Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретико-правовые основы института страховых пенсий в России.
Формирование пенсионного законодательства в советский период
Проблема реализации пенсионного законодательства.
1.2 Правовые основы института страховых пенсий в РФ.
Глава 2 Правовое положение объектов имеющих право на страхование пенсии
2.1 Виды страховых пенсий и порядок их назначения.
Глава 2 Правовое положение объектов имеющих право на страхование пенсии
Под объектом пенсионного и социального страхования понимают конкретное благо, по поводу которого возникают правоотношения, т.е. конкретный вид социального обеспечения. Видами социального обеспечения является пенсии, социальные пособия, социальные льготы, социальное обслуживание.
Пенсия — это ежемесячная долгосрочная выплата, назначается и выплачивается лицам в случае наступления пенсионного возраста, инвалидности или потери кормильца за счет средств пенсионного фонда или бюджета и выступает основным источником доходы лица.
Пенсии бывают страховые, государственные и социальные.
Страховая пенсия — ежемесячные страховые выплаты, осуществляемые застрахованным гражданам при достижении пенсионного возраста, инвалидности или потере кормильца из средств социального страхования.
Признаки страховой пенсии: условие выплаты такой пенсии — наличие трудового (страхового) стажа, и участие в общеобязательном государственном пенсионном страховании.
Страховые пенсии бывают: по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца.
Государственная пенсия — пенсия, назначаемая гражданам в связи с работой на определенных должностях, связанных с выполнением государственных обязанностей, выплачиваются как правило, из бюджета.
Признаки: наличие специального стажа (выслуги лет), повышенный размер пенсии, право на их получение регулируется специальными законами.
Социальная пенсия — пенсия, назначается независимо от трудового (страхового) стажа и причин его отсутствия и в размерах, пропорциональных до минимального размера пенсии по возрасту.
Социальная помощь — это краткосрочная (однократная или периодическая) выплата, целевым назначением которой является компенсация утраченного заработка или дополнительная поддержка граждан случае наступления социального риска за счет средств социальных страховых фондов или бюджета. Бывают страховые но не страховые.
Признаки страховых: за счет средств социальных страховых фондов, право на их получения имеют застрахованные лица, основная цель назначения — компенсация утраченного заработка, размер зависит от заработка.
Признаки государственных: право на их получение имеют незастрахованные лица, финансирование — за счет бюджета, цель — материальная поддержка лиц.
Социальная льгота — это предусмотренное законом полное или частичное освобождение определенных категорий граждан от исполнения обязанности, или предоставление дополнительных прав при наступлении социального риска.
Социальное обслуживание — это деятельность государственных органов и учреждений по предоставлению гражданам социально — бытовых, медицинских, психолого- педагогических, социально — правовых услуг и материальной помощи, проведению их социальной адаптации и реабилитации.
Формами социального обслуживания являются:
Социальные услуги, которые предоставляются за счет фондов социального страхования;
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и одиноких нетрудоспособных граждан на дому, стационарное социальное обслуживание;
Санаторно — курортное лечение;
Социальная реабилитация и адаптация инвалидов;
Обеспечение средствами передвижения.
материальная поддержка (предоставление лицу вещей, одежды, средств передвижения и т.д.)
2.1 Виды страховых пенсий и порядок их назначения.
Страховая пенсия — наиболее популярная пенсионная выплата, предназначаемая для ежемесячной материальной поддержки ее получателя в связи с достижением пенсионного возраста, потерей трудоспособности гражданина или утратой дохода кормильца (по причине его смерти). Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О страховых пенсиях» установлены три вида страховых пособий:
по случаю наступления старости;по инвалидности;по потери кормильца.
Каждая выплата имеет свои особенности и назначается ее получателю при соблюдении определенных законом условий.
Страховая пенсия по старости
Право на пенсионное обеспечение по старости возникает по наступлению у гражданина общеустановленного возраста:
у женщин — 55 лет;у мужчин — 60 лет.
Страховая пенсия по старости (возрасту) по закону назначается при обязательном наличии в 2017 году следующих величин:
страхового стажане менее 8 лет, требование к продолжительности которого с каждым годом увеличивается на 1 год до достижения 15 лет;ИПК (индивидуальный пенсионный коэффициент) не меньше 11,4, требование к которому также ежегодно увеличивается на 2,4, пока он не будет достигать размера 30.
Для некоторых категорий граждан при наличии определенных требований установлена возможность получения права на страховое пособие досрочно, т.е. раньше достижения ими пенсионного возраста.
К такой категории относятся лица, застрахованные в системе обязательного пенсионного страхования и которые:
трудились во вредных условиях труда, а также в тяжелых и опасных для здоровья;работали или проживали на Крайнем Севере и (или) приравненных к нему местах;имеют определенный социальный статус.
Перечень профессий и лиц, имеющих право на досрочную пенсию, а также условия ее назначения определены законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в статьях 30, 31 и 32.
Страховая пенсия по инвалидности
Пенсионное пособие по инвалидности назначается гражданам, которым по результатам медико-социальной экспертизы установлены 1, 2 или 3 группы инвалидности. При этом законом определены некоторые нюансы:
на установление страховой пенсии по инвалидности не имеют влияния причина инвалидности, длительность страхового стажа (достаточно иметь хотя бы 1 рабочий день), наличие у получателя трудовой деятельности на момент назначения пенсии;в случае, если у инвалида на момент назначения пенсии полностью отсутствует страховой стаж, ему устанавливается социальное пенсионное пособие. К таким инвалидам относятся дети или граждане, которые никогда не работали официально.
Пенсия выплачивается в течение всего времени, на которое установлена инвалидность, либо до достижения получателем пенсионного возраста (55/60 лет при наличии требуемого стажа, 60/65 лет в случае отсутствия стажа).
