ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.06.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
29
Рис. 3.5
30
Рис. 3.6
31
Рис. 3.7
32 3.5.2 Порядок выполнения эскизной компоновки:
1)на диаметре dï3 отложить от торца ступицы колеса зазор à и провести внутреннюю линию стенки корпуса в месте расположения подшипникового узла;
2)отложить от внутренней линии стенки корпуса t и построить сечение подшипника качения тихоходного (ведомого) вала по размерам
D3 ; B3 ; r3 ;
3)отложить от торца подшипника конструктивный зазор a / (рекомендуется из условия размещения фасок валов a /≈ 1,5a) и построить
на диаметре dï1 сечение подшипника качения быстроходного (ведущего) вала по размерам D1 ; B1 ; r1 ;
4)отложить от торца подшипника t и построить внутреннюю линию стенки корпуса;
5)отложить от внутренней линии стенки корпуса зазор à для определения положения детали (шестерни) на быстроходном (ведущем) валу;
6)сформировать заплечики, в которые упираются подшипники, с
учетом D41 ; D43 ; a / ;
7) в случае выбора варианта рис. 3.5 сформировать канавки в местах сопряжения заплечиков и отверстий. В случае выбора схем рис. 3.6, 3.7 построить сечение кольца с фиксирующим выступом (рис. 3.6) или без него (рис. 3.7).
3.6 Эскизная компоновка подшипниковой опоры ведущего вала конического и коническо-цилиндрического редукторов
В силу конструктивных особенностей в узлах конических передач наибольшее распространение получило консольное расположение ведущей шестерни. Конструкция узла при этом получается простой, компактной и удобной для сборки и регулирования. Общим недостатком консольного расположения является повышенное неравномерное распределение нагрузки по длине зуба шестерни.
Для удобства осевого регулирования конического зацепления вал в сборе с подшипниками заключен в стакан. При регулировании зацепления коническую вал-шестерню перемещают в осевом направлении путем изменения толщины прокладок между корпусом редуктора и фланцем стакана.
33 3.6.1 Осевая фиксация вала «врастяжку»
В силовых конических передачах преимущественное применение находит установка подшипников по схеме «врастяжку», компоновка которой приведена на рис. 3.8. Силы, действующие в коническом зацеплении, вызывают появление радиальных реакций опор. Оптимальным представляется вариант, когда расстояние между точками приложения реакций опор составляет 2,5A , где A – расстояние между серединой зубчатого венца и точкой приложения реакции опоры ближнего подшипника. Регулирование осевого зазора осуществляется посредством осевого перемещения круглой шлицевой гайки с последующим ее стопорением.
3.6.2 Осевая фиксация вала «враспор»
Компоновка типовой конструкции вала-шестерни, фиксированной по схеме «враспор» приведена на рис. 3.9. Эта схема установки подшипников при соблюдении необходимого по условиям жесткости соотношения имеет значительные размеры узла в осевом направлении и для применения в силовых передачах не рекомендуется. Регулирование осевого зазора осуществляется посредством изменения толщины прокладок между фланцами крышки и стакана.
3.6.3 Построение эскизной компоновки конической вал-шестерни
Общие исходные данные для построения, рассчитанные или принятые из справочной литературы, ГОСТов:
-величина расчетного зазора à ;
-размеры конструктивных элементов корпуса редуктора dêîð ; lêîð ;
Dïë ; hïë ;
-размеры посадочных ступеней вала d ; dï ; lâûõ ;
-размеры роликового конического однорядного подшипника ка-
чения D ; Ò ; b ; c ; r и сопряженные с ним размеры d4 ; D4 ;
-размеры уплотнения Dóïë ; hóïë ;
-размеры привертной крышки d ; d1 ; d2 ; Dô ; bê ; l и сопряженные с ними размеры hà ; hø ; dïð ;
-размеры стакана dñ ; d1ñ .
Дополнительные исходные данные для схемы «врастяжку»: - размер посадочных ступеней dóïë ; dð ;
34
-размеры гайки и шайбы H ; S ;
-размер конструктивного элемента стакана tc .
3.6.3.1 Порядок выполнения эскизной компоновки для схемы «врастяжку» (рис. 3.8):
1)выбрать место подшипника, расположенного ближе к конической шестерне, и на диаметре dï построить его сечение по размерам D ;
Ò; b ; c ; r. Определить величину A ;
2)отложить расстояние 2,5A , определить место второго подшипника и на диаметре dï построить его сечение по размерам D ; Ò ; b ; c ; r ;
3)отложить от торца подшипника S ; H на диаметре dð , а затем от торца гайки конструктивный зазор a /≈ a и построить сечение уплотне-
ния на диаметре dóïë по размерам Dóïë ; hóïë ;
4)отложить от торца уплотнения толщину крышки d и построить
сечение проходной привертной крышки по размерам Dô ; d1 ; d2 ; bê ; l , оставив конструктивный зазор a //≈ a ;
5)отложить от внутреннего торца фланца крышки dïð и построить сечение стакана по размерам dñ ; d1ñ ; tc ;
6)отложить от внутреннего торца фланца стакана dïð и построить платик корпуса по размерам Dïë ; hïë . От определившейся внешней ли-
нии стенки корпуса отложить dêîð ; lêîð и соединить внутреннюю линию стенки корпуса и линию фланца;
7) отложить от внешнего торца фланца крышки hø ; hà ; a и построить выходной конец вала по размерам d ; lâûõ .
3.6.3.2Порядок выполнения эскизной компоновки для схемы «враспор» (рис. 3.9):
1)выбрать место подшипника, расположенного ближе к конической шестерне, и на диаметре dï построить его сечение по размерам D ;
Ò; b ; c ; r. Определить величину A ;
2)отложить расстояние 2,5A , определить место второго подшипника инадиаметреdï построитьегосечениепоразмерамD ; Ò ; b ; c ; r ;
35
Рис. 3.8
36
Рис. 3.9
37
3)отложить от торца подшипника конструктивный зазор a /≈ a и построить сечение уплотнения по размерам Dóïë ; hóïë ;
4)отложить от торца уплотнения толщину крышки d и построить сечение проходной привертной крышки по размерам Dô ; d1 ; d2 ; bê ; l.
Длина заниженного участка – замыкающий размер цепи lçàí = a / + hóïë +
+d - d1 - bê - l (возможно получение графически);
5)отложить от внутреннего торца фланца крышки dïð и построить сечение стакана по размерам dñ ; d1ñ ;
6)отложить от внутреннего торца фланца стакана dïð и построить платик корпуса по размерам Dïë ; hïë . От определившейся внешней ли-
нии стенки корпуса отложить dêîð ; lêîð и соединить внутреннюю линию стенки корпуса и линию фланца;
7) отложить от внешнего торца фланца крышки hø ; hà ; a и построить выходной конец вала по размерам d ; lâûõ .
Список рекомендуемой литературы
1.Дунаев П.Ф. Конструирование узлов и деталей машин: Учеб. пособие для техн. спец. вузов. – 7-е изд., испр. / П.Ф.Дунаев,
О.П.Леликов. – М.: Высш. шк., 2001. – 447 с.
2.Тарабасов Н.Д. Проектирование деталей и узлов машиностроительных конструкций: Справ. / Н.Д.Тарабасов, П.Н.Учаев. – М.: Машиностроение, 1983. – 239 с.