ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.06.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
30
изводиться сравнение. Список Поле содержит поле сводной таблицы, с которым связаны базовые данные для пользовательского вычисления. Список Элемент содержит значения поля, участвующего в пользовательском вычислении.
Таблица 2 Виды дополнительных функций над полем в области данных
Функция |
Результат |
|
|
Отличие |
Значения ячеек области данных отображаются в виде |
|
разности с заданным элементом, указанным в спи- |
|
сках Поле и Элемент |
Доля |
Значения ячеек области данных отображаются в про- |
|
центах к заданному элементу, указанному в списках |
|
Поле и Элемент |
Приведенное |
Значения ячеек области данных отображаются в виде |
отличие |
разности с заданным элементом, указанным в спи- |
|
сках Поле и Элемент, нормированной к значению |
|
этого элемента |
С нарастаю- |
Значения ячеек области данных отображаются в виде |
щим итогом в |
нарастающего итога для последовательных элемен- |
поле |
тов. Следует выбрать поле, элементы которого будут |
|
отображаться в нарастающем итоге |
Доля от сум- |
Значения ячеек области данных отображаются в про- |
мы по строке |
центах от итога строки |
|
|
Доля от сум- |
Значения ячеек области данных отображаются в про- |
мы по столбцу |
центах от итога столбца |
|
|
Доля от об- |
Значения ячеек области данных отображаются в про- |
щей суммы |
центах от общего итога сводной таблицы |
|
|
Индекс |
При определении значений ячеек области данных ис- |
|
пользуется следующий алгоритм: ((Значение в |
|
ячейке) * (Общий итог)) / ((Итог строки) * (Итог |
|
столбца)) |
|
|
Этап 5. Кнопка Параметры в диалоговом окне третьего шага вызывает окно Параметры сводной таблицы (рис. 35), в котором устанавливается вариант вывода информации в сводной таблице:
общая сумма по столбцам – внизу сводной таблицы выводится строка
31
с общими итогами по столбцам; общая сумма по строкам – справа в сводной таблице формируется
итоговый столбец;
сохранить данные вместе с таблицей – сохраняется не только макет,
но и построенная в результате сводная таблица, на которую можно ссылаться из других таблиц;
автоформат – позволяет в последующем изменять внешний вид сводной таблицы с использованием стандартных приемов форматирования ячеек
Excel.
После завершения построения сводной таблицы могут измениться исходные данные. Дня обновления данных сводной таблицы в этом случае следует выполнить команду Данные/Обновить данные.
Пример. Для списка студентов (рис. 2) построить сводную таблицу, содержащую:
1)количество студентов в каждой группе с привязкой к полу (отдельно для М и Ж );
2)средний возраст студентов по группам.
Для решения задачи необходимо последовательно выполнить следующие действия. Установить курсор в области данных таблицы. Выполнить команду Данные/Сводная таблица.
Этап 1. Выбрать источник данных – текущую таблицу, щелкнув по пе-
реключателю В списке или базе данных Ехсеl и по кнопке Далее.
Этап 2. В окне Диапазон должен быть отображен интервал ячеек списка (базы данных). Если диапазон указан неверно, то надо его стереть и с помощью мыши выделить нужный блок ячеек.
Этап 3. Выбрать место для размещения сводной таблицы – новый
лист.
Этап 4. Построить макет сводной таблицы так, как показано на рис. 36. Технология построения одинакова для всех структурных элементов и состоит в следующем:
• подвести курсор к имени поля (ГРУППА, ВОЗРАСТ), находящегося в
правой стороне макета;
• нажать левую кнопку мыши и, удерживая ее нажатой, перетащить элемент с именем поля в одну из областей (в область Строка –
поле ГРУППА, в
область Столбец – поле ПОЛ, в об-
ласть Данные – ВОЗРАСТ, затем ГРУППА). После перетаскивания поля должны остаться в соответствующих областях;
• после установки полей ГРУППА и ВОЗРАСТ в область Данные необ-
|
ходимо |
два |
раза |
|
|||
|
щелкнуть |
по |
каж- |
|
дому из них левой |
||
|
кнопкой мыши и в |
||
|
диалоговом |
окне |
|
|
Вычисление |
поля |
|
|
сводной |
таблицы |
|
|
выбрать |
операцию |
|
|
(функцию) |
над |
|
|
значением |
поля: |
|
|
для поля |
ГРУППА |
|
|
– операцию Кол-во |
||
|
значений, для по- |
||
Рис. 37. Сводная таблица для решения задачи |
ля ВОЗРАСТ – опе- |
||
|
рацию |
Среднее. |
33
После нажатия кнопки OK на новом рабочем листе должна быть размещена таблица, показанная на рис. 37.
По полученным данным можно построить диаграмму. Для этого необходимо щелкнуть по пиктограмме Мастера диаграмм панели инструментов Сводные таблицы. В результате в рабочей книге появится новый лист, представленный на рис. 38.
