Файл: Л.П. Грунина Русский язык и культура речи. Программа курса, методические указания и тематика контрольных работ для студентов заочной (в том числе ускоренной) формы обучения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.06.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
Министерство образования Российской Федерации Государственное учреждение
Кузбасский государственный технический университет Кафедра отечественной истории
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Программа курса, методические указания и тематика контрольных работ для студентов заочной (в том числе ускоренной) формы обучения специальностей
061000 «Государственное и муниципальное управление»,
060500 «Бухгалтерский учет и аудит»,
060400 «Финансы и кредит»
Составитель Л.П. Грунина
Утверждены на заседании кафедры Протокол № 3 от 14.11.01
Рекомендованы к печати учебно-методической комиссией специальности 061000 Протокол № 1 от 16.11.01
Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ
Кемерово 2001
1
ПРОГРАММА КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
"Русский язык и культура речи» является одной из дисциплин гуманитарного цикла, входящей в учебный план подготовки по гуманитарным и инженерно-экономическим специальностям.
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
1.1. Цель преподавания дисциплины
Цель данного лингвистического курса:
-помочь студентам в овладении грамматическими и стилистическими нормами русского языка,
-повысить уровень языковой компетенции специалистовгуманитариев.
1.2.Задачи изучения дисциплины
-Познакомить студентов с системой функциональных стилей русского языка и их языковыми особенностями;
-Сформировать навыки подготовки письменных и устных текстов различных жанров;
-Выработать умения редактировать свою и чужую речь, анализировать и совершенствовать исполнение устного и письменного текста;
-Сформировать навыки корректного использования языковых средств в зависимости от сферы общения.
2
2.1. Содержание дисциплины
Темы лекций |
Часы |
1. Стилистика как особая лингвистическая дисциплина: |
|
стилистические аспекты изучения языка, традиционные понятия |
|
стилистики (стилистическая окраска, стилистическое значение, |
|
стилистические средства языка), понятие «стиль», стили языка и |
4 |
стили речи. |
|
2. Устная и письменная речь как форма бытования рус- |
|
ского языка. Основные формы существования национального |
4 |
языка. Литературная речь как ведущая система русского языка. |
|
3. Понятие о норме. Норма как социальное явление. Норма |
|
и кодификация. Вариативность и сменяемость норм. Особенно- |
|
сти функционирования и эволюция нормы. Стилистическая |
4 |
норма, стилистические и речевые ошибки, их классификация. |
|
4. Характеристика функциональных стилей русского |
|
языка: основания классификации стилей; научный, официаль- |
|
но-деловой, газетно-публицистический, разговорно-обиходный |
2 |
стили и их языковые характеристики. |
|
5. Письменная речь и ее особенности: письменные жанры |
|
и их языковые признаки, общие правила создания языкового |
|
текста (стандартность композиции, речевые клише, особенности |
4 |
структурирования, жанры официально-деловой сферы общения). |
|
Итого |
18 |
2.2.Самостоятельная работа студентов
Всоответствии с учебным планом и рабочей программой основное внимание при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» отводится самостоятельной работе. Прежде чем приступить к ней студент должен посетить установочную лекцию, на которой он познакомится с преподавателем, целями и задачами курса, требованиями, предъявляемыми к контрольным работам и зачету, литературой. Установочная лекция имеет характер консультации.
Самостоятельная работа направлена на отработку основных практических тем курса, разбор аудиторных и домашних контрольных работ.
3
3. Контрольная работа
Контрольная работа по русскому языку для студентов заочного отделения должна обнаружить способность самостоятельно работать с теоретической и справочной лингвистической литературой, а также способствует выработке навыков по разрешению лингвистических сложностей, связанных с орфографией, пунктуацией и культурой речи.
Варианты распределяются в зависимости от начальной буквы фамилии.
Контрольная выполняется в обычной школьной тетради.
Для выполнения заданий по орфографии, кроме орфографических словарей, необходимо использовать любые справочники, где представлены основные правила русской орфографии и пунктуации.
При выполнении задания №12 в каждом случае выписывается предложение, где допущена речевая ошибка, и рядом предлагаемый исправленный вариант.
4. Тематика контрольных работ
Темы распределяются по номерам в соответствии с первой буквой фамилии студента:
ВАРИАНТ 1 |
(А, Б, В, Г, Д), |
ВАРИАНТ 2 (Е, Ж, З, И, К), |
ВАРИАНТ 3 |
(Л, М, Н, О, П), |
ВАРИАНТ 4 (Р, С, Т, У, Ф) |
ВАРИАНТ 5 |
(Х, Ц, Ч, Ш, Щ), |
ВАРИАНТ 6 (Э, Ю, Я) |
ВАРИАНТ 1 (А, Б, В, Г, Д)
Задание № 1 Выпишите слова, в которых допущены ошибки. Ис-
правьте их.
Оккупант, гумманизм, апеляция, привилегия, сладосный, примитивный, аппетит, дилема, захолусный, рессора, натариус, трафарет.
