Файл: Н.Р. Масленников Транспортные машины. Расчет ленточного конвейера.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.05.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра стационарных и транспортных машин

ТРАНСПОРТНЫЕ МАШИНЫ

РАСЧЕТ ЛЕНТОЧНОГО КОНВЕЙЕРА

Методические указания по выполнению контрольного задания, курсовой работы и раздела курсового проекта для студентов дневной и заочной форм обучения специальности 170100 «Горные машины и оборудование» специализации «Производство и конструирование горных машин

и оборудования»

Составители Н.Р. МАСЛЕННИКОВ Н.В. ЕРОФЕЕВА

Рассмотрены и утверждены на заседании кафедры Протокол № 188 от 15.10.01

Рекомендованы к печати учебнометодической комиссией специальности 170100 Протокол № 3 от 27.11.01

Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ

Кемерово 2002

1

Одним из основных направлений совершенствования подземного транспорта угольных шахт является конвейеризация. Уровень конвейеризации наклонных выработок, служащих для транспортирования угля из очистных забоев, составляет около 85%, а горизонтальных – 22%. Основная часть этих выработок оснащена ленточными конвейерами, позволяющими повысить пропускную способность конвейерных линий и снизить трудоемкость их обслуживания.

Расчет ленточных конвейеров производится с целью определения усилий, действующих в ленточном тяговом органе, проверки соответствия выбранной ленты заданным условиям эксплуатации при обеспечении необходимого запаса ее прочности, получения необходимой мощности привода и соответствия ее количеству выбранных двигателей. Проверка правильности расчетов производится методом построения диаграммы натяжения ленты конвейера.

1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТА Основными показателями, от которых зависят правильность вы-

бора конвейера и его расчета, являются:

L – длина конвейера, м. Она может не соответствовать расстоянию транспортирования, если в выработке установлено несколько конвейеров последовательно; β – угол наклона конвейера, град;

Qэ – эксплуатационная нагрузка на конвейер, т/ч, определяется с учетом фактической или расчетной неравномерности грузопотока за время прохождения груза по всей длине рассчитываемого конвейера по формулам:

для случая поступления грузопотока в одной точке:

-от одного забоя

Qэ = 60 а1(п) кt(L);

-от двух и более очистных забоев

Qэ = 60Σа1(п) кt(L);

для случая поступления грузопотоков в двух и более точках с учетом неодинакового их количества, транспортируемых по различным отрезкам става конвейера, а следовательно, и неодинаковой нагрузки на этих отрезках

Qэ(прив) = (Qэ1 l1 + Qэ2 l2 + … + Qэn ln) / L , т/ч


2

где а1(п) и Σа1(п) – соответственно средний и суммарный минутный грузопотоки за время поступления угля от одного или нескольких очистных забоев [1, формулы (3.1) и (3.10)];

кt(L) – расчетный коэффициент нагрузки, учитывающий неравномерность грузопотока за время прохождения груза по всей длине конвейера (L). Принимается по [1, табл. 5.4];

l1, l2 , ln – длины отрезков конвейера, на которых действуют соответствующие долевые значения эксплуатационных нагрузок, м;

Qэ1, Qэ2, Qэn – долевые значения эксплуатационных нагрузок, создаваемые на соответствующих отрезках конвейера, т/ч.

Погонная масса груза на конвейере (т.е. приведенная к одному метру длины груженой ветви ленты ) определяется как:

q = Qэ/3,6 v, или q = Qэ(прив)/3,6 v, кг/м.

Для людских и грузолюдских конвейеров при посадке людей на движущуюся ленту она принимается

q = 20 кг/м.

Для выбранного типа конвейера по его технической характеристике принимается тип ленты, рекомендованной к установке на этом конвейере. Погонная масса одного метра длины ленты определяется

как qл = mл В, кг/м

где mл – расчетная масса одного квадратного метра ленты, кг В – ширина ленты, м.