Рис. 38. Отчет в виде сводной диаграммы
4. ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Спроектировать базу данных, состоящую из одного списка, для автоматизации любой предметной области – области человеческой деятельности (библиотека, склад, магазин, ГИБДД, поликлиника, отдел кадров, автопарк, аэропорт, пункт проката и т.п.). Каждая запись списка должна состоять не менее чем из пяти полей основных типов (числовое, текстовое, дата и время, вычисляемое). Заполнить список реальным (правдоподобным) содержимым, состоящим не менее чем из двадцати записей. Сформулировать и реализовать два запроса на поиск и отбор информации из созданного списка. Первый из запросов (простой) реализовать с помощью автофильтра, второй (более сложный) – с помощью
34
второй (более сложный) – с помощью расширенного фильтра таким образом, чтобы созданный интервал критериев содержал не менее трех условий, относящихся, как минимум, к двум различным полям, и среди критериев были бы вычисляемые, содержащие текстовые функции и (или) функции даты и времени. Сформулировать и решить одну задачу вычислительного характера, для решения которой использовать какую-либо из функций баз данных. Построить таблицу с помощью промежуточных итогов не менее чем для двух различных полей исходного списка. Построить сводную таблицу, содержащую не менее двух полей списка в области Данные. Для вычисления полей сводной таблицы использовать не менее двух функций. По полученной таблице построить сводную диаграмму.
Отчет по контрольной работе должен состоять из следующих разделов:
1)описание предметной области и структура списка (см. п. 3.2, табл. 1);
2)собственно список Excel (см. п. 3.2, рис. 2);
3)описание реализованного с помощью автофильтра запроса:
) постановка задачи (запрос) на поиск информации (см. п. 3.4); ) результаты фильтрации (см. рис. 5, 7);
4)описание реализованного с помощью расширенного фильтра запроса: ) постановка задачи (запрос) на поиск информации (см. п. 3.4 – 3.6); ) критерии отбора информации (см. рис. 10, 12, 14, 16, 18, 20); ) результаты фильтрации (см. рис. 11, 13, 15, 17, 19, 21);
5)описание задачи, решенной с использованием функции баз данных:
) постановка задачи (см. п. 3.7); ) интервал критериев и формула для решения задачи (см. рис. 22, 24);
) результат вычислений (см. рис. 23, 25);
6)описание задачи, для которой были использованы промежуточные итоги:
) постановка задачи (см. п. 3.8); ) таблица с итоговыми данными (см. рис. 27, 28);
7)описание задачи, для решения которой построена сводная таблица:
) постановка задачи (см. п. 3.9);
35 ) сводная таблица (см. рис. 37); ) сводная диаграмма (см. рис. 38).
Отчет должен быть подготовлен с помощью текстового процессора Word и представлен для проверки до сессии в традиционной форме (в виде твердой копии) на листах бумаги. Дополнительно отчет может быть представлен на электронном носителе информации (дискете или переслан по электронной почте) в виде двух файлов: документа Word и рабочей книги Excel, содержащей подготовленный список, критерии и формулы для реализации запросов и решения задач, выборки, итоговую и сводную таблицы, сводную диаграмму.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Введение
1)Предмет и задачи дисциплины «Информационные системы в экономике».
2)Определение информационных систем, систем обработки данных, систем управления.
3)Информационные системы и технологии.
4)Понятие автоматизированных и автоматических систем и процессов.
Тема 1
1)Информационные ресурсы общества и предприятия.
2)Виды и формы информационного обеспечения.
3)Классификация информационных систем.
4)Системы обработки данных и автоматизированные информационные системы.
5)Принципы построения автоматизированных систем управления.
Тема 2
1)Понятие автоматизированной базы данных (АБД).
2)Система баз данных. Предметная область АБД.
3)Этапы проектирования и создания АБД. Модели данных: иерархическая, сетевая, реляционная.
36
4)Системы управления базами данных (СУБД). Функции СУБД.
5)Язык структурированных запросов SQL (Structured Query Language).
6)Виды СУБД: реляционные, дедуктивные, экспертные, расширяемые, объ- ектно-ориентированные, семантические, универсальные реляционные.
7)Архитектура СУБД: внешний, концептуальный, внутренний уровни.
8)Архитектура клиент/сервер и распределённая обработка данных. Серверы баз данных.
9)Администрирование базами данных.
10)История и перспективы развития, обзор рынка СУБД.
11)Примеры реляционных СУБД (dBase, FoxPro, Paradox, Oracle, Access и т.д.).
Тема 3
1)Определение списка (базы данных) как таблицы (отношения) Excel.
2)Требования к структуре списка. Ограничения на заголовки списка.
3)Именование списка. Записи-строки (кортежи), поля-столбцы (атрибуты или домены).
4)Вычисляемые поля.
5)Создание базы данных. Импорт-экспорт файлов баз данных FoxPro и таб-
лиц Access.
6)Редактирование (изменение, добавление, удаление записей) списков с помощью стандартной экранной формы.
7)Сортировка списков.
8)Использование стандартной формы для поиска данных.
9)Анализ списков с помощью автофильтра.
10)Расширенный (усиленный) фильтр. Диапазон условий (интервал критериев). Критерии с тремя и большим количеством условий. Текстовые и вычисляемые критерии.
11)Функции рабочего листа для анализа списков.
12)Подведение итогов.
13)Сводные таблицы.