ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.05.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
18
тельность которого может быть представлена в виде пяти последовательных этапов:
1)углубленное изучение состояния среды, целей и разработанных стратегий;
2)принятие решений по эффективному использованию имеющихся у фирмы ресурсов;
3)принятие решения по поводу организационной структуры;
4)проведение необходимых стратегических изменений;
5)пересмотр плана осуществления стратегии, если этого требуют новые обстоятельства.
Сердцевину процесса выполнения стратегии, его содержание составляют стратегические изменения, посредством которых и создаются условия, необходимые для осуществления выбранной стратегии. Вместе с тем, студенту необходимо уяснить, что изменения не являются самоцелью. Необходимость и степень изменений зависят от того, насколько организация готова к эффективному осуществлению стратегии. Готовность организации, в свою очередь, во многом зависит от условий внешней среды.
Стратегические изменения могут затрагивать все аспекты деятельности предприятия. Однако наибольшую значимость для успешной реализации стратегии имеют изменения, осуществляемые в организационной структуре компании и ее корпоративной культуре. При этом основной целью таких изменений является обеспечение соответствия принятой стратегии как организационной структуры, так и корпоративной культуры компании.
19
Студенту необходимо рассмотреть, какие типовые организационные структуры могут применяться в управлении фирмой, какие факторы определяют использование той или иной организационной структуры, и какими преимуществами и недостатками обладает та или иная из них.
Далее студенту следует раскрыть понятие корпоративной культуры и выявить возможные шаги по приведению корпоративной культуры в соответствие со стратегией фирмы.
Также следует обратить внимание на то, что при проведении в организации необходимых изменений основные трудности связаны с тем, что всякое изменение встречает сопротивление. Уменьшению и ликвидации такого сопротивления принадлежит ключевая роль при осуществлении стратегических изменений. При этом большое влияние на то, в какой мере руководству удается устранить сопротивление изменению, оказывает один из следующих стилей проведения изменения: конкурентный стиль, стиль самоустранения, стиль компромисса, стиль приспособления и стиль сотрудничества [1,с.110-130; 2, с.95-96,417-470, 514-528; 3, с.194-210; 4, с.114-131; 5, с.209-211; 6, с.69-71; 7, с.175-182; 8, с.233-247; 9, с.362-376; 10, с.363-374].
Вопросы для самопроверки
1.В чем заключается особенность процесса выполнения стратегии ?
2.Из каких этапов состоит деятельность высшего руководства на стадии выполнения стратегии ?
3.Какова роль стратегических изменений при реализации стратегии и когда они необходимы ?
4.Какие типы организационных структур вы знаете ?
20
5.Что включает в себя понятие корпоративной культуры ?
6.Почему организационная структура и корпоративная культура должны соответствовать принятой стратегии ?Как такое соответствие достигается ?
7.С чем связаны основные трудности при проведении стратегических изменений в организации и как они преодолеваются ?
6.Стратегический контроль
Рассматривая процесс оценки и контроля реализации стратегии, необходимо уяснить, что стратегический контроль обеспечивает устойчивую обратную связь между ходом процесса достижения целей и собственно целями, стоящими перед организацией. Он направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей фирмы.
Стратегический контроль - это координация функций стратегического анализа, целеполагания, планирования и коррекции стратегии; осуществление контроля за функционированием всей системы стратегического управления в целом, а также развитие стратегического информационного обеспечения.
При этом процесс стратегического контроля представляет собой упорядоченную систему, которая включает в себя 4 основных элемента:
1)установление показателей, по которым будет проводиться оценка реализации стратегии;
2)создание системы измерения и отслеживания параметров;
21
3) сравнение реального состояния параметров контроля с их желаемым состоянием;
4) оценка результата сравнения и принятие решения по корректировке.
Студент должен ознакомиться с содержанием каждого из приведенных элементов стратегического контроля [1, с. 133-137; 2, с.549-552; 3, с. 226-229; 4, с. 114-132; 5, с.220-222; 7, с. 210-212].
Вопросы для самопроверки
1.На выяснение чего направлен стратегический контроль ?
2.Назовите основные функции стратегического контроля.
3.Раскройте содержание основных элементов стратегического контроля.
7.Стратегия международной деятельности
Фирма, выходящая на международный рынок, обычно стремится достичь за счет этого таких целей, как рост масштаба/размера фирмы, повышение прибыльности и др.