Таблица 1 Технические характеристики шахтных трудносгораемых (ШТС) или трудногорючих (ТГ) резинотросовых конвейерных лент

по ТУ 38-605166-91

Тип ленты

Номинальная раз-

Толщина ленты

Расчетная

/ранее существующие

рывная прочность

(обкладка/ диаметр

масса ленты

обозначения/

ленты σвр, Н/мм

троса/ обкладка),

mл, кг/м2

 

 

мм

 

2РТЛ ШТС (ТГ)-1000

1000

7,0/4,2/7,0

29,0

/2РТЛО-1000/

 

 

 

 

 

 

 

2РТЛ ШТС (ТГ)-1500

1500

7,0/4,2(6,0)/7,0

34,0

/2РТЛО-1500/

 

 

 

 

 

 

 

2РТЛ ШТС (ТГ)-2000

2000

7,0/7,5/7,0

41,0

 

 

 

 

2РТЛ ШТС (ТГ)-2500

2500

10,0/7,5/7,0

44,0

/2РТЛО-2500/

 

 

 


3

Продолжение табл.1

Тип ленты

Номинальная раз-

Толщина ленты

Расчетная

/ранее существующие

рывная прочность

(обкладка/ диаметр

масса ленты

обозначения/

ленты

троса/ обкладка),

mл, кг/м2

 

σвр, Н/мм

мм

 

2РТЛ ШТС (ТГ)-3150

3150

10,0/8,25/10,0

48,0

/2РТЛО-3150/

 

 

 

2РТЛ ШТС (ТГ)-4000

4000

10,0/10,6/10,0

58,0

/2РТЛО-4000/

 

 

 

2РТЛ ШТС (ТГ)-5000

5000

10,0/10,6/10,0

63,0

 

 

 

 

Таблица 2 Технические характеристики шахтных трудносгораемых

резинотканевых конвейерных лент по ОСТ 153-122-001-97

Тип ленты

Толщина

Расчетная масса 1м2 ленты mл,

Предел

/ранее сущест-

обкладок

(кг/м2) при числе тканевых

прочности на

вующие

 

 

прокладок i, (шт.)

 

разрыв

обозначение/

 

2

3

4

5

6

σвр, Н/см

/2ШТК(А)100/

4,5/3,5

-

-

14,0

15,2

16,4

100

 

 

 

 

 

 

 

 

2ШТС(ТГ)-200

4,5/3,5

-

18,9

21,9

22,9

24,9

200

/2ШТК-200/

 

 

 

 

 

 

 

2ШТС(ТГ)-300

4,5/3,5

-

21,9

25,9

28,5

31,5

300

/2ШТК-300/

 

 

 

 

 

 

 

2ШТС(ТГ)-400

4,5/3,5

22,1

22,8

26,4

30,0

34,0

400

/2ШТК(А)-400/

 

 

 

 

 

 

 

2ШТС(ТГ)-500,

4,5/3,5

по

индивидуальному заказу

500,

600, 800, 1000

 

 

 

 

 

 

600, 800, 1000

Примечание: При изменении толщины резиновых обкладок лент всех типов и видов на 1 мм расчетная масса 1м2 ленты изменяется на 1,5 кг.

Чтобы определить погонные массы вращающихся частей роликоопор верхней (груженой) и нижней (порожней) ветвей ленты, соот-

ветственно qр и q′′р, необходимо найти по характеристике конвейера массы вращающихся частей роликоопор на верхней (mр) и на нижней (m′′р) ветвях ленты и соответствующие им расстояния между ролико-

опорами на этих ветвях lр и l′′р. Тогда qр = mр/lр и q′′р = m′′р/l′′р , кг/м.

Тяговый фактор приводов конвейеров определяется как:


4

А = еµα – для конвейеров, имеющих однобарабанный или двухбарабанный привод с жесткой кинематической связью между барабанами, где α – суммарный угол обхвата приводных барабанов лентой, рад;

µ – коэффициент трения между приводными барабанами и лентой, зависящий от наличия футеровки на барабанах, типа ленты и места установки конвейера. Рекомендуемые значения коэффициентов трения приведены в табл. 3.

