Файл: А.В. Косолапов Организация дорожного движения. Методические указания к курсовому проекту.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.06.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра автомобильных перевозок
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Методические указания к курсовому проекту для студентов специальности 240400 "Организация и безопасность движения
на автомобильном транспорте" (дневной формы обучения)
Составители А.В. Косолапов В.Л. Жданов Д.В. Зуев
Рассмотрены и утверждены на заседании кафедры Протокол № 31 от 27.10.2000
Рекомендованы к печати методической комиссией направления 552100 Протокол № 31 от 27.10.2000
Электронная копия хранится в библиотеке главного корпуса КузГТУ
Кемерово 2001
1 |
|
СОДЕРЖАНИЕ |
|
Введение |
3 |
1. Задание на курсовое проектирование |
3 |
2. Исследование интенсивности движения |
4 |
2.1. Расчет интенсивности движения в приведенных единицах |
4 |
2.2. Построение картограммы интенсивности транспортных и |
|
пешеходных потоков |
6 |
3. Анализ сложности условий движения |
6 |
3.1. Анализ конфликтных точек |
7 |
3.2. Определение возможного числа конфликтов |
8 |
4. Необходимость введения светофорного регулирования |
8 |
4.1. Критерии и условия введения светофорного регулирования |
8 |
4.2. Обоснование необходимости введения светофорного |
|
регулирования на исследуемом перекрестке |
10 |
5. Разработка схем пофазного регулирования движения транс- |
|
портных и пешеходных потоков |
10 |
5.1. Анализ интенсивности движения транспортных и пеше- |
|
ходных потоков по направлениям |
10 |
5.2. Предлагаемые схемы регулирования движения на перекре- |
|
стке |
11 |
5.3. Оценка улучшений условий движения после введения све- |
|
тофорного регулирования |
13 |
6. Расчет длительности цикла и его элементов |
13 |
6.1. Определение потоков насыщения |
14 |
6.2. Определение фазовых коэффициентов |
16 |
6.3. Определение длительности промежуточных тактов |
17 |
6.4. Эффективное и потерянное время в цикле регулирования |
19 |
6.5. Определение длительности цикла регулирования без выде- |
|
ленной пешеходной фазы |
19 |
6.6. Определение длительности основных тактов |
20 |
6.7. Определение длительности цикла регулирования с выде- |
|
ленной пешеходной фазы |
23 |
6.8. Построение диаграммы светофорного регулирования |
23 |
7. Оценка качества схем организации движения |
24 |
7.1. Определение степени насыщения направлений движения |
25 |
7.2. Определение продолжительности задержек транспортных |
|
средств на перекрестке |
25 |
2 |
|
8. Оформление курсового проекта |
26 |
8.1. Оформление расчетно-пояснительной записки |
26 |
8.2. Оформление графической части курсового проекта |
27 |
9. Защита курсового проекта |
27 |
Приложения |
28 |
Список рекомендуемой литературы |
34 |
3
ВВЕДЕНИЕ
Цель курсового проекта – закрепление и развитие теоретических основ, полученных студентами при изучении курсов «Организация дорожного движения» (ОДД), «Технические средства организации дорожного движения», и приобретение навыков самостоятельного решения некоторых задач организации движения на перекрестке. В процессе курсового проектирования студенты должны рассмотреть многие общие и частные вопросы организации дорожного движения, проработать учебную, учебно-методическую и специальную литературу, в результате закрепить навыки правильного оформления научно-технической документации.
1. ЗАДАНИЕ НА КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
В процессе выполнения курсового проекта студенты должны на заданном изолированном перекрестке разработать наиболее эффективную схему ОДД для сложившихся условий движения, проанализировать сложность этих условий, обосновать необходимость введения светофорного регулирования на исследуемом перекрестке, рассчитать все составляющие светофорного цикла и сделать вывод об улучшении условий движения на данном перекрестке после внедрения мероприятий по ОДД.
Исходными данными для курсового проекта являются:
-интенсивности транспортных потоков (ТП) по соответствующим направлениям перекрестка;
-число полос движения в каждом направлении;
-интенсивность пешеходных потоков;
-состав ТП в каждом направлении перекрестка.
Схему движения ТП на перекрестке определяют исходя из рис.1
(прил.1), варианты исходных данных представлены в табл. 1, 2, 3 (прил.2). Номер варианта назначает руководитель курсового проекта, либо студент самостоятельно определяет по шифру, в качестве которого используют две последние цифры номера зачетной книжки, согласно табл. 1.1 и 1.2.
