ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.05.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
Министерство образования Российской Федерации Государственное учреждение
Кузбасский государственный технический университет Кафедра государственного и муниципального управления
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
Программа и методические указания к выполнению контрольных работ для студентов
заочной формы обучения специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление» (в том числе сокращенные сроки обучения)
Составитель Ю.Ю. Ивачёва
Утверждены на заседании кафедры Протокол № 2 от 16.10.00
Рекомендованы к печати учебно-методической комиссией специальности 061000 Протокол № 16.01.01
Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ
КЕМЕРОВО 2002
1
1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО
ВУЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1.ЦЕЛИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Одной из отличительных черт современной экономической системы стало активное воздействие государства на развитие экономики. Не существует ни одного государства в мире, которое обходилось бы без государственного регулирования. Важнейшим рычагом государственного регулирования является прогнозирование социальноэкономического развития.
Прогноз – это комплекс аргументированных предложений относительно будущих параметров экономической системы.
Объективная необходимость прогнозирования в условиях рыночной экономики обусловлена:
-общественным характером производства;
-сложным характером межотраслевых и региональных связей;
-необходимостью поддержания рациональных народнохозяйственных пропорций;
-неспособностью рыночной экономики к саморегулированию, особенно на кризисных стадиях воспроизводственных циклов;
-деятельностью государства как субъекта рыночных отношений.
1.2.ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Входе изучения дисциплины студентам предстоит узнать:
-роль, функции, значение и необходимость прогнозирования социально-экономического развития в государственном управлении и регулировании;
-понятие и виды прогнозов; процесс разработки прогноза;
-методы прогнозирования социально-экономического развития страны;
-значение целевого прогнозирования для развития экономики страны.
2
1.3. ПЕРЕЧЕНЬ ДИСЦИПЛИН, УСВОЕНИЕ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Прогнозирование социально-экономического развития охватывает почти все сферы деятельности человека (экономику, финансовокредитную, социальную сферы, политику и др.). Прогнозирование направлено на изучение конкретных перспектив развития каких-либо социальных и экономических явлений, исследование развития будущих параметров экономической системы, вытекающее из закономерностей развития общественного производства, влияния факторов, которые будут действовать в прогнозируемом периоде. Из этого следует, что для более полного изучения данную дисциплину необходимо рассматривать во взаимосвязи с такими дисциплинами, как экономическая теория, система государственного управления, государственное регулирование экономики, статистика, налоговая система, финансы и кредит, регионоведение, экономика предприятия, социология и др.
Изучение курса длится один семестр, по окончании сдается зачет. По вопросам, возникающим при изучении курса и выполнении контрольной работы, следует обращаться к преподавателю, ведущему предмет, на кафедру государственного и муниципального управления.
2.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ ЗАНЯТИЙ
|
Наименование темы |
Количество часов |
||
|
всего |
в том числе |
||
|
|
лекц. |
практ. |
|
|
|
|
||
1. |
Основы прогнозирования |
1 |
1 |
- |
2. |
Виды прогнозов |
1 |
1 |
- |
3. |
Методы прогнозирования |
2 |
2 |
- |
4. |
Организация прогнозирования |
2 |
1 |
1 |
5. |
Прогнозирование базовых условий соци- |
|
|
|
ально-экономического развития |
3 |
2 |
1 |
|
6. |
Программно-целевое прогнозирование |
1 |
1 |
- |
Итого: |
10 |
8 |
2 |
3
2.2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Основы прогнозирования
Объективная необходимость прогнозирования. Понятие прогнозирования социально-экономического развития. Роль прогнозирования социально-экономического развития. Социально-экономическое прогнозирование как функция государства. Возможные стратегии развития. Понятие прогноза. Поисковый и целевой прогноз. Понятия гипотезы и сценария.
Тема 2. Виды прогнозов
Классификация прогнозов по срочности (прогнозы социальноэкономического развития на долгосрочную, среднесрочную, краткосрочную перспективу и квартал). Классификация прогнозов по уровням (местные, региональные, межрегиональные, федеральные, международные). Классификация прогнозов по отраслевой принадлежности (прогнозирование промышленного производства, спроса инвестиционной деятельности, развития науки и техники, грузовых и пассажирских перевозок, фонда заработной платы и др.).
Тема 3. Методы прогнозирования
Системный анализ и синтез: стадии, факторы, виды системного анализа.
Метод экстраполяции: условия применения, понятие анализа временных рядов, способы обработки временных рядов (методы скользящего среднего и экспотенциального сглаживания), понятие конъюнктурного барометра.
Метод экспертной оценки: условия применения, требования, методы проведения.
Нормативный метод: понятие нормы и норматива, виды норм и нормативов, условия применения, понятие пороговых значений экономической безопасности.
Метод моделирования: условия применения, макроэкономическое и корпоративное моделирование, достоинства и недостатки моделирования.
4
Балансовый метод: задачи и цели балансового метода, материальные, трудовые и стоимостные балансы, схема баланса, единая балансовая система (техпромфинплан).
Тема 4. Организация прогнозирования
Порядок разработки и утверждения прогнозов: роль правительства РФ и отдельных министерств и ведомств, материалы, предоставляемые отдельными министерствами, процесс разработки прогноза, механизм утверждения прогноза.
Сценарные условия социально-экономического развития: периодичность разработки, основы для их разработки, цели и основные направления (по последним сценарным условиям).
