Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 1
Введение
Наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необратимую перестройку. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от административно-командной системы к рынку, в жизни отдельного человека - превращение его из “винтика” в самостоятельный субъект хозяйственной деятельности. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих.
Важная часть этого изменения, как показывает мировой опыт, - постижение науки и искусства менеджмента.
В упрощенном понимании, менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент - по-русски “управление” - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент - это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.
Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.
Цели и задачи управления и менеджеров являются отправным моментом для определения объемов и видов управленческих работ, которые обеспечивают их достижение. Речь опять-таки идет о функциях, которые являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей той или иной организации. Поэтому их называют общими и в их составе выделяют планирование, организацию, координацию, контроль и мотивацию.
Предметом исследования данной работы являются виды управленческих работ, необходимые для достижения организацией своих целей и задач. Объектом исследования, соответственно, будут основные функции менеджмента, которые используют все менеджеры в любой организации, как для решения текущих задач, так и определения дальнейшей перспективы.
Целью данной работы является изучение всех аспектов воздействия функций менеджмента на организацию и трудовой коллектив. Для достижения данной цели в ходе работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие менеджмента и сделать литературный обзор;
- рассмотреть как основные, так и вспомогательные функции менеджмента.
Глава 1.Теоретические основы менеджмента организации и его функции
1.1 Понятие менеджмента
Термин «менеджмент» использовался в разных смыслах. Иногда это относится к процессу планирования, организации, укомплектования персоналом, руководству, координации и контролю, в других случаях оно используется для описания его как функции управления людьми. Его также называют совокупностью знаний, практикой и дисциплиной. Некоторые описывают менеджмент как метод лидерства и принятия решений, тогда как другие анализируют менеджмент как экономический ресурс, фактор производства или систему власти.
Ниже рассматриваются различные определения менеджмента:
(A) Искусство доводить дело до конца:
Мэри Паркер Фоллетт:
«Менеджмент - это искусство добиваться результатов через других». Фоллетт описывает менеджмент как искусство направлять деятельность других людей для достижения целей предприятия. Это также предполагает, что менеджер выполняет только руководящую функцию.
Гарольд Кунц:
«Менеджмент - это искусство добиваться своей цели через людей в официально организованных группах». Кунц подчеркнул, что менеджмент выполняет свою работу в сотрудничестве с людьми, работающими в организации.
Дж.Д. Муни и А.К. Рейли:
«Менеджмент - это искусство направлять и вдохновлять людей». Руководство не только направляет, но и мотивирует людей в организации на то, чтобы они старались сделать все возможное для достижения целей.
Согласно приведенным выше определениям, менеджмент - это искусство добиваться своей цели через людей, которые могут быть менеджерами или не менеджерами. На уровне исполнительного директора работа выполняется через функциональных менеджеров, на среднем уровне - через руководителей, а на нижнем уровне управления - через рабочих. Человеческие и технические навыки играют важную роль в достижении цели. Эти определения представляют собой традиционную точку зрения на менеджмент, в то время как рабочие рассматриваются только как фактор производства. Им платят заработную плату за работу.
Эта точка зрения страдает следующими недостатками:
(1) Эта концепция не определяет, какой тип функций требуется выполнять для того, чтобы делать что-то от других.
(2) Управление рассматривается как искусство. В наши дни менеджмент тоже приобрел статус науки.
(3) К работникам относятся как к средству достижения результатов. Не учитываются потребности и чаяния работников.
Управление - это гораздо больше, чем просто выполнение дел через других. Управление может быть методом достижения цели через других, удовлетворяя их потребности и помогая им расти. Гарольд Кунц подчеркнул важность достижения бизнес-целей при сотрудничестве людей, работающих в организации.
(B) Управление как процесс:
Некоторые авторы рассматривают менеджмент как процесс, поскольку он включает в себя ряд функций. Под менеджментом понимается все. Подходит и другое, чем управляет. Различные функции, которые выполняются менеджерами для эффективного использования имеющихся материальных и человеческих ресурсов для достижения желаемых целей, суммируются как управление. Таким образом, функции планирования, организации, укомплектования персоналом, руководства, координации и контроля подпадают под процесс управления.
Генри Файоль:
«Управлять - значит прогнозировать и планировать, организовывать, командовать, координировать и контролировать». Файоль описал управление как процесс, состоящий из пяти функций, таких как планирование, организация, командование, координация и контроль. Однако современные авторы не рассматривают координацию как отдельную функцию управления.
Джордж Р. Терри:
«Управление - это отдельный процесс, состоящий из действий по планированию, организации, приведению в действие и контроль, выполняемый для определения и достижения поставленных целей с использованием людей и других ресурсов». Хотя Терри описал четыре функции как часть процесса управления, управленческие функции подразделяются на пять категорий.
Джеймс Л. Ланди:
«Управление - это в основном задача планирования, координации, мотивации и контроля усилий других по достижению конкретной цели». Ланди также определил некоторые функции, которые руководство должно выполнять для достижения целей организации.
