Файл: Г.В. Пинигина Методические указания в помощь студентам специальности 230500 Социально-культурный сервис и туризм при поведении практических занятий по дисциплине Психология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.06.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
24
нами от другого человека, менее чем на 10% определяется словами, которые он произносит.
Гораздо большее значение имеет язык тела (жесты, телодвижения, выражение лица, контакт глазами и т.п.) и манера говорить (тембр голоса, интонация). Вот почему так важно научиться расшифровывать собственные скрытые социальные, эмоциональные установки, а также правильно интерпретировать язык тела своих партнеров по общению.
Упражнение «РАЗГОВОР ЧЕРЕЗ СТЕКЛО»
Назначение:
-формирование чувствительности к невербальным средствам общения;
-формирование умения выразить свое состояние невербальными
средствами.
Процедура. Двое из участников лишь с помощью жестов пытаются о чем-то договориться. Тему можно сообщить одному из них, а он должен передать эту информацию своему товарищу, стоя перед звуконепроницаемым стеклом. Группа следит за их «диалогом» и пытается понять содержание разговора. После выполнения задания обсуждается кто и что пытался сказать, как правильно поняли.
Упражнения из серии «МИМИКА И ЖЕСТЫ»
Назначение:
-формирование умения выразить свое состояние невербальными средствами;
-выработка навыков прочтения состояния другого по невербальным проявлениям.
1. Игра «ПАНТОМИМА»
Ведущий задает тему, которую участники должны раскрыть пантомимически. Темы для пары: «Внести бревно и распилить его», «Внести в комнату ковер и повесить его на стену», «Встреча на одной скамейке», «Утешение обиженного», «Перейти по узкой доске через большую лужу», «Пройти по качающемуся мостику через пропасть».
После проигрывания соответствующих сценок все обобщают свои чувства и делятся впечатлениями.
25
2. Игра «НЕМОЙ КОНТАКТ»
Ведущий дает участнику задание, которое тот должен передать одному из членов группы:
а) с помощью жестов и мимики; б) с помощью только жестов; в) с помощью только мимики.
Задания типа «Включить свет», «Открыть дверь», «Написать на доске свое имя» и т.п.
3. Игра «ОРЕЛ ИЛИ РЕШКА» или «МОНЕТА»
Один из участников кладет монету орлом или решкой вверх так, чтобы другие не видели. Другой участник должен выяснить, как лежит монета. Для этого он задает первому участнику вопросы, на которые он может однозначно ответить или «да», или «нет». Например, «сейчас день?» («да»), «сейчас ночь?» («нет»). Первый участник дает на эти вопросы ответ, но не вслух, а про себя. Задача второго – определить, как реагирует первый участник при ответе «да» и «нет». Выяснив это, задается вопрос о монете.
Можно повторять с разными участниками.
Упражнение «ЖЕСТЫ»
Назначение:
- углубление опыта невербального общения.
Процедура. В разговор вступают два человека. Свободно общаясь друг с другом, они должны обязательно использовать самые разнообразные жесты. Причем как можно более активно!
Группа следит, чтобы жестов было больше, но чтобы они были естественными в разговоре.
Упражнение «РИСУНОК ВДВОЕМ»
Назначение:
-отработка невербальных техник общения;
-определение умения участников регулировать процесс общения. Материалы: бумага, ручка или карандаш.
Процедура. Участники разбиваются по парам. Каждой паре
выдается лист бумаги и один карандаш. Держа карандаш вдвоем, без слов, за 5 минут они должны создать совместное произведение. Под рисунком написать название и поставить подписи.
26
После окончания процедуры ведущий может задать участникам следующие вопросы:
-Является ли картина действительно совместным произведением?
-Кто был инициатором создания именно этого сюжета?
-Кто являлся лидером, а кто подчиненным?
-Учитывались ли желания каждого участника?
-Понимали ли участники друг друга в процессе совместной работы?
-Какие способы общения они использовали для этого?
Упражнение «КАРТИНА»
Назначение:
- выявление уровня группового взаимодействия.
Процедура. Каждый член группы рисует на доске не более трех линий (прямые, ломаные и прочие). Члены группы рисуют по очереди, добавляя к композиции свои детали, молча выражая свои чувства, настроения в рисунке.
По окончании работ проанализировать, получился ли совместный рисунок.
Упражнение «ПАЛЬЦЫ»
Назначение:
-выявление уровня группового взаимодействия;
-определение индивидуальных стратегий и тактик общения. Процедура. По заданию ведущего каждый из участников
«выбрасывает» определенное количество пальцев (от 1 до 5) по своему желанию.
