Файл: Н.Р. Масленников Транспортные машины. Расчет ленточного конвейера.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.05.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
6
Продолжение табл. 5
Показатели |
Обозна- |
Численные |
Ссылки на |
|
чение |
значения |
источник |
||
|
||||
|
|
|
|
|
Погонная масса ленты, кг/м |
qл |
|
|
|
Масса вращающихся частей ролико- |
mр′ |
|
|
|
опор на груженой ветви, кг |
|
|
|
|
Масса вращающихся частей ролико- |
mр′′ |
|
|
|
опор на порожней ветви, кг |
|
|
|
|
Расстояние между роликоопорами |
lр′ |
|
|
|
груженой ветви ленты, м |
|
|
|
|
Расстояние между роликоопорами по- |
lр′′ |
|
|
|
рожней ветви ленты, м |
|
|
|
|
Погонная масса роликов на груженой |
qр′ |
|
|
|
ветви, кг/м |
|
|
|
|
Погонная масса роликов на порожней |
qр′′ |
|
|
|
ветви, кг/м |
|
|
|
|
Тяговый фактор привода конвейера |
А |
|
|
При тяговом расчете конвейера методом обхода по контуру натяжение ленты в каждой последующей по ходу точке контура Sn (Н) принимается равным натяжению в предыдущей Sn-1 плюс сумма сопротивлений на участках между этими точками.
Общее сопротивление движению ленты конвейера Wо (Н), равное полному тяговому усилию привода Fо (Н), определяется как сумма распределенных и сосредоточенных сопротивлений, имеющихся по трассе конвейера:
Wо = Fo = Wв + Wн + Wб + Wкр + Wзаг + Wраз + Wоч,
где Wв, Wн – сопротивления движению ленты на прямолинейных участках соответственно грузовой (верхней) и порожняковой (нижней) ветвей, Н; Wб – сопротивления на отклоняющих или поворотных барабанах, Н; Wкр – сопротивления движению ленты на криволинейных участках, Н; Wзаг – сопротивления в месте загрузки ленты транспортируемым грузом, Н; Wраз – сопротивления, возникающие от разгрузки ленты, Н; Wоч – сопротивления очистных устройств, Н.
Сопротивления движению ленты на прямолинейных участках конвейера определяют из выражений:
для грузовой (верхней) ветви
Wв = [(q + qл + qр′) ω′сosβ ± (q + qл) sinβ] L g,
для порожняковой (нижней) ветви
Wн = [(qл + qр′′) ω′cosβ ± qл sinβ] L g,
7
где ω′ – коэффициент сопротивления движению ленты, значения которого приведены в табл. 6 и регламентированы в зависимости от длины конвейера L (м) и ширины ленты В (м); g – ускорение свободного падения (м/с2); ± -знаки, принимаемые в зависимости от направления движения ветвей конвейера, «+» – если рассматриваемая ветвь движется вверх и « – » – если рассматриваемая ветвь движется вниз.
Таблица 6 Значения эквивалентного коэффициента сопротивления
движению ленты ω′
Ширина ленты |
Значения эквивалентного коэффициента сопротив- |
||
ления движению ленты ω′ в зависимости от длины |
|||
В, м |
конвейера |
L, м |
|
|
L > 200 |
|
L ≤ 200 |
В = 0,8 |
0,04 |
|
0,05 |
В >0,8 |
0,035 |
|
0,04 |
Сопротивления движению (Н) при огибании лентой поворотного или отклоняющего барабана Wб, или при огибании роликовой батареи выпуклостью вверх Wкр определяют, соответственно, как:
Wб = Sн(k1 – 1),
Wкр = Sн(k2 – 1) = Sн(eωψ – 1)
где Sн – натяжение набегающей ветви; k1 и k2 – обобщенные коэффициенты сопротивления (принимают по табл. 7); е = 2,72 – основание натуральных логарифмов; ψ – центральный угол криволинейного участка, рад.
