Файл: Г.В. Алексеевская Использование графиков при решении задач, уравнений, неравенств и систем.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.06.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
|
|
20 |
|
|
|
|
|
|
|
При решении задач на равномерное движение удобно рассматривать график в |
|
||||||||
системе координат Sot, где S – путь, |
t – время. При этом v – скорость движения |
|
|||||||
v=S/t- есть величина тангенса угла наклона прямой к оси Ot. |
|
|
|
||||||
39. Скорый поезд был задержан у семафора на 16 |
|
S |
|
|
|
||||
мин и ликвидировал опоздание на перегоне в 80 км, |
|
|
|
|
|||||
идя со скоростью на 10 км/час больше, чем по рас- |
|
|
|
|
|
||||
писанию. Определить скорость поезда по расписа- |
80 |
|
|
|
|
||||
нию. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Строим график (рис. 45). Введем обозначе- |
|
|
|
|
|
||||
ния: v1 – скорость поезда по расписанию; v2 – ско- |
|
|
|
|
|
||||
рость поезда после задержки у семафора. v2=v1+10; |
|
16 |
Рис. 45 |
t |
|
||||
t1 – время прохождения всего пути по расписанию; |
|
|
|
|
|||||
t1=80/v1; t2 – действительное время прохождения |
|
|
|
|
|
||||
пути, t2=t1–4/15; (4/15 часа=16 мин); t2=80/(v1+10). Тогда 80/v1=80/(v1+10)+4/15 – |
|
||||||||
уравнение относительно v1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15×20 (v1+10)=20×15v1+v12+10v1; v12+10v1–3000=0; |
|
|
|
|
|
|
|||
(v1)1.2=-5±√25+3000=-5±55=50, –60, т.к. v1>0. |
|
|
|
|
|
|
|
||
Ответ: v1=50 км/ч. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
40. Если велосипедист и мотоциклист выедут одновременно из двух пунктов на- |
|
||||||||
встречу друг другу, то они встретятся через 1 ч 20 мин. Если они выедут одновре- |
|
||||||||
менно в одном направлении, то мотоциклист догонит |
S |
|
|
|
|||||
велосипедиста через 4 ч. Найти отношение скорости |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
||||||
мотоциклиста к скорости велосипедиста. |
|
|
|
|
|
|
|
||
Введем обозначения: vв – скорость велосипеди- |
|
|
|
|
|||||
ста; vм – скорость мотоциклиста. Строим график (рис. |
|
|
|
|
|||||
46). 1 час 20 мин = 4/3 часа. S – путь между двумя |
|
|
|
|
|||||
пунктами. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
S=vм× 4/3+vв×4/3=4/3(vм +vв); (S+vв×4)/vм =4 (ч). |
|
|
|
|
|
|
|||
(4/3vм+4/3vв+4 vв)/vм=4; |
16/3vв=4vм–4/3vм; |
16/3vв |
= |
|
4/3ч |
4ч |
t |
||
8/3vм; vм/ vв = 2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ответ: 2. |
|
|
|
|
|
Рис. 46 |
|
|
|
Рассмотрим другой тип задачи: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
41. В школе 220 учеников: 163 играют в баскетбол, 175 – |
|
|
|
|
|||||
в футбол, 24 – ни во что не играют. Сколько учеников од- |
|
24 |
|
|
|||||
новременно играют в футбол и баскетбол? |
|
|
|
21 |
? |
33 |
|
||
Графически играющих учеников можно изобразить |
|
|
|||||||
|
|
|
|||||||
некоторыми множествами (рис.47). |
Множество |
учени- |
|
|
|
|
|||
ков, играющих в баскетбол обозначено штрихами, мно- |
|
|
|
|
|||||
жество учеников, играющих в футбол – точками. Найти |
Рис. 47 |
|
|
21
число элементов множества, являющегося пересечением этих двух.
220–163=57 человек не играют в баскетбол; 220–175=45 человек не играют в футбол; 57–24=33 человека играют только в баскетбол; 45–24=21 человек играют только в футбол; 220–33–21–24=142 человек играют и в баскетбол, и в футбол.
Ответ: 142 человека.
Дополнение.
1) Примеры из контрольной работы 2001 г.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При каких значениях параметра а уравнение |
|
9x −4 3x + 3 = 3x −a имеет |
||||||||||||||
решения? Найдем решение. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Введем новую переменную t=3х; t>0, перепишем |
|
y |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
у1 |
||
уравнение: |
t2 −4t +3 = t −a . |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
Так как левая часть неотрицательна, t-a≥0. Обо- |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
значим y = |
|
t2 −4t + 3 |
; y |
2 |
= t −a ; у1≥0; у2≥0, |
по- |
|
|
|
|
|
|
||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
строим эти функции в плоскости tOY. |
|
|
-у0 |
|
|
|
3 |
|
|
|||||||
График |
y1 – гипербола с центром (2, 0), полу- |
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
у2 |
||||||||||||||
осями по t и Y1, так как после возведения обеих частей |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
в квадрат и выделения полного квадрата поt , получаем |
|
Рис. 48. |
|
|
||||||||||||
(t-2)2-у12=1, причем только ветви, расположенные в |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
первой четверти (t>0, y1≥0). График y2 – прямая, смещенная |
по OY на а, угловой |
|||||||||||||||
коэффициент - 1 (рис. 48.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Очевидно, что у2 пересечет у1, в одной точке при 2<a≤3; -у0<a≤1, у0 найдем из
условия t=0: у12=3; у0=√3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
Точку пересечения ищем, возводя первое уравнение в квадрат: -4t+3=-2at+a2, |
||||||||||||||||||||||||
откуда t=(a2-3)/2(a-2), или |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
х=log3(а2-3)/[2(а-2)]. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
Ответ: 2<a≤3; -√3<a≤1; х= log3{(а2-3)/2(а-2)}. |
|
|
|
|||||||||||||||||||||
2) При каких значениях параметра а уравнение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
lg(1/ 2 |
|
x +3 |
|
) −lg(1− x) −lg lg a = 0 имеет |
три |
|
|
|
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
у |
|
|
|
|
|
решения? |
|
|
|
|
|
у1 |
|
|
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||
|
|
Область определения a > 0 ; x <1. Перепи- |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||
шем уравнение в виде: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
у2 |
|
||||||||||||||||||
lg1/ 2 |
|
x +3 |
|
(1− x) =lglg a , |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
1/ 2 |
|
x +3 |
|
(1− x) =lg a . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
|
|
Обозначим y1 =1/ 2 |
|
x +3 |
|
(1− x); |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
Рис. 49. |
|
|
|
||||||||||||||||||||
y2 = lg a = const . Построим график y1 . |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22
При x = −3, x =1, |
y |
= 0. x > −3, y = (−x2 −2x +3) / 2 = −1/ 2(x +1)2 |
+2 . |
|
1 |
1 |
|
x < −3 y =1/ 2(x +1)2 |
+2 . Это параболы с вершинами (-1; 2) при x > −3, (-1, -2) |
||
1 |
|
|
|
при x < −3; y1 ≥ 0 . |
y1 пересекает y2 = const в трех точках при 0 < y2 < 2. |
|
Ответ: 1 < a <102 .