ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.06.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра психологии и педагогики
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Программа, методические указания и контрольные задания для студентов всех специальностей заочного факультета
Составители Г.В. Неупокоева Л.Я. Мощевитина Е.Б. Матвиенко Л.С. Полякова
Утверждены на заседании кафедры Протокол № 7 от 7.04.03
Рекомендованы к печати учебнометодической комиссией специальности 060800 Протокол № 11 от 10.04.03
Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ
Кемерово 2003
1
ВВЕДЕНИЕ
ЦЕЛЬ курса «Психология и педагогика» – формирование основ психолого-педагогической культуры у студентов.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ данного курса:
-развитие у студентов интереса к психолого-педагогическим проблемам;
-вооружение знаниями о социально-психологических особенностях личности, их проявлении, возможности учета в общении и трудовой деятельности, о психолого-педагогических аспектах межличностных отношений;
-формирование элементарных умений, необходимых специалисту для работы в трудовом коллективе;
-формирование у студентов установки на познание и совершенствование своих профессионально важных личностных качеств. Приобретенные студентами в процессе изучения курса знания
и умения, несомненно, окажутся полезными в их практической трудовой деятельности и общении.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
Программа курса состоит из 3 разделов, каждый раздел включает несколько тем. В конце каждой темы приводятся номера источников, содержащих материал по данной теме. При ознакомлении с литературой, полный список которой приведен на с. 24-25, желательно придерживаться последовательности тем, принятой в программе.
После того как та или иная тема изучена, необходимо проверить себя по вопросам для самоконтроля.
2
ПРОГРАММА КУРСА И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИКУ И ПСИХОЛОГИЮ
ТЕМА 1.1. Общие основы педагогики и психологии
Педагогика и психология как науки: понятие, предмет, задачи, структура. Связь педагогики и психологии с другими науками. Науч- но-исследовательские методы психологии и педагогики.
Рекомендуемая литература
[13, 15, 16, 18, 20]
Вопросы для самоконтроля
1.Что изучают науки педагогика и психология?
2.На данные каких наук опираются: а) педагогика; б) психо-
логия?
3.Какие научные дисциплины включают в себя наука педагогика и наука психология?
ТЕМА 1.2. Теория воспитания и развития личности
1.2.1.Понятие воспитания. Его направления: физическое, нравственное, умственное (интеллектуальное), эстетическое, профессио- нально-трудовое.
1.2.2.Понятие о развитии личности. Взаимосвязь развития и воспитания личности. Внешние и внутренние, управляемые и неуправляемые факторы развития личности. Движущие силы развития личности. Направления развития личности: физическое, психическое, социальное.
1.2.3.Самовоспитание: понятие, направления, условия. Приемы
исредства самовоспитания: самонаблюдение и самоанализ, самооценка, самокритика, саморефлексия, саморегуляция, самопринуждение, самоупражнение. Взаимосвязь воспитания и самовоспитания, их соотношение в разные возрастные периоды.
Рекомендуемая литература
[13, 14, 15, 16, 18, 19, 20]
3
Вопросы для самоконтроля
1.Что такое воспитание?
2.Что понимается под развитием личности? Как оно связано
своспитанием?
3.Какие вы знаете точки зрения на взаимосвязь развития и воспитания личности?
4.Какие вы знаете приемы и средства самовоспитания?
5.Назовите условия успешного самовоспитания.
РАЗДЕЛ 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
ТЕМА 2.1. Структура личности. Темперамент. Задатки. Способности
2.1.1.Индивид. Личность. Индивидуальность. Модель динамической структуры личности К.К. Платонова:
–биологический фундамент;
–особенности психических процессов;
–социально обусловленные особенности;
–опыт.
2.1.2.Темперамент. Классификация типов темперамента во взаимосвязи с типом нервной системы. Характеристика основных типов темперамента.
2.1.3.Понятие об экстраверсии и интроверсии. Психофизиологическая совместимость людей (совместимость по темпераменту). Учет темперамента в трудовой деятельности.
2.1.4.Задатки. Способности. Деятельность – основа формирования способностей. Способности общие и специальные, творческие и исполнительские. Способности как интеграция свойств личности и требований деятельности. Компенсация недостатков способностей в профессиональной деятельности.
Рекомендуемая литература
[3, 4, 5, 7, 8, 11, 13, 14, 15, 16, 18, 20]
Вопросы для самоконтроля
1.Кого можно назвать личностью?
2.Что понимается под индивидуальностью личности?
4
3.Что лежит в основе темперамента человека по теории И.П. Павлова?
4.Назовите особенности каждого из 4-х типов темперамента.