|
|
|
Таблица 7 |
|
Значения обобщенных коэффициентов сопротивления |
||||
|
Угол обхвата барабана |
Значение коэффициентов для |
||
Коэффициент |
или роликовой батареи, |
условий работы |
||
|
град |
тяжелых |
очень тяжелых |
|
k1 |
<90 |
1,03 |
1,04 |
|
90 |
1,04 |
1,05 |
||
|
180 |
1,05 |
1,06 |
|
k2 |
<15 |
1,05 |
1,05 |
|
15 – 30 |
1,05 |
1,06 |
||
|
Сопротивления движению (Н) в месте загрузки конвейера: Wзаг= 0,1q(vо2- v12)g + f hб2 gγlб k3 + k4 lб,
8
где f – коэффициент трения груза о стенки металлических бортов (при расчете можно принимать: для угля f = 0,35-0,40; для сухой породы f = 0,5-0,6; для влажной породы f = 0,8-0,9); lб – длина загрузочных бортов, м; k3 = 0,6-0,9 – коэффициент бокового давления; k4 – удельное сопротивление трению уплотнительных резиновых полос о
ленту (при В<1,0 м k4 = 30-50 Н/м; при В>1,0 м k4 = 60-100 Н/м); v1 –
проекция скорости движения груза на направление движения ленты, м/с; hб – высота борта, м.
v1= сosβв√vн2 + 2qhв(1 – f сtgβв),
где vн –составляющая начальной скорости поступления груза на наклонную стенку воронки, направленная вдоль наклонной стенки скольжения груза, м/с; hв – высота наклонной стенки воронки, м; βв – угол наклона стенки воронки, по которой груз поступает на конвейер (по отношению к расположению ленты), град.
В практических расчетах значение (vо2-v12) в формуле можно принимать от 2 (при hв = 1 м) до 10 м2/с2 (при hв = 10 м).
Сопротивления движению (Н) в месте разгрузки ленты (за исключением концевого разгрузочного барабана):
на разгрузочной тележке
Wраз = 3000В2;
на сбрасывающем плужке
Wраз = q(1,5В + 0,2)g.
Сопротивление движению (Н) в месте очистительного устройства: скребкового типа (скребки и плужки):
Wоч = pс.оВ,
где pс.о = 300-500 Н/м – удельное сопротивление очистки (меньшие значения принимают для неабразивного сухого груза, большие – для влажного абразивного и липкого груза);
щеточного типа с собственным приводом:
Wоч = 0,2pщ vщВ,
где vщ – окружная скорость щетки очистителя, м/с; pщ – удельное сопротивление очистителя (для сухих и влажных, но не липких грузов pщ = 200-250 Н/м; для влажных и липких pщ = 300-350 Н/м).
При выполнении тягового расчета по укрупненным показателям
все местные сопротивления (Wб, Wкр, Wзаг, Wраз, Wоч), действующие на ветвях конвейера, можно учесть с помощью обобщенного коэффи-
циента kо, учитывающего в целом эти дополнительные сопротивления, значения которого принимают по табл.8.
9
Таблица 8 Значения коэффициента ko в зависимости от длины конвейера L
ko |
4,5 |
3,2 |
2,8 |
2,4 |
1,9 |
1,75 |
1,5 |
1,4 |
1,3 |
1,1 |
L, м |
10 |
20 |
30 |
50 |
80 |
100 |
200 |
300 |
500 |
≥1000 |
В этом случае сопротивления движению ленты на грузовой и порожняковой ветвях определят, соответственно, как:
Wгр = koWв = ko [(q + qл + qр′) ω′ сosβ ± (q + qл) sinβ] L g; Wпор = koWн = ko[(qл + qр′′) ω′ cosβ ± qл sinβ] L g.
Тогда расчетная схема конвейера будет представлена в виде тягового контура, содержащего один приводной и один концевой барабаны (независимо от реального их количества), а характерных точек контура будет четыре, начиная с первой – точки сбегания тягового органа с приводного барабана. Остальные точки нумеруются по ходу движения ленты.
L |
4 |
3 1
â
2
Рис. 1. Тяговый контур конвейера
Условие исключения пробуксовки ленты на приводных барабанах выполняется, если минимальное натяжение ленты у привода равно:
для горизонтальных или уклонных конвейеров, привод которых работает в двигательном режиме (тяговое усилие привода Fo которых положительно):
Sсб.min ≥ Fо kтс/(А – 1),
где Fo = Wгр + Wпор – тяговое усилие привода;
kтс – коэффициент запаса тяговой способности привода для обеспечения пуска и торможения конвейера без пробуксовки.
Для конвейеров, привод которых работает во всех режимах загрузки в двигательном режиме, он принимается равным: