Файл: Л.М. Полетаева Конструктивное оформление литых деталей (на примере корпуса редуктора).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.06.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
Министерство образования Российской Федерации
КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕHHЫЙ ТЕХHИЧЕСКИЙ УHИВЕРСИТЕТ
Кафедра прикладной механики
КОНСТРУКТИВНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ЛИТЫХ ДЕТАЛЕЙ (на примере корпуса редуктора)
Методические указания для проведения лабораторных и практических занятий и курсового проектирования по курсу "Прикладная механика" для студентов направления 550800
"Химическая технология и биотехнология"
Составители Л.М.ПОЛЕТАЕВА О.В. ЛЮБИМОВ
Утверждены на заседании кафедры Протокол № 7 от 17.04.2000
Рекомендованы к печати методической комиссией направления 550800 Протокол № 1 от 15.02.2000
Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса КузГТУ
Кемерово 2000
1
Введение
Все детали, составляющие машину, должны быть определенным образом связаны между собой, иметь во все периоды ее работы правильное взаимное расположение и возможность передачи действующих усилий на основание, которое служит ей опорой. Эти функции выполняет так называемая корпусная (опорная) деталь, связывающая отдельные группы деталей в самостоятельные узлы, а последние - в независимую машину или машинную установку.
К корпусным деталям наряду с требованиями прочности и выносливости обычно предъявляются требования и высокой жесткости, так как этим критерием в значительной мере предопределяют точность функционирования всех частей машины и ее виброустойчивость. Это заставляет делать корпусные детали в большинстве случаев весьма массивными. Их вес составляет основную часть общего веса машины (до 70-90 % - в стационарных установках, несколько меньше - в транспортных машинах). Поэтому корпусные детали - один из основных объектов при решении задачи снижения веса машин и экономии материалов.
Формы и размеры корпусных деталей весьма разнообразны и зависят от мощности, производительности и общей компоновки машины, в свою очередь, определяемой ее рабочим процессом.
Наиболее распространенные разновидности корпусных деталей:
-фундаментные балки, рамы и плиты, опирающиеся на неподвижный фундамент и служащие основанием для стационарных машин;
-столы, ползуны, суппорты, передвигающиеся по направляющим, или передвижные рамы и фермы, опирающиеся на ходовые детали (колеса, гусеничный ход) и служащие опорной базой для транспортных машин;
-колонны, стойки и кронштейны, нередко используемые в качестве опорных деталей для машин или узлов;
-горизонтальные и вертикальные станины металлорежущих станков, кузнечно-прессовых машин, двигателей внутреннего сгорания и других поршневых машин;
-коробки (картеры) различных передач, корпуса электрических машин, паровых и газовых турбин, корпусные детали отдельных узлов (подшипников и др.);
-крышки, кожухи, ограждения и другие вспомогательные детали.
2
В редукторах к корпусным деталям относятся: корпус, стаканы и подшипниковые крышки.
Корпусные детали обычно имеют довольно сложную форму, поэтому в большинстве случаев их получают методом литья.
Настоящие методические указания содержат рекомендации по конструированию литого корпуса одноступенчатого цилиндрического редуктора. Материалы, изложенные в них, могут использоваться при проведении лабораторных и практических занятий, а также в процессе курсового проектирования по курсу «Прикладная механика».
1. Некоторые сведения по технологии литейного производства
Деталь, получаемая заливкой расплавленного металла, минерала, стекла, пластмассы и т.д. в литейную форму, носит название литой детали (отливки). После затвердевания отливку извлекают из формы, очищают и обрубают остатки литниковой системы.
1.1. Выбор материалов Основными критериями, определяющими выбор материала для
литых деталей, являются форма деталей, их целевое назначение, условия работы, характер и величина напряжений.
Наиболее распространены отливки из серого чугуна (СЧ12-28, СЧ15-32, СЧ18-36 и др.). Это объясняется его хорошими литейными свойствами, хорошей обрабатываемостью на металлорежущих станках, относительно низкой стоимостью, достаточно высокой износостойкостью. Прочность и жесткость чугуна ниже, чем стали, однако во многих случаях они вполне достаточны.
Примеры применения отливок из серого чугуна в общем машиностроении: станины, стойки, плиты, корпусные детали, кронштейны, детали муфт и подшипников скольжения, шкивы, маховики, зубчатые колеса и т.п.
Отливки стальные (15Л, 25Л, 35Л, 40Л, 45Л и др.) применяют в тех случаях, когда прочность деталей из чугуна недостаточна. Литейные свойства стали значительно ниже литейных свойств чугуна. Сталь в связи с малой жидкотекучестью хуже заполняет формы, а также обнаруживает склонность к образованию пузырей. Стальные отливки значительно труднее поддаются очистке, чем чугунные. Поэтому сталь избегают
3
применять для отливок сложной конфигурации с тонкими стенками, повышенными требованиями к внешнему виду и точности размеров.
