Файл: А.В. Косолапов Организация дорожного движения. Методические указания к курсовому проекту.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.06.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
7
3.1. Анализ конфликтных точек
Конфликтные точки – места, где в одном уровне пересекаются траектории движения транспортных средств, а также происходит отклонение и слияние ТП. В этих местах на перекрестках вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП) наибольшая. Таким образом, возникает возможность оценивать потенциальную опасность перекрестка по числу конфликтных точек, а их анализ позволяет сравнивать между собой различные варианты схем движения. Механизмы образования конфликтных точек представлены в табл. 3.1.
Таблица 3.1
Механизмы образования конфликтных точек
Маневр |
Образование конфликтной точки |
|||
Отклонение |
вправо |
|
влево |
взаимное |
|
|
|||
Слияние |
справа |
|
слева |
взаимное |
|
|
|||
Пересечение |
справа |
слева |
попутное |
встречное |
|
Прежде чем проводить анализ конфликтных точек, необходимо предварительно проанализировать интенсивность движения по направлениям на перекрестке. После этого разрабатывают предложения по организации движения ТП на перекрестке. Нанося на схему перекрестка графически разрешенные траектории движения ТП по полосам, получают совокупность конфликтных точек для данного перекрестка. Можно разрабатывать несколько различных схем движения ТП и сравнивать их между собой по степени опасности.
Существуют различные подходы количественной оценки совокупности конфликтных точек. Как наиболее распространенную рекомендуют использовать пятибалльную систему оценки перекрестка. При ее использовании условную опасность любого пересечения определяют
следующим образом: |
|
M = nо + 3nc + 5nп, |
(3.1) |
где М – условная опасность любого пересечения; nо, nс, nп – число точек соответственно отклонения, слияния, пересечения.
8
Если М < 40 – перекресток малой сложности; если М = 40-80 – перекресток средней сложности; если М = 81-150 – перекресток сложный; если М > 150 – перекресток очень сложный.
3.2. Определение возможного числа конфликтов
Анализ конфликтных точек не дает полного представления об опасности перекрестка, поскольку не учитывает интенсивность конфликтующих потоков. Для компенсации этого определяют возможное число конфликтов за определенный период времени (обычно за час). При такой оценке за основу берут полученную совокупность конфликтных точек и для каждой из них без разделения по типам определяют максимально возможное число столкновений. Оно равно меньшему из значений интенсивности для двух конфликтующих потоков. Суммируя полученные значения по всем конфликтным точкам, определяют максимально возможное количество конфликтных ситуаций для данного перекрестка за один час работы.
4. НЕОБХОДИМОСТЬ ВВЕДЕНИЯ СВЕТОФОРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Светофорная сигнализация является основным видом технических средств регулирования дорожного движения, но ее введение обязательно должно быть обосновано.
4.1. Критерии и условия введения светофорного регулирования
С введением светофорного регулирования ликвидируются наиболее опасные конфликтные точки, но вызываются транспортные задержки по всем направлениям перекрестка. Поэтому необходимо определить совокупность критериев для обоснования необходимости введения светофорного регулирования. В общем случае такими критериями служат:
-определенная суммарная интенсивность движения в целом на перекрестке или по каждому направлению;
-сочетание определенных величин интенсивностей со скоростью
движения транспортных средств или с определенным числом ДТП, или с интенсивностью пешеходного движения.
9
В Российской Федерации имеется ряд нормативных положений, сущность которых сводится к тому, что светофоры должны устанавливаться на перекрестках и пешеходных переходах при наличии хотя бы одного из условий.
Условие 1 задано в виде сочетаний критических интенсивностей движения на главной и второстепенной дорогах. Введение светофорного регулирования считают оправданным, если наблюдаемая на перекрестке интенсивность конфликтующих ТП в течение каждого из любых 8 часов обычного дня не менее заданных сочетаний (табл. 4.1).
