Файл: Ю.В. Бурцев Электрооборудование автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.06.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра эксплуатации автомобилей

Электрооборудование автомобилей

Методические указания, вопросы для самопроверки и задания на контрольную работу для студентов всех форм обучения специальности 150200 «Автомобили и автомобильное хозяйство»

Составители Ю.В. Бурцев Р.Р. Масленников

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры Протокол № 4 от 10.04.02

Рекомендовано к печати учебно-методической комиссией специальности

150200

Протокол № 15 от 16.04.02 Электронная копия находится в библиотеке ГУ КузГТУ

Кемерово 2002

1

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

Современные автомобили снабжены хорошо развитой системой электрооборудования. Электрическая энергия используется для пуска двигателя, зажигания рабочей смеси, освещения, работы: приборов сигнализации; контрольно-измерительных и разнообразных вспомогательных приборов.

Дальнейшее развитие электрооборудования автомобилей базируется на использовании полупроводниковых приборов, повышении мощности генераторов в связи с увеличением количества потребителей электроэнергии, внедрении электронных систем для автоматизации управления двигателем и автомобилем. При совершенствовании конструкции приборов электрооборудования особое внимание уделяется повышению их надежности и долговечности, а также упрощению технического обслуживания и ремонта.

Инженер-механик автомобильной специальности должен разбираться в вопросах применения электроэнергии на автомобилях, знать принцип действия и конструкцию приборов электрооборудования различных типов, способы поиска и устранения неисправностей, техническое обслуживание электрооборудования автомобилей. Следует отметить, что почти 20% всех отказов и неисправностей, возникающих при эксплуатации автомобилей, случается в системе электрооборудования.

Цель методических указаний – оказать помощь студентам заочной формы обучения специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» в самостоятельной работе по изучению курса «Электрооборудование автомобилей».

Курс «Электрооборудование автомобилей» базируется на знании физики, химии, электротехники, механики. Программа курса делится на следующие разделы:

1.Введение.

2.Аккумуляторные батареи.

3.Генераторные установки.

4.Стартёры.

5.Система зажигания.

6.Освещение, сигнализация и вспомогательное оборудование. По курсу «Электрооборудование автомобилей» читаются лекции,

выполняется одна контрольная работа и проводятся лабораторнопрактические занятия, после выполнения этих работ сдаётся зачет.


2

ЛИТЕРАТУРА

При изучении курса можно пользоваться следующими учебника-

ми:

1.Ютт В.Е. Электрооборудование автомобилей. М.: Транспорт, 2000. 320 с.

2.Электрооборудование автомобилей / C.В. Акимов, Ю.П. Чиж-

ков. М.: За рулём, 2001. 384 с.

3.Ильин Н.М. Электрооборудование автомобилей. М.: Транспорт, 1982. 263 с.

1. ВВЕДЕНИЕ

Классификация электрооборудования автомобиля.

Условия эксплуатации электрооборудования и основные требования, предъявляемые к автомобильному оборудованию.

Литература [1, с. 4-11].

При изучении вводной части курса обратить внимание на следующее:

-для каких целей используется электроэнергия на автомобиле;

-основные элементы систем электрооборудования и их назначение;

-требования, предъявляемые к электрооборудованию современных автомобилей.

Вопросы для самопроверки

1.1.Для каких целей применяется электрооборудование на автомобиле?

1.2.Перечислите основные потребители электроэнергии на автомобилях.

1.3.Из каких элементов состоит система электропитания?

1.4.Из каких элементов состоит система электропуска?

1.5.Из каких элементов состоит система зажигания?

1.6.Из каких элементов состоит система освещения?

1.7.Перечислите основные требования, предъявляемые к автомобильному электрооборудованию.

3

2. АККУМУЛЯТОРНЫЕ БАТАРЕИ

При изучении этого раздела необходимо уяснить, какие химические процессы происходят при разряде и заряде свинцового аккумулятора, разобраться в характеристиках его разряда и заряда, уяснить зависимость разрядных характеристик от величины разрядного тока и температуры электролита. Иметь понятие об ЭДС, напряжении, ёмкости и внутреннем сопротивлении аккумулятора.