Задание № 2 Вставьте пропущенные буквы.
Пр…дел, л…коничный, ухаж…р, реф…рент, р…цензия, д…ректива, арх…изм, к…лоритный.
4
Задание № 3 Вставьте пропущенные гласные.
Пр…небрежение, пр…творить дверь, пр…давленный, пр…градить, пр…нести, пр…задуматься, пр…возмочь, пр…милый, камень пр…ткновения, пр…старелый.
Задание № 4 Слитно, раздельно или через дефис пишутся слова:
Словарно/справочный; водо/отталкивающий; громко/голосый; буровато/коричневый; обще/употребительный; чисто/сердечный; дорого/стоящий.
Задание № 5 Приведите пять примеров, где НЕ с прилагательными
пишется слитно, и пять примеров, где НЕ с прилагательными пишется раздельно.
Задание № 6 Расставьте знаки препинания.
Первые листья первые приметные птицы радостное озарение весны всё это нам возвращает детство которое как бы далеко не ушли от него мы никогда не утрачивали потому что из всего этого детского ут- ренно-ясного невозвратимого складывается душа наша.
Теперь когда он снял шинель закиданную снегом и взошел в свой кабинет мы свободно можем пойти за ним и описать его наружность к несчастью вовсе непривлекательную он был небольшого роста широк в плечах вообще нескладен сильного сложения не способного к чувствительности и раздражению.
Задание № 7 Проставьте правильно ударение в следующих словах:
Диспансер, давнишний, алкоголь, диалог, украинец, кулинария, мышление, партер, позвонишь.
Задание № 8 Объясните значения иноязычных слов.
Мониторинг, локаут, протекция, дебитор, гарант, дискредитация.
Задание № 9 Подберите слова-синонимы русского происхождения к
заимствованным словам:
Денонсировать, зондировать, иррациональный, конъюнктура, ло-
каут.
5
Задание № 10 Составьте словосочетания с каждой единицей сле-
дующих пар слов:
Опасный – опасливый; историчный – исторический; сокрушённый – сокрушительный; нестерпимый – нетерпимый; освоить – усвоить.
Задание № 11 Образуйте формы:
И.п.мн.ч. – офицер, договор, ястреб, флигель, парус. Р.п.мн.ч. – осетины, блюда, опёнки, египтяне, сапоги.
Задание № 12 Исправьте предложения, в которых допущены рече-
вые ошибки.
1.Тяжелобольному герою привиделось в бреду, будто миром овладела наводящая ужас непобедимая идея.
2.Преподаватель спросил студента, какие проблемы были у вас во время работы над дипломом.
3.Опоздавший признался, что он проспал.
4.К февралю должна не только завершиться приватизация земель, но и ферм.
5.Прочитав пьесу, передо мной отчетливо возникли образы персонажей.
6.Все зависящие меры от нас для предотвращения катастрофы были приняты.
7.Приступая к работе над своей новой пьесой, драматург ещё не решил, как её назовёт.
8.После суда опальный писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие годы.
ВАРИАНТ 2 (Е, Ж, З, И, К)
Задание № 1 Выпишите слова, в которых допущены ошибки. Ис-
правьте их.
Стереотипный, дисонанс, дериктива, деверсия, процессия, мисия, ровесник, эфективный, гостинная, галерея, жужание, аннотация.
Задание №.2 Вставьте пропущенные буквы.
Реф…рент, игн…рировать, нар…стающий, насл…ждение, с…нсация, пр…мадонна, н…тариус, тр…п…тать.
6
Задание № 3 Вставьте пропущенные гласные.
Пр…ображать, пр…увеличение, пр…украсить, пр…амурье, пр…достерегать, пр…старелый, пр…бавить, пр…уменьшить, пр…хотливый, пр…спешник.
Задание № 4 Слитно, раздельно или через дефис пишутся слова:
Отчетно/выборная кампания; мелко/буржуазный; высоко/образованный; снежно/белый; горно/спасательный; древне/египетский; быстро/растворимый.
Задание № 5 Приведите пять примеров, где НЕ с прилагательными
пишется слитно, и пять примеров, где НЕ с прилагательными пишется раздельно.
Задание № 6 Расставьте знаки препинания.
Никто из этих господ заметив Бориса не изменил своего положения а тот который писал и к которому обратился Борис досадливо обернулся и сказал ему что Болконский дежурный и чтоб он шел налево в дверь в приёмную коли ему нужно непременно видеть его и нет времени ждать.
Наконец он почувствовал что больше не может что никакая сила не сдвинет его с места и что если теперь он сядет ему уже больше не подняться.
Задание № 7 Проставьте правильно ударение в следующих словах:
Откупорить, некролог, диалог, каталог, шасси, украинка, роженица, позвонишь, домовая кухня, феномен.
Задание № 8 Объясните значения иноязычных слов.
Дивиденд, лимит, паблисити, верификация, карт-бланш, делегировать.
Задание № 9 Подберите слова-синонимы русского происхождения к
заимствованным словам.
