Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретико-правовые основы института страховых пенсий в России.
Формирование пенсионного законодательства в советский период
Проблема реализации пенсионного законодательства.
1.2 Правовые основы института страховых пенсий в РФ.
Глава 2 Правовое положение объектов имеющих право на страхование пенсии
2.1 Виды страховых пенсий и порядок их назначения.
Ведение:
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что, пенсионная система, основным элементом которой является обязательное пенсионное страхование, представляет собой важнейшую социальную гарантию любого общества. Она финансирует содержание нетрудоспособных граждан при наступлении старости и инвалидности, и затрагивает интересы практически всего работающего населения, за счет деятельности которого осуществляется их материальное обеспечение. Четко функционирующая система обязательного пенсионного страхования является залогом социальной стабильности и согласия в обществе.
Несмотря на то, что на данный момент система обязательного пенсионного страхования и пенсионная система РФ в целом претерпели кардинальные изменения, а именно: создана система персонифицированного учета сведений о пенсионных правах каждого гражданина; впервые в истории в основу пенсионной системы России были положены страховые принципы; обязательное пенсионное страхование осуществляется страховщиком, которым является ПФР; в отделениях ПФР начали формироваться отделы по работе с обращениями граждан; в октябре 2008 года стартовала новая для России программа государственного софинансирования пенсии; в 2009 году был приняты новые пенсионные законы, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему, реформа системы обязательного страхования граждан и модернизация российской пенсионной системы не закончена, а лишь вышла на следующий этап.
Перед государством и ПФР стоит много новых задач и целей для дальнейшей реализации реформ в сфере пенсионного страхования. Все это должно вывести Россию на новый уровень жизни. К тому же на данном этапе развития рыночной экономики в нашем государстве, забота о незащищенных слоях населения является неотъемлемым элементом государственной политики. Российская Федерация является "социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека"
В России можно выделить два основных вида пенсионного страхования:
обязательное пенсионное страхование - включает трудовую пенсию по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца
добровольное пенсионное обеспечение - включает пенсии, которые выплачиваются за счет взносов работодателей и самостоятельных пенсионных накоплений граждан.
Обязательное пенсионное страхование - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Его субъектами являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица.
Добровольное пенсионное обеспечение - это формирование пенсионных сбережений в Негосударственных пенсионных фондах за счет дополнительных добровольных взносов работодателей или самих граждан. Условия добровольного пенсионного обеспечения устанавливаются договором между вкладчиком и фондом
Существует огромное количество статей и отчетов о работе ПФР РФ, опубликованных в периодических изданиях. К тому же, выбранная тема основывается на постоянно изменяющихся правительственных актов, программах, входящих в политику российского государства по реформированию и улучшению пенсионного обеспечения в России.
Объектом исследования является система пенсионного обеспечения граждан.
Предметом исследования является система обязательного пенсионного страхования Российской Федерации.
Цель курсовой работы - изучить систему обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
Результатом данного исследования являются обобщающие сведения, выводы по выбранной теме, имеющие практическое значение.
Глава 1. Теоретико-правовые основы института страховых пенсий в России.
Из данной темы у нас, сразу выскакивает вопрос: Что же такое «теоретико-правовые основы ?
Если говорить коротко, то это один из методов исследования теоретико-правовых основ и методов, как самостоятельного теоретического аппарата, дающего возможность проанализировать основное содержание правовой системы, его структуру и закономерности развития. В исследовательском процессе выделение в первую очередь самого объекта исследования достигается только на основе теоретического анализа объекта исследования.
Теоретико-правовой подход к исследованию правовой системы включает в себя в качестве необходимого элемента также анализ специфических юридических закономерностей. К объективным закономерностям права необходимо отнести: соответствие права экономическому базису; центральное положение права собственности в юридической надстройке; функциональное взаимодействие права и государства; выражение социальных потребностей в юридических мотивах; формирование общезначимых и общеобязательных норм и принципов поведения и деятельности;
Процесс формирования юридических понятий, категорий, лежащих в основе теоретического анализа правовой системы, отнюдь не может считаться завершенным. Вводимые в теорию права понятия не должны приводить к игнорированию или недооценке ее собственного категориального аппарата, "растворять" сложившиеся юридические понятия в заимствованных из иных отраслей знания. Все более ощущается потребность в глубокой разработке важнейших юридических понятий и категорий, основанной на материалах возможно лишь при условии существования у них определенных общих, "родовых" системных признаков, на основе которых мы сопоставляем и противопоставляем их специфические черты.
