Файл: Гидродинамические передачи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования Российской Федерации Кузбасский государственный технический университет Кафедра горных машин и комплексов

ГИДРО - И ПНЕВМОПРИВОД

Методические указания по изучению раздела “Гидродинамические передачи” для студентов всех форм обучения специальности 170100 “Горные машины и оборудование”

Составители Н. М. Скорняков В. Н. Вернер А. Н. Ананьев В. В. Кузнецов

Утверждены на заседании кафедры Протокол № 5 от 10.11.1999

Рекомендованы к печати учебно-методической комиссией специальности 170100

Протокол № 22 от 28.01.2000

Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса КузГТУ

КЕМЕРОВО 2000

1

Методические указания способствуют более полному изучению раздела “Гидродинамические передачи” в рамках курса “Гидро- и пневмопривод” для студентов специальности 170100 “Горные машины и оборудование” всех форм обучения.

1. Лабораторная работа Конструкции гидродинамических передач

Цель работы: изучение конструкции и принципа действия, внешних характеристик и особенностей эксплуатации гидродинамических муфт и гидротрансформаторов.

Оборудование: предохранительные гидромуфты ТП-32, ТП-420, ТМ-22, ГПВ-360, а также гидротрансформаторы автомобилей БелАЗ-540 и ЛиАЗ.

1.1.Общие сведения Гидродинамической называется передача, в которой энергия от

приводного двигателя к рабочему органу машины передаётся за счет скоростного напора циркулирующей жидкости. Преобразование энергии приводного двигателя в скоростной напор потока жидкости и обратное преобразование энергии потока жидкости в механическую энергию осуществляется лопастными гидромашинами – центробежным насосом и гидротурбиной (осевой, центростремительной или центробежной).

В основу конструкции современных гидродинамических передач положено геометрическое тело, называемое тором. В гидродинамической муфте (рис.1,а) тор разделён на две части с возможностью независимого вращения частей относительно друг друга.

Рис.1. Гидродинамические передачи:

а - гидромуфта; б – гидротрансформатор

2

Во внутренней полости тора, в каждой из частей расположены радиальные лопатки, образующие рабочие колёса гидромуфты.

Колесо, связанное валом с приводным двигателем, является насосом, а второе - турбиной. Её вал соединяется непосредственно или через трансмиссию с рабочим органом. Внутренняя полость тора, называемая рабочей камерой, заполняется маловязкой рабочей жидкостью (минеральное масло, эмульсия и т.п.), через которую и осуществляется передача энергии от приводного двигателя к рабочему органу.

Между насосом и турбиной отсутствуют промежуточные элементы и путь циркулирующей жидкости невелик. Поэтому гидравлические потери энергии малы. Небольшими будут и потери на механическое трение жидкости в движущихся частях гидромуфты, а также на фрикционное трение жидкости, которая находится между турбиной и кожухом, о тыльную сторону турбины. Этим обусловлен высокий КПД гидромуфты, достигающий η =0,98 в номинальном режиме работы.

У гидротрансформатора (рис.1,б) образующий тор разделён на три части. Кроме насосного и турбинного колес он имеет неподвижный направляющий аппарат (реактор). Реактор взаимодействует с потоком жидкости, изменяя его направление. При этом взаимодействии на реакторе возникает крутящий момент Мр, поэтому в гидротрансформаторе момент Мн на входном валу не равен моменту Мт на выходном валу

(у гидромуфты Мн Мт).

Отсюда и название такой передачи, поскольку она позволяет изменять (трансформировать) передаваемый крутящий момент. КПД гидротрансформатора в номинальном режиме составляет η =0,8÷ 0,85.

У гидродинамических передач входной и выходной валы не имеют жёсткой связи между собой, что позволяет им иметь разные частоты вращения и крутящие моменты, т.е. режим работы приводного двигателя в меньшей степени зависит от режима работы рабочего органа. Происходит существенное сглаживание пиковых нагрузок и колебаний крутящего момента. К достоинствам гидродинамических передач следует отнести и надёжность защиты привода от перегрузки, и сравнительную простоту конструкции передачи.