Из стали выполняют отливки тяжелых, простых деталей, воспринимающих динамические нагрузки, при которых серые чугуны работают плохо. Ввиду простоты формы, большой толщины стенок и сравнительно невысоких требований к точности таких отливок литейные свойства стали оказываются приемлемыми.
Примеры применения отливок из стали: станины молотов и ковочных машин, станины и крупные детали формовочных машин, ходовые колеса кранов, катки гусеничных машин, литые рамы тракторов, заготовки крупных зубчатых колес, изготовление которых ковкой или штамповкой сложно и дорого.
Отливки из сплавов цветных металлов применяют тогда, когда к материалу детали предъявляют специфические требования. Сюда относят отливки из бронзы и латуни, отливки из алюминиевых и магниевых сплавов, цинковых сплавов. Например, бронза является хорошим материалом для подшипников, ползунов, червячных колес и других деталей, работающих в условиях трения. Но ввиду высокой стоимости и дефицитности бронз их применение ограничивают. Для перечисленных деталей использование бронзы, а также латуни, сводится к применению втулок, вкладышей, зубчатых венцов и т.п., устанавливаемых только в местах, непосредственно подвергающихся трению.
1.2. Способы литья В современном производстве применяют следующие способы ли-
тья:
-в одноразовые песчаные формы:
-в постоянные металлические формы (кокильное литье - заливка самотеком, литье под давлением и литье центробежное);
-точное литье по выплавляемым моделям и в оболочковые формы. Наиболее высокой универсальностью отличается литье в однора-
зовые песчаные формы, так как оно обеспечивает получение отливок, различных по величине и сложности, из разнообразных материалов в условиях как индивидуального, так и массового производства. Исключение составляют отливки очень мелких деталей сложной конфигурации.
4
1.3. Основные правила конструирования литых деталей Правила конструирования литых деталей в основном общие для
различных литейных материалов и способов литья. Исключение составляет литье по выплавляемым моделям, при котором отпадают требования, связанные с удалением модели из формы.
Перечислим ряд правил конструирования литых деталей с точки зрения их технологичности на примере конструирования отливок из серого чугуна при литье в одноразовые песчаные формы.
1. Не рекомендуются массивные детали. Лучше тонкостенные, развитые по периферии.
2.Отливка должна обеспечивать простое изготовление формы (меньше плоскостей разъема формы, возможность извлечения модели и стержней без разрушения). Поэтому конструкция самой отливаемой детали должна быть максимально проста. Основой конструкции должно быть какое-либо простейшее геометрическое тело, ограниченное плоскостями и поверхностями вращения. Дополнительные элементы детали
ввиде приливов, бобышек, буртиков, фланцев, ребер и прочего должны примыкать к указанному простейшему телу, составляющему основную часть отливки.
3.Для удобства удаления модели из формы поверхностям детали, расположенным в направлении извлечения модели, придают уклоны (литейные уклоны). Чем больше уклон, тем проще вынимается модель и
меньше искажается форма при ее извлечении. Для литья в песчаные формы угол конуса принимают 5...10о.
4.Для обеспечения равномерного остывания и уменьшения внутренних напряжений в результате неравномерной усадки (с целью исключения раковин, трещин и коробления отливки) стенки отливки должны по возможности иметь равномерную толщину. Переходы между стенками различной толщины и сопряжения между стенками, соединяемыми под углом, должны быть плавными.
5.Механически обрабатываемые поверхности рекомендуется выполнять выступающими над необрабатываемыми, что обеспечит удобство подвода инструмента и обработку напроход нескольких поверхностей (например, торцов бобышек).
Хорошим примером для изучения основ конструирования литых деталей является конструирование литого корпуса редуктора и его элементов.
5
2. Конструирование корпуса редуктора 2.1. Корпус редуктора. Его конструктивное оформление, элементы
Корпус редуктора должен быть достаточно прочным и жестким, так как его деформации могут вызвать перекос осей валов и вследствие этого неравномерное распределение нагрузки по длине зубьев зубчатых колес. Для повышения жесткости корпус обычно усиливают ребрами, располагаемыми у приливов под подшипники. Для удобства монтажа деталей корпус обычно выполняют разъемным. Плоскость разъема проходит через геометрические оси валов. Основные детали разъемного корпуса - основание корпуса (собственно корпус) и крышка корпуса
(иногда основание корпуса называют картером редуктора, а крышку - кожухом). Детали корпуса обычно отливают из чугуна СЧ 12-28 и СЧ 15-32. Применяют также сварные стальные корпуса. Они легче чугунных и для изготовления не требуют моделей. При серийном производстве применение литых корпусов экономически целесообразнее.