Законы и регулирование страховых пенсий прописаны в Конституции РФ и в Федеральном Законодательстве.
Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Целью настоящего Федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "О страховых пенсиях"
Статья 3. Основные понятия, применяемые в целях настоящего Федерального закона
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
1) страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств;
2) страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж;
3) индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии;
4) стоимость пенсионного коэффициента - стоимостной параметр, учитываемый при определении размера страховой пенсии, отражающий соотношение суммы страховых взносов на финансовое обеспечение страховых пенсий и трансфертов федерального бюджета, поступающих в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующем году, и общей суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий;
5) установление страховой пенсии - назначение страховой пенсии, перерасчет и корректировка ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой;
6) фиксированная выплата к страховой пенсии - обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии;
7) корректировка размера страховой пенсии - повышение размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента;
8) выплатное дело - комплект соответствующих установленным требованиям документов в подлиннике и (или) в копии на бумажном носителе или в электронной форме, на основании которых гражданину установлены и выплачиваются пенсия (пенсии), дополнительное материальное обеспечение и иные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Формирование пенсионного законодательства в советский период
Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века, гораздо позднее, чем в большинстве европейских стран. В своем развитии оно охватило только часть населения России. Но после революции 1917 года оно было отменено, поскольку отражало западный тип формирования социальных гарантий.
Начиная с 1927 года, система пенсионного обеспечения функционировала в рамках общей системы социального обеспечения: граждане имели право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты нетрудоспособности, а также потери кормильца.
До 1990 года эта пенсионная система была основана на консолидированной программе финансирования выплаты пенсий и полностью зависела от сбалансированности государственного бюджета страны.
Так же еще в 1932 году для отдельных категорий трудящихся решением Совнаркома СССР было установлено пенсионное обеспечение по старости с понижением общеустановленного пенсионного возраста и уменьшением для других категорий необходимого трудового стажа, для чего был утвержден «Временный список вредных профессий, дающих право на понижение стажа и повышение пенсии». Согласно этому нормативному акту пенсия по старости на льготных условиях назначалась на 10 лет раньше как мужчинам, так и женщинам при наличии 20-летнего трудового стажа, из которых трудовая деятельность, дающая право на пенсионные льготы, должна была быть не менее 10 лет. В 1945 году льготы по пенсионному обеспечению предоставлялись только по отраслевому признаку. В этот период была создана особая система пенсий, которые обычно именовали «повышенными».
До 1990 г. Пенсионная система была основана на централизованной программе финансирования выплаты пенсий и зависела от государственного бюджета страны.
Кроме того, с середины 1960х. гг. государство установило право на получение пенсий колхозниками в период наступления соответствующего возраста.
Закон от 20.11.1990 г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» стал первым законом, определившим на законодательном уровне условия формирования государственного Пенсионного фонда
· отказ от бюджетных дотаций
Российский пенсионный закон 1990 г. стал первым законом, в котором пенсионное страхование было выделено в автономную систему, последовательно и достаточно четко были проведены в жизнь общепризнанные принципы обязательного государственного пенсионного страхования
К 1991 году основными проблемами пенсионного обеспечения были:
· низкие размеры пенсий с позиции их покупательской способности, которые не обеспечивают достойной жизни пенсионерам
· система функционировала в режиме социальной помощи – ей был не присущ страховой характер.
· нестраховой характер пенсионной системы – это основная проблема развития пенсионного обеспечения.
В связи с вышеуказанными недостатками, а так же стабильно ухудшающимся положением пенсионеров в России Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ был создан Пенсионный Фонд Российской Федерации, самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.