При этом следует иметь в виду, что компания выходит за рамки привычного для нее национального рынка, и поэтому она должна учитывать особенности мирового рынка. Студенту необходимо рассмотреть следующие характерные особенности международных операций: разный уровень производственных издержек, колебание валютных курсов, особенности внешнеэкономической политики государств, характер международной конкуренции.
22
Изучая влияние на международную деятельность фирмы внешнеэкономической политики государства, следует выделить ее 4 основные вида:
1)стратегия изоляции;
2)стратегия протекционизма;
3)стратегия свободной торговли (фритредерство);
4)стратегия наполнения дефицитного рынка.
Характер международной конкуренции определяется значительным многообразием форм международной конкуренции. На одном конце спектра форм конкуренции находится многонациональная конкуренция, на другом – глобальная. Студенту необходимо иметь представление о том, в каком случае имеет место многонациональная конкуренция, а в каком – глобальная, и в чем их различие.
При изучении возможных вариантов деятельности фирмы на мировом рынке студенту необходимо рассмотреть следующие виды международных стратегий:
1)продажа иностранным фирмам лицензий;
2)укрепление национального производства и экспорт товаров на зарубежные рынки;
3)многонациональная стратегия;
4)глобальная стратегия низких издержек;
5)глобальная стратегия дифференциации;
6)глобальная стратегия фокусирования.
Студенту следует обратить особое внимание на суть многонациональной и глобальной стратегий и осуществить их сравнительный ана-
лиз [2, с.279-293; 4, с.150-152; 9, с.205-210; 11, с.133-143].
23
Вопросы для самопроверки
1.Какие цели преследует фирма, выходящая на международный рынок ?
2.Назовите характерные особенности международных операций и раскройте их влияние на результаты международной деятельности компании.
3.Какие виды внешнеэкономической политики государства вы знаете и в чем они заключаются ?
4.Осуществите сравнение многонациональной и глобальной конкуренций.
5.Перечислите и раскройте содержание основных видов международных стратегий.
6.Чем глобальная стратегия отличается от многонациональной ?
КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
По курсу ”Стратегический менеджмент” студент должен выполнить контрольную работу, представляющую собой решение задачи, и реферат по одной из приведенных ниже тем. Работу следует оформить в обычной ученической тетради либо в машинописном виде и зарегистрировать в заочном деканате.
При решении задачи и написании реферата необходимо ссылаться на использованные литературные источники.
Номер варианта задачи и темы реферата определить в таблице по последней цифре шифра своей зачетной книжки.
24
Последняя цифра шифра |
Вариант задачи |
Номер темы реферата |
|
|
|
0-1 |
1 |
1 |
2-3 |
2 |
2 |
4-5 |
3 |
3 |
6-7 |
4 |
4 |
8-9 |
5 |
5 |
ЗАДАЧА
На основании приведенных в таблице условий, характеризующих деятельность промышленного предприятия, студент должен составить SWOT-матрицу и проанализировать с ее помощью возможные стратегии дальнейшего поведения компании.
При выполнении задачи необходимо применить творческий подход. Студент может осуществлять анализ в условиях конкретной отрасли, рынка, применительно к конкретному продукту. При этом особое внимание нужно уделить не простому описанию положения предприятия во внешней среде, а выявлению и тщательному анализу возможных вариантов стратегии дальнейшего развития компании.
Характеристика |
|
|
Вариант |
|
|
|
||
1 |
2 |
3 |
|
4 |
|
5 |
||
|
|
|
|
|||||
Квалификация |
|
|
|
|
Соответст- |
Невысо- |
||
Высокая |
Высокая |
- |
|
вует теку- |
||||
работников |
|
|
щим |
по- |
кая |
|||
|
|
|
|
|
|
требностям |
|
|
Репутация |
у |
Хорошая |
Недоста- |
Падает |
|
Высокая |
|
Хорошая |
точный |
|
|
||||||
покупателей |
|
|
имидж |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ожидается |
|
|
|
|
|
|
|
Стабиль- |
изменение |
|
|
|
|
Спрос |
|
Падающий |
потребно- |
Растет |
|
Падает |
||
|
ный |
стей |
и |
|
||||
|
|
|
|
вкусов |
по- |
|
|
|
|
|
|
|
купателей |
|
|
|