При назначении инвалиду пенсии по старости (при достижении соответствующего возраста), ее размер не должен быть меньше пособия, которое он получал по инвалидности.
Страховая пенсия по потере кормильца
Страховое пособие по потере кормильца устанавливается и выплачивается его родственникам для оказания им финансовой помощи. На такую выплату имеют право:
члены семьи умершего, не имеющие возможности работать и самостоятельно финансово себя обеспечивать из-за возраста или в связи с утратой здоровья, либо по причине учебы на очном отделении (в возрасте до 23 лет) и состоящие у него на иждивении;один из родителей, супруг или другой взрослый член семьи, если он не работает по причине ухода за детьми умершего в возрасте до 14 лет, включая его братьев, сестер и внуков при отсутствии у них трудоспособных родителей;нетрудоспособные родители или супруг умершего, не находящиеся на его иждивении, в случае утраты ими источника финансовых средств. При этом, назначение пенсии не зависит от того сколько времени прошло после смерти кормильца.
Пособие по потере кормильца назначается на время, пока его получатель не станет трудоспособным или в некоторых случаях устанавливается бессрочно.
К семье потерявшей кормильца в связи со смертью приравниваются семьи, в которых кормилец законодательно признан безвестно отсутствующим.
Страховая выплата оформляется при условии, что:
у кормильца был хотя бы один день страхового стажа;его смерть не является последствием противоправных уголовно наказуемых действий его нетрудоспособных родственников.
2.2 Проблемы защиты прав граждан на страховые пенсии
В настоящее время многие ученые-экономисты занимаются проблематикой пенсионного обеспечения, функционирования пенсионной системы Российской Федерации, негосударственных пенсионных фондов, и это является закономерным и естественным процессом, поскольку пенсионная система является одним из основных элементов социальной защиты населения [
Пенсионная система России претерпела уже множество реформ. Последние глобальные изменения берут свое начало в 2012 г. с разработки Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 г., где прописан постепенный план перехода к новой модели пенсионного обеспечения, целью которой является осуществление четкого разграничения страховой и накопительной частей пенсионных накоплений для удобства и качества регулирования их источников финансирования, а также переход на трехуровневый механизм формирования пенсионных прав (солидарная часть, корпоративная, индивидуально-накопительная), которая обеспечит сбалансированность и финансовую устойчивость пенсионной системы. Но сложная экономическая ситуация в стране сильно сократила темпы преобразований.
На сегодняшний день главной проблемой Пенсионного фонда РФ является дефицит бюджета, который на 2016 г. составляет 175,1 млрд руб. По предварительным прогнозам в 2017 г. дефицит составит 220,4 млрд руб., но для его сокращения было принято несколько дискуссионных решений, таких как:
- неполная индексация пенсий;
- отказ от индексации пенсий работающим пенсионерам;
- продление моратория на размещение накопительной части пенсии;
- упрощение процедуры розыска нелегальных рабочих путем расширения информационного взаимодействия между различными государственными ведомствами;
- повышение пенсионного возраста для госслужащих.
Индексация страховых пенсий в 2016 г. проходила в 2 этапа: первая индексация прошла в феврале, в ходе которой пенсии неработающим пенсионерам увеличили на 4 %. От второй индексации Правительство РФ отказалось, заменив ее компенсационными выплатами в размере 5000 рублей в январе 2017 г. Денежные средства на данные компенсации были выделены из президентского резерва, сформированного в 2016 г. Принятые меры положительно отразились на пенсионерах, получающих минимальную пенсию, т.к. данная выплата покрывает индексацию, которая должна была быть проведена в 2016 г. Также единовременную выплату получили работающие пенсионеры, индексация пенсий которых была приостановлена с 2016 г. Но в минусе остались те, кто получает пенсию выше среднего уровня, т.к. при индексации их пенсий в полном объеме компенсационная выплата не покрывает инфляцию. Кроме того, единовременная выплата не изменит размер базы пенсионных выплат, подлежащих индексации в 2017 г. Вышеуказанные меры помогли сэкономить бюджету около 160 млрд руб., но при этом были нарушены права граждан на сохранность их сбережений, т.к. страховая пенсия каждый год должна индексироваться как минимум на уровень инфляции, то есть на 12,9 % за 2016 г.
С 1 февраля 2017 г. страховые пенсии более 31,4 млн неработающих пенсионеров увеличились на 5,4 % исходя из роста потребительских цен за 2016 г. По данным Росстата, инфляция в 2016 г. составила 5,4 %, и ровно на эту величину индексируются страховые пенсии неработающих пенсионеров. Индексация пенсий на уровень инфляции за предыдущий год обеспечит сохранение покупательной способности страховой пенсии неработающих пенсионеров. Стоимость индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионного балла), с учетом которого назначаются страховые пенсии, составляет 78,28 рубля (до 1 февраля 2017 г. – 74,27 рубля). Вместе со страховой пенсией на 5,4 % проиндексирована фиксированная выплата к ней, ее размер составляет 4805,11 рубля
Одновременно с индексацией страховых пенсий с 1 февраля на 5,4 % индексируется ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), самая массовая социальная выплата в России. В настоящее время Пенсионный фонд выплачивает ее 15,6 млн федеральных льготников, включая инвалидов, ветеранов боевых действий, граждан, подвергшихся воздействию радиации, Героев Советского Союза и России, Героев Социалистического Труда и других граждан. Размер индексации ЕДВ определен исходя из роста потребительских цен за 2016 г. Средства на увеличение ЕДВ, предусмотренные в бюджете ПФР на 2017 г., составляют 21,3 млрд рублей. Общие расходы на выплату всех видов ЕДВ с учетом индексации запланированы в бюджете ПФР в размере 450,9 млрд рублей