Таблица 4.1 Условие необходимости введения светофорного регулирования
Число полос движения в одном |
Интенсивность |
Интенсивность |
||||
направлении |
движения |
по |
||||
|
|
движения |
по |
второстепенной |
||
Главная (более |
Второстепенная |
главной дороге в |
дороге |
в |
одном |
|
загруженная) |
(менее загру- |
двух направле- |
более |
загружен- |
||
дорога |
женная) дорога |
ниях, прив.авт/ч |
ном |
направле- |
||
|
|
|
|
нии, прив.авт/ч |
||
|
|
750 |
|
|
75 |
|
|
|
670 |
|
100 |
|
|
1 |
1 |
580 |
|
125 |
|
|
500 |
|
150 |
|
|||
|
|
410 |
|
175 |
|
|
|
|
380 |
|
190 |
|
|
|
|
900 |
|
|
75 |
|
|
|
800 |
|
100 |
|
|
2 или более |
1 |
700 |
|
125 |
|
|
600 |
|
150 |
|
|||
|
|
500 |
|
175 |
|
|
|
|
400 |
|
200 |
|
|
|
|
900 |
|
100 |
|
|
|
|
825 |
|
125 |
|
|
2 или более |
2 или более |
750 |
|
150 |
|
|
675 |
|
175 |
|
|||
|
|
600 |
|
200 |
|
|
|
|
525 |
|
225 |
|
|
|
|
480 |
|
240 |
|
Условие 2 задано в виде сочетаний критических интенсивностей конфликтующих транспортного и пешеходного потоков. Введение светофорного регулирования считают оправданным, если в течение каждого из любых 8 часов обычного рабочего дня по дороге в двух направле-
10
ниях движется 600 прив.авт/ч (для дороги с разделительной полосой – 1000 прив.авт/ч) и в то же время эту улицу переходит в одном, наиболее загруженном направлении не менее 150 чел./ч.
Условие 3 заключается в том, что светофорное регулирование вводят, когда условия 1 и 2 целиком не выполняются, но оба выполняются не менее чем на 80 %.
Условие 4 задано определенным число ДТП. Введение светофорного регулирования считают оправданным, если за последние 12 месяцев на перекрестке произошло не менее трех ДТП и хотя бы одно из условий 1 и 2 выполняется не менее чем на 80 %.
4.2. Обоснование необходимости введения светофорного регулирования на исследуемом перекрестке
Исходя из сложившихся условий движения на перекрестке и на основании условий, приведенных выше, производят обоснование необходимости введения светофорного регулирования. При этом данное обоснование должно быть аргументированным с обязательным указанием тех условий, которые при этом выполняются, и с подтверждением этого выполнения количественными значениями.
5. РАЗРАБОТКА СХЕМ ПОФАЗНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ И ПЕШЕХОДНЫХ ПОТОКОВ
5.1. Анализ интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков по направлениям
Следующим этапом после обоснования введения светофорного регулирования является разработка схем ОДД на перекрестке. Каждое пересечение имеет свои характерные особенности, что делает его отличным от других подобных пересечений. Поэтому и выводы об условиях движения в каждом конкретном случае могут быть различными. Хотя они тоже должны быть подробно аргументированы. В общем случае при анализе условий движения рекомендуют обратить внимание на следующие нюансы:
- соответствие геометрических характеристик перекрестка или количества полос движения сложившимся значениям интенсивности движения ТП;
11
-анализ интенсивности пешеходных потоков по всем направлениям;
-характер и степень опасности конфликтов между транспортными
ипешеходными потоками;
-анализ интенсивности ТП по всем направлениям с указанием направлений, с резко преобладающими значениями интенсивности по сравнению с другими направлениями;
-влияние состава ТП на параметры дорожного движения;
-возможности дифференциации полос движения по характеру выполняемого маневра на перекрестке.
5.2.Предлагаемые схемы регулирования движения на перекрестке
Вводят светофорное регулирование в общем случае в двух целях:
-снижения задержек транспортных и пешеходных потоков;
-уменьшения числа конфликтных ситуаций на пересечении. Поэтому количество фаз регулирования и количество выделенных
групп транспортных и пешеходных потоков зависят от характера конфликтных точек на перекрестке и объемов движения в каждом направлении. С точки зрения безопасности движения количество фаз должно быть максимальным, т.к. чем больше фаз, тем меньше точек конфликта. Однако увеличение числа фаз ведет к увеличению транспортных задержек. Поэтому важно найти компромиссное решение.