5.Какие виды деятельности вы порекомендовали бы представителям каждого из 4-х типов темперамента?
6.Люди какого типа темперамента предпочитают детальные, подробные инструкции?
7.Меняется ли темперамент в течение жизни?
8.От чего зависят способности человека?
9.Как проявляются способности?
10.Вспомните, какие творческие и исполнительские, общие и специальные способности есть у ваших друзей, знакомых, сослуживцев.
11.Можно ли сказать, что у однояйцевых близнецов (имеют одинаковые задатки), воспитывающихся в одной семье, будут одинаковые способности?
ТЕМА 2.2. Особенности основных психических процессов
2.2.1.Восприятие. Виды восприятия: зрение, слух, осязание, кинестезия, обоняние, вкус. Основные характеристики восприятия: константность, предметность, целостность, обобщенность. Ошибки, возникающие при восприятии человека человеком (ошибки психологии здравого смысла).
2.2.2.Внимание. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, постпроизвольное (послепроизвольное). Основные характеристики внимания: распределение, устойчивость, концентрация (предметность), переключаемость.
2.2.3.Память. Память генетическая и прижизненная. Виды прижизненной памяти: двигательная, образная, эмоциональная, символическая. Непроизвольное и произвольное запоминание. Формы памяти: мгновенная, кратковременная, промежуточная, долговременная. Роль сна в процессе запоминания. Способы управления памятью. Законы памяти.
2.2.4.Мышление. Основные формы мышления: понятия, суждения, умозаключения. Мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение и др. Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-
5
образное, отвлеченное (теоретическое). Допонятийное и понятийное мышление.
2.2.5.Эмоции. Виды эмоциональных состояний: аффект, собственно эмоции, чувства, настроение, стресс. Роль эмоций в трудовой деятельности. Управление эмоциями. Совет Д. Карнеги «Живите в отсеке сегодняшнего дня», его формула преодоления беспокойства.
2.2.6.Речь и язык. Связь речи с другими психическими процессами. Виды речи: внешняя и внутренняя, письменная и устная. Вспомогательные средства языка (темп, громкость речи, акцентирование слов и т.д.).
Рекомендуемая литература
[3, 4, 5, 7, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 20]
Вопросы для самоконтроля
1.Какова функция восприятия?
2.Как вы объясните тот факт, что в образе отражаются такие свойства объектов, для которых нет специальных анализаторов?
3.Какие факторы определяют избирательность внимания?
4.Как протекает процесс запоминания?
5.Какие факторы влияют на процессы запоминания и забыва-
ния?
6.Охарактеризуйте основные виды эмоциональных состояний.
7.Всегда ли стресс пагубно отражается на здоровье?
8.Как изменяются восприятие и мышление человека, находящегося в состоянии аффекта?
9.Какова взаимосвязь между речью и языком?
10. Как вы считаете, когда мы лучше понимаем собеседника: а) когда видим и слышим его; б) когда только слышим его.
Поясните свою точку зрения.
ТЕМА 2.3. Характер. Направленность личности
2.3.1. Характер. Природные и социальные предпосылки характера. Черты характера. Основные группы черт характера, выделяемые в системе отношений личности. Акцентуация черт характера. Основные типы акцентуаций по А.В. Петровскому.
6
2.3.2. Направленность личности. Осознанные (интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение и т.п.) и неосознанные (установки, влечения) мотивы поведения. Виды направленности: на себя, на взаимодействие, на задачу. Профессиональная направленность.
Рекомендуемая литература
[3, 4, 5, 7, 11, 13, 14, 15, 17, 18, 20]
Вопросы для самоконтроля
1.Что понимается под характером?
2.Какие отношения личности отражаются в характере?
3.Как связано природное с социальным в характере?
4.Назовите основные группы черт характера и приведите примеры по каждой группе.
5.Что такое акцентуация черт характера? Какие типы акцентуаций вы знаете?
6.Почему важно знать о направленности личности конкретного человека?
7.Что может выступать в роли мотива поведения?
8.Что такое профессиональная направленность? Какие мотивы выбора профессии вы можете назвать?
РАЗДЕЛ 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ТЕМА 3.1. Основы культуры человеческих взаимоотношений
3.1.1.Понятие общения. Принцип органического единства общения и деятельности.
3.1.2.Концепция 3-х эго-состояний Э. Берна. Проявление эгосостояний в межличностных отношениях. Формирование эгосостояний. Практические советы по использованию эго-состояний.
Рекомендуемая литература
[2, 21]
3.1.3. Психологические установки на общение с окружающими по Т. Харрису:
1. Я не о`кей – ты о`кей.
7
2.Я не о`кей – ты не о`кей.