После этого нужно перейти к конструктивным особенностям стартёрных аккумуляторных батарей (АБ), обратив внимание на их маркировку и технические требования, предъявляемые к ним.

В завершение необходимо запомнить основные правила эксплуатации стартёрных АБ, разобраться в том, как приготовить электролит и какую плотность его нужно поддерживать в батарее, ознакомиться с приборами для проверки состояния батареи, изучить способы устранения наиболее характерных неисправностей, обратив внимание на технику безопасности при работах с АБ.

Литература [1, глава 2; 2, раздел 1.5; 3, параграфы 2-10].

Вопросы для самопроверки

2.1.Для чего служит АБ на автомобиле?

2.2.Из каких веществ состоит активная масса положительных и отрицательных пластин свинцовой АБ?

2.3.Какие химические процессы происходят при разряде и заряде свинцовой АБ?

2.4.Что называют ЭДС покоя АБ? Напишите эмпирическую формулу для её вычисления.

2.5.Что называют ёмкостью АБ? При каких условиях ее определяют, от каких факторов она зависит?

2.6.Как определяют ёмкость АБ при последовательном и параллельном соединении аккумуляторов?

2.7.Что называют внутренним сопротивлением АБ и от каких факторов оно зависит?

2.8.Из каких основных частей состоит стартёрная свинцовая АБ?

2.9.Как маркируют свинцовую стартёрную АБ отечественного производства?


4

2.10.Какой должна быть плотность электролита АБ в зависимости от климатических условий?

2.11.С помощью каких приборов осуществляют проверку состояния АБ при эксплуатации?

2.12.В каких случаях следует доливать в АБ дистиллированную воду, а в каких электролит?

2.13.Перечислите наиболее характерные неисправности свинцовых АБ, назовите способы их устранения.

2.14.Какие способы заряда АБ вы знаете? Какое оборудование применяют при зарядке?

2.15.Меры предосторожности при работах с АБ.

2.16.Каков максимальный срок хранения сухозаряженной АБ?

3. ГЕНЕРАТОРНЫЕ УСТАНОВКИ

В этот раздел входит изучение современных генераторов. Их преимущества перед генераторами постоянного тока. Ознакомление с конструкциями и принципом действия генераторов, способами автоматического регулирования напряжения генераторами.

Принцип действия регуляторов напряжения. Работа электронного транзисторного регулятора напряжения Я112-А.

Важное значение имеет ознакомление с основами эксплуатации генераторных установок: характерными неисправностями, методами проверки технического состояния как генераторов, так и их регуляторов напряжения.

Литература [1, глава 3; 2, разделы 1.2, 1.3, 1.4, 3; параграфы 11-

16].

Вопросы для самопроверки

3.1.Каково назначение генератора на автомобиле?

3.2.Из каких основных частей состоит автомобильный генератор?

3.3.Основные требования, предъявляемые к генератору.

3.4.Почему необходимо применять автомобильный регулятор работы генератора?

3.5.Преимущества генератора переменного тока перед генератором постоянного тока.

5

3.6.Изменением какого параметра осуществляется регулирование напряжения автомобильного генератора?

3.7.Схемное и конструктивное исполнение регуляторов напряже-

ния.

3.8.Перечислите наиболее характерные неисправности генераторов, их причины и способы устранения.

3.9.Назовите основные неисправности регуляторов напряжения и способы их устранения.

3.10.В чём заключаются основные операции технического обслуживания генераторов?

3.11.Наиболее характерные неисправности генераторных установок и способы их устранения.

4. СТАРТЁРЫ

Ознакомиться с пусковыми характеристиками двигателя внутреннего сгорания (ДВС), обратив внимание на величину минимальной пусковой частоты вращения и зависимость её от времени пуска.

Изучить особенности стартёрных электродвигателей и их электрические характеристики, какие факторы оказывают влияние на их величину. После этого следует изучить устройство стартёров и схемы управления ими. При этом нужно запомнить требования, которым должен удовлетворять сцепляющий механизм.

