силу также 1 января 2015 г. Она, в свою очередь, тоже подразделяется на несколько видов: 1) страховую пенсию по старости; 2) страховую пенсию по инвалидности; 3) страховую пенсию по случаю потери кормильца.
Как известно, появление термина «пенсионные накопления» в современном пенсионном законодательстве связано с введением обязательного накопительного элемента в виде накопительной части трудовой пенсии по старости как принципиально нового явления для отечественной системы обязательного пенсионного страхования в результате пенсионной реформы 2002 г. Иными словами, начиная с 2002 г. застрахованные лица были обязаны участвовать в формировании средств пенсионных накоплений путем перечисления определенной части единого социального налога (ЕСН) на накопительную часть трудовой пенсии по старости. Граждане, претендующие на назначение страховой пенсии, должны соответствовать следующим условиям:
1. Должны достичь определенного возраста – мужчины 60 лет, женщины 55 лет;
2. Должен быть определенный страховой стаж – не менее 15 лет;
Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Приведенный перечень требований приведен в Законе «О страховых пенсиях». Однако эти требования вводятся в действие постепенно. Для назначения страховой пенсии по старости наличие 15-летнего страхового стажа будет необходимо для выходящих на пенсию после 2024 г. Для 2015 г. был необходим страховой стаж в размере 6 лет, для 2016 г. - 7 лет, для 2017 г. - 8 лет и далее по нарастающей до 2024 г.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Поскольку одним из базовых принципов страхового пенсионного обеспечения является установление пенсии в соответствии с результатами труда каждого гражданина исходя из его страхового (трудового) стажа и заработной платы, подтверждение индивидуального характера заработка является обязательным.
В этой связи использование сведений о тарифных ставках (окладах), данных о среднемесячной заработной плате работников конкретного предприятия, отрасли или региона для подтверждения заработка заявителя законодательством не предусмотрено.
Следует иметь в виду, что свидетельскими показаниями заработок не подтверждается.
Учитывая, что учет того или иного заработка имеет одно из решающих значений для определения размера страховой пенсии, а некоторые граждане, обратившиеся за пенсией, не могут подтвердить его индивидуальный характер, к настоящему моменту по данному вопросу сложилась устойчивая судебная практика.
Таким образом, для получения страховой пенсии по старости сначала определяется право на пенсию, т. е. достижения общеустановленного для выхода на пенсию возраста, наличия требуемого страхового стажа в зависимости от года выхода на пенсию и наличия требуемой суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов, которые устанавливаются в баллах в зависимости от года выхода на пенсию.