Тема 5. Прогнозирование базовых условий
социально-экономического развития
Прогнозирование демографического развития (значение прогноза, стадии разработки; аналитическая, целевая, расчетная; основные прогнозируемые показатели: прогнозная численность населения, трудовой потенциал населения, экономический потенциал населения, потребительский потенциал населения).
Прогнозирование взаимодействия общества и природы (значение прогноза, основные показатели прогнозов водных ресурсов, земельных ресурсов, лесных ресурсов, недр).
Прогнозирование национальной безопасности (значение прогноза, понятие экономической безопасности, основные реальные угрозы экономической безопасности).
Прогнозирование темпов роста и эффективности производства (значение прогноза, основные показатели: экономическая эффективность, трудоемкость, фондоемкость, материалоемкость, интенсивные и экстенсивные факторы экономического развития), прогнозирование валового национального продукта.
Прогнозирование развития межрегиональных комплексов (понятие межотраслевого народнохозяйственного комплекса, агропромышленный, инвестиционный, транспортный, машиностроительный, технологический комплексы).
5
Прогнозирование социального развития (значение прогноза, понятие уровня жизни населения, номинальных и реальных доходов, социального и физиологического минимума, необходимость социального развития).
Тема 6. Программно-целевое прогнозирование
Понятие и необходимость программно-целевого прогнозирования и планирования. Порядок разработки и утверждения целевых программ. Система финансирования реализации целевых программ. Отчетность по реализации целевых программ.
2.3. ПРАКТИЧЕСКИЕ (СЕМИНАРСКИЕ) ЗАНЯТИЯ, ИХ ТЕМЫ И СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Организация прогнозирования
Порядок разработки и утверждения прогнозов: роль правительства РФ и отдельных министерств и ведомств, материалы, предоставляемые отдельными министерствами, процесс разработки прогноза, механизм утверждения прогноза.
Тема 2. Основные прогнозы социально-экономического
развития в Российской Федерации
Сценарные условия социально-экономического развития: периодичность разработки, основы для их разработки, цели и основные направления (по последним сценарным условиям).
6
3.ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
ИМЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ
3.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Контрольная работа является составным элементом учебного процесса, а также своеобразной формой самоконтроля студента и контроля со стороны преподавателя, способствует приобретению и углублению знаний студента.
Сроки выполнения контрольной работы определены учебным планом и должны строго соблюдаться.
Выполнение работы в виде письменного изложения носит творческий характер. Студент высказывает собственную точку зрения, делает выводы. При выполнении контрольной работы возможно использование информации из работ отдельных авторов или цитирование первоисточников, но не допускается сплошное переписывание.
Если в работе встречается цитирование какого-либо автора, необходимо указать источники; цитата должна полностью соответствовать подлиннику, со всеми его особенностями.
При ссылке на произведения отдельных авторов необходимо указывать фамилию, инициалы автора, точное название произведения, номер тома или части, страницу. Если цитата взята из периодического издания, то нужно указывать фамилию и инициалы автора, название статьи, название периодического издания, его номер и дату выпуска.
Помимо литературы, указанной в перечне, студент может проработать дополнительные источники информации (нормативные акты, монографии, статьи в периодических изданиях) по представленному вопросу и включить их в список литературы, указанный в конце работы. Это будет свидетельствовать о вдумчивом, объективном и творческом подходе студента к освещаемой теме.
Студент выполняет один вариант контрольной работы, номер которого определяется в зависимости от начальной буквы фамилии студента (см. по ниже приведенной таблице).
ВНИМАНИЕ! Контрольные работы, выполненные без соблюдения приведенного в таблице варианта, к зачету не принимаются.
7
Контрольная работа должна быть правильно и аккуратно оформлена. Текст печатают или пишут чернилами или пастой синего или черного цветов, разборчиво, четко, без грамматических и стилистических ошибок.
Контрольную работу выполняют в ученической тетради или на листах формата А4 в объеме 10-15 листов машинописного текста. Контрольная работа должна содержать план, основную часть и список литературы. Все параграфы и пункты, указанные в плане, должны быть обязательно отражены в тексте.
В конце контрольной работы после списка литературы, использованной при написании работы, студент ставит личную подпись и дату завершения работы. Следует оставить 1-2 страницы для рецензии преподавателя.
Страницы работы нумеруются. Если контрольная работа выполнена в двух отдельных тетрадях, то они скрепляются или сшиваются.
На титульном листе (обложке) контрольной работы необходимо указать фамилию, имя, отчество студента, номер зачетной книжки, , курс, факультет, группу, в которой учится студент, а также почтовый индекс и домашний адрес (см. образец на с. 8).
3.2. ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Номер |
Начальная |
Номер |
Начальная |
Номер |
Начальная |
варианта |
буква |
варианта |
буква |
варианта |
буква |
|
фамилии |
|
фамилии |
|
фамилии |
1 |
А |
10 |
К |
19 |
У |
2 |
Б |
11 |
Л |
20 |
Ф |
3 |
В |
12 |
М |
21 |
Х |
4 |
Г |
13 |
Н |
22 |
Ц |
5 |
Д |
14 |
О |
23 |
Ч |
6 |
Е, Ё |
15 |
П |
24 |
Ш, Щ |
7 |
Ж |
16 |
Р |
25 |
Э |
8 |
З |
17 |
С |
26 |
Ю |
9 |
И |
18 |
Т |
27 |
Я |