В заключение нужно уяснить особенности эксплуатации стартёров, основные операции по уходу, регулировке, неисправности и методы испытания стартёров.

Литература [1, глава 4; 2, разделы 2.3-2.7; 3, глава 3].

Вопросы для самопроверки

4.1.Что понимается под минимальной пусковой частотой вращения коленчатого вала ДВС?

4.2.Что представляет собой автомобильный стартёр?

4.3.Объясните работу схемы включения стартёра.

4.4.Работа механизма привода стартёра.

4.5.Для чего служат втягивающая и удерживающая обмотки тягового реле?


6

4.6.В чем заключается техническое обслуживание стартёра? Каковы основные неисправности стартёра?

4.7.Проверка и устранение неисправностей стартёра.

4.8.Учитывается ли падение напряжение в проводах и «массе» при определении пусковой мощности стартёра?

5. СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ

Назначение и принцип действия системы зажигания ДВС на примере классической системы батарейного зажигания. Контактнотранзисторная система зажигания, электронные системы зажигания. Достоинства и недостатки указанных систем зажигания.

На работу ДВС бензиновых двигателей большое влияние оказывает момент зажигания рабочей смеси. Поэтому надо обстоятельно разобраться, для чего необходимо изменять угол опережения зажигания на разных режимах двигателя и как это делается.

Необходимо твёрдо знать конструкцию элементов системы зажигания (катушки зажигания, распределителя зажигания, коммутатора, свечей, проводов), условия их работы на двигателе. Иметь понятие о тепловой характеристике свечей зажигания, помнить их маркировку.

Изучение этого раздела можно будет считать законченным после получения твёрдых знаний по основам эксплуатации системы электрического зажигания (правила ухода, способы устранения характерных неисправностей, методы проверки технического состояния, порядок установки зажигания на двигателе).

Литература [1, глава 6; 2, глава 3; 3, глава 2].

Вопросы для самопроверки

5.1.Что называется пробивным напряжением? Какие факторы влияют на его величину?

5.2.Что называется коэффициентом трансформации катушки за-

жигания?

5.3.Почему воспламенение рабочей смеси должно происходить раньше, чем поршень дойдёт до верхней мёртвой точки? Что называется углом опережения зажигания? Почему необходимо менять угол при изменении нагрузки двигателя?

7

5.4.Назовите основные детали свечи зажигания. Из каких материалов изготавливают изоляторы свечей?

5.5.Как маркируют свечи отечественного производства?

5.6.Что произойдёт, если «горячую» свечу установить на форсированный двигатель?

5.7.Начертите схему классической системы батарейного зажигания и объясните работу этой схемы.

5.8.Что называется периодом работы прерывателя?

5.9.Каковы примерные значения напряжений, необходимые для пуска холодного двигателя и работы прогретого двигателя?

5.10.Чему равна (примерно) минимальная энергия, необходимая для воспламенения горючей смеси, и какова энергия искры современных систем зажигания?

5.11.Как зависит величина тока разрыва от режима работы двига-

теля?

5.12.Как определяют время замкнутого состояния контактов прерывателя, зная число цилиндров, тактность и частоту вращения коленвала?

5.13.От чего зависит величина вторичного напряжения катушки зажигания?

5.14.С какой целью применяют конденсатор в схеме системы зажигания с контактным прерывателем?

5.15.Какой величины устанавливают зазоры между электродами свечей зажигания?

5.16.Каков примерный ресурс свечей зажигания, в том числе форсированных двигателей?

5.17.Какая свеча «холоднее» А22Н или А17ДВ?

5.18.С какой целью в центробежном регуляторе используется одна пружина жёсткая, а другая менее жесткая?

5.19.Почему катушку зажигания от классической системы зажигания нельзя использовать в контактно-транзисторной?

5.20.В чём отличие бесконтактно-транзисторной системы зажигания от контактно-транзисторной?

5.21.Для чего служит вакуумный регулятор опережения зажигания? Как он работает?