3.Я о`кей – ты не о`кей.
4.Я о`кей – ты о`кей.
Рекомендуемая литература
[21]
3.1.4. Психологические приемы, позволяющие вызвать расположение собеседника:
1.«Добрая улыбка, приятное выражение лица» («зеркало отношений»).
2.«Имя собственное».
3.«Уважительный, дружеский тон».
4.«На поле собеседника» («личная жизнь», в кругу его интересов).
5.«Терпеливый слушатель».
6.«Золотые слова» (комплимент).
Психологический механизм действия указанных приемов. Рекомендуемая литература
[2, 6, 10, 13]
3.1.5. Общие правила человеческих взаимоотношений (по книге Д. Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей»).
Рекомендуемая литература
[6]
Вопросы для самоконтроля
1.Проанализируйте сильные и слабые стороны своего умения общаться.
2.Основная идея концепции Э. Берна.
3.Почему позиция «Взрослого» дает возможность конструктивно решить вопрос?
4.Какая из психологических установок на общение с окружающими по Т. Харрису является наиболее эффективной? Объясните, почему.
5.Назовите основные психологические приемы, позволяющие расположить собеседника к себе.
6.Какое из общих правил человеческих взаимоотношений Д. Карнеги является для вас наиболее значимым? Почему?
8
7.Как развить в человеке все то хорошее, что в нем заложе-
но?
ТЕМА 3.2. Основы культуры делового общения
3.2.1.Понятие деловой беседы как элемента делового общения. Подготовка к проведению деловой беседы. Как привлечь внимание собеседника и правильно начать деловую беседу? Учет языка мимики и жестов.
3.2.2.Как заинтересовать собеседника в своей точке зрения? Проблемные ситуации, возникающие при деловой беседе:
1.Точка зрения собеседника по интересующему вас вопросу заранее не известна.
2.Заранее известно, что ваша точка зрения по данному вопросу расходится с точкой зрения собеседника.
Заключительная часть деловой беседы.
Рекомендуемая литература
[1, 2, 6, 9, 10, 12, 13, 17]
Вопросы для самоконтроля
1.Что значит владеть культурой делового общения?
2.Что входит в подготовку к деловой беседе?
3.Отчего часто деловая встреча заканчивается, не успев начать-
ся?
4.Какой информацией необходимо обладать, чтобы стимулировать деловую беседу?
5.Как нужно поступить, чтобы заинтересовать собеседника в своей проблеме?
6.Охарактеризуйте основные проблемные ситуации, которые могут возникнуть при деловом общении. Ваше поведение в них?
7.Как правильно закончить деловую беседу?
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Для определения номера варианта контрольной работы следует пользоваться таблицей из приложения. На пересечении строки, содержащей первую букву фамилии студента, и столбца, содержащего последнюю цифру номера зачетной книжки, находится порядковый
9
номер контрольной работы, которую студент должен выполнить. Например, студенту Носкову А.М., имеющему зачетную книжку за номером 029637, следует выполнить контрольную работу под номером
4.
В каждый вариант контрольной работы включены задания по всем трем разделам программы курса: «Введение в психологию и педагогику», «Социально-психологические особенности личности» и «Психолого-педагогические аспекты межличностных отношений». Разделы программы курса представлены в варианте в той же последовательности, что и в самой программе.
Контрольная работа состоит из 4-х заданий. Задания могут быть как теоретического, так и практического характера. В теоретическом задании следует подробно изложить теорию по указанной теме программы курса. В практическом задании необходимо либо решить психологическую или педагогическую задачу на определенную тему, либо привести пример, дав описание и анализ ситуации. Номер темы, по которой выполняется задание, указан в скобках после него. Практические задания выполняются только после того, как изучена теория вопроса. Студент имеет право не ограничиваться рекомендуемыми источниками, а привлекать дополнительные материалы, указывая их в конце контрольной работы в списке использованной литературы.
Контрольная работа выполняется на отдельных листах формата А 4. Текст должен быть только на одной стороне листа (оборотная сторона – чистая), страницы должны быть пронумерованы и иметь поля для замечаний рецензента. Желательно представить печатный вариант работы, в ином случае она должна быть написана разборчиво. На титульном листе указываются названия: министерства, университета, кафедры, предмета; номер варианта; ФИО автора; номер его зачетной книжки; курс; ФИО преподавателя. На следующий лист переписывается задание. В конце работы приводится список использованной литературы, ставится дата выполнения и подпись автора.
Контрольная работа регистрируется в деканате ЗОТФ. Зачтенная контрольная работа является необходимым условием для допуска студента к зачету или экзамену по курсу «Психология и педагогика».