Файл: Г.В. Пинигина Методические указания в помощь студентам всех специальностей при выполнении практических работ по курсу Психология управления .pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.06.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10

- предпочтительные условия работы, зарплата, режим работы.

На подготовку выступления 10 минут. При выступлении можете пользоваться текстом. Успеха Вам!

«Рекламный ролик»

Описание ситуации Критерием отбора при устройстве на работу в престижную фирму

является удачный рекламный ролик. Задание.

Подготовьте рекламный ролик и исполните его на одну из тем:

-продажа российских автомобилей в США;

-продажа российских компьютеров в Японии;

-продажа грузинского чая в Индии.

На подготовку вам дано 10 минут, на выступление не менее минуты.

«Бюджет»

Описание ситуации Игра заключается в распределении годового бюджета города по

сферам. Могут быть предложены следующие сферы: туризм, здравоохранение, охрана общественного порядка, торговля, культура, образование, транспорт, печать, радио и телевидение, строительная индустрия, общественное питание.

В распределении бюджета принимают участие мэр города и его заместители, курирующие указанные выше сферы.

Характеристика города.

Это небольшой старинный городок с численностью жителей около 50 тыс. человек, основной его доход – туризм. Остальные детали придумываются студентами в ходе игры, причем, если выступающий первым сказал о какой-то особенности города, все принимают это (если оно не противоречит логике) и при необходимости вносят коррективы в свои выступления. Такой подход позволит студентам проявить фантазию, учит приспосабливаться по ходу игры, быть гибкими.

Мэр и его заместители получают от преподавателя карточки. В карточке мэра указывается сумма годового бюджета города в условных

11

единицах, на карточках заместителей – курируемые ими сферы и суммы (также в условных единицах), которые желательно получить. Суммы, проставленные на карточках, известны только их получателям и сохраняются от всех остальных в тайне. Задача мэра – уложиться в бюджет, задача каждого из заместителей – получить сумму, указанную на карточке, а еще лучше, даже большую, если удастся. Каждый из заместителей должен убедить мэра и остальных в том, что без требуемой суммы в данной сфере не обойтись. С этой целью следует расписать сумму по остальным статьям расходов, дать пояснения, использовав все свое красноречие, фантазию, но, не выходя за рамки элементарной логики. Время на обдумывание речи 10-15 минут.

При выделении средств мэр должен принимать во внимание не значимость сферы как таковой, а аргументацию заместителя, курирующего сферу, его умение вести диалог, убеждать, логически мыслить и т.д.

Игра проходит в один, два, а иногда три этапа и начинается с приветственной речи мэра, с которой он обращается к присутствующим. На первом этапе выступают заместители мэра (первым – представитель ведущей сферы – туризма, остальные – в любом порядке), называя требуемую сумму, статьи расходов, аргументируя свои требования. Выслушав всех, мэр сопоставляет выделенный бюджет с требуемыми суммами. Если они не превышают бюджета, то игра на этом заканчивается. Это происходит только тогда, когда представители сфер просят суммы, не превышающие указанные в карточках (это не в их интересах). Если требуемые суммы превышают бюджет, мэр призывает сократить расходы и начинает детально беседовать с каждым по статьям расходов, т.е. приступает ко второму этапу игры. Остальные участники заседания также могут принимать участие в обсуждении, прося слова. Если после повторного обсуждения бюджет все же не удастся распределить, мэр может вернуться к некоторым сферам еще раз (третий этап игры). Любое свое решение по выделению или сокращению требуемых средств мэр обязательно должен аргументировать. Если игра затягивается, преподавателем вводятся ускоряющие факторы, например, на закрытое заседание прорывается пресса или срочно мэра вызывают на чрезвычайное заседание и т.д. В конце концов бюджет должен быть принят.