Таблица 3 Значения коэффициента трения µ между поверхностью

барабана и лентой

 

Наличие резино-

Расчетный коэффициент трения

Условия применения

µ при виде обкладки ленты

конвейера

вой негорючей

 

 

негорючая

ПВХ

 

футеровки

резина

 

 

 

 

 

 

 

 

Выработки, примыка-

Нет

0,15

0,10

ющие к очистному

 

 

 

забою

Есть

0,25

0,15

 

 

 

 

Остальные выработки

Нет

0,25

0,15

Есть

0,30

0,25

 

 

 

 

 

Таблица 4 Значения тягового фактора привода в зависимости от угла обхвата лентой барабана α и расчетного коэффициента трения µ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коэффициент

Значение тягового фактора А = еµα при углах обхвата α

трения µ между

 

 

 

 

 

 

град/рад

 

 

 

барабаном и

180

 

210

 

240

300

 

360

400

450

480

лентой

3,14

 

3,66

 

4,19

5,24

 

6,28

7,0

7,85

8,38

0,10

1,37

1,44

1,52

1,69

 

1,88

2,01

2,19

2,32

0,15

1,60

1,73

1,88

2,20

 

2,57

2,85

3,25

3,51

0,25

2,20

2,50

2,85

3,71

 

4,85

5,74

7,05

8,15

0,30

2,57

3,01

3,52

4,82

 

6,60

8,14

10,5

12,3

Тяговый фактор двухбарабанного привода конвейера с раздель-

ным приводом барабанов находится как:

А = еµα р + 1) – Кр,

где Кр – коэффициент распределения тягового усилия между барабанами, равный отношению установленных мощностей двигателей первого N1 и второго N2 по ходу движения ленты барабанов:


5

Кр = N1/N2, если конвейер работает в двигательном режиме, Кр = N2/N1, если конвейер работает в тормозном режиме;

еµα – тяговый фактор барабана, расположенного в зоне меньшего натяжения ленты, т.е. тяговый фактор второго барабана для двигательного режима и первого – для тормозного режима (подставляется угол обхвата α соответствующего барабана).

Для конвейеров, имеющих трехбарабанный привод, тяговый фактор рассчитывают в два приема.

Сначала определяются тяговый фактор второго и третьего барабанов А1 = еµα3р + 1) – Кр,

где Кр = N2/N3.

В свою очередь, N3 и α3 – мощность привода и угол обхвата третьего барабана.

Полный тяговый фактор трехбарабанного привода равен А = А1′′р + 1) – К′′р, где К′′р= N1/(N2+N3).

2. ТЯГОВЫЙ РАСЧЕТ КОНВЕЙЕРА Тяговый расчет начинают с вычерчивания схемы конвейера, где

на схеме запасовки ленты на барабанах необходимо изобразить приводные и отклоняющие барабаны (с приводными блоками), расположение натяжных и загрузочных устройств. Далее составляют табл. 5 с принятыми и рассчитанными данными. В таблице обязательно делают ссылки на литературные источники, по которым были приняты те или иные величины, а также на собственные расчеты, предшествовавшие заполнению таблицы.

Исходные данные для тягового расчета конвейера

Таблица 5

 

Показатели

Обозна-

Численные

Ссылки на

чение

значения

источник

 

Производительность конвейера, т/ч

Qэ

 

 

Скорость движения ленты, м/с

v

 

 

Мощность двигателя привода, кВт

Nдв

 

 

Количество двигателей в приводе, шт.

nдв

 

 

Погонная масса груза, кг/м

q

 

 

Угол наклона конвейера, град

β

 

 

Длина конвейера, м

L

 

 

Тип ленты

 

 

 

Ширина ленты, м

В

 

 

Масса 1 м2 ленты

mл