Файл: Э.Н. Вольфсон Методические указания по выполнению дипломной работы (проекта).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.05.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
Министерство образования Российской Федерации Кузбасский государственный технический университет Кафедра государственного и муниципального управления
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению дипломной работы (проекта) для студентов специальности 061000 "Государственное и муниципальное управление"
Составитель Э.Н. Вольфсон
Утверждены на заседании кафедры Протокол № 6 от 05.02.01
Рекомендованы к печати учебнометодической комиссией специальности 061000 Протокол № 3 от 5.03.01
Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса КузГТУ
Кемерово 2001
1
ВВЕДЕНИЕ
Дипломная работа (проект) является завершающей стадией обучения студентов специальности 061000 "Государственное и муниципальное управление". При ее выполнении студенты опираются на отечественный и зарубежный опыт управления государственными и муниципальными учреждениями и организациями, проводят самостоятельный анализ деятельности управленческих структур, предлагают пути и методы по усовершенствованию управленческой деятельности.
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА)
Дипломная работа (проект) призвана выявить способность студента на базе полученных знаний самостоятельно решать конкретные задачи управленческой практики.
Цели дипломной работы (проекта):
-показать навыки практического анализа проблем управления;
-систематизировать и применять полученные теоретические знания к анализу конкретных проблем управления;
-разрабатывать и рассчитывать проект совершенствования управ-
ления.
2. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА)
Порядок выполнения дипломной работы (проекта) включает: выбор темы, составление плана выполнения работы (проекта), работу с литературой, проведение эмпирического исследования, анализ полученных результатов, изложение материалов работы, практические рекомендации и предложения по совершенствованию деятельности управленческих структур рассматриваемого объекта исследования. Рассмотрим подробнее предложенный алгоритм действий по подготовке дипломных работ (проектов).
2.1. Выбор темы
Перед выходом на преддипломную практику студент самостоятельно выбирает тему дипломной работы в соответствии со своими интересами и возможностью получения информации.
2
Выбор, как правило, осуществляется из тем, утвержденных на кафедре "Государственного и муниципального управления", в которых учитываются заявки и предложения органов государственной и муниципальной власти Кемеровской области (см. приложение). Студент может предложить свою тему, обосновав ее актуальность для органов управления и практическую выполнимость собственными силами.
Следующий шаг – выбор руководителя дипломной работы. Он может быть выбран из числа преподавателей кафедры, либо из числа опытных и авторитетных управленческих кадров органов государственной и муниципальной власти или крупных предприятий, фирм и т.п. После выбора и согласования с руководителем темы работы студент подает в деканат факультета гуманитарного образования письменное заявление на имя ректора КузГТУ об утверждении темы дипломной работы (проекта).
Темы дипломных работ (проектов) утверждаются приказом ректора КузГТУ. Решение об изменении темы или руководителя также оформляют приказом ректора университета.
2.2. Составление плана-задания
Начало работы над дипломной работой (проектом) начинается с составления плана-задания, который определяет основные направления раскрытия утвержденной темы. Целью составления плана-задания является необходимость очертить рамки дипломной работы (проекта). План задает логику и последовательность исследования, фиксирует основные проблемы, которые должны быть раскрыты, определяет содержание основных разделов работы (проекта), сроки его выполнения.
План составляется студентом, затем согласовывается и утверждается руководителем работы (проекта). Согласованный и утвержденный план в ходе раскрытия темы работы (проекта) может уточняться, детализироваться.
2.3. Работа с литературой
Как правило, выбирая тему дипломной работы (проекта), выпускник исходит из того, что он имеет лишь приблизительное представление о данной теме. Поэтому работу необходимо начинать с анализа научной и методической литературы по выбранной теме, с тем чтобы уяснить современное состояние ее разработанности.
При подборе и составлении библиографии по теме дипломной работы (проекта) целесообразно пользоваться автоматизированными инфор-
3
мационно-поисковыми системами, базами и банками данных. Необходимую помощь в поисках литературы выпускник может получить как у руководителя, так и у специалистов библиотек.
Работа с литературными источниками предусматривает конспектирование, выписки, цитаты, ссылки. Применяется прямое и косвенное цитирование. Цитаты приводятся для подтверждения собственных выводов ссылками на авторитетные источники, либо для критического разбора той или иной точки зрения. Как показывает практика написания дипломных работ (проектов), лучше применять метод прямого цитирования, то есть дословно в кавычках приводить мысли авторов со ссылкой на источник, с обязательным указанием страниц. Это позволит избежать искажения мыслей авторов при свободном изложении их концепций.
2.4. Эмпирическое исследование
Выпускник накапливает наряду с литературными источниками эмпирический материал по выбранной теме. Это может быть разнообразная информация, собранная во время прохождения преддипломной практики непосредственно на предприятии, учреждении, а также материалы социологических опросов, результаты тестирования и т.п. Выбор методов и конкретных методик зависит от выбранной темы и той гипотезы, которая проверяется автором. Эмпирический материал может быть представлен в виде графиков, таблиц, диаграмм и пр. и сопровождаться пояснениями, выводами, предложениями, рекомендациями.
3. ИЗЛОЖЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА)
В процессе написания дипломной работы (проекта) необходимо обращать внимание на стиль и язык изложения. Жестких правил не существует, но принято придерживаться сложившейся традиции. Так, стиль письменной научной речи – это монолог с использованием безличных или неопределенно-личных предложений без обозначения субъекта действия. Следовательно, исключаются эмоциональность, индивидуальные особенности слога, что позволяет сконцентрировать внимание на содержании и логической последовательности сообщения.
Глагол и глагольные формы в дипломной работе (проекте) несут особую информационную нагрузку и служат для выражения постоянного свойства предмета. Широко используются формы несовершенного вида глагола и формы настоящего времени, пассивные конструкции. Напри-
4
мер, "В данной дипломной работе намечено рассмотреть следующие вопросы…"; "В данной главе рассматриваются…".
Важнейшими средствами выражения логических связей и смысловой законченности научного текста являются специальные средства связи, которые указывают на:
-последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, вопервых, во-вторых, итак и т.п.);
-противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее и т.п.);
-причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого, кроме того и т.п.);
-переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к …, обратимся к …, рассмотрим, остановимся на… и т.п.);
-итог, вывод (итак, таким образом, в заключение отметим, изложенное выше позволяет сделать вывод).
Весьма распространенными являются указательные местоимения "этот", "тот", "такой", которые не только конкретизируют предмет, но и выражают логические связи между частями в тексте. Например, "Эти данные служат достаточным основанием для вывода о том, что …"
Из текста дипломной работы (проекта) необходимо исключить слова
исловосочетания не несущие смысловой нагрузки. Следует избегать логических ошибок, среди которых наиболее распространенными являются тавталогия, логически порочный круг.
Особое внимание следует уделить проверке грамотности написания текста работы. Наличие грамматических и синтаксических ошибок, опечаток снижает общее благоприятное впечатление даже от хорошо собранного и проанализированного материала. Не стоит полностью доверять компьютерной проверке грамотности текста, так как не все программы отвечают требованиям современного русского языка.
4. СТРУКТУРА И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА)
Объем дипломной работы (проекта) примерно 60 страниц машинописного текста через два интервала (компьютерный вариант: 14 размер шрифта, полуторный интервал) или 120 страниц рукописного текста (без учета приложений). При рукописном варианте обязательно должна быть на каждом листе начерчена рамка, отграничивающая поля следующим образом: слева не менее 3 см, сверху и снизу – не менее 2,5 см, справа – не менее 1см).
5
Дипломная работа (проект) имеет следующую структуру:
-титульный лист;
-задание;
-содержание;
-введение;
-основная часть;
-заключение;
-список использованной литературы;
-приложения.
4.1. Титульный лист
Титульный лист является первой страницей дипломной работы (проекта). Заполнять строго по определенным правилам. Образцы его выпускники получают на кафедре.
4.2. Задание
Задание следует сразу же за титульным листом, и также оформлять по единому образцу, который выпускнику выдают на кафедре.
4.3. Содержание
Содержание располагается сразу после задания и раскрывает структурные части дипломной работы (проекта). В содержании указывать названия глав и параграфов, нумерацию страниц, на которых они расположены.
Необходимо следить, чтобы заголовки в тексте соответствовали аналогичным названиям в содержании. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности нельзя. При этом важно, чтобы названия отдельных разделов не совпадали с общим названием работы. Желательно, чтобы все содержание поместилось на одной странице.
4.4. Введение
Введение является одним из важнейших разделов работы. В нем не только раскрывается основное содержание темы, но и присутствуют все необходимые квалификационные характеристики работы. Объем введения – до 5 страниц машинописного и до 10 страниц рукописного текста.
6
Во введении следует придерживаться следующего алгоритма:
-определить тему дипломной работы (проекта);
-обосновать выбор темы, раскрыть ее актуальность и значимость для науки и практики;
-указать основную цель работы;
-выделить объект и предмет исследования;
-назвать методы и методики, примененные в исследовании;
-привести формулировку основной гипотезы исследования;
-кратко раскрыть содержание основных разделов.
Определяя тему работы, автор указывает причины, побудившие его выбрать ее. Например, значение для практики управления, недостаточное отражение в литературе конкретных проблем управленческой деятельности, желание разработать и внедрить конкретный проект и т.д.
Освещая актуальность темы дипломной работы (проекта), автору необходимо показать ее значение с точки зрения современной науки управления и социальной практики.
Далее автор показывает цель предпринимаемого исследования, а также те конкретные задачи, которые предстоит решать в работе в соответствии с поставленной целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выявить, выработать предложения и т.д.) Формулировки задач и предложения по их выполнению как раз и составляют содержание глав и параграфов.