4
Таблица 1.1 Варианты задания при определении интенсивности движения транс-
портных и пешеходных потоков и дорожных условий
Последняя цифра |
|
|
Предпоследняя цифра шифра |
|
|
|||||
шифра |
0, 1 |
2 |
|
3 |
4 |
5 |
6 |
|
7 |
8, 9 |
0, 1 |
1 |
2 |
|
3 |
4 |
5 |
6 |
|
7 |
8 |
2, 3 |
9 |
10 |
|
11 |
12 |
13 |
14 |
|
15 |
16 |
4, 5 |
17 |
18 |
|
19 |
20 |
21 |
22 |
|
23 |
24 |
6, 7 |
25 |
26 |
|
27 |
28 |
29 |
30 |
|
31 |
32 |
8, 9 |
33 |
34 |
|
35 |
36 |
37 |
38 |
|
39 |
40 |
Таблица 1.2 Варианты задания при определении состава транспортных потоков
Последняя цифра но- |
Предпоследняя цифра номера зачетной книжки |
||||
мера зачетной книжки |
1, 2 |
3, 4 |
5, 6 |
7, 8 |
9, 0 |
1, 2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
4 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
5 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
6 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
7 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
8 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
9, 0 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕНСИВНОСТИ ДВИЖЕНИЯ
Интенсивность – количество транспортных средств, прошедших через сечение дороги за определенный период времени. Характеризует производительность работы перекрестка.
2.1. Расчет интенсивности движения в приведенных единицах
Для оценки реальной загрузки перекрестка транспортом пользоваться абсолютным значением интенсивности некорректно, поскольку при этом не учитывается состав ТП. Состав ТП характеризуется соотношением в нем транспортных средств различного плана, имеющих разные габаритные размеры и динамические характеристики. Поэтому
5
состав ТП оказывает значительное влияние на все параметры, характеризующие дорожное движение.
Для того чтобы учесть в фактическом составе ТП влияние различных типов транспортных средств на загрузку дороги, применяют коэффициенты приведения kпр к условному легковому автомобилю. Для решения практических задач ОДД, особенно в городах, целесообразно применять коэффициенты приведения, указанные в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Коэффициенты приведения
Тип транспортного средства |
kпр |
Легковые автомобили |
1,0 |
Грузовые автомобили грузоподъемностью, т: |
|
до 2 |
1,5 |
от 2 до 5 |
2,0 |
от 5 до 8 |
2,5 |
свыше 8 |
3,5 |
Автобусы малой вместимости |
1,5 |
Автобусы средней вместимости |
2,5 |
Автобусы большой вместимости |
3,0 |
Сочлененные автобусы |
4,0 |
Автопоезда |
4,0 |
Троллейбусы |
3,0 |
Мотоциклы |
0,5 |
При большой интенсивности движения и при ориентировочной оценке загрузки дороги можно определять состав ТП по группам транспортных средств (например: легковые, грузовые, автобусы). В этом случае для группы транспортных средств можно определить средневзвешенный коэффициент приведения.
Показатель интенсивности движения в условных приведенных единицах определяют по формуле
qпр = ∑n |
qikпр , |
(2.1) |
i= 1 |
|
где qпр – интенсивность движения в условных приведенных единицах; qi – интенсивность движения транспортных средств i-го типа; kпрi – коэффициент приведения для транспортных средств i-го типа; n – число типов транспортных средств, на которое разделены данные наблюдения.
6
2.2. Построение картограммы интенсивности транспортных и пешеходных потоков
Для получения наглядной картины загрузки различных направлений перекрестка результаты изучения интенсивности оформляют в виде масштабных картограмм. Масштаб картограмм выбирают из условий наилучшей видимости. Пример оформления картограмм показан на рис. 2.1. При этом на картограмме должны быть обязательно указаны суммарные значения интенсивности на входе и выходе каждого из направлений перекрестка.
100 |
300 |
380 |
|
200 |
|
|
|
|
|
|
|
200 |
|
80 |
|
|
100 |
230 |
|
|
|
||
|
|
50 |
|
60 |
|
|
60 |
160 |
|
|
|
|
|
|
|
100 |
|
|
|
200 |
300 |
300 |
|
|
|
||
Рис. 2.1. Оформление картограммы интенсивности |
|||
транспортных и пешеходных потоков |
|
3. АНАЛИЗ СЛОЖНОСТИ УСЛОВИЙ ДВИЖЕНИЯ
Сложность условий движения на исследуемом перекрестке характеризует уровень безопасности движения. Поскольку обеспечение требуемого уровня безопасности является целевой функцией ОДД, то анализу этого уровня должно уделяться повышенное внимание.