5.22.Назовите основные неисправности свечей, катушки зажигания, прерывателя-распределителя? Способы их устранения.

5.23.Как выполняется установка момента зажигания?


8

6. ОСВЕЩЕНИЕ, СИГНАЛИЗАЦИЯ И ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

В этом разделе изучаются потребители электроэнергии на автомобиле. Исключительно важное значение для безопасности движения по дорогам имеет система освещения. Поэтому следует ознакомиться с основными параметрами, характеризующими осветительные и светосистемные приборы: активная поверхность оптической системы, световое отверстие, телесный угол охвата, угол излучения и рассеивания, фокус и фокусное расстояние реальной системы, коэффициент пропускания и поглощения. Изучить устройство ламп. Ознакомиться с рабочим процессом и конструктивными особенностями галогенных ламп Н1, Н2, Н3, Н4, обратив внимание на различное исполнение цоколей этих ламп.

Основные требования, предъявляемые к осветительным приборам. Фары с европейской системой светораспределения и американской. Противотуманные фары. Правила ухода за фарами и порядок их регулировки.

Должное внимание необходимо уделить изучению конструкции и принципов действия приборов сигнализации, контрольных приборов, стеклоочистителя, отопителя и другого вспомогательного оборудования, а также уходу за этим оборудованием.

Литература [1, глава 6; 2, глава 3; 3, глава 2].

Вопросы для самопроверки

6.1.Каким двум противоречащим требованиям должны удовлетворять автомобильные фары?

6.2.Что собой представляет оптическая система фар?

6.3.Какая разница между двухнитевыми лампами американского

иевропейского типов?

6.4.Что такое «европейский» асимметричный ближний свет?

6.5.Объясните принцип работы галогенных ламп.

6.6.Какие из галогенных ламп выпускаются с двумя нитями накала ближнего и дальнего света?

6.7.Как устроены сигнальные и габаритные фонари? Каким требованиям они должны удовлетворять?

6.8.Как действуют указатели поворотов?

9

6.9.Как работает стеклоочиститель?

6.10.Принцип действия спидометра и его устройство.

6.11.Как устроен указатель уровня топлива?

6.12.Устройство и работа указателя уровня масла.

6.13.Устройство и принцип действия указателя температуры в системе охлаждения.

6.14.Как устроен и работает звуковой сигнал?

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

При выполнении контрольной работы нужно решить три задачи и ответить на пять вопросов из приведённого ниже списка. Задачи и вопросы разбиты на 20 вариантов: 10 чётных и 10 нечётных. Выбор варианта проводится по двум последним цифрам шифра студента. Если предпоследняя цифра чётная, то вариант берётся из чётной группы, а если нечётная, то вариант берётся из нечётной группы. Последняя цифра шифра соответствует номеру варианта.

Номера вопросов приведены в табл.1. Отвечая на вопрос, сначала надо выписать его текст, а затем изложить содержание ответа своими словами, по возможности кратко, но достаточно исчерпывающе.

Номера контрольных вопросов.

 

 

 

 

 

Таблица 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ варианта

 

 

 

 

 

№ вопроса

 

 

 

 

 

Нечётная группа

 

Чётная группа

0

1,

11,

21,

31,

41

 

2,

12,

22,

32,

42

1

3,

13,

23,

33,

43

 

4,

14,

24,

34,

64

2

5,

15,

25,

45,

65

 

6,

16,

26,

36,

46

3

7,

17,

27,

37,

47

 

8,

18,

28,

38,

48

4

9,

19,

29,

39,

49

 

10, 20,

30,

40,

50

5

3,

17,

35,

55,

75

 

4,

18,

42,

48,

58

6

7,

19,

25,

51,

61

 

12,

32,

62,

68,

76

7

33,

45,

59,

69,

79

 

10,

36,

56,

70,

80

8

35,

53,

63,

73,

77

 

34,

44,

52,

74,

78

9

19,

47,

57,

67,

71

 

24,

54,

60,

66,

72

Ответы на вопросы должны содержать необходимые теоретические положения, схемы, эскизы конструкций и цифровой материал.