Определенные затруднения при написании дипломных работ возникают с формулировкой объекта и предмета исследования. Объект и предмет соотносятся между собой как общее и частное. Следует иметь в виду, что объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта. Предмет – это часть объекта исследования, именно на него и направлено основное внимание автора. По сути именно предмет определяет тему, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.
Например, объект исследования – деятельность исполнительного органа муниципальной власти. Предмет – совершенствование управления муниципальной собственностью комитетом по имуществу соответствующего муниципального образования.
Во введении важно указать, какими методами автор пользовался для достижения поставленной цели.
Следующим важным моментом введения является формулировка гипотезы, которую автор собирается доказать в ходе своего исследования. Это по сути то положение, которое автор и выносит на защиту.
7
В конце приводят краткую характеристику основных разделов работы, которые раскрывают и обосновывают предложенную гипотезу.
4.5. Основная часть
Основная часть представляет собой развернутое теоретическое и эмпирическое содержание дипломной работы (проекта) и, как правило, состоит из трех глав: теоретической, эмпирической и аналитической. Следует отметить, что в зависимости от специфики темы и характера материала глав может быть две или четыре. Каждая глава содержит два-три параграфа. Желательно, чтобы все главы и параграфы были примерно соразмерны друг другу по структурному делению и объему. Поскольку наиболее распространенной структурой является написание диплома из трех разделов, дана характеристика именно такой структуры работы.
Втеоретической главе изложить и проанализировать общие положения, раскрыть основные научные понятия и теории по данной теме. Глава должна быть основана на литературных источниках: монографиях, статьях, официальных документах (текстах законов, указов, постановлений и т.п.). Автор должен показать знакомство с состоянием разработанности проблемы, умение анализировать существующие точки зрения, обоснование выбора той или иной точки зрения в качестве приоритетной.
Вэмпирической главе описать конкретный объект исследования, раскрыть его особенности, сравнительные характеристики либо по временному интервалу, либо по структуре.
Ваналитической главе синтезировать теорию и практику. Теоретические подходы, изложенные в первой главе, рассмотреть сквозь "призму" эмпирического материала второй главы. В результате раскрыть, каким образом теория подтверждается или опровергается на практике. Сформулировать теоретические выводы и дать практические рекомендации по совершенствованию управленческих действий применительно к рассматриваемому предмету исследования.
4.6. Заключение
Заключение представляет собой концентрированное изложение всех выводов, теоретических и практических рекомендаций, сделанных в дипломной работе (проекте). Именно здесь необходимо четко сформулировать основные положения, выносимые на защиту. Объем заключения од- на-две страницы машинописного, две-четыре − рукописного текста.
8
4.7. Список использованной литературы
Список использованной литературы включает перечень всех литературных источников, использованных автором дипломной работы (проекта). В него включить как опубликованные (монографии, сборники статей, статьи в журналах и газетах), так и неопубликованные (диссертации, депонированные рукописи, отчеты). Не следует включать в список те работы, на которые нет ссылок в тексте, ибо составление библиографии по выбранной теме не входит в задачу дипломной работы (проекта).
Оформление ссылок бывает:
-подстрочное;
-затекстовое.
Подстрочную ссылку (сноску) оформляют внизу страницы, на которой расположена цитата. Для этого в конце цитаты ставят цифру, обозначающую порядковый номер цитаты на данной странице. Внизу страницы под сплошной чертой, отделяющей сноску от текста, этот номер повторяют и за ним приводят название источника, из которого взята цитата. См. пример внизу страницы.1 Если на одной странице цитируют тот же источник, то во второй сноске его название не повторяют, а пишут слова: "Там же. – С…".
Если автор дипломной работы (проекта) выделяет в приводимой цитате некоторые слова, то он должен это специально оговорить так: выделено, подчеркнуто, разрядка и т.п. Приведем пример. Вряд ли можно безоговорочно согласиться с мнением российского автора Е.Н. Зарецкой: "…менеджмент во всех (выделено мной. – Э.Н.)" культурах понимается сегодня как система управления организацией в условиях рыночных отношений".2
Подчеркнем, что ссылки нумеруют в последовательном порядке в пределах каждой страницы. На каждой следующей странице нумерацию ссылок начинают сначала.
Под затекстовыми ссылками понимают указание источников цитат с отсылкой к пронумерованному списку литературы, помещенному в конце работы. При таком варианте ссылка может быть двоякого рода: а) на источник в целом. Ставят номер, присвоенный в списке литературы, который заключают в квадратные скобки после упоминания автора или коллектива авторов. Например: Современные представления об объектах управления, их разнообразии и формах представлены в монографии А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой [22]. В скобках могут быть указаны не-
1 Зарецкая Е.Н. Логика речи для менеджера. – М.: Изд-во "Финпресс", 1997. – С. 147. 2 Там же. – С. 4.