Файл: В.П. Котурга Эскизная компоновка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.06.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

29

Рис. 3.5


30

Рис. 3.6

31

Рис. 3.7

32 3.5.2 Порядок выполнения эскизной компоновки:

1)на диаметре dï3 отложить от торца ступицы колеса зазор à и провести внутреннюю линию стенки корпуса в месте расположения подшипникового узла;

2)отложить от внутренней линии стенки корпуса t и построить сечение подшипника качения тихоходного (ведомого) вала по размерам

D3 ; B3 ; r3 ;

3)отложить от торца подшипника конструктивный зазор a / (рекомендуется из условия размещения фасок валов a /1,5a) и построить

на диаметре dï1 сечение подшипника качения быстроходного (ведущего) вала по размерам D1 ; B1 ; r1 ;

4)отложить от торца подшипника t и построить внутреннюю линию стенки корпуса;

5)отложить от внутренней линии стенки корпуса зазор à для определения положения детали (шестерни) на быстроходном (ведущем) валу;

6)сформировать заплечики, в которые упираются подшипники, с

учетом D41 ; D43 ; a / ;

7) в случае выбора варианта рис. 3.5 сформировать канавки в местах сопряжения заплечиков и отверстий. В случае выбора схем рис. 3.6, 3.7 построить сечение кольца с фиксирующим выступом (рис. 3.6) или без него (рис. 3.7).

3.6 Эскизная компоновка подшипниковой опоры ведущего вала конического и коническо-цилиндрического редукторов

В силу конструктивных особенностей в узлах конических передач наибольшее распространение получило консольное расположение ведущей шестерни. Конструкция узла при этом получается простой, компактной и удобной для сборки и регулирования. Общим недостатком консольного расположения является повышенное неравномерное распределение нагрузки по длине зуба шестерни.

Для удобства осевого регулирования конического зацепления вал в сборе с подшипниками заключен в стакан. При регулировании зацепления коническую вал-шестерню перемещают в осевом направлении путем изменения толщины прокладок между корпусом редуктора и фланцем стакана.


33 3.6.1 Осевая фиксация вала «врастяжку»

В силовых конических передачах преимущественное применение находит установка подшипников по схеме «врастяжку», компоновка которой приведена на рис. 3.8. Силы, действующие в коническом зацеплении, вызывают появление радиальных реакций опор. Оптимальным представляется вариант, когда расстояние между точками приложения реакций опор составляет 2,5A , где A расстояние между серединой зубчатого венца и точкой приложения реакции опоры ближнего подшипника. Регулирование осевого зазора осуществляется посредством осевого перемещения круглой шлицевой гайки с последующим ее стопорением.

3.6.2 Осевая фиксация вала «враспор»

Компоновка типовой конструкции вала-шестерни, фиксированной по схеме «враспор» приведена на рис. 3.9. Эта схема установки подшипников при соблюдении необходимого по условиям жесткости соотношения имеет значительные размеры узла в осевом направлении и для применения в силовых передачах не рекомендуется. Регулирование осевого зазора осуществляется посредством изменения толщины прокладок между фланцами крышки и стакана.

3.6.3 Построение эскизной компоновки конической вал-шестерни

Общие исходные данные для построения, рассчитанные или принятые из справочной литературы, ГОСТов:

-величина расчетного зазора à ;

-размеры конструктивных элементов корпуса редуктора dêîð ; lêîð ;

Dïë ; hïë ;

-размеры посадочных ступеней вала d ; dï ; lâûõ ;

-размеры роликового конического однорядного подшипника ка-

чения D ; Ò ; b ; c ; r и сопряженные с ним размеры d4 ; D4 ;

-размеры уплотнения Dóïë ; hóïë ;

-размеры привертной крышки d ; d1 ; d2 ; Dô ; bê ; l и сопряженные с ними размеры hà ; hø ; dïð ;

-размеры стакана dñ ; d.

Дополнительные исходные данные для схемы «врастяжку»: - размер посадочных ступеней dóïë ; dð ;


34

-размеры гайки и шайбы H ; S ;

-размер конструктивного элемента стакана tc .

3.6.3.1 Порядок выполнения эскизной компоновки для схемы «врастяжку» (рис. 3.8):

1)выбрать место подшипника, расположенного ближе к конической шестерне, и на диаметре dï построить его сечение по размерам D ;

Ò; b ; c ; r. Определить величину A ;

2)отложить расстояние 2,5A , определить место второго подшипника и на диаметре dï построить его сечение по размерам D ; Ò ; b ; c ; r ;

3)отложить от торца подшипника S ; H на диаметре dð , а затем от торца гайки конструктивный зазор a /a и построить сечение уплотне-

ния на диаметре dóïë по размерам Dóïë ; hóïë ;

4)отложить от торца уплотнения толщину крышки d и построить

сечение проходной привертной крышки по размерам Dô ; d1 ; d2 ; bê ; l , оставив конструктивный зазор a //a ;

5)отложить от внутреннего торца фланца крышки dïð и построить сечение стакана по размерам dñ ; d; tc ;

6)отложить от внутреннего торца фланца стакана dïð и построить платик корпуса по размерам Dïë ; hïë . От определившейся внешней ли-

нии стенки корпуса отложить dêîð ; lêîð и соединить внутреннюю линию стенки корпуса и линию фланца;

7) отложить от внешнего торца фланца крышки hø ; hà ; a и построить выходной конец вала по размерам d ; lâûõ .

3.6.3.2Порядок выполнения эскизной компоновки для схемы «враспор» (рис. 3.9):

1)выбрать место подшипника, расположенного ближе к конической шестерне, и на диаметре dï построить его сечение по размерам D ;

Ò; b ; c ; r. Определить величину A ;

2)отложить расстояние 2,5A , определить место второго подшипника инадиаметреdï построитьегосечениепоразмерамD ; Ò ; b ; c ; r ;


35

Рис. 3.8

36

Рис. 3.9

37

3)отложить от торца подшипника конструктивный зазор a /a и построить сечение уплотнения по размерам Dóïë ; hóïë ;

4)отложить от торца уплотнения толщину крышки d и построить сечение проходной привертной крышки по размерам Dô ; d1 ; d2 ; bê ; l.

Длина заниженного участка – замыкающий размер цепи lçàí = a / + hóïë +

+d - d1 - bê - l (возможно получение графически);

5)отложить от внутреннего торца фланца крышки dïð и построить сечение стакана по размерам dñ ; d;

6)отложить от внутреннего торца фланца стакана dïð и построить платик корпуса по размерам Dïë ; hïë . От определившейся внешней ли-

нии стенки корпуса отложить dêîð ; lêîð и соединить внутреннюю линию стенки корпуса и линию фланца;

7) отложить от внешнего торца фланца крышки hø ; hà ; a и построить выходной конец вала по размерам d ; lâûõ .

Список рекомендуемой литературы

1.Дунаев П.Ф. Конструирование узлов и деталей машин: Учеб. пособие для техн. спец. вузов. – 7-е изд., испр. / П.Ф.Дунаев,

О.П.Леликов. – М.: Высш. шк., 2001. – 447 с.

2.Тарабасов Н.Д. Проектирование деталей и узлов машиностроительных конструкций: Справ. / Н.Д.Тарабасов, П.Н.Учаев. – М.: Машиностроение, 1983. – 239 с.