12

«Катастрофа на воздушном шаре»

Описание игры Вариант I

Вы находитесь в корзине воздушного шара, который был подарен вам (например, местным богатым банком). Вы летите над Атлантическим океаном. Но в результате столкновения с гигантским орлом ваш шар начинает терять высоту. Вдалеке видны несколько островов. У вас есть шанс спастись, если облегчить шар, освободившись от не самых нужных вещей, - и долетите до островов. Учтите, что какие-то вещи могут пригодиться, чтобы выжить на этих необитаемых островах.

Список вещей:

каны, миски, кружки, ложки (9 кг);

ракетница с комплектом сигнальных ракет (8 кг);

подборка полезных книг про все (22 кг);

консервы мясные (20 кг);

топоры, ножи, лопата (12 кг);

канистра с питьевой водой (20 л);

бинты, вата, перекись, зеленка (7 кг);

винтовка с запасом патронов (30 кг);

импортный шоколад (10 кг);

золото, бриллианты (2,5 кг);

очень большая собака (55 кг);

теплая одежда и одеяла (50 кг);

мыло, шампунь, шило (3 кг);

нейлоновый канат (150м);

соль, сахар, набор поливитаминов (9 кг);

медицинский спирт (10л).

Задание 1. Имеющийся список вещей должен быть проранжирован по степени необходимости в течение 10 минут. От чего можно избавиться, чтобы выжить?

Задание 2. Вы не один в корзине шара. Свое ранжирование сделал каждый. Команда должна выработать общее решение. Решение принимается, если против не более трех человек. Чем больше командное решение будет отличаться от вашего, тем больше вы потеряете очков. А победители в дискуссии получат очки. На принятие общего командного решения дается 20-30 минут.

13

Вариант II

Выберите себе профессию на собственное усмотрение. Теперь представьте, что вы оказались членами одного экипажа на воздушном шаре. Шар начинает падать и остается совсем немного времени до того момента, когда он упадет в море. Чтобы этого не произошло, кто-то должен выпрыгнуть из корзины.

Вы должны принять общее решение о том, кто выпрыгнет из корзины.

Вопросы для самоконтроля:

1.Продуктивность работы? Выживете?

2.Был ли выработан принцип принятия решения?

3.Что делал ты? Насколько ты был активен?

4.Работал ли ты на группу? Помогал? Мешал?

5.Четкость твоей аргументации?

6.Кто был лидером? Аутсайдером? Помехой? Наблюдателем? Почему?

7.Была ли агрессия? Почему? Помогала ли она? Оставались ли вы человечными?

Тренинг «Слалом»

Описание ситуации Руководитель спешит на совещание, все участники которого уже

собрались и ждут его. По пути его останавливают сотрудники или просители, обращаясь с различными сверхнеотложными делами, которые приходится решать буквально на бегу.

Если руководитель решает вопрос по существу, он получает талон от человека-препятствия, если же только отмахивается от него – ничего не получает. Время, отпущенное на дистанцию, - 5 минут.

Задача руководителя набрать больше талонов.

«Работа с документами»

Описание ситуации Вам предлагается подумать над довольно типичными ситуациями

при работе с документами и предложить свои варианты их решения:

Ситуация 1. У директора в кабинете представитель завода, которому объединение поставляет ряд изделий и с которым сложились многолетние хорошие отношения.


14

Он просит несколько изменить номенклатуру и сроки поставок, объясняет необходимость этого и передает соответствующие документы. Не обладая необходимой информацией по существу вопроса, что вполне естественно, искренне желая помочь потребителю и в то же время не желая его безосновательно обнадеживать, директор оставляет документы у себя, обещая разобраться и помочь.

Вопрос: Правильно ли он поступает?

Ситуация 2. Рассматривая почту, руководитель обнаруживает документ, с которым хотел бы ознакомиться детальнее. Но времени сейчас нет, и он оставляет документ у себя в надежде внимательно прочесть его в субботу.

Вопрос: Правильно ли он поступает?