Констатировать, проформа, лояльный, девальвация, кворум.
7
Задание № 10 Составьте словосочетания с каждой единицей сле-
дующих пар слов:
Методичный – методический; структуральный – структурный; предоставить – представить; низкий – низменный; логический – логичный.
Задание № 11 Образуйте формы:
И.п.мн.ч. – погреб, тенор, ордер, егерь, терем.
Р.п.мн.ч. – финны, граммы, каникулы, консервы, погоны.
Задание № 12 Исправьте предложения, в которых допущены рече-
вые ошибки.
1.Раскольников спросил у Сони, что может ли она простить его.
2.Катерина умоляла мужа взять её с собой, но, однако, Тихон тем не менее не выполнил её просьбу.
3.Главным объектом искусства всегда остается человек, его духовный мир, его идеи, стремления.
4.Лес тянется вдоль реки и очень живописный.
5.Владельцы участков вносят в казну города земельный налог, устанавливающий в соответствии с законодательством.
6.Офицер вернулся в избу и, позвав кучера, велел ему выезжать.
7.В зале не раз вспыхивали долго не смолкающиеся аплодисменты.
8.Однажды, выезжая со стадиона, нашу машину остановили.
ВАРИАНТ 3 (Л, М, Н, О, П)
Задание № 1 Выпишите слова, в которых допущены ошибки. Ис-
правьте их.
Антоганизм, премирять, прихотливый, рессурсы, печоный, вооружен, интеллект, консилиум, гениалогия, аккредитив, идилия, коммутатор.
Задание № 2 Вставьте пропущенные буквы.
Укр…титель, к…л…ритный, дог…рающий, новш…ство, пр…рочество, ин…ц…атива, в…кансия, пр…ключение.
8
Задание № 3 Вставьте пропущенные гласные.
Пр…азовье, пр…кращение, пр…долгий, пр…низить, пр…возмочь, пр…встать, пр…хожая, пр…сытиться, пр…милый, пр…емник.
Задание № 4 Слитно, раздельно или через дефис пишутся слова:
Чисто/шерстяной; трудно/доступный; древне/славянский; мясо/растительная; выше/стоящий; мало/влиятельный; буровато/коричневый.
Задание № 5 Приведите пять примеров, где НЕ с прилагательными
пишется слитно, и пять примеров, где НЕ с прилагательными пишется раздельно.
Задание № 6 Расставьте знаки препинания.
Тушину казалось что уже очень давно едва ли не вчера была та минута когда он увидел неприятеля и сделал первый выстрел и что клочок поля на котором он стоял был ему давно знакомым родственным местом.
Я вероятно не сумею передать достаточно ярко и убедительно как велико было моё изумление когда я почувствовал что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый неведомый мир рассказывая мне о людях чувствах и отношениях которых я не знал не ведал.
Задание № 7 Проставьте правильно ударение в следующих словах:
партер, соболезнование, расположусь, досуг, красивее, искра, ломоть, щавель, квартал, намерение.
Задание № 8 Объясните значения иноязычных слов.
Консалтинг, фиаско, остракизм, депозиты, катаклизм, инсинуа-
ция.
Задание № 9 Подберите слова-синонимы русского происхождения к
заимствованным словам
Утилитарный, приоритет, инкогнито, меморандум, педантичный.
9
Задание № 10 Составьте словосочетания с каждой единицей сле-
дующих пар слов:
Фактичный – фактический; смертельный – смертный; проблемный – проблематический; ледовый – ледяной; опасный – опасливый.
Задание № 11 Образуйте формы:
И.п.мн.ч. – директор, китель, округ, сторож, повар. Р.п.мн.ч. – туркмены, апельсины, саперы, гектары, греки.
Задание № 12 Исправьте предложения, в которых допущены рече-
вые ошибки.
1.Диктор сообщил телезрителям, что вновь встретится с ними только через месяц, так как уходит в отпуск.
2.Татьяна говорит Онегину, что «я другому отдана; я буду век ему верна».
3.Светильник подвешен над диваном и очень красивый.
4.Мы дети не только своего времени, но и своей страны.
5.Создавая ценности, человек обновляет себя.
6.Стоя у двери в гостиную, мне был ясно слышен весь их разговор.
7.Этот новый роман, опубликованный в журнале «Юность» и который рассказывает о событиях последних лет, очень понравился мне.
8.Неожиданно пришедшая в голову свежая идея целый день не давала мне покоя.
ВАРИАНТ 4 (Р, С, Т, У, Ф)
Задание № 1 Выпишите слова, в которых допущены ошибки. Ис-
правьте их.
Преоритет, гумманизм, баррикада, бональный, бриллиант, деликатес, бесонница, дезинтерия, аккордеон, конъюнктура, гривеник, просьба.
Задание № 2 Вставьте пропущенные буквы.
П…р…докс, пудр…н…ца, г…ризонт, э…калипт, поист…не, д…ректива, р…цензия, сим…тричный.