Упражнение продолжается до тех пор, пока не совпадет выброшенное количество пальцев у всех участников, либо после достаточного числа попыток, если цель не достигнута.
После этого обсуждается, как каждый из участников строил свою стратегию.
27
Тема 2. Развитие коммуникативных умений и навыков
Информация. Для того, чтобы быть способным к активному общению, как мы уже поняли, человек должен осознавать самого себя, свои сильные и слабые стороны, наиболее типичные способы реагирования в различных ситуациях. Тот же анализ (целей, установок, мотивов, сильных и слабых сторон) необходим и относительно партнера по общению.
Эффективное общение зависит и от степени владения различными средствами общения (описание поведения, чувств, эмпатии и т.д.).
Кроме того, совершенно необходимым для приятного и продуктивного общения (коммуникации) является владение определенными умениями и навыками (например, умением устанавливать контакты, умением слушать и т.п.). Но человек не рождается с этими умениями, они – результат длительной и настойчивой работы над собой.
Упражнение «ВЕРТУШКА ОБЩЕНИЯ»
Назначение:
-диагностика умения слушать и давать обратную связь;
-формирование индивидуальных способов эффективного общения.
Процедура. Вариант А. Члены группы встают (садятся) лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный (участники стоят спиной к центру круга) и внешний подвижный (участники расположены лицом к центру круга), то есть расположены по принципу «карусель».
По сигналу ведущего участники каждой пары начинают разговор друг с другом на любую тему и продолжают его в течение 1 минуты. Далее члены внешнего круга переходят к следующему участнику и беседуют с ним. Так они перемещаются до тех пор, пока не окажутся в паре с первым участником. По окончании выполнения упражнения проводится анализ ощущений участником. Легко или трудно было находить тему разговора, зависело ли это от партнера, как происходило общение?
Вариант Б. Члены группы располагаются по принципу «карусели». Участники внутреннего круга играют роли, которые определяет ведущий, например продавца, который должен что-то
28
продать покупателю, то есть партнеру, стоящему во внешнем круге. В течение 2-3 минут идет ролевая игра, затем по сигналу руководителя происходит ролевой обмен.
Можно, если позволяет время, снова запустить круги, опять остановить их и дать другие роли. Примерный перечень ролей:
-родственник, который давно не виделся с вами;
-ребенок, получивший новую игрушку;
-мужчина (женщина) рассказывает о смерти супруги (супруга) и т.д.
Упражнение «ЗАМОРОЖЕННЫЙ»
Назначение:
- совершенствование вербальных и невербальных компонентов общения.
Процедура. Один из участников группы застывает неподвижно в любой позе с окаменевшим лицом. Задача «реаниматора» (им может быть любой из членов группы) «оживить», «разморозить» этого человека. Для этого можно использовать любые средства, но не задевая «замороженного», – жесты, взгляды, слова и т.д.
Признаки успешной работы – непроизвольная улыбка «замороженного», его реплика, смех, какие-то другие проявления и т.д.
Затем другой встает в центр и застывает, выходит новый «реаниматор», и действие повторяется.
Упражнение «ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО»
Назначение:
- диагностика и отработка индивидуального стиля общения. Процедура. Вариант А. Вся группа встает тесным кольцом, крепко
взявшись за руки. Один из участников по жребию (или по желанию) становится в круг. Он должен найти такие слова, доводы, интонацию, жесты при обращении к кому-либо из группы, чтобы тот поверил в его искренность и захотел выпустить «узника» из круга. Если первая попытка неудачная, то можно попробовать еще раз.
Затем другой входит в круг и пробует, используя «волшебное слово», выйти за пределы кольца. У него тоже две попытки.
Вариант Б. Группа становится кольцом, один – вне круга. Его задача - проникнуть в круг. Он может использовать не только «волшебное слово», но и любые другие способы (прорваться в круг
29
силой, пролезть внутрь и т.п.). Если кто-то из участников не выдерживает «схватки» и выпускает желающего проникнуть, то сам занимает его место за кругом. Теперь он получает то же задание.
После завершения игры можно обсудить происходившие ситуации и способы, с помощью которых участники пытались решить свою проблему.
Упражнение «МАМА И ДЕТИ»
Назначение:
-определение и развитие умений чувствовать и понимать другого человека;
-определение умения участников регулировать процесс общения;
-обработка умений слушать другого и убеждать в правоте своей
точки зрения.
