Файл: Н.А. Андреева Основы технологии производства и ремонта автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.06.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра эксплуатации автомобилей

ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЕЙ

Программа, методические указания, вопросы для самопроверки

изадания к контрольным работам для студентов всех форм обучения специальности 150200 “Автомобили и автомобильное хозяйство”

Составитель Н.А. Андреева

Утверждены на заседании кафедры Протокол № 4 от 24.11.99

Рекомендованы к печати учебнометодической комиссией по специальности 150200 Протокол № 3 от 25.11.99

Электронная копия хранится в библиотеке главного корпуса КузГТУ

Кемерово 2000

1

Цель методических указаний – помочь студентам–заочникам специальности 150200 “Автомобили и автомобильное хозяйство” в самостоятельной работе по изучению курса “Основы технологии производства и ремонта автомобилей”.

Курс “Основы технологии производства и ремонта автомобилей” состоит из двух частей: технологии производства и технологии ремонта автомобилей. Восстановление первоначальных свойств автомобилей требует знания основ технологии автомобилестроения. Цель изучения технологии автомобилестроения:

дать студентам необходимые знания по проектированию и разработке технологических процессов изготовления автомобилей;

подготовить базу для освоения основного раздела курсатех- нологии ремонта автомобилей.

Наука о ремонте автомобилей приобретает статус самостоятельной дисциплины. Большое значение имеют задачи развития и совершенствования ремонтного производства. Решение этих задач позволит ремонтному производству преодолеть имеющиеся отставания, поднять уровень организации и технологии ремонта автомобилей до уровня машиностроения и обеспечить с наименьшими затратами поддержание растущего автомобильного парка в рабочем состоянии.

По мере роста автомобильного парка во всех экономических районах страны и увеличения масштабов капитального ремонта основной задачей является решение вопросов территориального развития и проектирования сети автомобильных предприятий.

Курс “Основы технологии производства и ремонта автомобилей” изучают студенты-заочники специальности 150200 в 10 и 11 семестрах.

ВЫПИСКА ИЗ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Номер

Всего

Лекции

Лабораторные

Номер кон-

Форма

семест-

часов

 

занятия

трольной

учета

ра

 

 

 

работы

знаний

10

26

18

10

№1, 2

зачет

11

 

 

 

№ 3

экзамен


2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ПЕРВОЙ ЧАСТИ КУРСА "ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА АВТОМОБИЛЕЙ"

ВВЕДЕНИЕ Автомобильная промышленностьведущая отрасль машинострое-

ния. Предмет технологии автомобилестроения. Научные основы технологии автомобилестроения.

Литература [1, с.5-6; 2, с.4-6].

2.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ

2.1.1. Производственный и технологический процессы.

Понятие об изделии, детали, сборочной единице, комплекте, комплексе. Производственный и технологический процессы. Технологическая операция, технологический и вспомогательный переходы, установ, позиция. Виды технологических процессов. Программа выпуска изделий. Характеристика типов производства: единичного, серийного, массового.

Литература [1, с.7-15; 2, с.7-13; 3, с.6-25; 8, с.10-13] .

А. Методические указания

Изучение раздела следует начать с ГОСТ 2.101-68, в котором даны четкие определения видов изделий: детали, сборочной единицы, комплекса - и их структуры.

Понятия о производственном и технологическом процессах, об элементах, необходимых для дальнейшей работы над теоретическим курсом. Необходимо твердо усвоить, что операция является основной частью технологического процесса. Операция - основная единица при проектировании, планировании и калькуляции технологического процесса изготовления деталей, узловой и общей сборке изделий. Элементы технологической операции установлены ГОСТ 3.1109-82 “Процессы технологические. Основные понятия и определения”.

Программа выпуска изделий - перечень наименований, изготовляемых или ремонтируемых изделий с указанием объема выпуска и срока выполнения по каждому наименованию.

3

В автомобилестроительном производстве различают три типа производства: единичное, серийное и массовое. Критерием оценки серийности является коэффициент закрепления операций. Необходимо обратить внимание на преимущества поточного метода и возможность его применения в двух типах производства.

Б. Вопросы для самопроверки

1. Каковы характерные технологические признаки детали, сборочной единицы, комплекта, комплекса?

2.Что такое производственный и технологический процессы?

3.Какие элементы включает в себя технологический процесс?

4.Что такое программа выпуска изделий?

5.Каковы отличительные особенности массового, серийного, единичного производств?

6.По каким принципам строятся технологические процессы в массовом и серийном производствах?

7.Чем характеризуется непоточный и поточный методы?

8.Что такое такт выпуска?

9.Что является критерием оценки серийности производства?

2.1.2. Виды заготовок и методы их получения

Общие требования к заготовкам. Виды заготовок. Методы получения заготовок автомобильных деталей. Технико-экономический анализ при выборе вида заготовок.