Ситуация 3. Из структурного подразделения документы поступают к руководителю на подпись в трех экземплярах: один уйдет к адресату, второй возвратится в подразделение, третий останется у секретаря или в канцелярии. Третий экземпляр документа нужен для подстраховки. Администратор не убежден, что копия быстро будет обнаружена в делах структурного подразделения, поэтому пусть один экземпляр хранится у секретаря.

Вопрос: Правилен ли такой подход?

15

Раздел II: ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Ниже приводятся конкретные управленческие задачи, с которыми руководитель сталкивается неизбежно. Попробуйте свои «силы». При решении этих задач вы проверите теоретическое усвоение двух курсов «Психология и педагогика» и «Психология управления».

Задача 1.

Вам повезло, после окончания института вам

 

удалось устроиться на работу. В вашем подчинении

 

порядка 10 человек. Через три дня первая встреча с

Вопрос:

коллективом.

 

Как будете готовиться к этой встрече?

 

Ваша первейшая задача в этой встрече.

Задача 2.

Начальник цеха заметил, что один из членов

 

бригады

обмотчиков

(высококвалифицированный

 

специалист) часто стал отсутствовать на рабочем месте.

 

Начальник цеха вызывает его к себе вместе с

 

бригадиром и делает выговор бригадиру за отсутствие

Вопрос:

дисциплины в бригаде.

 

В чем управленческая ошибка начальника цеха?

 

Как поступили бы вы?

 

Задача 3.

Вы решили уволить подчиненного, вам не

 

нравится его отношение к работе, хотя в личном плане

Вопрос:

он вызывает у вас симпатии.

Как это сделать с наименьшими моральными

 

потерями для него?

 

Задача 4.

Вы сидите в кабинете. Врывается ваш

 

подчиненный и с порога на повышенных тонах

 

высказывает свое недовольство организацией труда.

Вопрос:

Как успокоить его мгновенно, да еще и так, чтобы

 

ему стало стыдно за свое поведение?

Задача 5.

Вы пригласили в кабинет подчиненного, чтобы

Вопрос:

сделать ему замечание. Он давно работает с вами.

Как сделать замечание, не обидев его, и более

 

того, чтобы подчиненный вышел из вашего кабинета

 

окрыленным, с желанием хорошо работать?


 

16

Задача 6.

Вы находитесь в одном из подразделений вашей

 

фирмы, где разбирается жалоба. Работа уже подходит к

 

концу, но раздается звонок, вам нужно срочно прибыть

 

на внеочередное заседание депутатской группы. Вы

 

прерываете работу и собираетесь уходить (времени

 

хватит только для того, чтобы доехать). В этот момент к

 

вам подошла одна из сотрудниц этого подразделения.

 

Она хочет (по ее словам) сообщить вам нечто

 

чрезвычайно важное. Вы знаете, как знают и другие, что

 

она – любительница «подавать сигналы», выискивать и

 

вскрывать недостатки там, где их часто и нет. Как

 

правило, из того, что она говорит, - на 20% все же есть

Задание:

рационального.

Откажите этой женщине в аудиенции и

 

одновременно вызовите у нее положительные эмоции.

Задача 7.

После внезапного увольнения трех сотрудников из

 

строительного отдела вам необходимо перевести туда

 

одного опытного сотрудника из отдела ВТ. Ваш выбор

Вопрос:

пал на инженера Елену Борисовну.

Как вы скажите ей об этом, терять вам ее не

 

хочется, а ведь она может не согласиться и подать

 

заявление об уходе?

Задача 8. На станции ремонта сельскохозяйственных машин особенно много сезонной работы. И как раз в это время, когда идет напряженная работа по выполнению заказов, погибает опытный мастер. Вместе с ним пострадал и бригадир, который стал нетрудоспособным на несколько недель.

Начальник ремонтной станции обращается к мастеру Иванову, который руководит слесарной мастерской, очень опытному специалисту, пользующемуся большим авторитетом:

-Господин Иванов, нам необходимо выйти из трудной ситуации. Я решил перевести вас на место пока болеющего бригадира.

-С этим я совершенно не согласен, - возразил