Луи Аллен:
«Менеджмент - это то, чем занимается менеджер». Это широкое определение, связывающее всю деятельность менеджера с концепцией менеджмента. Какая бы работа ни выполнялась менеджером, это часть управления. Приведенные выше определения связывают управление с функциями, выполняемыми для ведения бизнеса. Может быть разница в том, какие функции должны выполняться руководством, но такие функции, как планирование, организация, укомплектование персоналом, руководство и контроль, образуют процесс управления.
Эти функции постоянно выполняются. По завершении последней функции первая функция запускается снова. Функции управления взаимозависимы и взаимосвязаны. Для достижения поставленных целей менеджер должен одновременно выполнять несколько функций.
(C) Менеджмент как дисциплина:
Иногда термин «менеджмент» используется не для обозначения деятельности или персонала, который ее выполняет, а для обозначения совокупности знаний, практики и дисциплины. В этом смысле менеджмент относится к принципам и практике менеджмента как к предмету изучения. В образовательных учреждениях преподается менеджмент как специализированная отрасль знаний. Он во многом опирается на психологию, социологию, антропологию и т. Д. Человек, получивший степень или диплом в области управления, может попробовать себя в управленческой работе.
К менеджменту относятся как к искусству, так и к науке. Искусство часто рассматривается как систематическое применение навыков или знаний для достижения результатов. В управлении необходимо использовать личные навыки и знания для решения многих сложных задач для достижения целей предприятия. Менеджмент считается наукой, потому что он разработал определенные принципы, обобщения и методы, которые имеют более или менее универсальное применение. Итак, менеджмент - это изучение определенной дисциплины. Когда говорят, что конкретный человек находится в потоке управления, подразумевается, что он изучает определенную область обучения.
(D) Искусство и наука принятия решений и лидерства:
Принятие решений и руководство другими считаются важным элементом управления. Менеджер должен каждый день принимать различные решения для правильного управления предприятием.
Дональд Дж. Клаф:
«Менеджмент - это искусство и наука принятия решений и лидерства». Автор рассматривает менеджмент как искусство и науку принятия решений. Качество решений определяет производительность менеджера. Он также должен руководить подчиненными, чтобы мотивировать их выполнять свою работу.
Роуз Мур:
«Управление означает принятие решений». Принятие решений не может быть единственной функцией менеджмента, даже если это очень важно.
Стэнли Вэнс:
«Управление - это просто процесс принятия решений и контроля над действиями людей с явной целью достижения заранее определенных целей». Стэнли Вэнс сделал упор на принятие решений и контроль над действиями сотрудников для достижения целей предприятия.
«Управление - это искусство и наука подготовки, организации и направления человеческих усилий, прилагаемых для управления силами и использования материалов природы на благо человека». Ассоциация дала широкое определение, в котором подчеркнула, что менеджмент контролирует и направляет человеческие усилия по использованию природных ресурсов на благо человека. Приведенные выше определения описывают менеджмент как науку и искусство принятия решений и контроля деятельности сотрудников для достижения целей предприятия.
(E) Искусство повышения производительности:
Некоторые авторы считают, что наука об управлении используется для повышения производительности предприятия.
Джон Ф. Ми:
«Управление можно определить как искусство достижения максимального процветания с минимальными усилиями, чтобы обеспечить максимальное процветание и счастье как для сотрудников, так и для работодателя и предоставить общественности наилучшие услуги».
Ф.В. Тейлор:
«Менеджмент - это искусство знать, что вы хотите делать наилучшим и дешевым способом».
Менеджмент - это искусство обеспечения максимальной производительности при минимальных затратах, которое помогает работодателям, сотрудникам и общественности в целом. Общественность также является заинтересованной стороной в бизнесе, она также должна извлекать выгоду из хороших результатов бизнеса.
(F) Интеграция усилий:
Руководство использует человеческие и физические ресурсы на благо предприятия.
Кейт и Губеллини:
«Менеджмент - это сила, которая объединяет людей и физический объект в эффективную операционную единицу». Управление объединяет физические и человеческие ресурсы для лучшего управления производственным процессом.
Барри М. Ричман:
«Управление влечет за собой координацию человеческих и материальных ресурсов для достижения целей организации, а также организацию производственных функций, необходимых для достижения заявленных или принятых экономических целей». Управленческие милостыни для координации и интеграции различных ресурсов в организации для достижения целей предприятия. Суть вышеупомянутых определений заключается в том, что интеграция и координация различных факторов производства необходимы для правильного ведения бизнеса, и эта функция выполняется руководством.
(G) Менеджмент как группа менеджеров:
Термин «менеджмент» часто используется для обозначения управленческой группы управленческого персонала. Когда говорят об эффективности управления персоналом такой-то компании, он имеет в виду группу лиц, которые следят за работой предприятия. Эти люди индивидуально называются менеджерами. «Менеджмент - это орган или группа людей, которые выполняют определенные управленческие функции для достижения заранее определенных целей».
Все менеджеры выполняют управленческие функции планирования, организации, укомплектования персоналом, руководства и контроля. Эти люди в совокупности называются «управленческий персонал». На практике термин «руководство» используется для обозначения высшего руководства организации. Высшее руководство в основном занимается определением целей, стратегическим планированием, формулированием политики и общим контролем над организацией.