Литература [1, с.18-35; 5, с.10-30].

А. Методические указания

В автомобильном производстве правильный выбор заготовок оказывает большое влияние на экономическую эффективность производства. Выбор заготовки влияет на трудоемкость и стоимость обработки. Основным направлением в технологии изготовления заготовок является максимальное приближение заготовки по размерам к окончательной готовой детали, т.е. обеспечение минимальных припусков на обработку. Сравнительную оценку выбора заготовки делают по коэффициенту


4

использования металла. Характер способа изготовления заготовки зависит от типа производства.

Заготовки изготавливаются различными технологическими методами: литьем, обработкой давлением, формообразованием из порошкового материала, штампосваркой и из проката. При выборе вида заготовок следует провести технико-экономический анализ.

Б. Вопросы для самопроверки

1. Какие требования предъявляются к заготовкам?

2.Как производится и от чего зависит выбор метода получения заготовки?

3.Что характеризует коэффициент использования металла?

4.Дать характеристику способов литья.

5.Какие методы получения заготовок обработкой давлением применяются в автомобилестроении?

6.Что является исходным материалом для получения заготовок из проката?

7.Как изготавливают металлокерамические заготовки?

8.Какими методами получают заготовки из пластмасс?

2.1.3. Технологичность конструкций деталей и машин

Понятие о технологичности конструкций машин и их элементов. Критерий оценки технологичности конструкции. Методы отработки конструкции машин на технологичность. Технологические требования, предъявляемые к заготовкам деталей машин. Задачи комплексного решения вопросов технологичности для заготовительных процессов, механической обработки и сборки изделий.

Литература (3, с.30-36;4, с.160-184).

А. Методические указания

При изучении данного раздела необходимо ознакомиться с основными терминами, относящимися к технологичности конструкции, методами отработки на технологичность заготовок, деталей и сборочных единиц; показателями, применяемыми для оценки технологичности конструкций.

5

Б. Вопросы для самопроверки

1. Как проявляется технологичность в процессе производства изделия при эксплуатации и ремонте изделия?

2.Какими главными факторами определяются требования к технологичности?

3.Какие качественные показатели характеризуют технологичность конструкции?

4.Каковы требования технологичности к заготовкам деталей машин?

5.Каковы требования технологичности к конструкции деталей?

6.Какие требования технологичности предъявляются к сборочным единицам?

2.1.4. Основы точности механической обработки

Понятие о точности механической обработки в автомобилестроении. Экономическая и достижимая точность. Погрешности изготовления заготовок, механической обработки и сборки. Взаимосвязь погрешностей. Понятие о случайных и систематических погрешностях. Факторы, влияющие на точность обработки (неточность изготовления и износ станков, приспособлений и инструмента; жесткость системы СПИД; температурные деформации).

Литература [4, с.20-23; 6, с.7-16;7, с.39-40; с.352-358].

А. Методические указания

" Основы точности механической обработки" - важный раздел курса "Основы технологии производства и ремонта автомобилей". В этом разделе излагаются теоретические основы изготовления изделия заданного качества. Поэтому данному разделу необходимо уделить особое внимание.

Необходимо четко представлять, что решение вопросов точности начинается уже на этапе конструирования машины и продолжается на этапе ее изготовления. В связи с возрастающей необходимостью повышения долговечности, быстроходности и грузоподъемности автомобилей требования к точности ужесточаются.

Вопросы точности должны решаться комплексно для всего технологического процесса производства машин, начиная с получения заготовок и заканчивая сборкой машины.


6

При выполнении заготовок, механической обработке и сборке вследствие влияния различных технологических факторов возникают погрешности обработки. Необходимо разобраться в характере этих погрешностей и их влияния на точность.

Б. Вопросы для самопроверки

1. Что понимается под точностью в машиностроении?

2.Каково влияние точности на себестоимость и трудоемкость изготовления изделия?

3.В какой последовательности решаются вопросы точности на этапах конструирования и изготовления машин?

4.Почему вопросы точности должны решаться комплексно на всех этапах изготовления изделия, начиная с получения заготовки и кончая сборкой готового изделия?

5.Как влияет на точность механической обработки жесткость системы СПИД и температурные деформации?

2.1.5. Качество поверхностей деталей машин

Общие понятия и определения. Шероховатость поверхности. Параметры шероховатости. Волнистость поверхности. Физикомеханические свойства поверхностного слоя. Влияние качества поверхности на эксплуатационные характеристики автомобилей (усталостную прочность, износостойкость, антикоррозийную стойкость).

Литература [3, с.81-91; 4, с.117-139; 8, с.41-43].

А. Методические указания

Качество поверхностей характеризуется шероховатостью, волнистостью и физико-механическими свойствами поверхностного слоя деталей после механической обработки резанием.