Отмеченные выше достоинства гидродинамических передач, а также способность автоматически и плавно изменять скорость выходного вала под действием нагрузки обусловили широкое применение гидромуфт и гидротрансформаторов в приводах транспортных, строитель-


3

ных,дорожных, горных и других машин, существенно облегчая пуск и разгон машин, а также упрощая работу операторов.

1.2. Рабочий процесс гидромуфты

Движение потока жидкости в межлопастных каналах рабочих колёс гидромуфты во многом подобно движению жидкости через колёса лопастных насосов и турбин, представляя собой частный случай, когда лопатки прямые и радиальные (рис. 2). Поэтому в основу расчёта гидродинамических передач положена теория лопастных гидромашин Л. Эйлера. Из неё, а также согласно схеме, приведённой на рис. 2, будет

где ρ

Мн = ρ Qω н(R22-R21),

(1)

– плотность рабочей жидкости, залитой в гидромуфту;

 

Q – секундный расход через живое сечение потока жидкости, цир-

ω

кулирующей в рабочей камере;

 

н – угловая скорость вращения насосного колеса;

 

R1 и R2 – радиусы окружностей входа и выхода потока жидкости в насосное колесо.

Рис.2. Рабочий процесс гидромуфты

Пройдя в насосном колесе от входа (окружность 1) к выходу (окружность 2), поток жидкости массой m = ρ Q со скоростью V2 поступает на вход турбины (окружность 3), где встречает на своем пути лопатки турбины и отдает им энергию.

Потери энергии, как отмечалось выше, невелики. Поэтому можно

записать

 

Мт Мн .

(2)

4

Это уравнение называется уравнением баланса моментов гидродинамической муфты.

В начальный момент времени турбина неподвижна (ω т= 0), и жидкость, отдав энергию, покинет турбину на окружности 4 (выход турбины) и поступит на вход насоса. В насосе жидкость снова получит энергию и опять поступит в турбину, т.е. образуется круг циркуляции жидкости между насосом и турбиной. Такой круг циркуляции называют

большим кругом циркуляции (бкц на рис. 2).

Если подводимой к турбине энергии будет достаточно, чтобы преодолеть внешнюю нагрузку на рабочем органе (Мт > Мнагр), то турбина сдвинется с места и начнет вращаться с некоторой угловой скоростью, отвечающей условию Мт = Мнагр.

Во вращающейся турбине на находящуюся в ней жидкость будет действовать центробежная сила, направленная против движения потока жидкости в турбине. Эта центробежная сила не позволяет жидкости выходить из турбины по окружности 4, а вытесняет ее раньше на окруж-

ность с радиусом R11 (рис. 2). Таким образом, круг циркуляции жидко-

сти уменьшается. Такие круги циркуляции жидкости называются малыми (мкц на рис. 2).

Чем быстрее вращается турбина, тем больше центробежная сила в ней и тем меньше круг циркуляции. В пределе, когда ω т= ω н, центробежные силы в турбине и насосе станут равны, и циркуляция жидкости в гидромуфте прекратится. Вся жидкость расположится на периферии рабочих колес, т.е. на окружности радиусом R2. Передача энергии от на-

соса к турбине прекратится. Это возможно, если Мтнагр=0, т.е. имеем

режим холостого хода.

С момента трогания турбины с места до режима холостого хода от насоса (приводного двигателя) турбине передается энергия. Это так на-

зываемый тяговый режим.

Кроме названных режимов гидромуфта имеет еще стоповый, номинальный и тормозные режимы.

Для наглядного представления об изменении внешних параметров гидромуфты на разных режимах ее работы используется внешняя характеристика.

Внешней характеристикой гидромуфты называется зависимость моментов (Мн и Мт), мощностей (NН И NТ) и КПД (η ) от угловой скорости вращения турбины (ω т), скольжения (S) или передаточного отношения (i) при постоянной скорости вращения насосного колеса (ω н= const).


5

Неизменными принимаются вязкость (ν ) и плотность (ρ ) рабочей жидкости.

Для построения зависимости M= f (ω ) формула (1) не достаточно удобна, т.к. угловая скорость и радиусы входа и выхода потока жидкости в рабочие колеса гидромуфты представлены в неявном виде.