Процедура. Члены группы делятся на подгруппы по 4 (или 3) человека. Один из подгруппы – «мама», двое остальных - «дети», четвертый – наблюдатель. «Мама» и «дети» получают отдельно инструкции по их стратегии в ходе общения. «Мамы»: «У вас взрослые дети, у которых уже свои семьи. Год назад у вас умер муж. Вы встретили хорошего человека, с которым начинают налаживаться отношения. Ваша задача при разговоре с «детьми» - убедить их, чтобы не ранить их чувства к умершему отцу, рассказать о своем знакомстве».
«Дети»: «Год назад у вас умер отец. Вы заметили, что ваша мама в последнее время выглядит озабоченной, печальной, что вполне логично можно объяснить ее тоской по мужу. На работе вам предложили «горящую» путевку в санаторий. При разговоре с мамой постарайтесь убедить ее в необходимости поехать туда, чтобы отдохнуть и развеяться».
«Мама» и «дети» беседуют до тех пор, пока не решат своих проблем. Затем, с помощью наблюдателей, идет обсуждение и анализ ролевой игры.
Но вы не знаете, как сказать об этом «детям», ведь они хорошо помнят и любят своего отца.
30
Упражнение «ГОСТИНИЦА»
Назначение:
-выявление основных способов взаимодействия каждого члена группы с другими людьми, индивидуальных особенностей общения;
-формирование эффективных способов общения.
Материалы: таблички с надписями «Мест нет» и «Администратор
(ФИО)».
Процедура. Выбирается участник на роль администратора гостиницы (лучше по желанию), описывается ситуация для разыгрывания.
«Вы оказались в незнакомом городе. На улице поздний вечер, сегодня вам из города уже не уехать. Придется здесь заночевать. Вы зашли в гостиницу в поисках ночлега, но на столе администратора табличка «Мест нет». На самом деле у администратора есть резервные места, но поселит он вас или нет - зависит только от его желания. Ваша задача – поселиться в гостинице. Действуйте любыми методами, кроме подкупа и угроз».
Оптимальное число посетителей, пробующих свои возможности 3-5 человек, остальные выступают в роли зрителей. При необходимости игра может происходить и со сменой администраторов.
После окончания игры происходит обсуждение проигранных ситуаций. Можно стимулировать обсуждение следующими вопросами к участникам:
-Какие чувства вы испытывали при общении с партнером?
-Попробуйте описать с психологической точки зрения личность вашего собеседника?
-Чем он располагал к себе и чем отталкивал?
-Какие приемы для достижения цели вы использовали?
-Что говорил о своих чувствах партнер языком невербального общения?
Вопросы к зрителям:
-Какие личные особенности участников проявились в игре?
-Какие способы и приемы взаимодействия они использовали?
-Было ли рассогласование между вербальными и невербальными средствами общения?
-Что способствовало достижению цели участником, а что помешало тому, кому это не удалось? и т.п.
31
После этого ведущий анализирует игру, ход ее обсуждения, особенно обращая внимание, в нужные моменты, на барьеры общения, правила эффективной коммуникации, особенности участников игры.
Упражнение «КОМПЛИМЕНТЫ»
Назначение:
-научиться выражать позитивные чувства другим людям;
-научиться оказывать и принимать знаки внимания.
Процедура. Вариант А. Участники сидят в кругу, каждый должен внимательно посмотреть на партнера, сидящего слева, и подумать о том, какая черта характера, какая привычка этого человека ему нравится и он хочет сказать об этом, то есть сделать комплимент.
Начинает любой из членов группы, который готов сказать приятные слова своему партнеру, сидящему слева от него. Остальные внимательно слушают. Тот, кому сделан комплимент, должен, как минимум, поблагодарить, а затем сам сделать комплимент по кругу и т.д.
Вариант Б. Участники также делают комплименты соседу слева. Участник, получивший подобный знак внимания, должен не просто поблагодарить: «Спасибо, я тоже думаю, что я . . .» (повторяет полностью сказанное ему), но и подкрепить сказанное еще одной похвалой в свой адрес: «Но кроме того, я еще хорошо умею . . .» (называет качество личности, умение, качество, характеризующее внешность, манеру поведения, установку и прочее, которое он ценит в себе и считает, что оно заслуживает положительных знаков внимания).
Ведущему необходимо настроить участников на тактичное отношение друг к другу, на развитие умения слушать и слышать говорящего.
Упражнение «ПОДАРКИ»
Назначение:
- работа над умениями оказать положительные знаки внимания. Процедура. Все участники по кругу высказываются: «Что бы я
хотел подарить сидящему рядом?» Называется то, что, по мнению говорящего, могло бы по-настоящему обрадовать человека, которому сделали такой подарок.
Затем тот, кому «подарили», благодарит и объясняет, действительно ли он был бы рад этому подарку. И почему?