При изучении этого раздела необходимо подробно ознакомиться с ГОСТ 2789-73 “Шероховатость поверхности”, в котором устанавливаются параметры шероховатости и приводятся их числовые значения, и с ГОСТ 25142-82, в котором устанавливаются термины и определения основных понятий, относящихся к шероховатости поверхности.

7

Б. Вопросы для самопроверки 1. Чем характеризуется качество поверхности?

2.Что называется шероховатостью поверхности?

3.Какие параметры шероховатости устанавливает ГОСТ 2789-73?

4.Что называется волнистостью поверхности?

5.Какие явления возникают в поверхностном слое детали при механической обработке?

6.От каких факторов зависит шероховатость поверхности при механической обработке?

7.Как влияет качество поверхности на эксплуатационные характеристики автомобилей?

2.1.6. Базирование деталей

Понятие о базах. Виды баз. Правило шести точек. Базирование призматической, длинной цилиндрической, короткой цилиндрической деталей. Назначение баз для обработки. Принцип совмещения и постоянства баз.

Литература [1, с.37-46; 3, с.36-46; 6, с.103-151; 8, с. 33-38].

А. Методические указания

Задачи взаимной ориентации деталей и сборочных единиц в машинах при их сборке и заготовок на станках при изготовлении деталей решают их базированием. Необходимо изучить особенности использования баз.

При изучении этого раздела особое внимание необходимо обратить на базирование призматической, длинной цилиндрической и короткой цилиндрической деталей.

При оформлении технологической документации на операционных эскизах все опорные базы отмечают условными знаками в соответствии с ГОСТ 3.1107-81.

Б. Вопросы для самопроверки 1. Что называется базой?

2.Как классифицируются базы?

3.Каковы принципы выбора базовых поверхностей при обработке деталей?


8

4.Как базируются призматические и цилиндрические детали?

5.Сформулируйте правило шести точек?

6.В чем заключаются принципы постоянства и совмещения баз?

2.1.7. Проектирование технологических процессов механической обработки деталей

Исходные данные проектирования технологических процессов. Установление технических условий на изготовление деталей. Разработка маршрутной технологии. Подбор оборудования. Выбор методов и средств технического контроля.

Расчет припусков на обработку. Понятие о припуске. Промежуточный, операционный, общий припуски. Методы определения припусков.

Расчет режимов резания. Определение скорости, сил, моментов резания и уточнение их по паспортным данным станков. Расчет мощности оборудования.

Техническое нормирование. Техническая норма времени. Расчет составляющих штучного времени.

Типизация технологических процессов. Групповой метод обработки.

Литература [2, с. 75-81; 3, с. 103-159; 4, с. 229-293; 6, с. 265-312; 8, с.43-48].

Б. Методические указания

Проектирование технологического процесса механической обработки (сборки) состоит из комплекса взаимосвязанных и выполняемых в определенной последовательности этапов. В зависимости от типа производства разрабатываются маршрутный, операционный или мар- шрутно-операционный технологический процессы. Виды технологических процессов и применяемая терминология регламентируются ГОСТ 3.1109-82 ЕСТД и ГОСТ 14.301-83 ЕСТПП.

При изучении методов расчета припусков следует ознакомиться с определением припусков по ГОСТам на отливки чугунные и остальные, поковки и штамповки.

При расчете режимов резания следует особое внимание обратить на расчет режимов резания при многоинструментальной обработке, а также на вопросы технологической классификации деталей и типиза-

9

ции технологических процессов, имеющих большое значение при технологической подготовке.

Необходимо хорошо разобраться в методах групповой обработки, на основе которой осуществляются поточные способы организации в условиях серийного производства.

Учитывая современный уровень развития вычислительной техники, следует ознакомиться с имеющимися достижениями по автоматизации проектирования технологических процессов с использованием ЭВМ.

Б. Вопросы для самопроверки

1. Какие исходные данные необходимы для разработки технологического процесса?

2.Что понимается под технологической классификацией деталей и типизацией технологических процессов?

3.В какой последовательности производится разработка технологического процесса механической обработки?

4.Что такое припуск?

5.Что называется общим, промежуточным и операционным припуском?

6.В чем заключается сущность опытно-статистического и расчетноаналитического методов определения припусков?

7.Как устанавливаются режимы резания на технологические операции?

8.Что такое техническое нормирование и техническая норма времени?

9.Как ведется расчет составляющих штучного времени?

10. В чем заключается сущность групповой обработки и как выбирается комплексная деталь?

2.1.8. Технологические процессы изготовления деталей автомобилей

Технологические процессы обработки корпусных деталей. Технологические процессы обработки валов, полых стержней, дисков и рычагов.

Литература [1, с. 157-252; 2, с.171-247; 8, с.56-72].