Формы и соотношения размеров отдельных типичных элементов литого корпуса сложились и стали довольно определенными. Эти элементы удобно рассматривать на примерах корпусов цилиндрических редукторов. Корпуса других редукторов составляются в основном из таких же или близких к ним по форме элементов.
Основными элементами корпуса являются его стенки, опорная подошва или лапы, фланец корпуса, прилегающий к фланцу крышки, и гнезда для подшипников. Эти гнезда часто подкрепляют ребрами, которые создают дополнительные соединения между гнездами, стенкой корпуса и его подошвой, повышают общую жесткость конструкции и укрепляют переход от стенки к подошве.
Рациональная конструкция корпусных деталей связана с масштабами производства. В условиях единичного и мелкосерийного изготовления простота форм отливок и моделей представляет важное достоинство. При массовом производстве сложность конфигурации отливки не делает ее заметно дороже и оправданными оказываются те формы, при которых невелик вес и которые наилучшим образом согласованы с операциями механической обработки, с применяемыми станками и приспособлениями. В этих условиях можно разработать конструкцию корпуса с полным учетом технологии и оснастки.
6
Рисунок 1 - Корпусные детали при накладных подшипниковых крышках
7
Рисунок 2 - Корпусные детали при накладных подшипниковых крышках
8
Рисунок 3 - Корпусные детали при врезных подшипниковых крышках
9
Рисунок 4 - Редуктор с внутренними выступами на корпусных деталях
10
Корпусные детали, показанные на рис. 1, 2, 3, имеют традиционные формы. Для них характерны гладкие внутренние очертания и выступающие наружу фланцы и ребра. Конструкции, показанные на рис. 1, 2, предусматривают применение накладных (привертных) крышек, которые крепятся болтами [3, с. 3 - 4]. Конструкция, показанная на рис. 3, рассчитана на применение в подшипниковых гнездах врезных (закладных) крышек [3, с. 7]. Для буртиков крышек необходимы выточки в гнездах, а торцы гнезд можно не обрабатывать. Врезные крышки конструктивно проще накладных. Они крепятся без болтов и для них не надо сверлить и нарезать отверстия в корпусных деталях, но во избежание протекания масла нужны сравнительно точные и плотные сопряжения крышек с внутренними поверхностями гнезд.
На рис. 4 показан цилиндрический одноступенчатый редуктор с внутренними выступами и ребрами. Такие конструкции отличаются от традиционных более гладкими и четкими наружными очертаниями, лучшими виброакустическими свойствами и некоторыми другими достоинствами. Однако такие корпуса обладают известными недостатками: большая масса, увеличение трудоемкости формовки, большая трудность внутренней очистки и окраски.
2.2. Определение основных размеров корпуса редуктора [2, с. 416 - 419]
Приведенные ниже соотношения и рекомендации даны для расчета корпусов одноступенчатых цилиндрических редукторов.
Толщина стенки основания корпуса:
δ = 24 0,1Tmax ≥ 6 мм,
где Tmax=2 T2 - наибольший вращающий момент, Н м; T2 - вращающий момент на ведомом валу редуктора.
Толщина стенки крышки корпуса
δ кр = 0,9δ ≥ 6 мм.
Диаметр стяжных болтов, соединяющих основание с крышкой редуктора:
dстяж = 3 Tmax ≥ 10 мм.
Размещение отверстий под стяжные болты дано на рис. 5.
11
Рисунок 5 - Размещение отверстий под стяжные болты и контрольные штифты
12
При проектировании отверстий под стяжные болты руководствуются следующими рекомендациями: отверстия располагают преимущественно по продольным сторонам; в районе бобышек стараются максимально приблизить их к отверстиям под подшипники (для увеличения жесткости соединения). Болт, расположенный между отверстиями под подшипники, размещают посередине между этими отверстиями; минимальное расстояние между стенками близко расположенных отверстий должны составлять 3...5 мм (рис. 1).
Количество стяжных болтов:
6 - на длинных сторонах фланца (вблизи подшипниковых гнезд); 2 - на коротких боковых сторонах фланца.
Диаметр фундаментных болтов, служащих для крепления редуктора к плите или раме:
dф = 1,25 dстяж ≥ 14 мм.
Количество фундаментных болтов:
zф = 4 при aω ≤ 250 мм;
zф = 6 при aω > 250 мм.
Толщина фланца по разъему:
δ фл = dстяж .
Толщина лапы под фундаментный болт:
δ ф = 1,5dф .
Остальные соотношения приведены в [5, с. 14, 15].
Элементы корпуса разной толщины могут сопрягаться по одному
из двух вариантов (рис. 6): |
|
а) |
б) |
Рисунок 6