На основании выводов, сделанных при анализе сложившихся условий движения, разрабатывают несколько проектов схемы пофазного разъезда транспортных и пешеходных потоков (как правило, ограничиваются двумя наиболее вероятными в заданных условиях схемами). Путем дальнейших расчетов необходимо выбрать одну, наиболее эффективную схему регулирования движения на перекрестке.
Подходы к разработке схем регулирования движения в каждом конкретном случае могут быть различными, однако, как правило, рекомендуют соблюдать следующие основные принципы пофазного разъезда:
1) стремиться к минимальному числу фаз в цикле регулирования;
2)учитывать, что рекомендуют совмещать в одной фазе:
-левоповоротный поток, конфликтующий с определяющим длительность фазы встречным потоком прямого направления, если левоповоротный поток на превышает 120 авт/ч;
12
- пешеходный и конфликтующие с ним поворотные ТП, если пешеходный поток не превышает 900 чел./ч, а поворотные ТП не превышают 120 авт/ч;
3)не выпускать из одной и той же полосы транспортные средства, движение которых предусмотрено в разных фазах, т.е. полосы движения закрепляют за определенными фазами;
4)стремиться к равномерной загрузке полос. Интенсивность движения, в среднем приходящаяся на одну полосу, не должна превышать диапазон 600-700 прив.авт/ч;
5)при широкой проезжей части (три и более полосы движения в одном направлении) следует рассматривать возможность поэтапного перехода пешеходами улицы в течение двух следующих друг за другом фаз регулирования.
Разработанные таким образом схемы пофазного разъезда оформляют для лучшей наглядности в графическом виде, как показано на рис. 5.1. При этом те ТП, которые не имеют преимущества перед другими участниками дорожного движения, обозначают пунктирной линией.
13
5.3. Оценка улучшений условий движения после введения светофорного регулирования
При введении светофорного регулирования уменьшаются количество и степень опасности конфликтных точек на пересечении. Для количественной оценки улучшения безопасности движения необходимо выполнить следующие этапы:
-в каждой предлагаемой схеме регулирования дорожного движения на перекрестке для каждой фазы отдельно определяют совокупность конфликтных точек по методике, представленной в п. 3.1;
-по формуле (3.1) определяют условную опасность перекрестка отдельно в каждой фазе;
-суммируя полученные значения по соответствующим фазам, получают общую условную опасность перекрестка для каждой схемы регулирования движения;
-для каждой из фаз предлагаемых схем регулирования движения по методике, представленной в п. 3.2, определяют максимально возможное число конфликтов;
14
-для получения общего количества возможных конфликтных ситуаций на перекрестке в каждой схеме регулирования движения суммируют полученные значения по соответствующим фазам;
-сравнивают значения условной опасности пересечения, а также максимально возможное количество конфликтных ситуаций, полученных до и после введения светофорного регулирования по каждой схеме пофазного разъезда отдельно, и делают вывод о том, какая из представленных схем наиболее радикально повышает уровень безопасности движения на пересечении.
6. РАСЧЕТ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ЦИКЛА И ЕГО ЭЛЕМЕНТОВ
Определение длительности циклов и его элементов основано на сопоставлении фактической интенсивности движения на подходах к перекрестку и пропускной способности этих подходов, а также зависит от планировочной характеристики пересечения и скорости движения транспортных средств в его зоне. Поэтому эти параметры следует рассматривать в качестве основных исходных данных расчета. Примерная последовательность данного расчета представлена на рис. 6.1.
Исходные данные
Проектирование схемы организации движения на перекрестке
Определение потоков насыщения
Определение длительности промежуточных тактов
Определение фазовых коэффициентов
Определение длительности цикла
Определение длительно- сти основных тактов
Построение диаграммы режима работы светофорной сигнализации
Проверка длительности основных тактов по условиям пешеходного и трамвайного движения