Более приемлемой является формула, получаемая при использовании метода размерностей теории подобия гидродинамических процес-

сов. Искомая зависимость будет иметь вид

М' = Dа5ω 2ρ , (3)

где Dа – активный диаметр, отражающий изменения круга циркуляции и сечения потока жидкости.

Крутящий момент, рассчитанный по данному выражению, отличается от действительного, полученного по формуле (1), на постоянную величину mм, называемую масштабом моментов, т.е.

М = mм М' = mм ρ ω 2 Dа5.

(4)

В соответствии с полученной зависимостью мощности на валах гид-

ромуфты составят:

ω н3 Dа5;

-

на валу насосного колеса Nн= Мн ω н= mм ρ

-

на валу турбинного колеса Nт = Мт ω т= mм ρ

ω т3 Dа5.

Полный КПД гидромуфты определится из отношения этих мощностей с учётом выражения (2)

η гм =

N т

=

Мтω т

=

ω т

= i .

(5)

 

 

 

 

Nн

Мнω н

ω н

 

Таким образом, имеем линейную зависимость КПД от ω т при ω н = const. При i1 (ω т →ω н) КПД также стремится к единице. Однако в действительности из-за того, что зависимость (2) не является строгой, максимальный КПД гидромуфты достигает значений 0,95 – 0,98. Объясняется это тем, что потери энергии в гидромуфте при i 1 становятся соизмеримыми с передаваемой энергией, и пренебрегать ими уже нельзя.

При i =1 КПД вообще равен нулю, т.к. при холостом ходе (ω т = ω н) Мт = 0, т.е. энергия не передаётся.

Пример графика внешней характеристики гидромуфты приведён на рис. 3 . Точка 1 на графике моментов соответствует стоповому режиму (ω т = 0), когда вся энергия, подводимая от приводного двигателя, преобразуется в тепло. Очевидно, что это происходит, когда Мт< Мнагр, т.е. при перегрузке. Точка 2 соответствует номинальному режиму, характеризующемуся максимальным КПД. Точка 3 соответствует режиму


6

холостого хода. Зона режимов работы гидромуфты между точками 1 и 3 соответствует тяговому режиму работы.

Рис.3. Внешняя характеристика гидромуфты

В целом ряде приводов гидромуфта может работать в тормозных режимах, при которых мощность от рабочего органа передаётся гидромуфте, и при этом происходит замедление (торможение) рабочего органа. К таким приводам относят, например, приводы автомобиля и грузоподъемных механизмов.

1.3. Конструкции гидромуфт

Из всего разнообразия типов и конструкций гидромуфт заметное место занимают ограничивающие гидромуфты, которые предназначены для ограничения передаваемого крутящего момента. Эти гидромуфты имеют мягкую внешнюю характеристику и уменьшенный коэффициент перегрузки за счёт применения в конструкциях специальных устройств для уменьшения момента при больших скольжениях. Под скольжением понимается относительная разность скоростей вращения насосного и турбинного колёс гидродинамической передачи, которая определяется по формуле

S = (ω н - ω т)/ ω т = 1 - i.

(6)

7

К ограничивающим гидромуфтам относят предохранительные, пусковые и пускотормозные гидромуфты. В данной лабораторной работе рассматриваются самые массовые из них – предохранительные гидромуфты.

Предохранительные гидромуфты предназначены для защиты при-

водного двигателя на установившихся режимах работы от внезапных перегрузок. Типичными представителями предохранительных гидромуфт являются гидромуфты с самоопоражниванием. Основная идея, используемая в таких гидромуфтах, заключается в автоматическом изменении заполнения рабочей камеры жидкостью при изменении нагрузки. Действительно, из уравнения (1) видно, что изменение заполнения, а следовательно, и расхода Q приведет к изменению крутящего момента, передаваемого гидромуфтой.

По способу самоопоражнивания различают гидромуфты со статическим (тяговые) и динамическим (предельные) самоопоражниванием.

На рис. 4 приведены конструкция и внешняя характеристика гидромуфты со статическим самоопоражниванием (типа ТП - 32).

Основными элементами конструкции данной муфты (рис. 4, а) являются: насосное 1 и турбинное 2 колёса, замыкающий кожух 3, дискпорог 4 и защитная пробка 5.

Замыкающий кожух 3 образует за турбинным колесом дополнительную камеру ДК, которая связана с рабочей камерой гидромуфты отверстиями А в задней стенке турбины, равномерно распределёнными по окружности выхода турбины вблизи порога 4, и зазором К между насосным и турбинным колёсами на их периферии.

Работает гидромуфта следующим образом. При номинальной нагрузке Мном (точка 1 на рис. 4 ,б) скорость вращения турбины большая. Это значит, что вся жидкость (q =1) располагается на периферии рабочих колес и движется по малому кругу циркуляции (МКЦ на рис. 4, а). При возникновении перегрузки скорость вращения турбины уменьшается, а передаваемый момент автоматически увеличивается. Снижение скорости турбины приводит к увеличению круга циркуляции, и при ω т1 (рис. 4, б) он становится таким, что поток жидкости, выходящий из турбины, встретит на своем пути порог. Возникшее препятствие вызовет скопление жидкости перед порогом и повышение статического давления в этом месте. Под действием этого давления жидкость вытесняется из рабочей камеры через отверстия А в дополнительную камеру, т.е. началось опоражнивание рабочей камеры (точка 2 на внешней характери-


8

стике). Гидромуфта работает по внешней характеристике частичного (q <1) заполнения. Чем медленнее будет вращаться турбина, тем больше будет опоражнивание рабочей камеры.

Рис. 4. Гидромуфта типа ТП – 32:

а – конструкция; б – внешняя характеристика

Поскольку дополнительная камера образована кожухом, прикрепленным к насосному колесу, она будет вращаться со скоростью ω н. Будет вращаться и жидкость, находящаяся в дополнительной камере, и на нее будет действовать центробежная сила. Эта сила заставит жидкость перемещаться к периферии дополнительной камеры, где через зазор К

9

(рис. 4, а) жидкость вернется в рабочую камеру. Так как дополнительная камера вращается с постоянной скоростью, то расход через зазор К будет неизменным, а расход через отверстия А увеличивается с уменьшением скорости вращения турбины. Однако при некоторой скорости вращения турбины ω т2 наступит равенство расходов через А и К. Это значит, что в дополнительной камере в каждый момент времени будет находиться одно и то же количество жидкости. Отсюда и в рабочей камере будет неизменное количество жидкости, т.е. дальнейшее опоражнивание прекратится. Этому режиму соответствует точка 3 на графике внешней характеристики частичного заполнения.

Предельное значение опоражнивания гидромуфты зависит от величины и количества отверстий А. По рис. 4, б гидромуфта опоражнивается до q=0,5, т.е. наполовину.

Ввиду того, что для опоражнивания гидромуфты необходимо создать давление перед отверстием А, на что требуется определенное время, коэффициент перегрузки (k = Мmах / Мном) у такой гидромуфты будет высоким. При резких колебаниях нагрузки он может достигать значений 3-5 и более. Поэтому в приводах машин с большими по величине и частыми колебаниями нагрузки используют гидромуфты с динамическим способом самоопоражнивания, такие, как ГПВ – 360 (рис. 5).

Гидромуфта предназначена для передачи крутящего момента от электродвигателя к редуктору в приводах скребковых и пластинчатых конвейеров, струговых установок и погрузочных машин, обеспечения ограничения передаваемого крутящего момента, улучшения пусковых и тяговых характеристик привода, а также согласованной работы электродвигателей при двух и более приводных блоках, устанавливаемых на конвейерах или струговых установках.

Вобозначении гидромуфт буквы и цифры обозначают: Г – гидромуфта; П – предохранительная;

В– рабочая жидкость – водомасляная эмульсия с присадкой ВНИИП – 117 или Аквол – 3 (до 2 % присадки, остальное - вода);

360 – активный диаметр, мм.

Вэтой муфте насосное 1 и турбинное 2 колёса несимметричны. При самоопоражнивании жидкость выходит в дополнительную камеру ДК, расположенную в насосном колесе. Насосное колесо 1 имеет выступы 3, являющиеся местными гидравлическими сопротивлениями. Подбор величины и количества этих выступов позволяет изменять (ог-